Современные приёмы и методы формирования читательской грамотности
учебно-методический материал по литературе (10 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_chg_korchagina_e.a.pptx | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство. А.С.Пушкин
Именно с книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь . Хорошая книга – это друг, наставник и учитель. Дети должны стремиться к уединению с книгой, к размышлению и раздумью над содержанием прочитанного. Народная мудрость гласит Неграмотный , как слепой, а книга глаза открывает Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает Книга подобна воде – дорогу пробьет везде (пословицы)
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и уметь анализировать, а также заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Приёмы и методы формирования читательской грамотности Приём « Потерянные буквы » Этот приём часто используем на уроках русского языка, проверяя знание словарных слов КОМТАТР (комментатор),ГНРЛ (генерал), ПРРТТ (приоритет) и.т.д Можно этот приём использовать и в предложениях, отрабатывая п равописание словарных слов: 1.В плсаднке (палисаднике) стояла старая скамейка. 2. Текстильный кмбнт (комбинат) в Иваново производит в год сотни тысяч метров ткани. 3.Заслуженные работники пользуются првлегями (привилегиями) 4.Герасим напоминал бгтря (богатыря): косая сажень в плечах…..
Приём «Чтение с остановками» Используется повествовательный текст. На начальной стадии урока по названию текста дети определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Этот приём способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и отказа от своей, если она оказалась неудачной и неправильной. Рассказ А.П.Чехова «Спать хочется» (родная литература, 7 класс) ребята на начальной стадии урока осмысливают название рассказа и отвечают на вопросы учителя: например, 1. попробуйте предположить, почему свой рассказ Чехов назвал именно так? 2. Когда человек отдохнувший и выспавшийся, у него голова «ясная, мысли светлые, поступки последовательные»? 3. А когда человек в течение долгого времени не высыпается…, что может произойти? Вопросы могут возникать в момент комментированного чтения и анализа текста. «Пошаговый анализ»-приём при чтении текста, который помогает связать все «микроэлементы» сюжета, а также состояние главного героя в той или иной ситуации. Такой приём эффективен на уроке, который предполагает критическую оценку создавшейся ситуации в произведении (такие уроки мы называем «уроками критического мышления»
«Скоро Новый год…» Ученикам предлагается прочитать фразу «Скоро Новый год» 1.спокойно 4.тихо 7.со страхом 2.радостно 5.грустно 8.с издёвкой 3.громко 6.с раздражением 9.со злостью Данное упражнение развивает умение читать выразительно и передавать голосом чувства и эмоции . С разной интонацией читаются также пословицы, поговорки, скороговорки: Любишь кататься-люби и саночки возить. Корабли лавировали, лавировали, так и не вылавировали Бык тупогуб , тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа и.т.д . Такие упражнения также развивают чёткость при произношении и дикцию (скороговорки можно использовать как тренинг)
Приём «Прятки» Найдите и прочитайте 7 слов, начинающихсяся с буквы Б: АБАЛАГАНАНАСОБОЙНЯСОБРАТСТВОПОДБОДРОСТЬНА БИСКВИТОРТБИОЛОГИЯПОДБАНЯЯКОВ ( балаган,бойня , братство, б одрость, бисквит, биология, баня) Найди и исправь ошибку (прочти внимательно пословицы) 1.Дерево живёт друзьями, а человек корнями 2.Любишь возиться, люби и саночки катать 3.Труд человека портит, а лень-кормит 4.За одним зайцем погонишься-двух поймаешь 5.Без пирога теста не испечёши 6.Что написано топором, не вырубишь пером 7. Ученье-тьма, а неученье -свет 8. Язык до Новгорода доведёт
Приём «Лови ошибку» Приём «Лови ошибку» может использоваться учителем в «Интеллектуальных разминках». Он вырабатывает орфографическую зоркость обучающихся при чтении текста или о тдельных его частей. Одна буква может, оказывается, изменить смысл сказанного (например, смысл пословицы). Ученики должны найти ошибку в написании слова и записать предложения п равильно. Прежде чем начать работу, учитель сообщает, что достичь желаемого р езультата дети могут только благодаря внимательному прочтению. 1.Слезами м орю (горю) не поможешь 2.Здоровому- г рач (врач) не нужен 3.Лес рубят- к епки (щепки) летят 4.Два сапога- т ара (пара) 5.Не руби л ук (сук), на котором сидишь) 6.Одна п олова (голова) хороша, а две лучше
Приём «Письмо с дырками» или «Дырявое письмо» Цель данного приёма – по памяти воспроизвести «потерянные» слова (перед выполнением задания ученики читают оригинальный вариант: их задача-запомнить все слова текста) Мороз и …….., день……… Ещё ты дремлешь, друг…….. Пора, ……., проснись! Открой …………….взоры, Навстречу северной ………… …………………. Явись! Вечор, ты ………, …………злилась ит.д .
Составление синквейна (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила. Синквейн – это творческая работа , которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам. Конёк-горбунок ( П.П.Ершов «Конёк-горбунок») Маленький, волшебный. Помогает, спасает, объясняет Всегда помогает Ивану Помощник . Зима ( И.З.Суриков «Встреча зимы») Снежная, неожиданная Нарядила, укрыла, заморозила Самое лучшее время года Веселье . Книга ( М.Гелприн рассказ «Свеча горела» Забытая,исчезнувшая Не интересуются,не вникают,не читают Книгу заменили гаджеты Бездуховность
« Тонкий и толстый вопрос» (дети самостоятельно задают вопросы по прочитанному тексту) Кто … Что … Как звали … Правильно ли поступил (а)….. Дайте объяснение, почему… Предположите, что будет, если … Например: П равильно ли поступил Тарас Бульба, убив Андрия ? Почему он это сделал? ( ответ найдёте при внимательном прочтении текста) Что было бы, если бы Тарас Бульба не лишил сына жизни? Вопросы могут быть сформулированы по любому произведению
Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока Приём "Корзина идей" позволяет быстро подготовить учащихся к восприятию новой темы, помочь им увидеть взаимосвязь между темами, научиться видеть ошибки и исправлять их самостоятельно, анализируя свою работу и обобщая выводы.
В своей работе по формированию читательской компетенции п рименяю следующие виды и методы чтения: Чтение -- многосоставной и многоуровневый процесс. Оно может быть: -- рациональным и эмоциональным (по участию психических процессов -- мышления, памяти, воображения, воли, чувств); -- функциональным и эстетическим (по целям); -- репродуктивным и творческим (по степени осмысления информации); -- деловым и досуговым (по мотивам ) ; -- быстрым и медленным (по скорости). Рациональное чтение используется для работы с научной, учебной, публицистической, официальной литературой. При таком чтении опора делается на мышление, память, волю. Воображение и эмоции включены в меньшей степени. Рациональное чтение строится в соответствии с определёнными алгоритмами -- правилами последовательной деятельности. Ориентировочное (ознакомительное) чтение позволяет сделать предварительные выводы о тексте на основе выборочного извлечения информации, анализа отдельных элементов структуры текста , позволяющих узнать главное . Оно используется, как правило, для отбора текстов (книг, статей, файлов) для последующего более углублённого аналитического (изучающего) чтения.
Просмотровое (поисковое) чтение, или сканирование , позволяет “пробегать” текст, получая общее о нём представление. Оно включает ориентировочное чтение, а также знакомство с заголовками и подзаголовками, отдельными фрагментами -- абзацами, страницами; выделение ключевых слов и понятий, поиск конкретных данных: фамилии, слова, факта. Такое чтение даёт представление о стиле и языке автора, особенностях изложения материала, степени трудности текста. Оно позволяет предвидеть развитие темы, понять основные линии поведения персонажей или аргументацию автора, уяснить цели работы с текстом. Ему отводится ведущая роль при экранном и функциональном чтении.
Сканирование позволяет быстро просмотреть текст и мысленно зафиксировать те места, в которых содержится информация, необходимая для ответа на вопросы. При работе с источниками большого объёма сканирование позволяет выделить фрагменты текста, требующие более внимательного прочтения. Аналитическое (изучающее) чтение -- это чтение, включающее все действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов. Оно включает: отбор важных и второстепенных фактов; ответы на вопросы и постановку вопросов; все виды свёртывания информации: создание текстов-экстрактов (аннотации, рефераты, тезисы, планы, конспекты) и схематизацию текстов (представление текста в форме различных схем); выделение основных и дополнительных мыслей; комментарии и объяснения; рефлексию -- оценку прочитанного и создание собственных смыслов; “присвоение” новых знаний как собственных, выражение мнений и позиции в различных жанрах письменных работ (эссе, рецензия, отзыв, статья, доклад, презентация). Эмоциональное чтение всегда индивидуально и поэтому не может быть алгоритмизировано. Чтение художественной литературы отличается от чтения научных, учебных, публицистических, официальных изданий. Это творческая деятельность читателя, в которой ведущую роль играют воображение и чувства. Именно художественную литературу “читают”, о познавательной говорят: “работа с текстом”. При эмоциональном чтении читатель выступает как соавтор писателя, он домысливает и обогащает читаемый текст. Воображение помогает нарисовать внешний облик героя, детализировать его психологический образ, мир мыслей, чувств и переживаний, создать собственные неповторимые образы.
Только творческий подход и разнообразные приёмы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. Ребенок, которому легко читать, обязательно будет читать, читать без принуждения .
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
приёмы и методы формирования функциональной грамотности на уроках физиеи
В статье описаны приемы и методы формирования функциональной грамотности на уроках физики основной школы. Актуальность темы определяется необходимостью в формированиифункциональной грамотностиу всех у...
Приёмы и способы формирования читательской грамотности
Для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной р...
Смысловое чтение как метод формирования читательской грамотности
Методическая разработка представляет собой обобщение опыта работы над методической темой самообразования "Формирование читательской грамотности учащихся через смысловое чтение на уроках русского ...
«Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
laquo;Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Доклад - презентация О приемах и методах формирования читательской грамотности в процессе изучения иностранного языка по УМК "Английский в фокусе"
Жанр разработки: Презентация Power PointЦель презентации: Сформировать целостное представление о приемах и методах формирования функциональной грамотности.Задачи презентации:1. Способс...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...