Рассказ «Свеча горела»
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Урок критического мышления по литературе в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_rasskazu_m.gelprina_svecha_gorela_11_klass.docx | 28.18 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Майк Гелприн
Рассказ «Свеча горела»
Урок критического мышления по литературе в 11 классе 23.10.2016г
Учитель: Корчагина Евгения Авельевна
Цели урока:
Обучающая:
1.провести анализ идейно-художественных особенностей рассказа.
Развивающие:
1.развивать ассоциативное и творческое воображение учащихся;
2.формировать коммуникативные навыки
3.формировать умение рассуждать, осмысливать прочитанное.
Воспитательная:
1.прививать детям любовь к литературе, родному слову.
Используемая технология: «Развитие критического мышления учащихся посредством анализа художественного произведения (чтение с остановками)». Акцентное вычитывание.
Приемы: прием предположения «Что будет?», приём ожидаемых результатов «Этого ли я ождал(а)?»,составление синквейна.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
1.Приветственное слово
2. Чем будем заниматься на уроке: чтение + анализ рассказа Майка Гелприна «Свеча горела».
3.Несколько слов о писателе ( слайд № 3)
Название рассказа.
I.Работа со словом СВЕЧА как ключевым словом рассказа. Учащиеся должны поделиться ассоциациями, связанными с этим словом?
(Горит, тепло, свет, надежда и т.д.)
Обратить внимание ребят на глагол в названии рассказа: ГОРЕЛА ( прошедшее время) – в конце урока задать вопрос «Почему в прошедшем времени, а не в настоящем и не в будущем?»
II.Погружение в текст/чтение рассказа.
Рассказ называется «Свеча горела». Как вы думаете, о чем пойдет речь? Сделайте свои предположения. Учащиеся высказывают свои предположения.
Свои мысли ребята вносят в таблицу. Колонка № 1 заполняется перед прочтением рассказа, № 2 и № 3 – после.
1.Предполагаю | 2.Что поразило, удивило, тронуло | 3.Этого ли я ожидал… |
III. Осмысление прочитанного.
Детальный анализ произведения.
1…потерял всякую надежду.
- На что потерял надежду А.П? ( уч-ся высказывают свои предположения)
2…Вы даёте уроки ЛИТЕРАТУРЫ?...ёкнуло под сердцем…
- Почему А.П. так отреагировал на звонок? Кто в основном приходил (и то редко) и звонил в дверь? (беседа с уч-ся)
Обратить внимание ребят на диалог между героями рассказа:
-Позвольте узнать, каковы условия?
-Задаром,- чуть не вырвалось у А.П.
- Почему с такой просьбой Максим обратился к А.П?
-Какие ключевые слова вы бы выделили в этом отрывке?
-Как вы думаете, как дальше будут развиваться события в рассказе?
3. Чтение и анализ отрывка: В эту ночь А.П. не спал…Передать другим то, что у него есть.
- Почему уволили с работы А.П?
(Учащиеся высказывают свои предположения, мнения)
-На какие сбережения существовал герой?
…Сбережения быстро закончились, и А.П. пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль…антикварный сервиз…А затем…
-Что было затем?
(предположения /мнения уч-ся)
...Неважно, удастся ли откупить…Он может передать…вот что единственное важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть.
-Какие слова вас поразили? Почему? Что хотел передать другим А.П.?
(Ученики высказывают своё мнение)
4.Встреча А.П. с Максимом: анализ эпизода.
… В общеобразовательных школах литературу НЕ ПРЕПОДАЮТ почти сотню лет. А сейчас не преподают и в специальных… - НИГДЕ? – спросил Максим тихо… - Боюсь, что уже нигде,-А.П…Читать стало некогда…
- Чему стало отдавать предпочтение человечество? (виртуальным играм)
-Обратить внимание уч-ся на то, какие предметы стали вытеснять гуманитарные науки, особенно литературу.
…А.П. замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.
-Как можно объяснить такое состояние героя? (замолчал, вспотевший лоб= волнение, тревожность, безысходность)
Чтение и комментарии диалога А.П. с Максимом(+++) см. в тексте: …литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом.
Беседа с уч-ся:
- Какая общечеловеческая проблема поднимается писателем? – проблема бездуховности и безнравственности молодого поколения.
- Какие ключевые слова можно отметить? ( уч-ся называют эти слова, СС)
- Как вы думаете, как дальше будут развиваться события в рассказе? (будет ли Максим продолжать занятия или…?
5. -Вы придёте завтра, Максим? – стараясь унять дрожь в голосе, спросил А.П.
- Почему голос А.П. задрожал? Чего он испугался? См. текст
- Что говорит А.П. о литературе? (литература - это не только О ЧЁМ написано, но и КАК написано…язык…инструмент…
- Какие великие люди (поэты и писатели, прославившие русскую и зарубежную классическую литературу) звучат в монологе А.П.?
- Почему Максим на одном дыхании слушал А.П.? (ребята высказывают свои предположения)
- Почему А.П…воспрянул и пробудился к жизни? стр.4 текста
День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.
Классика, беллетристика, фантастика, детектив
6. Однажды, в среду, Максим не пришёл…
Работа с отрывком 6.
-Почему Максим не пришёл? (ваше мнение, предположения?)
Проанализировать поведение А.П., когда он не дождался Максима:
…промаялся, не находил себе места…ночью не сомкнул глаз…побрёл к видеофону…даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчёмности…
-Как вы думаете, почему так запереживал А.П? Чего он больше испугался: что Максим заболел или что он вообще больше не придёт (ответ обосновать).
Нам некогда читать, некогда думать, некогда давать волю своему воображению, некогда наслаждаться языком, слогом, историей. Все откладываем и откладываем. А что если попробовать представить себе, что будет, когда суматошный ритм жизни и прогресс приведет к тому, что литература перестанет быть нужной, отомрет и останется только в сердцах преданных анахроничных людей?
- Предположите, что произошло с героями дальше? ( учащиеся высказывают свои предположения).
7. А.П. выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу.
Встреча с соседом (по тексту):
- О чём поведал сосед А.П.? / реакция А.П. (…не помнил, как добрался до лифта).
-Что узнаёт из новостей А.П?
… подключился к сети, пролистал ленту новостей. Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами. «Уличён хозяевами, — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, — в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения… По факту утилизирован…. Общественность обеспокоена проявлением… Выпускающая фирма готова понести… Специально созданный комитет постановил…».
- Оправдался ваш прогноз?
- Что вас удивило? Поразило?
-Какая фраза?
(А.П. обучал робота…самостоятельно пришёл к выводу о ДЕТСКОЙ БЕЗДУХОВНОСТИ, с которой решил бороться…)
… колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол.
Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота. Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил. Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И ВСЁ…
Задать вопрос ребятам:
- Что последует за многоточием? (предположения учащихся)
8. Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать…
- Ваш прогноз, кто позвонил в дверь? (высказывают предположения)
На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.
-Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.
- Что? - А.П. опешил. — Вы кто?
-Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.
- От… От кого?!
- От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он… как его…
- Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.
А.П. схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.
-Ты шутишь? — тихо, едва слышно выговорил он.
- Свеча горела на столе, свеча горела, — твёрдо произнёс мальчик. — Это он велел…
Рефлексия / беседа с ребятами:
- Ожидали вы такой финал рассказа?
- Как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? О чём он?
-Что, по - вашему мнению, будет с героем после событий рассказа?
(Рассказ о нашем будущем без книг и любви к чтению
- Счастливый финал? (дети на пороге квартиры А.П.- это оптимистично.
Свеча в литературе – символ души, жизни, любви, одиночества.
Процетировать Бредбери:
«Простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познаёт через книгу».
В заключении – предложить детям, опираясь на анализ и восприятие рассказа, составить синквейн к словам: КНИГА и ЛИТЕРАТУРА ( причины исчезновения литературы)
Например:
Литература. Книга.
Обречённая , виртуальная Исчезнувшая, забытая
Падает, не читают, умирает Не интересуются, не листают, не вникают
Литературу вытеснил прогресс Книгу заменили гаджеты
Бездуховность Безнравственность
Д/з Сочинение- миниатюра: Как вы понимаете слова из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Дума»: «Печально я гляжу на наше поколенье…»? Чем современны эти строки в наше время? Ответ обосновать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
№ 1 Цели: 1.Учить детей анализировать текст; 2.создать условия для развития внимания, памяти, воображения, критического мышления.
Майк Гелприн Биография: Майк Гелприн , известный также и под псевдонимом Джи Майк, родился 5 августа 1961 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский политехнический институт в 1984 году по специальности «инженер-гидротехник». В 1994 году переехал на постоянное место жительства из Санкт-Петербурга в Нью-Йорк. Сменил множество работ и профессий, но нигде не мог «найти себе применение». В настоящее время ж ивёт в Бруклине. Литературное творчество Гелприн начал в 2005 году как автор юмористических рассказов, однако быстро переключился на фантастику . Печатался в российских журналах «Веси», «Уральский следопыт» и «Мир фантастики», американских – «Чайке», «Я» и многих других .
Свеча?
Свеча в литературе – символ души, жизни, любви, одиночества.
№ 2 ...простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу . Р.Брэдбери из «451 градус по Фаренгейту»
Домашнее задание Сочинение- миниатюра: Как вы понимаете строки из стихотворения «Дума» М. Ю. Лермонтова: «Печально я гляжу на наше поколенье…»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Свеча горела на столе, свеча горела..." По творчеству Б.Пастернака
Литературно-музыкальная композиция для 9-11 кл. "Свеча горела на столе, свеча горела..." По творчеству Б.Пастернака...
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ «СВЕЧА ГОРЕЛА...»
Литературно-музыкальная гостиная к 125-летию со дня рождения Б.Л.Пастернака....
Вопросы для анализа стихов Б.Пастернака "Свеча горела"..., "Когда разгуляется.."
Данная презентация содержит вопросы для анализа двух стихотворений Б.Пастернака: "Свеча горела...", "Когда разгуляется...". Вопросы развивают навыки анализа, помо...
Диалог о любви "Свеча горела на столе..."
Данное мероприятие мы проводили с ребятами на 8 марта. Мам поздравляем всегда на День Матери, поэтому нет смысла, а вот поговорить о любви - в самый раз в начале весны и посвятить стихи о любви всем д...
"Свеча горела на столе" (литературно-музыкальная композиция, посвященная теме любви в лирике Ф.И.Тютчева)
Любовь – часть жизни каждого из нас. Любой повторит за художником Ван Гогом: «Я – человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви – иначе я замерзну и превращусь...
"Свеча горела на столе" (литературно-музыкальная композиция, посвященная теме любви в лирике Ф.И.Тютчева). Презентация.
Любовь – часть жизни каждого из нас. Любой повторит за художником Ван Гогом: «Я – человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви – иначе я замерзну и превращусь...
Литературно - музыкальная композиция "Свеча горела на столе..." (тема любви в творчестве А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина)
Любовь – часть жизни каждого из нас.Любой повторит за художником Ван Гогом: «Я – человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви – иначе я замерзну и превращусь в кам...