Презентация_6 класс_Древнерусская литература
презентация урока для интерактивной доски по литературе (6 класс)
Презентация содержит основные сведения по теме "Древнерусская литература" для учащихся 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Древнерусская литература_6 класс | 818.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Древнерусская литература – совокупность всех произведений, ставших памятниками истории, начиная с X I века и заканчивая XVII . Период существования древнерусской литературы XI – XVII вв. Предшественником древнерусской литературы был фольклор Это начальный этап в развитии русской литературы
Причина возникновения литературы - создание государства - Киевской Руси После принятия христианства на Русь из Болгарии и Византии в X-XI вв. было привезено много книг 988 год – год принятия христианства на Руси Появление письменности
Периоды развития литературы Древней Руси Литература Киевской Руси (XI – первая треть XIII века) Литература периода раздробленности и татаро-монгольского ига (вторая треть XIII–XIV вв .) Литература времен объединения северо-восточных княжеств в единое Московское государство (конец XIV – начало XV в .) Литература централизованного русского государства (конец XV–XVI вв .) Литература этапа формирования русской нации (XVI–XVII вв.)
Повесть. Это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. ЖАНРЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Житие. Его создавали люди, непосредственно знакомые с человеком, причисленным к лику святых, и которого канонизировали после его смерти. Летопись. Повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», т.е. в хронологической последовательности. Поучение. Это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого человека: и для князя, и для простолюдина. Слово . Является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Хождение. Повествует о далеких путешествиях
Первое произведение, дошедшее до нас, - «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» (начало XII века)
«…Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами , по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от неё и назвались полочане . Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле , и назвались северянами. И так разошёлся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской» .
В Повести временны́х лет описаны исторические события, которые произошли с 852 по 1117 год . Г лавная черта летописи - правдивое описание событий государственной важности
По форме Повесть временных лет — это хронологическое описание исторических событий , произошедших на Русской земле с конца IX до начала XII века. Особенности жанра Такая композиция типична для жанра …
По форме Повесть временных лет — это хронологическое описание исторических событий , произошедших на Русской земле с конца IX до начала XII века. Особенности жанра Такая композиция типична для жанра ЛЕТОПИСИ
Герои и их характеры Главные герои Повести - русские князья , которые представлены воинами, защитниками Русской земли . Рассказывая о героях, летописец не беспристрастен: он сравнивает их с православным идеалом, восхищается ими .
«В год 6472 (964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус , и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины…»
Описываемые конфликты решались на поле боя : это и битвы с половцами и печенегами, и распри между князьями за передел собственности, и завоевательные походы. Однако есть и иные эпизоды, показывающие ум и смекалку русского человека перед лицом опасности . Пример — «Сказание о белгородском киселе», в котором описывается, как находчивость спасла русских от осады печенегов и страшного голода. Конфликт и способы его разрешения
Летопись сочетает в себе историческое повествованияе со сказаниями, повестями и народными легендами Важная особенность летописи - дидактичность (поучительность): « Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своём не ленитесь, но за всем сами наблюдайте… ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью …» Художественные средства летописи сдержанные. Чаще всего автор использует эпитеты : «беспрерывная великая война » сравнения : «В тот же год знамение было на солнце, как будто бы должно было оно погибнуть и совсем мало его осталось, как месяц стало, в час второй дня, месяца мая в 21-й день »
т . к. задача летописи — не только сообщить об исторических событиях, но и приблизить читателя к идеалу . Для этого используются либо цитаты, либо пересказ Священного Писания: «Бог велит нам жить в покаянии и говорит нам через пророка: «Обратитесь ко мне всем сердцем вашим, в посте и плаче». Если мы будем так поступать, простятся нам все грехи » Использование прямых поучений
Повесть временных лет рассказывает не только о событиях того времени, но и о верованиях русского народа, его идеалах, обычаях, смекалке, быте, о правителях-князьях. И зачастую автор повествования выражает собственное отношение к тому, о чём рассказывает.
Самое главное в летописи — духовные ценности : патриотизм, скромность, нравственное совершенствование, милосердие, бескорыстие — всё то, что отличает православного человека, ведь вся древнерусская литература доказывает преимущество христианства над язычеством. В основе понимания мира - вера в Бога С первых произведений русская литература была высокодуховной, она была проповедником, по словам Н. А. Некрасова, «разумного, доброго, вечного». Она учила, как можно познать мир и найти своё место в этой жизни.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Конспекты ВЫУЧИТЬ! «Сказание о белгородском киселе» (пересказ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал к уроку истории в 6 классе "Древнерусское государство при князе Владимире"
ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть историю Древнерусского государства при князе Владимире, причины;процесс и итоги крещения Руси....
Презентация к уроку литературы в 7 классе Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». «Повесть временных лет»
Презентация-сопровождение урока рассказывает о зарождении древнерусской литературы, её особенностях, жанрах...
Урок литературы в 9 классе "Древнерусская литература"
Файл содержит конспект урока и презентацию первого урока по древнерусской литературе....
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Древнерусская литература"
Данная презентация включает материал для вводного урока по литературе (5 класс) к разделу "Древнерусская литература" включает также материалы о "Повести временных лет"...
Дистанционный урок литературы. 5 класс. Древнерусская литература. "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича".
Предлагается последовательность изучения учениками нового материала в условиях дистанционного обучения. Предусмотрены разные виды работ и дидактический материал....
Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»
Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...
Презентация для 5 класса "Древнерусская литература"
Презентация по литературе в 5 классе...