«Лазер – оптический квантовый генератор» (урок литературы в инженерном классе)
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 112 КБ |
![]() | 527.62 КБ |
![]() | 45.81 КБ |
![]() | 423.5 КБ |
![]() | 168.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ФИЗИКИ И СЛОВЕСНОСТИ
на тему «Лазер – оптический квантовый генератор»
Авторы: учитель русского языка и литературы
Новицкая Татьяна Николаевна,
учитель физики Улько Яна Геннадьевна
ГБОУ им. А. Боровика г. Москвы
Предлагаем ознакомиться с проведением такого урока.
Ссылка на видео урока: https://youtu.be/zcmoAW8W6Zc
Цель урока: выработать целостное, комплексное видение окружающего нас мира, повторить изученный материал, применить полученные ранее знания в новых условиях, отработать задания, связанные с анализом текста, в формате ЕГЭ по русскому языку.
Задачи урока:
- показать связь между различными областями знаний и практическую значимость современных научных теорий;
- изучить явления в их взаимосвязи, перейти от анализа обособленных явлений к анализу связей между явлениями;
- объединить гуманитарные и естественно - научные знания, расширить представления обучающихся;
- развивать интеллектуальные способности обучающихся;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Цели:
развивающая: умение видеть мир в многообразии; умение находить решение проблемы, применять знания в различных областях;
обучающая: умение писать сочинение – рассказ, умение решать задачи по теме: Законы Ньютона;
коммуникативная: обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем;
воспитательная: развитие познавательного интереса к русскому языку, литературе, физике.
No | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Мотивация к учебной деятельности. | Фантастическая преамбула http://www.youtube.com/watch?v=5phkG8QAfDQ | – целеполагание – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 | Актуализация (повторение) знаний | Ф.: Ребята, о чем пойдет речь на уроке? Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают и записывают учебные действия: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели. Р.: А что такое лазер? Знаете ли вы, что это сложносокращенное слов, пришедшее к нам из английского языка. Попробуйте, воспользовавшись англо-русским словарем, расшифровать это слово. Ла́зер (англ. laser, аббревиатура от light amplification by stimulated emission of radiation) -это усиление света посредством вынужденного излучения (записать в тетрадь) Р.: Рассмотрите слайд и скажите, как правильно произносится слово лазер? | – анализ и обобщение – извлечение необходимой информации из словаря – построение речевого высказывания – подведение под понятие – выполнение пробного учебного действии –фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии – волевая саморегуляция в ситуации затруднения – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации – учет разных мнений |
3. | Словарная работа | Р: Для работы нам потребуются сегодня использовать много новых терминов. Обратимся к толковым словарям и изучим лексическое значение и правильное написание этих слов. (*если вы не найдете значение в словаре, можно обратиться к интернет –словарям в мобильном телефоне). Обсуждаем лексическое значение слов (см. презентацию) А теперь давайте запишем эти слова. Словарь: электромагнитная волна и ее длина, диапазоны волн, индуцированное излучение, генератор, голограмма, голография. Взаимопроверка и раздача памяток (см. Приложение №2) с лексическим значением этих слов. | |
4. | Объяснение нового материала |
Ф: Ла́зер (англ. laser, аббревиатура от light amplification by stimulated emission of radiation) «усиление света посредством вынужденного излучения»), или опти́ческий ква́нтовый генера́тор — это устройство, преобразующее энергию накачки (световую,электрическую, тепловую, химическую и др.) в энергию когерентного, монохроматического, поляризованного и узконаправленного потока излучения. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия – подведение под понятие – определение основной и второстепенной информации – постановка и формулирование проблемы – структурирование знаний – осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
4 | Первичное закрепление с проговариванием вслух | Ф: Принцип работы лазера На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. http://www.youtube.com/watch?v=IUgo_01mJjA | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация – извлечение из математических текстов необходимой информации – моделирование и преобразование моделей разных типов – использование знаково- символических средств – подведение под понятие – установление причинно- следственных связей – выполнение действий по алгоритму – осознанное и произвольное построение речевого высказывания – построение логической цепи рассуждений, доказательство – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций – использование критериев для обоснования своего суждения – достижение договоренностей и согласование общего решения – осознание ответственности за общее дело |
5 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Р.:Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового вида (работают с текстом (см. Приложение №3)), осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. | анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация – извлечение из научного текста необходимой информации – осознанное и произвольное построение речевого высказывания ( – доказательство – контроль – коррекция – оценка – волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
6 | Включение в систему знаний и повторение | Ф.: Ребята, где применяется лазер. Работа с учебником Физика 11 класс «Оптика. Квантовая физика». Г.Я.Мякишев, А.З. Синяковиздательство «Дрофа» Составление КЛАСТЕРА/план-схему по применению лазера в жизни человека (см.Приложение №1) | нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация – извлечение необходимой информации – использование тезисов и комментариев – установление причинно- следственных связей – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий – самостоятельное создание алгоритмов деятельности – выполнение действий по алгоритму – доказательство – осознанное и произвольное построение речевого высказывания – контроль, коррекция, оценка |
7. | Рефлексия | Р.: Составление синквейна. (Приложение № 1) | |
7 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. | – рефлексия способов и условий действия (П);– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – планирование учебного сотрудничества (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
Список сайтов и литературы
1. Ахматова А. С., «Физика, часть2. Оптика и волны», М., 1973г., изд. «Наука».
2. Громов С. В., «Физика 11», 3 издание, М., 2002г., изд. «Просвещение».
3. «Детская энциклопедия» Т.3 «Вещество и энергия», издание 3, М., 1973г., изд. «Педагогика».
4. Мякишев Г. Я., Синяков А. З., Учебник для углубленного изучения физики «Оптика. Квантовая физика», М., 2010г., изд. «Дрофа».
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%80
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Фишбоун — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета и представляющая собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк.
Кластер Лазер Космос Связь в космическом пространстве Хирургические операции Получение объёмных изображений Управление термоядерными реакциями Медицина Голография Наука ГДЕ? ЗАЧЕМ?
Фишбоун Лазер Монохроматичность Когерентность Большая мощность Маленький угол расхождения Испарение в вакууме Голография Лазерные шоу Интенсивность излучения Польза
Синквейн 1-ая строка (одно слово) – сущ., гл.тема, мысль 2-ая строка (два слова) – прил., качества первого слова 3-я строка (три слова) – гл., действия первого слова 4-я строка – суждение из 4-х слов по теме 5-ая строка (одно слово) – сущ., синоним первому слову Лазер Монохроматичный , мощный Светит, режет, испаряет Он во многом помогает Генератор
ССЫЛКА НА УРОК https://youtu.be/zcmoAW8W6Zc
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Цель урока:
Задачи урока:
Словарный диктант:
Запишите определение:
Впишите ответы:
1) | 2) | 3) | 4) |
Составьте кластер:
Составьте синквейн:
1-ая строка (одно слово) – сущ., гл.тема, мысль
2-ая строка (два слова) – прил., качества первого слова
3-я строка (три слова) – гл., действия первого слова
4-я строка – суждение из 4-х слов по теме
5-ая строка (одно слово) – сущ., синоним первому слову
Предварительный просмотр:
Фишбоун
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.
Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Что такое фишбоун? В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами. Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.
Синквейн
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн активизирует умственную деятельность школьников через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
При составлении синквейнов :повышается интерес к изучаемому материалу; развивается образное мышление; развиваются творческие способности учащихся; совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли; развивается мышление и воображение; вырабатывается способность к анализу; уменьшается время, отводимое на запоминание информации; расширяется словарный запас.
Составление: первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным. Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий. В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова. Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы. Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
Ссылка на урок: https://youtu.be/zcmoAW8W6Zc
Кластер
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Прием кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем. Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной.
Применение кластера имеет следующие достоинства: он позволяет охватить большой объем информации; вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно; дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение. В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения: умение ставить вопросы; выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения; переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом; сравнивать и анализировать; проводить аналогии. Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Составьте кластер:
Составьте фишбоун:
Составьте синквейн:
1-ая строка (одно слово) – сущ., гл.тема, мысль
2-ая строка (два слова) – прил., качества первого слова
3-я строка (три слова) – гл., действия первого слова
4-я строка – суждение из 4-х слов по теме
5-ая строка (одно слово) – сущ., синоним первому слову
Тема урока:
Составьте кластер:
Составьте фишбоун:
Составьте синквейн:
1-ая строка (одно слово) – сущ., гл.тема, мысль
2-ая строка (два слова) – прил., качества первого слова
3-я строка (три слова) – гл., действия первого слова
4-я строка – суждение из 4-х слов по теме
5-ая строка (одно слово) – сущ., синоним первому слову
Тема урока:
Составьте кластер:
Составьте фишбоун:
Составьте синквейн:
1-ая строка (одно слово) – сущ., гл.тема, мысль
2-ая строка (два слова) – прил., качества первого слова
3-я строка (три слова) – гл., действия первого слова
4-я строка – суждение из 4-х слов по теме
5-ая строка (одно слово) – сущ., синоним первому слову
Тема урока:
Составьте кластер:
Составьте фишбоун:
Составьте синквейн:
1-ая строка (одно слово) – сущ., гл.тема, мысль
2-ая строка (два слова) – прил., качества первого слова
3-я строка (три слова) – гл., действия первого слова
4-я строка – суждение из 4-х слов по теме
5-ая строка (одно слово) – сущ., синоним первому слову
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/27/picture-94328.jpg)
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/07/picture-174942-1360183907.jpg)
Урок литературы в 5 классе. Литература XIX века. Итоговый урок.
План-конспект урока литературы в 5 классе. Проверяет знание обучающимися текстов изученных произведений; фактов биографии писателей и поэтов 19 века; литературоведческих терминов;а также навыки вырази...
Урок литературы в 10 классе на тему "Домострой"на уроках литературы
Урок литературы в 10 классе по произведениям А.Н.Островского "Свои люди-сочтемся" и "Гроза" на тему " "Домострой" на уроках литературы"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/22/picture-555185-1419280686.jpg)
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-376282-1478278336.jpg)
Разработка урока для 11 инженерного класса "Профессия инженера"
Пояснительная записка к уроку "Профессия инженера" для 11 классаКонспект урока "Профессия инженера" для 11 классаПрезентация к урокуБиография И.К.Брюнеля. Интересные данные....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/20/picture-880613-1484902320.jpg)
ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ",презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: Поэты пушкинской поры"
Конспект урока по литературе в 9 классе....
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...