«Лазер – оптический квантовый генератор» (урок литературы в инженерном классе)
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Новицкая Татьяна Николаевна
Трудно вообразить, как объединить физику, русский язык и литературу в один интегрированный урок, ведь данные предметы диаметрально противоположны. Тем не менее, данная интеграция не только осуществима, но и полезна и занимательна как для учеников, так и для учителей. В ходе подобного урока дети учатся мыслить раскрепощенно, перед ними стоят задачи, не типичные для обычных уроков. Действительно, необычное сочетание предметов позволяет отойти от привычного рода деятельности, расширить кругозор. Интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, учат видеть причинно-следственные связи даже там, где они далеко не очевидны, а также формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы на основе полученной информации. Форма проведения таких уроков нестандартна и увлекательна, использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что в разы повышает их эффективность. Переключение на разные виды деятельности снимает утомляемость и перенапряжение, что повышает заинтересованность, служит развитию воображения, внимания и памяти школьников. Структура интегрированных уроков отличается большей информативностью учебного материала, его логической взаимообусловленностью, предельной чёткостью и компактностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК  ФИЗИКИ И СЛОВЕСНОСТИ

на тему «Лазер – оптический квантовый генератор»

Авторы: учитель русского языка и литературы

Новицкая  Татьяна Николаевна,

 учитель физики Улько Яна Геннадьевна

ГБОУ им. А. Боровика г. Москвы

Предлагаем ознакомиться с проведением такого урока.

Ссылка на видео урока:    https://youtu.be/zcmoAW8W6Zc 

Цель урока: выработать целостное, комплексное видение окружающего нас мира,  повторить изученный материал, применить полученные ранее знания в новых условиях, отработать задания, связанные с анализом текста, в формате ЕГЭ по русскому языку.

Задачи урока:

-       показать связь между различными областями знаний и практическую значимость современных научных теорий;

-        изучить явления в их взаимосвязи, перейти от анализа обособленных явлений к анализу связей между явлениями;

-       объединить гуманитарные и естественно - научные знания, расширить представления  обучающихся;

-        развивать интеллектуальные способности обучающихся;

-        воспитывать умение работать в коллективе.

Цели: 
развивающая: умение видеть мир в многообразии; умение находить решение проблемы, применять знания в различных областях; 

обучающая: умение писать сочинение – рассказ, умение решать задачи по теме: Законы Ньютона; 

коммуникативная: обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем; 

воспитательная: развитие познавательного интереса к русскому языку, литературе, физике. 

No

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Мотивация к учебной деятельности.

Фантастическая преамбула

http://www.youtube.com/watch?v=5phkG8QAfDQ

–  целеполагание  

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Актуализация (повторение) знаний

Ф.: Ребята, о чем пойдет речь на уроке?

Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают и записывают учебные действия: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели.

Р.: А что такое лазер? Знаете ли вы, что это сложносокращенное слов, пришедшее к нам из английского языка. Попробуйте, воспользовавшись англо-русским словарем, расшифровать это слово.

Ла́зер (англ. laser, аббревиатура от light amplification by stimulated emission of radiation)

-это усиление света посредством вынужденного излучения

(записать в тетрадь)

Р.: Рассмотрите слайд и скажите, как правильно произносится слово лазер?

– анализ и  обобщение

– извлечение необходимой информации из словаря

– построение речевого высказывания

– подведение под понятие

– выполнение пробного учебного действии

–фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

– учет разных мнений

3.

Словарная работа

Р: Для работы нам потребуются сегодня использовать много новых терминов. Обратимся к толковым словарям и изучим лексическое значение и правильное написание этих слов. (*если вы не найдете значение в словаре, можно обратиться к интернет –словарям в мобильном телефоне).

Обсуждаем лексическое значение слов (см. презентацию)

А теперь давайте запишем эти слова. Словарь:  электромагнитная волна и ее длина, диапазоны  волн, индуцированное излучение, генератор, голограмма, голография.

Взаимопроверка и раздача памяток (см. Приложение №2) с лексическим значением этих слов.

4.

Объяснение нового материала

 

Ф:  Ла́зер (англ. laser, аббревиатура от light amplification by stimulated emission of radiation)

 «усиление света посредством вынужденного излучения»),

или опти́ческий ква́нтовый генера́тор — это устройство, преобразующее энергию накачки (световую,электрическуютепловуюхимическую и др.) в энергию когерентногомонохроматическогополяризованного и узконаправленного потока излучения.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

– подведение под понятие

– определение основной и второстепенной информации

– постановка и формулирование проблемы

– структурирование знаний

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания

4

Первичное закрепление с проговариванием вслух

Ф:  Принцип работы лазера

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

http://www.youtube.com/watch?v=IUgo_01mJjA

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация

– извлечение из математических текстов необходимой информации

– моделирование и преобразование моделей разных типов

– использование знаково- символических средств

– подведение под понятие

– установление причинно- следственных связей 

– выполнение действий по алгоритму

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания

– построение логической цепи рассуждений, доказательство

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач

– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций 

– использование критериев для обоснования своего суждения

– достижение договоренностей и согласование общего решения

 – осознание ответственности за общее дело

5

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Р.:Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового вида (работают с текстом  (см. Приложение №3)), осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация

– извлечение из научного  текста  необходимой информации

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (

– доказательство

– контроль

– коррекция

– оценка

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения

6

Включение в систему знаний и повторение

Ф.:  Ребята, где применяется лазер.

Работа с учебником Физика 11 класс «Оптика. Квантовая физика». Г.Я.Мякишев, А.З. Синяковиздательство «Дрофа»

Составление КЛАСТЕРА/план-схему  по применению лазера в жизни человека (см.Приложение №1)


нравственно-эстетическое  оценивание усваиваемого содержания

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация

– извлечение необходимой информации

– использование тезисов и комментариев

– установление причинно- следственных связей 

– построение логической цепи рассуждений, выведение следствий 

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности

– выполнение действий по алгоритму

– доказательство

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания

– контроль, коррекция, оценка

7.

Рефлексия

Р.: Составление синквейна. (Приложение № 1)

7

Рефлексия учебной

деятельности на уроке

На данном этапе фиксируется

новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

– рефлексия способов и условий

действия (П);–

 контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); 

– самооценка на основе критерия успешности (Л); 

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л)

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); 

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); 

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);

 – планирование учебного сотрудничества (К); 

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Список сайтов и литературы

1. Ахматова А. С., «Физика, часть2. Оптика и волны», М., 1973г., изд. «Наука».

2.  Громов С. В., «Физика 11», 3 издание, М., 2002г., изд. «Просвещение».

3.  «Детская энциклопедия» Т.3 «Вещество и энергия», издание 3, М., 1973г., изд. «Педагогика».

4.  Мякишев Г. Я., Синяков А. З., Учебник для углубленного изучения физики «Оптика. Квантовая физика», М., 2010г., изд. «Дрофа».

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%80


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование приёмов современных образовательных технологий при конструировании урока. Кластер, синквейн , фишбоун Учитель физики Улько Я.Г. Учитель русского языка и литературы Новицкая Т.Н. ГБОУ им. А. Боровика

Слайд 2

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Слайд 3

Фишбоун — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета и представляющая собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Слайд 4

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк.

Слайд 5

Кластер Лазер Космос Связь в космическом пространстве Хирургические операции Получение объёмных изображений Управление термоядерными реакциями Медицина Голография Наука ГДЕ? ЗАЧЕМ?

Слайд 6

Фишбоун Лазер Монохроматичность Когерентность Большая мощность Маленький угол расхождения Испарение в вакууме Голография Лазерные шоу Интенсивность излучения Польза

Слайд 7

Синквейн 1-ая строка (одно слово) – сущ., гл.тема, мысль 2-ая строка (два слова) – прил., качества первого слова 3-я строка (три слова) – гл., действия первого слова 4-я строка – суждение из 4-х слов по теме 5-ая строка (одно слово) – сущ., синоним первому слову Лазер Монохроматичный , мощный Светит, режет, испаряет Он во многом помогает Генератор

Слайд 8

ССЫЛКА НА УРОК https://youtu.be/zcmoAW8W6Zc



Предварительный просмотр:

Тема урока:

Цель урока:

Задачи урока:

Словарный диктант:

Запишите определение:

Впишите ответы:

1)

2)

3)

4)

Составьте кластер:

Составьте синквейн:

1-ая строка (одно слово) – сущ., гл.тема, мысль

2-ая строка (два слова) – прил., качества первого слова

3-я строка (три слова) – гл., действия первого слова

4-я строка – суждение из 4-х слов по теме

5-ая строка (одно слово) – сущ., синоним первому слову



Предварительный просмотр:

Фишбоун

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.

Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Что такое фишбоун? В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами. Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.

 

Синквейн

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн активизирует умственную деятельность школьников через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.  

При составлении синквейнов :повышается интерес к изучаемому материалу; развивается образное мышление; развиваются творческие способности учащихся; совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли; развивается мышление и воображение; вырабатывается способность к анализу; уменьшается время, отводимое на запоминание информации; расширяется словарный запас.

Составление: первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным. Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий. В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова. Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы. Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Ссылка на урок: https://youtu.be/zcmoAW8W6Zc

Кластер

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Прием кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем. Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной.

Применение кластера имеет следующие достоинства: он позволяет охватить большой объем информации; вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно; дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение. В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения: умение ставить вопросы; выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения; переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом; сравнивать и анализировать; проводить аналогии. Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.



Предварительный просмотр:

Тема урока:

Составьте кластер:

Составьте фишбоун:

Составьте синквейн:

1-ая строка (одно слово) – сущ., гл.тема, мысль

2-ая строка (два слова) – прил., качества первого слова

3-я строка (три слова) – гл., действия первого слова

4-я строка – суждение из 4-х слов по теме

5-ая строка (одно слово) – сущ., синоним первому слову

Тема урока:

Составьте кластер:

Составьте фишбоун:

Составьте синквейн:

1-ая строка (одно слово) – сущ., гл.тема, мысль

2-ая строка (два слова) – прил., качества первого слова

3-я строка (три слова) – гл., действия первого слова

4-я строка – суждение из 4-х слов по теме

5-ая строка (одно слово) – сущ., синоним первому слову

Тема урока:

Составьте кластер:

Составьте фишбоун:

Составьте синквейн:

1-ая строка (одно слово) – сущ., гл.тема, мысль

2-ая строка (два слова) – прил., качества первого слова

3-я строка (три слова) – гл., действия первого слова

4-я строка – суждение из 4-х слов по теме

5-ая строка (одно слово) – сущ., синоним первому слову

Тема урока:

Составьте кластер:

Составьте фишбоун:

Составьте синквейн:

1-ая строка (одно слово) – сущ., гл.тема, мысль

2-ая строка (два слова) – прил., качества первого слова

3-я строка (три слова) – гл., действия первого слова

4-я строка – суждение из 4-х слов по теме

5-ая строка (одно слово) – сущ., синоним первому слову


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Урок литературы в 5 классе. Литература XIX века. Итоговый урок.

План-конспект урока литературы в 5 классе. Проверяет знание обучающимися текстов изученных произведений; фактов биографии писателей и поэтов 19 века; литературоведческих терминов;а также навыки вырази...

Урок литературы в 10 классе на тему "Домострой"на уроках литературы

Урок литературы в 10 классе по произведениям А.Н.Островского  "Свои люди-сочтемся" и "Гроза" на тему  " "Домострой" на уроках литературы"...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Разработка урока для 11 инженерного класса "Профессия инженера"

Пояснительная записка к уроку "Профессия инженера" для 11 классаКонспект урока "Профессия инженера" для 11 классаПрезентация к урокуБиография И.К.Брюнеля. Интересные данные....

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...