Рабочая программа по литературе (для подготовки к олимпиадам по литературе)
рабочая программа по литературе
Рабочая программа по литературе (для подготовки к олимпиадам по литературе)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature.docx | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧОУ ДПО ИПКиПП, особенности работы учителя русского языка и литературы по подготовке к олимпиадам по литературе
Вайкок Лариса Рамазановна,
учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория,
МАОУ СОШ № 52 им.Я.Кобзаря г. Краснодара
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Путешествие в мир литературы»
1. Аннотация
Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир литературы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ внеурочной деятельности основного образования. В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программы развития и формирования универсальных учебных действий. При разработке учтены методические рекомендации, изложенные в Письме Минобрнауки России от 18.08. 2017 г. № 09-1672» О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности».
Актуальность программы определяется тем, что учащихся необходимо приобщать к литературе как искусству слова, пробуждать у них интерес к словесному творчеству и чтению художественных произведений; формировать приёмы понимания текста, повышать общую языковую культуру обучающихся.
2. Содержание
I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению;
- потребность в чтении;
- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
- потребность в самовыражение через слово;
- устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе.
Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей:
- с уроками русского языка;
- с уроками литературы;
- с уроками истории;
- с уроками музыки.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеурочных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу.
Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность,
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Методы проведения занятий: лекция, беседа, самостоятельная работа, творческая работа, практикум.
Формы контроля: входной, рубежный и итоговый контроль проводится в произвольной форме, выбранной учителем и учащимися.
II. Содержание курса
Вводное занятие.
Основные теоретико-литературные термины и понятия. Ознакомление с литературными терминами и понятиями (сюжет, эпизод, проблема, эпитет, метафора, сравнение, аллегория, литота, метонимия, оксюморон).
Литературные произведения разных жанров. Анализ текстов с целью определения их жанровой принадлежности (стихотворение, басня, сказка, рассказ, роман).
Сочинения различных жанров. Написание сочинений.
Работа со справочной литературой. Работа с энциклопедиями, словарями, справочниками, каталогами библиотек, системой поиска в Интернете.
Комплексный анализ текста. Анализ прозаического и поэтического текста.
Итоговое занятие. Обобщение знаний и подведение итогов.
III. Тематическое планирование
Разделы, темы | Количество часов | Основные виды деятельности |
Вводное занятие | 1 | Ориентироваться в книге, делать выводы |
Основные теоретико-литературные термины и понятия | 3 | Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Конспектировать литературно-критическую статью. |
Литературные произведения разных жанров | 9 | Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Конспектировать литературно-критическую статью. |
Сочинения различных жанров | 15 | Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения |
Работа со справочной литературой | 2 | Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. |
Комплексный анализ текста | 3 | Конспектировать литературно-критическую статью. |
Итоговое занятие | 1 | Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Содержание (разделы, темы) | Характеристика основных видов деятельности учащихся ( на уровне учебных действий) | Кол-во часов | Оборудование/ примечания | |
по плану | по факту | |||||
1 | Вводное занятие «Мир литературы». | Ориентироваться в книге, делать выводы. | 1 | |||
2 | Основные теоретико-литературные термины и понятия. | Вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, обучение владению монологической и диалогической формами речи. Ориентироваться в книге, делать выводы. Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Конспектировать литературно-критическую статью. Готовить развёрнутый устный или письменный ответ (составление плана, подбор цитат из текста, необходимых фактов при рассказе о жизни и творчестве писателя, об истории создания произведения, убедительных аргументов при ответе на проблемный вопрос). Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы. Выразительно читать наизусть фрагменты произведений зарубежной литературы. Характеризовать героя зарубежной литературы. Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приёмы изображения человека. Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии | 1 | |||
3 | Родовая и жанровая специфика художественного произведения. | 1 | ||||
4 | Литературные произведения разных жанров. Роды и жанры литературы. | 1 | ||||
5 | Фабула и сюжет. Особенности композиции художественного произведения. | 1 | ||||
6 | Система персонажей, характеристика героев-персонажей художественного произведения. На примере романа Э.Бронте "Грозовой перевал". | 1 | ||||
7 | Практическая работа. Анализ эпизода литературного произведения. | 1 | ||||
8 | Фенимор Купер и его шедевры. Особенности языка и стиля писателя; основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя. | 1 | ||||
9 | Художественные функции изобразительно-выразительных средств в баснях И.А.Крылова, стихотворениях А.С.Пушкина, С.Есенина. | 1 | ||||
10 | Авторское отношение к героям и событиям. Герои Майн Рида. | 1 | ||||
11 | Объективный смысл произведения. "Портрет Дориана Грея" О.Уальда. | 1 | ||||
12 | Нравственно-философская, социально-историческая и эстетическая проблематика произведений. "Иуда Искариот" Л.Н.Андреева. | 1 | ||||
13 | Практическая работа. Анализ литературных произведений разных жанров. | 1 | ||||
14 | Написание сочинений различных жанров. | 1 | ||||
15 | Описание в жанре фэнтази. Джон Рональд Руэл Толкин. | 1 | ||||
16 | Литературный дневник. И.А.Бунин. "Деревня". | 1 | ||||
17 | Аналитическое сочинение литературной направленности. | 1 | ||||
18 | Отзыв. | 1 | ||||
19 | Рецензия. | 1 | ||||
20 | Эссе. | 1 | ||||
21 | Публицистическая статья. Что это такое? | 1 | ||||
22 | Очерк. "Парадокс" В.Г.Короленко. | 1 | ||||
23 | Устное иллюстрирование. | 1 | ||||
24 | Сочинение по картине. | 1 | ||||
25 | Заметка. | 1 | ||||
26 | Читательская интерпретация. | 1 | ||||
27 | Ответ на проблемный вопрос. | 1 | ||||
28 | Практическая работа. Написание сочинений различных жанров. | 1 | ||||
29 | Работа с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой. | 1 | ||||
30 | Работа с каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. | 1 | ||||
31 | Комплексный анализ прозаического и стихотворного текста. | 1 | ||||
32 | Комплексный анализ прозаического и стихотворного текста. | 1 | ||||
33 | Практическая работа. Комплексный анализ текста. Н. Тэффи. «Жизнь и воротник». | 1 | ||||
34 | Итоговое занятие. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и тематическое планирование подготовки учащихся к олимпиаде по астрономии. 11класс.
Данная публикация будет полезна преподавателям, занимающихся подготовкой обучающихся в 11 (общеобразовательном) классе к олимпиаде по астрономии. Программа разработана на основе программы и рекомендац...
Программа подготовки к олимпиаде по литературе для учащихся 9-11 классов
Данная образовательная программа, составленная для подготовки учащихся 9-11 классов класса к участию в олимпиадах по литературе, позволяет школьникам овладеть умениями творческого чтения и анализа худ...
Рабочая программа по литературе 5-11 класс, КТП по литературе 6 класс
Разработана на основе авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И., Беляева Н. В. Литерат...
Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» 9 класс.
Рабочая программа "Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» рассчитана на учащихся 9 класса. Тематическое планирование учебного...
Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» 11 класс.
Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» для 11 класса. Тематическое планирование учебного материала при 1 з...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Подготовка к олимпиаде по русскому языку для учащихся 7 классов
Данный материал предоставлен для подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку...