Основные этапы жизни и творчества А.И. Куприна. Повесть «Поединок». Сюжет, проблематика произведения.
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Конспект урока по теме "Основные этапы жизни и творчества А.И. Куприна. Повесть «Поединок». Сюжет, проблематика произведения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы
11 класс
Тема: Основные этапы жизни и творчества А.И. Куприна. Повесть «Поединок». Сюжет, проблематика произведения.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества Александра Ивановича Куприна.
2. Рассмотреть сюжет повести «Поединок» и основные проблемы, поднимаемые автором.
3. Показать значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести.
4. Развивать навыки анализа литературного текста, умение выражать свои мысли устно и письменно.
5. Воспитывать интерес к русской литературе начала XX века.
Оборудование:
-- Портрет А.И. Куприна;
-- Презентация о жизни и творчестве писателя;
-- Текст повести «Поединок».
План урока:
- Организационный момент (5 минут)
Приветствие, проверка присутствующих, собщение темы и целей урока.
2. Введение в тему (10 минут)
Учитель рассказывает краткую биографию А.И. Куприна, акцентируя внимание на основных этапах его жизни и творчества:
-- Детство и юность (рождение в Пензе, обучение в кадетском корпусе).
-- Служба в армии (начало военной карьеры, знакомство с армейской жизнью).
-- Литературная деятельность (первые рассказы, публикация повестей и романов).
-- Эмиграция и возвращение в Россию (жизнь за границей, творчество в эмиграции, возвращение на родину).
Для наглядности использовать презентацию с фотографиями и иллюстрациями.
- Переход к теме повести «Поединок» (15 минут)
Учитель проверяет знание обучающимися сюжета повести «Поединок» (дети по памяти пишут план произведения на листочках).
Заранее подготовленные учащиеся напоминают сюжетную линию повести, останавливаясь на ключевых моментах:
-- Главный герой – подпоручик Ромашов.
-- Описание армейского быта, отношений между офицерами и солдатами.
-- Любовь Ромашова к Шурочке Николаевой.
-- Конфликт Ромашова с Назанским и подготовка к дуэли.
-- Финал повести и смерть главного героя.
(Можно предложить ученикам вспомнить детали сюжета самостоятельно, задавая наводящие вопросы).
4. Анализ проблематики произведения (20 минут)
Обсуждение с учениками основных проблем, поднятых в повести:
– Удручающее состояние российской армии.
-- Проблема несправедливости и жестокости армейских порядков.
-- Вопросы чести и достоинства человека.
-- Противоречие между личными чувствами и долгом перед обществом.
-- Судьба интеллигенции в условиях самодержавия.
Ученики могут высказывать свое мнение по каждому вопросу, приводить примеры из текста для подтверждения своих мыслей.
Обсуждение смысла названия повести.
-- Само название передаёт личный и общественный конфликт, положенный в основу сюжета.
-- Смысл названия – в поединке Ромашова с тем дурным, что есть в нём самом. Этот конфликт даётся как философский, постижение героем свободы и необходимости.
-- Тема поединка – знак самой действительности, разобщённость людей, непонимание одного человека другим.
5. Заключительная часть (10 минут)
Подведение итогов урока. Учитель подводит итоги обсуждения, подчеркивает важность изучения произведений А.И. Куприна для понимания эпохи и общественных процессов того времени.
Домашнее задание: написать сочинение на одну из тем, связанных с проблематикой повести «Поединок»:
-- «Армейские порядки глазами А.И. Куприна»
-- «Проблема чести и долга в повести “Поединок”»
-- «Судьба интеллигента в обществе» и т.д.
Дополнительные материалы:
-- Стихотворения А.И. Куприна для чтения вслух.
-- Индивидуальные задания: краткие биографии других писателей-современников А.И. Куприна (Л.Н. Толстой, И.А. Бунин) для сравнения их взглядов и стиля письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина в 10 классе на тему: "Основные этапы жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя".
Данная викторина содержит вопросы, позволяющие проверить знание основных фактов жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/19/picture-25569.jpg)
Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов»
Конспект урока к первому уроку по изучению творчества И.А.Гончарова. Дана общая характеристика роману "Обломов"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/01/picture-42448-1575195912.jpg)
И.А.Гончаров. Основные этапы жизни и творчества.
Презентация "И. А. Гончаров. Основные этапы жизни и творчества" предназначена для урока литературы в 10 классе, который предваряет цикл уроков по творчеству И.А.Гончарова....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/02/picture-193466-1359827545.jpg)
Презентация к уроку "Основные этапы жизни и творчества Михаила Шолохова"
В данной презентации даны краткие сведения о Шолохове, необходимые для изучения его биографии на первом уроке в 11 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-522951-1442944809.jpg)
Эссе "Слово о любви в жизни и творчестве А. И. Куприна".
Тема любви красной нитью проходит через всю отечественную и мировую литературу. Существует даже такое выражение, что все литературные произведения повествуют о любви – разнятся лишь формы ее проявлени...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/21/picture-1209741-1579635921.jpg)
Презентация по жизни и творчеству А.И. Куприна
Презентация по литературе по жизни и творчеству А.И. Куприна...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/01/picture-339874-1396334449.jpg)
Основные этапы жизни и творчества А.А. Блока. Поэт и символизм. Разнообразие мотивов лирики. Образ Прекрасной Дамы в поэзии.
Презентация к уроку литературы в 11 классе...