Эссе "Слово о любви в жизни и творчестве А. И. Куприна".
статья по литературе на тему
Тема любви красной нитью проходит через всю отечественную и мировую литературу. Существует даже такое выражение, что все литературные произведения повествуют о любви – разнятся лишь формы ее проявления. Но есть авторы, в большей мере, нежели остальные, тяготеющие к этой теме, воспевающие и прославляющие Любовь. И одним из них, безусловно, является Александр Иванович Куприн – великий русский писатель, создавший удивительные творения об этом прекрасном чувстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе | 51.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Слово о любви в жизни и творчестве А. И. Куприна
Тема любви красной нитью проходит через всю отечественную и мировую литературу. Существует даже такое выражение, что все литературные произведения повествуют о любви – разнятся лишь формы ее проявления. Но есть авторы, в большей мере, нежели остальные, тяготеющие к этой теме, воспевающие и прославляющие Любовь. И одним из них, безусловно, является Александр Иванович Куприн – великий русский писатель, создавший удивительные творения об этом прекрасном чувстве.
Любовь в представлении А. И. Куприна – сильнейшее, безрассудное чувство, словно стихия охватывающее душу человека и буквально ослепляющее его. Именно ей подчинена наша жизнь, в понимании автора. И он хорошо знал то, о чем писал. «Тысячу раз может любить человек, но только один раз он любит». Так говорил Александр Иванович Куприн, подразумевая и себя тоже: ведь любовь в его жизни была лишь раз. Лизанька, до самых последних дней не расставшаяся со своим любимым, буквально озарила жизнь писателя. Их любовь была сильной, сильной настолько, что преодолела на своем пути множество преград (первый брак Куприна, нищету в эмиграции, болезнь Александра Ивановича), навсегда соединив две родственные души. Именно «родственной», т. е. родной показалась ему с первых же минут знакомства Лизанька – так ласково он всегда называл свою возлюбленную. Поэтому совсем неудивительно, что любовь в творчестве Куприна стала своего рода «живоносным источником», безвозвратно меняющим человека вопреки его привычкам, влиянию среды, социальным предрассудкам.
В своих произведениях Александр Иванович Куприн выступает как удивительный знаток любовных переживаний, тончайший психолог и мастер филигранного слова, показывая разные стадии развития любовного чувства (ее зарождения, развития, достигающего апогея в кульминационный момент сюжета) и заканчивая повествование на его пике, поскольку любовь героев не покидает никогда, но уходят («Олеся») или умирают сами герои, пережив любовную историю («Суламифь», «Гранатовый браслет»).
Любовь в произведениях А. И. Куприна, несмотря на предельную степень ее проявления, разная. На мой взгляд, в каждом своем значительном произведении он показывает ту или иную разновидность любовного чувства, приближенного к идеалу.
В повести «Олеся» это любовь-страсть, буквально оживляющая главного героя при встрече с лесной дикаркой Олесей. Писатель, обращаясь к руссоистской идее о «естественном человеке», показывает жизнеспособность людей, живущих в гармонии с природой. Бледен и духовно слаб главный герой повести Иван Тимофеич – барин, всю свою жизнь проведший в городе. Встреча с Олесей – простой девушкой, живущей по законам природы и в согласии с ней, одухотворяет его: «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви, и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоухающие ландышами и медом, утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама, эти жаркие, томные, ленивые июньские дни... Я, как языческий бог или как молодое, сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью». Их история любви развивается на фоне красивой природы Полесья и приводит к духовному пробуждению главного героя, навсегда запомнившего дикарку и ее бусы красного цвета как символ любовной страсти, «нежной и великодушной» любви Олеси.
«Суламифь» – это любовь-песнь, свободно льющаяся из сердец влюбленных героев. На это указывает и эпиграф к произведению, взятый из «Песни песней» царя Соломона. Данный рассказ можно назвать одой любви, чему соответствует и восточная стилистика повествования. Пышные царские хитоны, переливающиеся самоцветы раскрашивают и великолепно обрамляют любовную трагедию Соломона и Суламифи. И хотя их любовь заканчивается смертью девушки, сама она бессмертна – ведь легенда о ней живет в веках. Такой финал, на мой взгляд, играет и символическую функцию, раскрывая смысл ключевой метафоры повествования, – писатель рассказывает о любви сильной как смерть: «Положи мя, яко печать, на сердце твоем, яко печать, на мышце твоей: зане крепка, яко смерть, любовь, жестока, яко смерть, ревность: стрелы ее – стрелы огненные».
«Гранатовый браслет» повествует о любви-молитве – прекрасной и возвышенной любви, подобно молитве, просветляющей душу и меняющей человека изнутри. Поэтому через содержащий традиционные для поэтической системы Куприна любовные образы символы (образы красных драгоценных камней), лейтмотивом проходят слова молитвы: «Я перед тобою – одна молитва: "Да святится имя Твое". Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но. Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. "Да святится имя Твое"». Здесь любовь мужчины и женщины приравнивается к любви к Богу, и в этом просматривается трепетное отношение писателя к любовному чувству, а триада «жизнь – любовь – смерть» показывает значимость любви во внутреннем, духовном бытии человека.
Таким образом, в произведениях А. И. Куприна не просто замечательно изображена любовь в самых сильных и величественных ее проявлениях, воспетая с удивительной силой литературного мастерства и изяществом слога, но обнаружено ее одухотворяющее светлое начало в жизни человека, а, следовательно, и ее высокое предназначение, которое виделось писателю в беззаветном служении любимому человеку. В этом и заключалось, по его мнение, обыкновенное человеческое счастье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутый конспект урока литературы в 11 классе с использованием технологии проблемного обучения. Тема: А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет»
Урок построен с использованием технологии проблемного обучения и рассчитан на 2 часа....
Устный литературный журнал "Всепобеждающая сила любви" (о жизни и творчестве В.Закруткина)
В журнале рассказывается о донском писателе В.Закруткине, его жизни, творчестве и произведении "Матерь Человеческая"....
Тема любви в жизни и творчестве С.А.Есенина.
В данной презентации представлены слайды с изображением женщин в жизни Есенина, стихотворения, которые он посвящал им....
А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет» (2 часа).
Урок построен с использованием технологии проблемного обучения Тип урока: урок изучения нового материала Форма урока: урок – беседа (аналитико-исследовательская работа по т...
Презентация по жизни и творчеству А.И. Куприна
Презентация по литературе по жизни и творчеству А.И. Куприна...
Презентация "Жизнь и творчество Александра Ивановича Куприна"
Презентация посвящена жизни и творчеству Александра Ивановича Куприна. Она содержит фотографии и иллюстрации, помогающими проследить жизненный путь писателя, определить ключевы...
А.И.КУПРИН. ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА. ПОВЕСТЬ «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ». ВЕЛИКАЯ СИЛА ЛЮБВИ
Методическая разработка по русской литературе для 9 класса «А.И.Куприн. Очерк жизни и творчества. Повесть «Гранатовый браслет». Великая сила любви», составлена с использованием...