Главные вкладки
3. Аттестационное задание по курсу «Функциональная грамотность» А.Бергсон «Смех»
методическая разработка по литературе
АНРИ БЕРГСОН СМЕХ О КОМИЧЕСКОМ ВООБЩЕ. КОМИЧЕСКОЕ ФОРМ И КОМИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЙ. ЗАРАЗИТЕЛЬНАЯ СИЛА СМЕХА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание по курсу «Функциональная грамотность»
Выполнил учитель русского языка и литературы Колобова О.В.
МАОУ «Гимназия №14»
АНРИ БЕРГСОН СМЕХ
О КОМИЧЕСКОМ ВООБЩЕ. КОМИЧЕСКОЕ ФОРМ И КОМИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЙ. ЗАРАЗИТЕЛЬНАЯ СИЛА СМЕХА
Что означает смех? В чем сущность смешного? Что можно найти общего между гримасой шута, игрой слов, сценой остроумной комедии. Величайшие мыслители, начиная с Аристотеля, принимались за эту не столь уж трудную задачу, а она все не поддается, вырывается, ускользает и снова встает как дерзкий вызов, бросаемый философской мысли. Приступая, в свою очередь, к этой задаче, мы видим свое оправдание в том, что не стремимся сковать полет комической фантазии каким-либо определением. Мы видим в ней прежде всего нечто живое и будем обращаться с ней, как бы легковесна она ни была, с уважением, с которым должно относиться к жизни.
Сначала мы выскажем три соображения, которые считаем основными. Они, в сущности, относятся не столько к самому комическому, сколько к тому, где его следует искать.
Вот первое, на что мы считаем нужным обратить внимание. Не существует комического вне собственно человеческого. Пейзаж может быть красивым, привлекательным, величественным, невыразительным или безобразным; но он никогда не будет смешным. Если мы смеемся над животным, то потому, что нас поразила в нем свойственная человеку поза или человеческое выражение. Мы можем смеяться над шляпой, но смех наш вызван не куском фетра или соломы, а формой, какую ей придали люди, то есть человеческим капризом, воплотившимся в ней. Как же такой важный в своей простоте факт не привлек к себе пристального внимания философов? Некоторые из них определяли человека как «умеющее смеяться животное». Они могли бы также определить его как животное, способное вызывать смех, поскольку если какое-нибудь животное или неодушевленный предмет вызывают наш смех, то только благодаря их сходству с человеком, благодаря отметине, которую накладывает на них человек, или благодаря тому назначению, которое определяет им человек.
Отметим, далее, такой, не менее достойный внимания признак, как нечувствителъностъ, сопровождающую обыкновенно смех. По-видимому, комическое может возыметь воздействие, только если коснется совершенно спокойной, уравновешенной поверхности души. Равнодушие— его естественная среда. У смеха нет более сильного врага, чем переживание. Я не хочу сказать, что мы не могли бы смеяться над лицом, вызывающим у нас, например, жалость или даже расположение; но тогда надо на мгновение забыть о расположении, заставить замолчать жалость, в обществе людей, живущих только умом, вероятно, не плакали бы, но, пожалуй, все-таки смеялись бы; тогда как души неизменно чувствительные, настроенные в унисон с жизнью, в которых каждое событие находит отзвук, никогда не узнают и не поймут смеха.' Достаточно заткнуть уши, чтобы не слышать музыки в зале, где танцуют, и танцующие тотчас покажутся нам смешными. Сколько человеческих действий выдержало бы подобного рода испытание? И не превратились бы многие из них из значительных в забавные, если бы мы отделили их от той музыки чувств, что служит для них аккомпанементом? Словом, комическое для полноты своего действия требует, как бы кратковременной анестезии сердца. Оно обращается к чистому разуму, но только разум, к которому обращается комическое, должен находиться в общении с разумом других людей.
Таково третье обстоятельство, на которое мы хотели обратить внимание. Смешное не может оценить тот, кто чувствует себя одиноким. Смех словно нуждается в отклике. Вслушайтесь в него: он не есть звук отчетливый, ясный, законченный; он — нечто, стремящееся продлиться, распространяясь все дальше и дальше, нечто, начинающееся взрывом и переходящее в раскаты, подобно грому в горах. Однако отзвук его не уходит в бесконечность. Место его действия очерчено кругом какой угодно величины, но он всегда остается замкнутым. Наш смех — это всегда смех той или иной группы. Как бы ни был смех искренен, он всегда таит в себе мысль о соглашении, я сказал бы даже — почти о заговоре с другими смеющимися лицами, действительными или воображаемыми. Сколько раз отмечалось, что смех среди зрителей в театре раздается тем громче, чем полнее зал. Сколько раз наблюдалось, с другой стороны, что многие комические вещи совершенно непереводимы с одного языка на другой, потому что они тесно связаны с нравами и представлениями данного общества. Смех должен отвечать известным требованиям совместной жизни людей. Смех должен иметь общественное значение.
Задания к тексту
Первый уровень
1.Определите основную мысль текста известного французского философа А.Бергсона «Смех»?
2.Укажите, какое из утверждений ,по-вашему, А.Бергсон считает верным:
а) смех-явление социальное
б) равнодушие-естественная среда смеха
в) смех-явлениеиндивидуальное
3.Почему А.Бергсон считает, что не существует «комическое вне человеческого? Подтвердите цитатой.
4.Может ли смешное оценить одинокий человек, по мнению Бергсонаю
5. Могут ли люди, принадлежащие к разным культурам, одинаково понимать смешное?
Второй уровень
Какие из утверждений , упомянутых в статье, являются фактами, а какие лишь мнением автора или других авторов?. Рядом с каждым утверждением поставьте «+» в столбце «Факт» или «Мнение»
Утверждение | Факт | Мнение |
| + | |
| + | |
3.Смех среди зрителей в театре раздается тем громче, чем полнее зал | + | |
4.Смех должен иметь общественное значение. Это национально-культурная особенность. | + |
Третий уровень
Ниже приведена часть разговора троих 10-ников, которые прочитали статью А. Бергсона «Смех» в рамках подготовки к метапредметному проекту «Мысли вслух»
Мэргэн: Суть статьи понятна- смех доступен только человеку, пребывающему в обществе и четко соотносящему себя с ним.
Вячеслав: Думаю, дело не в одиночестве человека или принадлежности к определенной группе, а в способности каждого отдельного индивидума иметь чувство юмора.
Даяна;
Автор просто слишком углубляется в природу смеха, на самом деле тебе смешно, когда у тебя хорошее настроение.
Кто из ребят прав? Прокомментируйте свой ответ.
Четвертый уровень
Какие факторы ,связанные с природой смеха и всего комического, не названы в статье. Подумайте и запишите, что еще, возможно, не учел французский философ, говоря об этом уникальном явлении.
Пятый уровень
Какой йй акт из перечисленных ниже могли бы привести, если бы захотели поспорить с автором статьи? Отметьте одно утверждение и поясните причину выбора.
а) –отношение к понятию «смешное» меняется с течением времени
б)-смех необходим человечеству , чтобы снимать стресс в широком смысле слова
в) – смеяться возможно только над простыми бытовыми понятиями, смех над чем-то серьезным уже не смех
г)- задумываться о смехе или комическом бессмысленно, тк он существует , пока существует человечество, а значит анализировать это нет смысла.
Оцениваемые компетенции
В основе компетенций лежат речемыслительные способности применять
читательские умения в той или иной ситуации, требующей процесса чтения:
К1 – находить и извлекать информацию (определять наличие/отсутствие
информации в тексте;
-определять место, где содержится искомая информация;
-находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном или разных фрагментах текста);
Ранжирование баллов -2-1-0
К2
–интегрировать и интерпретировать фактологическую информацию, смысловую структуру текста, значение неизвестного
слова или выражения на основе контекста;
-уметь устанавливать скрытые связи между
событиями или утверждениями, соотносить визуальное изображение с вербальным текстом;
-формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста;
-понимать чувства, мотивы, характеры героев;
- понимать авторскую позицию, коммуникативное намерение);
Ранжирование баллов -3- 2-1-0
К3 – осмысливать и оценивать содержание и форму текста: содержание текста или его элементов относительно целей автора, форму текста, целесообразность использованных автором приёмов;
-понимать назначение структурной единицы текста;
-оценивать полноту, достоверность информации;
-обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах;
- высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте;
Ранжирование баллов -4-3- 2-1-0
К4 – использовать информацию из текста (для решения практических задач без привлечения фоновых знаний или с их привлечением, формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста;
-предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте;
-выявлять связь между прочитанным и современной реальностью);
Ранжирование баллов -5-4-3- 2-1-0
Комментарий к выполнению задания
Поскольку в качестве текста выбрано достаточно сложное социологическое исследование французского философа Анри Бергсона, то и интерпретация каждого задания должна быть максимально понятной, а значит наивысшим количеством баллов оценивается только аргументированный ответ.
Все задания расположены по возрастающей сложности .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник разноуровневых заданий для повышения функциональной грамотности учащихся
содержит систематизированный материал по основным периодам новой истории Казахстана за курс 8 класса. Данный материал дает возможность учителям истории, проверить учебные компетенции учащихся по...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе сплошного текста)
Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка (английский язык) I. Задание на основе сплошного текста...
Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.
Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста
Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАэлективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 6 класса...
Задания для проверки функциональной грамотности в курсе физики 9 класса
Задания для проверки функциональной грамотности в курсе физики 9 класса по теме " Колебания и волны"....