ГЕРОИ СЕВАСТОПОЛЬСКОЙ СТРАДЫ
план-конспект урока по литературе (7 класс)
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ Л.Н. ТОЛСТОГО "СЕВАСТОПОЛЬ В ДЕКАБРЕ МЕСЯЦЕ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geroi_sevastopolskoy_strady.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литература
Класс: 7а
Автор УМК : Г.С.Меркин Тема урока: «Л.Н. Толстой. Рассказ «Севастополь в декабре месяце». ГЕРОИ СЕВАСТОПОЛЬСКОЙ СТРАДЫ.
Тип урока: комбинированный Цель: определить, кто же был истинным героем Севастопольской эпопеи и что такое война в понимании Толстого
Задачи:
1) Проанализировать художественное изображение войны в рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце»; выявить авторское отношение; 2)развивать навыки работы с художественным текстом, умения вычленять, анализировать и обобщать факты, делать выводы, пользоваться различными источниками для нахождения информации, обобщать полученные сведения; 3)обучать умению выделять главное в описании героев рассказа;
4) способствовать проявлению сострадания, сопереживания, милосердия;
5) на примерах мужества и героизма защитников Севастополя вызвать гордость историей своих предков, чувство любви к Родине. Методические приёмы организации урока: творческое чтение, опережающие задания, отбор информации репродукции, стихотворения о Крымской войне 18531856гг.
Оборудование урока: Л.Н. Толстой “Севастопольские рассказы”; учебник литературы под ред. Г.С. Меркина; мультимедийная поддержка; презентация к уроку. Межпредметные связи: русский язык, культура речи, история, искусство, музыка. Теория литературы: очерк, рассказ, книга рассказов (развитие представлений). Развитие речи: подбор материалов для ответа.
Формы работы: эвристическая беседа, фронтальная, групповая. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
1. Организационный этап.
Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада приветствовать всех на нашем сегодняшнем уроке.
Слайд 1. На ваших столах - Георгиевские ленточки. Я предлагаю всем приколоть их к груди. Они будет символом нашего урока. И это не случайно. В современной России Георгиевская ленточка - символ победы над фашизмом, неотъемлемая часть празднования Дня Победы. Символ памяти о том, какой ценой одержана нашим народом победа в самой страшной войне XX века.
Между тем история Георгиевской ленты началась гораздо раньше, больше двух веков назад, 26 ноября 1769 года, когда императрица Екатерина II учредила высший воинский орден «Святой Георгий» для поощрения верности, храбрости и благоразумия во благо Российской империи, проявленных в мужественных поступках или мудрых советах.
Носить его полагалось на особой ленте с 3 черными и 2 оранжевыми полосами через правое плечо. Впоследствии за ней закрепилось название Георгиевская лента.
Вопрос классу: Знаете ли вы, что символизируют цвета Георгиевской ленты? (Лента соединяет цвета войны - (ученики называют) это цвет (оранжевый) огня и цвет (чёрный) дыма, пороха. Это символ воинской доблести защитников Родины).
2. Мотивация учебной деятельности
Слайд 2. Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит работа с произведением, местом действия в котором является город Севастополь, герб этого города обрамляет Георгиевская лента. Своей славной историей он заслужил звание города-героя.
. Слайд 4. В переводе с греческого его название означает «августейший город», «императорский город», «достойный поклонения, величественный, великолепный город».
Слайд 5. Основанный указом императрицы Екатериной Великой 10 (23) февраля 1784 года, он стал символом морской славы России, увенчанный славой двух оборон: в годы Великой Отечественной войны героическая обороны этого города длилась 250 дней.
Слайд 6. В мировой истории символом стойкости и мужества стала 349-тидневная оборона этого города в ходе Крымской войны 1853-1856 годов.
Слайд 7. Самым узнаваемым символом города является Памятник Затопленным кораблям, посвященный важному событию — 50-летней годовщине Первой обороны города в период Крымской войны. Героический поступок совершили русские военные в 1854 году, приняв решение затопить свои корабли, чтобы не дать врагу пройти по морю в город. В результате бухта стала недоступной для англо-французского флота, помогавшего Турции.
Слайд 8. Во время обороны Севастополя георгиевскую ленту носили на форме георгиевские кавалеры, когда они не могли получить сам орден. И медаль «За оборону Севастополя» тоже носят с георгиевской лентой. Значит, сегодня Георгиевская лента будет символизировать воинскую доблесть и славу защитников Севастополя.
3. Актуализация знаний.
Слайд 9. Сто пятьдесят лет назад великий русский писатель Лев Николаевич Толстой писал:
«Не может быть, что при мысли, что вы в Севастополе не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтобы кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах».
Что же послужило причиной написания таких слов? Мог ли человек, который собственными глазами не видел город, не участвовал в событиях, происходивших в нем, написать такие слова?
Слайд 10. (Ответ подготовленного ученика: Л.Н. Толстой тоже был участником данных событий. Все ужасы, лишения и страдания, выпавшие на долю геройских его защитников, перенес и Толстой. Он долго жил на страшном 4¬м бастионе, командовал батареей в сражении при Чёрной, был при адской бомбардировке во время штурма Малахова Курган. Как и все храбрые севастопольцы, он скоро привык к ужасам войны. Толстой написал в это время первый из трех «Севастопольских рассказов» «Севастополь в декабре 1854 г.». Тотчас же напечатанный, рассказ был с жадностью прочитан всею Россией и произвел потрясающее впечатление картиною ужасов, выпавших на долю защитников Севастополя. За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853— 1856 гг.»)
4. Усвоение новых знаний
Слайд 11. Сегодняшний наш урок мы называем «Герои севастопольской страды».
Тема урока вписана в рабочие листы ученика, в которых мы сегодня вместе выполняем задания.
Что такое страда? Как вы понимаете смысл этого слова?
Если заглянуть в словарь С.И. Ожегова, вы увидите в нём несколько значений.
Слайд 12. Страда - 1) напряженная летняя работа в период косьбы, уборки урожая. Деревенская страда; 2) ( перен.) о напряженных боевых действиях. Боевая страда.
Учитель. В каком значении мы сегодня будем использовать слово «страда»? (в переносном значении).
Как это слово связано с задачей нашего урока? (страда - это и напряжении, а возможно и страдание. Это боевой труд.)
Слайд 13. Учитель. Цель нашего сегодняшнего урока - определить, что такое война в понимании Толстого и кто был истинным героем Севастопольской эпопеи
Слайд 14. Давайте вслушаемся в слова Л.Н. Толстого. Выразительно прочитайте из рабочего листа урока эпиграф.
Эпиграф …Надолго оставит в России великие следы
эта эпопея Севастополя, которой героем
был народ русский…
Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре месяце»
Ответы учащихся. Это было настолько важное время, что оно впечатано в историю. Эти важные события не забудутся через много лет - и чтобы не забыть трагедии прошлого. Это время резче обозначило судьбы и характеры людей).
Вторая – это запись из дневника писателя, фрагмент которой включен в рассказ:
«… Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята!», говорил: «Нужно умирать, ребята. Умрете?». И войска кричали: «Умрем, ваше превосходительство, ура!». И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22 000 исполнили это обещание… Л.Н.Толстой ( Из дневника)
Обратимся к «Севастопольским рассказам» Л.Н. Толстого и найдем подтверждение этих мыслей в повествовании.
- В чём особенность построения повествования в рассказе?
(Ответ ученика: Рассказ «Севастополь в декабре месяце» написан в форме лирического монолога. Автор прямо обращается к читателю, приглашая следовать за собой: «вы подходите», «вы выбираете», «вы входите». Рассказчик словно проводит экскурсию. Повествование ведётся таким образом, что читатель как бы является очевидцем и участником событий. Обращение к читателю напрямую, повествование от лица рассказчика делают картину максимально достоверной.)
Вопрос о жанре «Севастопольских рассказов»
Современники писателя воспринимали его рассказ не как художественное произведение, а как очерк с места событий.
- Обратимся к теории литературы. Что такое ОЧЕРК? (жанр художественной и публицистической литературы, предполагающий документальную достоверность)
Это именно рассказы очевидцев о происходящем в крепости во время осады, описания реальных людей и событий, интересные массовому читателю.
- И все-таки свое произведение Толстой назвал не очерком, а рассказом. Почему?
Автор проявил себя как художник; придал зарисовкам большую обобщенность, так что повествование вышло за рамки очеркового жанра. Толстой ведь не только Крымскую кампанию изобразил, но и показал, что такое война «в её настоящем выражении».
Толстой был художником и не мог удовлетвориться жанром очерка, простыми поверхностными описаниями типов и событий. Его главный интерес – человек, его движущаяся душа, развивающийся характер.
Учитель. Давайте же и мы вместе с автором перенесемся в осажденный Севастополь, попробуем увидеть защитников города и понять чувства и причины их поступков. Попробуем прожить с героями рассказа один день.
Именно столько занимает повествование. Рассказ начинается с утреннего пейзажа, заканчивается вечерним. Очень часто писатели обращаются к пейзажным зарисовкам. Пейзаж в произведении выполняет различные функции: это характеристика места и времени действия, это психологическая функция, это выражение авторской позиции, философских взглядов писателя.
Перечитайте описание утра в начала рассказа и сопоставьте его с пейзажем в финале. Какое настроение создает описание природы?
1) Чтение отрывка: «Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; темно-синяя поверхность моря сбросила с себя уже сумрак ночи и ждет первого луча, чтобы заиграть веселым блеском; с бухты несет холодом и туманом; снега нет - все черно, но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под ногами, и далекий неумолкаемый гул моря, изредка прерываемый раскатистыми выстрелами в Севастополе, один нарушает тишину утра. На кораблях глухо бьет восьмая склянка.»
Какие слова обращают на себя внимание?
2) Чтение отрывка: «Уже вечереет. Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, покрывающих небо, и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи, зеленоватое море, покрытое кораблями и лодками, колыхаемое ровной широкой зыбью, и белые строения города, и народ, движущийся по улицам. По воде разносятся звуки какого-то старинного вальса, который играет полковая музыка на бульваре, и звуки выстрелов с бастионов, которые странно вторят им.»
-Итак, почему Толстой начинает описания утра и заканчивает описанием заката?
(Ответ: Автор как бы ведет читателя по Севастополю, показывая город в утренние часы. Описание утра воссоздает атмосферу настороженного ожидания грядущих событий. В финале рассказа описание вечера подчеркивает будничность происходящего. Толстой, используя кольцевую композицию, словно еще раз говорит нам: закончился еще один день. Картины природы словно смягчают весь ужас, который происходит вокруг. Новые жизненные обстоятельства, трудности, вызванные войной, стали для жителей осажденного города привычными условиями, и люди в этих труднейших условиях живут своей обычной жизнью. Две пейзажные зарисовки словно служат обрамлением к страшному месту смерти. Но несмотря на весь ужас происходящего, жизнь продолжается. Эти пейзажи жизнеутверждающие. И еще возможна мысль о том, что автор использует прием контраста: в природе царят красота и гармония, и рушат эту гармонию звуки войны. Указывает на противоестественный характер войны.)
Учитель Толстой не сразу показывает нам поле брани, он ведет нас по пристани и набережной, показывая картины жизни осажденного города, сопровождает в госпиталь. И только потом ведет на страшный 4 бастион.
Толстой намеренно нарушает логику повествования: сначала показывает последствия войны – а потом само поле брани.
5. Первичная проверка понимания.
Слайд 15. РАБОТА В ГРУППАХ
Заполните таблицу, проанализировав эпизоды:
1 гр. – На набережной (Андреева, Афанасовы, Коновалов)
2 гр. – В госпитале (Бабкина, Рюмин, Краснощек, Бирюкова)
3 гр. – На 4 бастионе (Бармаков, Крюков, Ерменева, Кудрявцев)
- Охарактеризуйте окружающую обстановку
- Проанализируйте поведение людей
- Какие чувства вызывают у рассказчика события, изображаемые им в эпизоде?
Какая картина открывается перед взором человека, оказавшегося в осажденном городе?
Сторонний наблюдатель видит, как губительно и нещадно ворвалась война в мирную жизнь города и смешала всё в одну разнородную массу мирного и военного.
Найдите слова, которые отражают первое впечатление рассказчика.
«Первое впечатление ваше непременно самое неприятное: странное смешение лагерной и городской жизни, красивого города и грязного бивуака не только не красиво, но кажется отвратительным беспорядком»
Но эта кажущаяся на первый взгляд неразбериха рождает не чувство смятения и страха.
Каковы же чувства рассказчика, впервые увидевшего в Севастополь?
(«Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувства какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах…»)
А теперь попробуем раскрыть причины, которые привели рассказчика к таким мыслям. Обратимся к тексту. Толстой призывает читателя обратить внимание на людей, находящихся в осажденном городе. (зачитать)
(«Но вглядитесь ближе в лица этих людей…» спокойно, самоуверенно и равнодушно заняты будничным делом». Это умение сохранять спокойствие в условиях войны, презрение к ней, тоже своего рода героизм)
Далее мы следуем к госпиталю, сопровождаемые словами рассказчика:
«…вы увидите там защитников Севастополя, увидите там ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища».
Учитель. Ужасные, грустные и возвышающие – это для Толстого не различные понятия, а связанные между собой. Это для него части единого - составляющие той жизненной правды, которой он дорожит превыше всего
Что подчеркивает Л.Н. Толстой, изображая раненых?
Солдат без ноги (как об обычном деле рассказывает о своем тяжелом ранении, «первое дело – не думать много»)
Женщина в сереньком платье (о матросе): (4 недели был в отчаянном положении, бывши ранен, остановил носилки, чтобы посмотреть на залп нашей батареи, великие князья разговаривали с ними и пожаловали 25 рублей, опять хочет на бастион, чтобы учить молодых» сам матрос молчит, стесняется, что о нем говорят - скромность)
Белокурый, с пухлым и бледным лицом человек (в нестерпимых страданиях ожидает смерти. )
Старый солдат без руки (мертвый тусклый взгляд, ужасная худоба, существо, выстрадавшее лучшую часть своей жизни.)
Матроска с ампутированной ногой (задело бомбой, оторвало ногу, когда мужу на бастион обедать носила)
Какие чувства рождаются после общения с ними?
(глубокое сочувствие и высокое уважение, «…вам становится совестно за самого себя»… и вы молча склоняетесь перед этим молчаливым, бессознательным величием и твёрдостью духа, этой стыдливостью перед собственным достоинством» )
(Ответ: Толстой называет госпиталь «домом страданий». Война — это кровь, страдания, смерть. Именно поэтому Толстой начинает описание событий с госпиталя, т.е. он как бы готовит нас, читателей, к ещё более ужасным картинам, которым мы станем свидетелями.)
Еще более ужасающее зрелище ждет нас в операционной: доктора с окровавленными руками заняты отвратительным, но благодеятельным делом ампутации.
- Найдите слова Толстого, в которых звучит прямая авторская оценка того, что мы увидели в госпитале.
(«…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти…»,
Какие мысли рождает посещение госпиталя?
«Что значит смерть и страдания такого ничтожного червяка, как я, в сравнении с столькими смертями и столькими страданиями?»
Война в настоящем её выражении – «в крови, в страданиях и смерти», правдиво показанная Толстым, без стремления напугать читателя, а внушая ему мужество и стойкость.
Вместе с рассказчиком мы проделали немалый путь к четвёртому бастиону. Чем же гордится офицер Л. Толстой, рассказывая о жизни русского солдата? Кого делает Толстой главными героями своего повествования?
- Как говорят офицеры в трактире о 4 бастионе? (плохо оттого, что грязно)
-Какие 2 мнения существуют о 4 бастионе? (кто никогда не был – верная могила, кто живет постоянно, думают о том, сухо там или грязно, тепло или холодно в землянке – привыкли жить в условиях боя)
Каким перед нами предстает 4 бастион? (изрытое грязное пространство, окруженное со всех сторон турами, насыпями, погребами, платформами, землянками на которых стоят большие чугунные орудия и правильными кучами лежат ядра. Тонущие в грязи солдаты и орудия, неразорвавшиеся бомбы, удары ядер и жужжание пуль, гул выстрела, сотрясающий все вокруг)
- О чем и как рассказывает офицер?
(про бомбардирование 5 числа, , на батарее осталось одно орудие и прислуги 8 человек, как бомба попала в землянку и положила 11 человек, показывает траншеи неприятеля, находящиеся в сорока саженях; приказывает дать залп из пушки и матросы весело, дожевывая сухарь, выполняют приказ).
Попав под артобстрел, рассказчик сталкивается с ужасающим зрелищем – у матроса вырвана часть груди. При этом он остается в сознании, глаза горят ярче, зубы сжимаются, голова поднимается выше.
Какие его последние слова?
Он говорит товарищам: «Простите, братцы!» думает не о себе, а о том, как трудно будет живым, его товарищам, чувствует свою вину, что не может быть рядом с ними.
И снова рассказчик обращает внимание на лица солдат. Что видим мы, глядя на них?
Слайд 16,17 «…Вглядитесь в лица, в осанки и в движения этих людей: в каждой морщине этого загорелого скуластого лица, в каждой мышце, в ширине этих плеч, в толщине этих ног, обутых в громадные сапоги, в каждом движении, спокойном, твердом, неторопливом, видны эти главные черты, составляющие силу русского,- простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили еще следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства…»
Учитель. Охарактеризовать этих людей можно словами Л.Н.Толстого:
«…Вы ясно поймете, вообразите себе тех людей, которых вы сейчас видели, теми героями, которые в те тяжелые времена не упали, а возвышались духом и с наслаждением готовились к смерти, не за город, а за родину…»
Каждый писатель использует собственные приемы для раскрытия образов, идеи произведения
Как вы объясните роль использованных Толстым приемов:
он не дает имен своим героям;
Повествование во многих эпизодах посвящено простым людям — подлинным героям войны. Именно здесь перед писателем раскрываются глубинные, коренные черты русского национального характера. Изображая войну, как она есть, Толстой стремится показать, что, только защищая от врага родную землю, люди способны переносить столь тяжкие муки и страдания. Отсутствие имен говорит о типичности этих характеров. Толстой подчеркивает, что это не единичные, не личные истории, таких людей много.
Слайд 18-22 или видео
Учитель. Героической обороне Севастополя Франц Алексеевич РубО, основоположник русского панорамного искусства, профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств, посвятил фундаментальное полотно – панораму «Оборона Севастополя», в основу произведения он положил самый яркий эпизод севастопольской эпопеи - бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 года. В этот день 75тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного англофранцузского войска.»
Главным героем сражения Ф. А. Рубо считал народ, в прославлении его подвига он и видел основную свою задачу. Работу над панорамой художник начал в 1901 году. Приехав в Севастополь, он изучал исторические документы, знакомился с местами боев, беседовал с участниками и очевидцами событий, а затем в Петербурге создал эскиз картины. Огромное живописное полотно (14 м × 115 м) писалось в Мюнхене с помощью художников Шенхена, Мерте, Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств. Одновременно велась работа над созданием натурного плана площадью 900 м². Летом 1904 года произведение доставили в Севастополь, а 14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города, панорама была открыта для всеобщего обозрения. Одними из первых ее посетителей были ветераны севастопольских сражений, которых удивила и растрогала доподлинность воспроизведенных событий.).
Составление Кластера «Герои севастопольской страды»
простота упрямство стойкость спокойствие самопожертвование
твердость духа патриотизм героизм верность долгу
любовь к Родине
Вот те национальные черты русского человека, которые составляют наш генетический код, которые живут в каждом из нас. Надо только найти и раскрыть их в себе. Ведь мы потомки победителей. Об этом следует помнить.
Главный герой Севастопольской эпопеи – простой народ, правдиво показанный Л.Н. Толстым.
Своеобразие русского национального характера в том, что, медлительный в мирной жизни, он уверенно действует в условиях опасности
ВЫВОД: Итак, Л.Н.Толстой позволил нам увидеть главные черты русского народа.
Каков же итог пребывания в осажденном городе? В чем убеждается рассказчик, а вместе с ним и читатель? В чем причина стойкости и героизма русского солдата, защитника Родины?
Зачитать.
Слайд 23. «Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли,- это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа…и эту невозможность видели вы… в глазах и речах, приемах, в том, что называется духом защитников Севастополя. … И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого,- любовь к родине.»
А такой народ не может не иметь будущего. Так будем же достойны памяти наших предков! Будем верить в Россию и любить ее так, как любят герои рассказа «Севастополь в декабре месяце», как любил поручик артиллерии Л.Н Толстой.
6. Рефлексия
Учитель. Ребята, вы знаете, что Севастополь сегодня – субъект РФ, город федерального значения, вернувшийся в родную гавань в результате референдума, Крымской весны 2014г., после долгих лет в составе Украины.
Я хочу предложить вам прослушать песню, написанную в 2007году Александром Городницким. Она стала пророческой. Это настоящий гимн городу –герою, городу воинской славы России.
Видео. Песня «Севастополь останется русским»
СЛАЙД 24.Д.З. Разноуровневое домашнее задание по выбору ( письменно):
- Составить рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта.(стр.342)
- Составить систему вопросов к рассказу «Севастополь в декабре месяце»
- Художественное чтение выбранного отрывка из рассказа «Севастополь в декабре месяце» (наизусть).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий утренника "Мы хотим чтоб от народа не страдала бы природа"
Экологический утренник.Аудитория смешанная....
"Севастопольские рассказы" Л.Н. Толстой
Историческая справка, краткие сведения о Толстом Л.Н., рассказ "Севастополь в декабре"....
Одна и две буквы Н в суф. страд. причастий прош. вр. и в отглаг. прил
Урок 34 - 7 класс...
Буквы Е-Ё после шип. в суф. страд. прич. прош вр.
Урок 42 - 7 класс...
«…Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями…» (по рассказу В.П. Астафьева «Гуси в полынье»)
Урок посвящён знакомству с биографией и творчеством В.П. Астафьева на примере рассказа "Гуси в полынье". Содержит гуманистический компонент: воспитание сострадания ко всему живому, уважение к окружающ...
Правда о войне в "Севастопольских рассказах" Л.Н.Толстого
Папка содержит презентацию, рассказывающую о защите Севастополя в Крымской войне 1855-56г.г., об участии в ней Л.Н.Толстого, и урок по "Севастопольским рассказам"....