конспект интегрированного урока по физике и литературе
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Наталья Викторовна Дудкина

Цели урока:

Обучающая: учить  анализировать  художественное произведение (понимать нравственный мир героев В. Распутина, раскрывать смысл названия повести); побуждать студентов к размышлению о сущности природы на основе их сегодняшнего экологического опыта; ответить на вопрос, как соотносится нравственность и прогресс в литературе XX в.

 Развивающая: развитие мыслей, чувств, речи обучающихся, умения устанавливать причинно – следственные связи, выявлять авторскую позицию, умения аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному (строить логическое рассуждение).

Воспитательная: осознавать свои обязанности перед природой, обществом; соизмерять свои поступки, действия с нравственными ценностями; воспитывать любовь к «малой родине», понимание значимости «долга», «памяти» для человека; уважение к пожилым людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_fizike_i_literature_25.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Соотношение нравственности и прогресса в литературе XX века». Анализ  повести В. Распутина «Прощание с Матёрой».

Кто двигается вперёд в науках, но

 отстаёт в нравственности,

 тот более двигается назад, чем вперёд.

Аристотель.

                                                                                                              Четыре подпорки у человека в жизни: дом с                семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники

                                                                                                   и будни, и земля, на которой стоит твой дом.

        

                                                                                                                                                      В.Распутин

Цели урока: 

Обучающая: учить  анализировать  художественное произведение (понимать нравственный мир героев В. Распутина, раскрывать смысл названия повести); побуждать студентов к размышлению о сущности природы на основе их сегодняшнего экологического опыта; ответить на вопрос, как соотносится нравственность и прогресс в литературе XX в.

 Развивающая: развитие мыслей, чувств, речи обучающихся, умения устанавливать причинно – следственные связи, выявлять авторскую позицию, умения аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному (строить логическое рассуждение).

Воспитательная: осознавать свои обязанности перед природой, обществом; соизмерять свои поступки, действия с нравственными ценностями; воспитывать любовь к «малой родине», понимание значимости «долга», «памяти» для человека; уважение к пожилым людям.

 Оборудование:  мультимедийная презентация, текст повести В. Распутина «Прощание с матёрой».

Методы: проблемное изложение материала, диалоговые исследовательские (обучающиеся самостоятельно сопоставляют факты, суждения, об одних и тех же явлениях, событиях; устанавливают связи и закономерности между ними).  

Виды деятельности учащихся: осознанное творческое чтение,  выявляющее авторский замысел и средства его воплощения,  самостоятельное формулирование выводов, обобщений; работа с таблицей.

Межпредметная связь: физика, экология, теория литературы, психология, философия

 

Ход урока:

 

  1. Ввод в проблемную ситуацию. (1 - 11)    

 ХХ век оказался самым продуктивным среди всех предыдущих веков, и не имеет себе равных в количестве достижений в науке и технике. В ХХI веке мы активно используем знания и усовершенствуем то, что было открыто в предыдущем столетии.

- Какие открытия двадцатого века оказались наиболее значимыми?( Рассказ студентами про научные достижения  и открытия).

  1. Сообщение  темы и цели урока.   (12 - 14)
  2. Работа по теме урока.
  1. Проблему взаимоотношения человека и цивилизации раскрывают и художественные произведения литературы XX века.

-  Какие? Назовите их?

-  Давайте посмотрим, как там автор изображает данную проблему, и какова его авторская  позиция? ( 15 )

1).  Обсуждение повести «Прощание с Матёрой».  Беседа по вопросам:

-  Каков сюжет повести? (16)

(В повести описывается затопление для нужд ГЭС острова, на котором располагалась старая сибирская деревня, и описываются последние дни жизни героев.)

(Масштабы новостроек коснулись острова Матёры, на котором расположена старая сибирская деревня. При строительстве ГЭС Матёра подлежит затоплению.)

-  Как описывается Матёра? (17 -20)

 (Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров и деревня на нем с тем же названием - Матера, жила она, "встречая и провожая годы".

Остров надежно, "утюгом" стоит на Ангаре. "Лучше этой земли не сыскать",- решил тот, кто открыл для людей Матёру... Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим, как на ладони, Ангару; словно причаливший к Матёре другой остров - Помогу. На высоком чистом месте хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится поле, за ним лес, ближе леса, у дороги, царь-дерево, могучий, в три обхвата листвень.

   "И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля... От края до края, от берега до берега хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, - всего, отделавшись от материка, держала она в достатке - не потому ли называлась громким именем - Матёра?")

2) Словарная работа  (21)

Матёра - матерый; мать; материк.

Матёрый - 1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;

2) опытный, знающий;

3) неисправимый, отъявленный.

- Почему автор говорит: «У каждого из нас своя Матёра»?

(Матёра – символ «малой родины» человека. Чем больше ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже.)

Аналитическая беседа:

   - Что для тебя является малой родиной?

- Какие ещё есть символы в повести? Что они означают?

Образ Дома  (Он изображен одухотворенным, живым. Не просто место для жилья, а одушевлённая часть жизни. Не случайно В. Распутин сказал: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с  семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники  и будни, и земля, на которой стоит твой дом».)  (22), (14)

 (Хозяин острова – маленький, чуть больше кошки, ни на кого не похожий зверёк. Он является добрым духом острова. Никто его не видел и не встречал, кроме Дарьи Пинигиной. Когда Дарья, отдав свою избу на сожжение, уходит, чтобы не видеть этого, рядом с ней бежит и заглядывает ей в глаза маленький, ни на кого не похожий зверёк. Хозяин знает все, что происходит в его владениях. Видит он и будущее: что скоро оборвется исконный порядок вещей. Хозяин кружит над островом в надежде заворожить его и защитить от беды. В конце повести Хозяин вместе с Матерой уходит в неизвестность. (23)

Царский листвень – символ неувядаемости жизни. (24)

Выводы: Художествeнные символы помогают понять авторский замысел – утверждение  и сохранение жизни на земле.

- Назовите героев повести. Какие образы противопоставлены? (25 - 30)

(Старухи Дарья, Катерина, Сима, дед Богодул. Они противопоставлены своим детям и внукам – Павлу, Соне, Андрею, Петрухе.)

(Дарья - воплощение совести, народной нравственности, её хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере до тех пор, не перенесут могилы, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилки, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом.)

 -  Как Настасья прощается со своим домом?

 - Кто ещё действует в повести кроме главных действующих лиц? (25 - 30)

(Природа, космос - полноценные действующие лица. Они также помогают понять авторский замысел (позицию автора).

Аналитическая беседа:

  - Как вы думаете: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и чего это делается?  (31)

(Необходимо. ГЭС возводят ради блага людей).
-  А вы уверены, что надо было затапливать Матёру?
 (Отношение к этому автора, Дарьи, Павла).
-  Если это делается для блага людей, в интересах государства, а государство - это люди, то могут ли быть оправданы любые средства достижения благородной цели? Как вы считаете?
-  А что бы разрешить наш вопрос обратимся к сцене разорения кладбища.

-  Как вы бы назвали то, что происходит на кладбище?
-  Как к этому относитесь?
-  Так поступать можно?
-  Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова - не тот же народ?
- Как вы думаете, благо для миллионов и кощунство над десятками - вещи совместимые?
Выводы:   ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова - не тот же народ? И не может быть оправдано благо миллионов за счет бед пусть даже немногих соотечественников. 

Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отрицая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом?

   Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти.

  1. В каких ещё произведениях русской литературы затрагивается проблема человека и цивилизации?      

-  Как там решается данная проблема?

- Какое место, по мнению И.А.Бунина должен занимать человек в мире?  (32 - 33)

IV. Вывод.  

Научные знания важны (катастрофы помогают предотвратить, продлевают и сохраняют жизнь человека (медицина), создают условия для восприятия и распространения знаний и т.д.), но они убивают душу человека, делают его равнодушным, эгоистичным, подвластным техническому прогрессу. Не случайно Аристотель сказал: «Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более двигается назад, чем вперёд».   

         Произведения В. Распутина, И. Бунина помогают сделать вывод……………………..

      (Новое -  это хорошо. Но каким образом и какой ценой? При создании нового нельзя уничтожать старое ценой нравственной деградации, надо брать лучшее, что есть в старом).

V. Финал урока. Контрольные вопросы:  (34)

                -  Как соотносится нравственность и прогресс в повести?

               - Над какими вопросами заставил задуматься сегодняшний урок? (35 - 38)

               - Каковы актуальные и вечные проблемы повести? (36 - 37)

               - Чем определяется ценность человеческой жизни, по мнению автора?

              - В чём заключается художественное мастерство писателя? Какова его авторская позиция?

 Работа с таблицей

    Положительные стороны   НТП

               

       Отрицательные стороны НТП

             

VI.  Подведение итогов. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание. (39)

  1. О чём предупреждает повесть В.Распутина?  Письменно ответить на вопрос.
  2. Написать эссе по любому научному  открытию  XX века. 

VIII. Строчка рефлексии

- Для меня главным было….

- Что важного нашёл для себя сегодня?

- Кто, по твоему мнению, сегодня хорошо работал…

 - Как ты сам оцениваешь свою работу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по физике и литературе Тема Физика в лирике. Тепловые явления

Цели урока: 1. Проверить и обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме «Тепловые явления»;2. Развивать у учащихся интерес к познанию, выявить умение учащихся распознавать физические явления в пр...

Конспект интегрированного урока математика+физика в 7 классе на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»

В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других...

Презентация к план-конспекту интегрированного урока по физике 7 класс "Путешествие в мир Силы тяжести"

Презентация может быть использована для проведения урока закрепления и обобщения материала по теме «Сила тяжести» с целью повышения познавательного интереса учащихся при изучении физики....

Конспект интегрированного урока по физике на тему "Путешествие в мир Силы тяжести"

Я предлагаю разработку интегрированного урока по физике  на тему «Путешествие  в мир Силы тяжести».  Данный  урок соответствует тематическому планированию по изучению курса физики ...

Конспект интегрированного урока по физике и литературе "Влажность воздуха и ее измерение"

Образовательные задачи:  сформировать понятия относительной и абсолютной влажности, точки росы, объяснить принцип действия и устройство приборов для измерения влажности, научить пользоваться псих...

План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»

Обобщить и расширить знания учащихся о звуке,  механизме его образования ивосприятия         животными         орга...

Конспект интегрированного урока по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачева в истории и литературе"

В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оц...