конспект интегрированного урока по физике и литературе
план-конспект занятия по литературе (11 класс)
Цели урока:
Обучающая: учить анализировать художественное произведение (понимать нравственный мир героев В. Распутина, раскрывать смысл названия повести); побуждать студентов к размышлению о сущности природы на основе их сегодняшнего экологического опыта; ответить на вопрос, как соотносится нравственность и прогресс в литературе XX в.
Развивающая: развитие мыслей, чувств, речи обучающихся, умения устанавливать причинно – следственные связи, выявлять авторскую позицию, умения аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному (строить логическое рассуждение).
Воспитательная: осознавать свои обязанности перед природой, обществом; соизмерять свои поступки, действия с нравственными ценностями; воспитывать любовь к «малой родине», понимание значимости «долга», «памяти» для человека; уважение к пожилым людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_fizike_i_literature_25.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Соотношение нравственности и прогресса в литературе XX века». Анализ повести В. Распутина «Прощание с Матёрой».
Кто двигается вперёд в науках, но
отстаёт в нравственности,
тот более двигается назад, чем вперёд.
Аристотель.
Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники
и будни, и земля, на которой стоит твой дом.
В.Распутин
Цели урока:
Обучающая: учить анализировать художественное произведение (понимать нравственный мир героев В. Распутина, раскрывать смысл названия повести); побуждать студентов к размышлению о сущности природы на основе их сегодняшнего экологического опыта; ответить на вопрос, как соотносится нравственность и прогресс в литературе XX в.
Развивающая: развитие мыслей, чувств, речи обучающихся, умения устанавливать причинно – следственные связи, выявлять авторскую позицию, умения аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному (строить логическое рассуждение).
Воспитательная: осознавать свои обязанности перед природой, обществом; соизмерять свои поступки, действия с нравственными ценностями; воспитывать любовь к «малой родине», понимание значимости «долга», «памяти» для человека; уважение к пожилым людям.
Оборудование: мультимедийная презентация, текст повести В. Распутина «Прощание с матёрой».
Методы: проблемное изложение материала, диалоговые исследовательские (обучающиеся самостоятельно сопоставляют факты, суждения, об одних и тех же явлениях, событиях; устанавливают связи и закономерности между ними).
Виды деятельности учащихся: осознанное творческое чтение, выявляющее авторский замысел и средства его воплощения, самостоятельное формулирование выводов, обобщений; работа с таблицей.
Межпредметная связь: физика, экология, теория литературы, психология, философия
Ход урока:
- Ввод в проблемную ситуацию. (1 - 11)
ХХ век оказался самым продуктивным среди всех предыдущих веков, и не имеет себе равных в количестве достижений в науке и технике. В ХХI веке мы активно используем знания и усовершенствуем то, что было открыто в предыдущем столетии.
- Какие открытия двадцатого века оказались наиболее значимыми?( Рассказ студентами про научные достижения и открытия).
- Сообщение темы и цели урока. (12 - 14)
- Работа по теме урока.
- Проблему взаимоотношения человека и цивилизации раскрывают и художественные произведения литературы XX века.
- Какие? Назовите их?
- Давайте посмотрим, как там автор изображает данную проблему, и какова его авторская позиция? ( 15 )
1). Обсуждение повести «Прощание с Матёрой». Беседа по вопросам:
- Каков сюжет повести? (16)
(В повести описывается затопление для нужд ГЭС острова, на котором располагалась старая сибирская деревня, и описываются последние дни жизни героев.)
(Масштабы новостроек коснулись острова Матёры, на котором расположена старая сибирская деревня. При строительстве ГЭС Матёра подлежит затоплению.)
- Как описывается Матёра? (17 -20)
(Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров и деревня на нем с тем же названием - Матера, жила она, "встречая и провожая годы".
Остров надежно, "утюгом" стоит на Ангаре. "Лучше этой земли не сыскать",- решил тот, кто открыл для людей Матёру... Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим, как на ладони, Ангару; словно причаливший к Матёре другой остров - Помогу. На высоком чистом месте хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится поле, за ним лес, ближе леса, у дороги, царь-дерево, могучий, в три обхвата листвень.
"И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля... От края до края, от берега до берега хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, - всего, отделавшись от материка, держала она в достатке - не потому ли называлась громким именем - Матёра?")
2) Словарная работа (21)
Матёра - матерый; мать; материк.
Матёрый - 1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;
2) опытный, знающий;
3) неисправимый, отъявленный.
- Почему автор говорит: «У каждого из нас своя Матёра»?
(Матёра – символ «малой родины» человека. Чем больше ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже.)
Аналитическая беседа:
- Что для тебя является малой родиной?
- Какие ещё есть символы в повести? Что они означают?
Образ Дома (Он изображен одухотворенным, живым. Не просто место для жилья, а одушевлённая часть жизни. Не случайно В. Распутин сказал: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».) (22), (14)
(Хозяин острова – маленький, чуть больше кошки, ни на кого не похожий зверёк. Он является добрым духом острова. Никто его не видел и не встречал, кроме Дарьи Пинигиной. Когда Дарья, отдав свою избу на сожжение, уходит, чтобы не видеть этого, рядом с ней бежит и заглядывает ей в глаза маленький, ни на кого не похожий зверёк. Хозяин знает все, что происходит в его владениях. Видит он и будущее: что скоро оборвется исконный порядок вещей. Хозяин кружит над островом в надежде заворожить его и защитить от беды. В конце повести Хозяин вместе с Матерой уходит в неизвестность. (23)
Царский листвень – символ неувядаемости жизни. (24)
Выводы: Художествeнные символы помогают понять авторский замысел – утверждение и сохранение жизни на земле.
- Назовите героев повести. Какие образы противопоставлены? (25 - 30)
(Старухи Дарья, Катерина, Сима, дед Богодул. Они противопоставлены своим детям и внукам – Павлу, Соне, Андрею, Петрухе.)
(Дарья - воплощение совести, народной нравственности, её хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере до тех пор, не перенесут могилы, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилки, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом.)
- Как Настасья прощается со своим домом?
- Кто ещё действует в повести кроме главных действующих лиц? (25 - 30)
(Природа, космос - полноценные действующие лица. Они также помогают понять авторский замысел (позицию автора).
Аналитическая беседа:
- Как вы думаете: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и чего это делается? (31)
(Необходимо. ГЭС возводят ради блага людей).
- А вы уверены, что надо было затапливать Матёру? (Отношение к этому автора, Дарьи, Павла).
- Если это делается для блага людей, в интересах государства, а государство - это люди, то могут ли быть оправданы любые средства достижения благородной цели? Как вы считаете?
- А что бы разрешить наш вопрос обратимся к сцене разорения кладбища.
- Как вы бы назвали то, что происходит на кладбище?
- Как к этому относитесь?
- Так поступать можно?
- Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова - не тот же народ?
- Как вы думаете, благо для миллионов и кощунство над десятками - вещи совместимые?
Выводы: ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова - не тот же народ? И не может быть оправдано благо миллионов за счет бед пусть даже немногих соотечественников.
Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отрицая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом?
Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти.
- В каких ещё произведениях русской литературы затрагивается проблема человека и цивилизации?
- Как там решается данная проблема?
- Какое место, по мнению И.А.Бунина должен занимать человек в мире? (32 - 33)
IV. Вывод.
Научные знания важны (катастрофы помогают предотвратить, продлевают и сохраняют жизнь человека (медицина), создают условия для восприятия и распространения знаний и т.д.), но они убивают душу человека, делают его равнодушным, эгоистичным, подвластным техническому прогрессу. Не случайно Аристотель сказал: «Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более двигается назад, чем вперёд».
Произведения В. Распутина, И. Бунина помогают сделать вывод……………………..
(Новое - это хорошо. Но каким образом и какой ценой? При создании нового нельзя уничтожать старое ценой нравственной деградации, надо брать лучшее, что есть в старом).
V. Финал урока. Контрольные вопросы: (34)
- Как соотносится нравственность и прогресс в повести?
- Над какими вопросами заставил задуматься сегодняшний урок? (35 - 38)
- Каковы актуальные и вечные проблемы повести? (36 - 37)
- Чем определяется ценность человеческой жизни, по мнению автора?
- В чём заключается художественное мастерство писателя? Какова его авторская позиция?
Работа с таблицей
Положительные стороны НТП
| Отрицательные стороны НТП
|
VI. Подведение итогов. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание. (39)
- О чём предупреждает повесть В.Распутина? Письменно ответить на вопрос.
- Написать эссе по любому научному открытию XX века.
VIII. Строчка рефлексии
- Для меня главным было….
- Что важного нашёл для себя сегодня?
- Кто, по твоему мнению, сегодня хорошо работал…
- Как ты сам оцениваешь свою работу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по физике и литературе Тема Физика в лирике. Тепловые явления
Цели урока: 1. Проверить и обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме «Тепловые явления»;2. Развивать у учащихся интерес к познанию, выявить умение учащихся распознавать физические явления в пр...
Конспект интегрированного урока математика+физика в 7 классе на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»
В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других...
Презентация к план-конспекту интегрированного урока по физике 7 класс "Путешествие в мир Силы тяжести"
Презентация может быть использована для проведения урока закрепления и обобщения материала по теме «Сила тяжести» с целью повышения познавательного интереса учащихся при изучении физики....
Конспект интегрированного урока по физике на тему "Путешествие в мир Силы тяжести"
Я предлагаю разработку интегрированного урока по физике на тему «Путешествие в мир Силы тяжести». Данный урок соответствует тематическому планированию по изучению курса физики ...
Конспект интегрированного урока по физике и литературе "Влажность воздуха и ее измерение"
Образовательные задачи: сформировать понятия относительной и абсолютной влажности, точки росы, объяснить принцип действия и устройство приборов для измерения влажности, научить пользоваться псих...
План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»
Обобщить и расширить знания учащихся о звуке, механизме его образования ивосприятия животными орга...
Конспект интегрированного урока по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачева в истории и литературе"
В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оц...