Музыкально-литературный урок. 11 класс «Есенин глазами любящих женщин»
учебно-методический материал по литературе (11 класс)

Гатиатулина Галина Владимировна

Это урок повторения, системацизации и  обобщения знаний. Он посвящён жизни и творчеству С.А. Есенина, проводится в форме литературно-музыкального урока, задачей которого является  привитие детям любви к есенинской поэзии.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальный урок. 11 класс

«Есенин глазами любящих женщин»

Оформление:

• фотографии С. Есенина, Т.Ф.Есениной, А. Изрядновой, З. Райх, Айседоры Дункан, Г. Бениславской и др.

• 3 стола (за которыми сидят ученики). На столе свечи, фотографии поэта. Отдельно стоит один стол, на котором бюст поэта, ваза с цветами.

Оборудование: мультимедийный комплекс.

Слайд 1.

Звучит монолог Хлопуши в исполнении Есенина.

Слайд 2.

Ведущий 1 Здравствуйте уважаемые гости, ребята! Голос Сергея Александровича Есенина приглашает вас на литературно-музыкальную гостиную.

Ведущий 2 Пленительный Лель, голубоглазый и златокудрый, беспечный пастушок, поющий задушевные песни, компанейский парень, всеобщий любимец, растрава девичьих сердец – казалось, пришёл он из волшебной сказки Островского, прямо из царства мудрого Берендея. В самом имени его – Сергей Есенин – столько весеннего света, ясности, тепла, сердечности.

Ведущий 1 О, эти голубые глаза! О, эти пшеничные локоны!

«Донжуанский список» Есенина вполне мог бы соперничать с пушкинским.

Ему повезло: его женщины его любили.

Ни одна не посмотрела насмешливым взглядом, не заставила гореть в огне сомнений, томиться жаждой несбыточных встреч, трепетать, отчаиваться, ликовать и плакать – любить.

Слайд 3.

Ведущий 2 В пестром хороводе Есенинских женщин мы видим рядом: бойких сестёр поэта, Катю и Шуру, восхищённых и очарованных братом; скромную, трудолюбивую Анну Изряднову, мать первого сына Есенина; талантливую, исполненную чувства собственного достоинства Зинаиду Райх, венчанную жену и мать двоих есенинских детей; утончённую, эстетствующую Надежду Вольпин, поэта и друга, мать последнего сына;

Ведущий 1 бурную, экзотическую Айседору Дункан, трогательную в своей любви к Революции и русскому поэту; жертвенно трагическую Галину Бениславскую, не выдержавшую вечного одиночества после гибели любимого и покончившую с собой на могиле год спустя; вдохновительницу «персидских мотивов» Шаганэ Тальян; неудачную супругу Софью Андреевну Толстую. Рядом с ним – мать, растеренная и, кажется, немного испуганная талантом и судьбой сына.

Слайд 4.

Татьяна Фёдоровна о сыне.

Ведущий 2 Сейчас вы увидите уникальные кадры. Татьяна Фёдоровна, мать поэта, незадолго до своей смерти дала интервью.

Видео-слайд 5

Стихотворение читает ученица

Слайд 6

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горькой я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,

Не волнуй того, что не сбылось, -

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи (меня). Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Александра Александровна Есенина о брате.

Слайд №7

Ведущий 1 Сестра Сергея Есенина, Александра повествует.

Ученица. В один из сентябрьских дней Сергей предложил Соне и мне покататься на извозчике. День был тёплый и тихий.

Лишь только мы отъехали от дома, как моё внимание привлекли кошки. Уж очень много их попадалось на глаза. Столько кошек мне как-то не приходилось встречать раньше, и я сказала об этом Сергею. Сначала он только улыбнулся и продолжал спокойно сидеть, погружённые в какие-то размышления, но потом вдруг громко рассмеялся. Моё открытие показалось ему забавным, и он тотчас же превратил его в игру, предложив считать всерьёз кошек, попадавшихся нам на пути.

А на следующий день Сергей написал и посвятил мне стихи.

Стихотворение читает ученик

Ах, как много на свете кошек,

Нам с тобой их не счесть никогда.

Сердцу снится душистый горошек,

И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду иль спросонок,

Только помню с далекого дня -

На лежанке мурлыкал котенок,

Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок,

Но под бабкину песню вскок

Он бросался, как юный тигренок,

На оброненный ею клубок.

Все прошло. Потерял я бабку,

А еще через несколько лет

Из кота того сделали шапку,

А ее износил наш дед.

Воспоминания Анны Романовны Изрядновой.

Слайд 8.

Ведущий 2 Поэту было девятнадцать лет, когда он приехал в Москву. Устроился работать типографию «Товарищества И. Д. Сытина». Там он познакомился с Анной Изрядновой. Анна Романовна вспоминает:

Ученица. «В конце декабря у меня родился сын. Есенину пришлось много канителиться со мной. Нужно было меня отправить в больницу, заботиться о квартире. Когда я вернулась домой, у него был образцовый порядок: везде вымыто, печи истоплены и даже обед готов и куплено пирожное: ждал. На ребёнка смотрел с любопытством, всё твердил: «Вот я и отец». Потом скоро привык, полюбил его, убаюкивая, пел над ним песни. Заставлял меня, укачивая петь: «Ты пой ему больше песен». Поёт песню «Не ходить не мять в кустах багряных…»

Ученик. Разные источники свидетельствуют о том, что стихотворение "Гаснут красные крылья заката" посвящено именно ей.

Гаснут красные крылья заката,

Тихо дремлют в тумане плетни.

Не тоскуй, моя белая хата,

Что опять мы одни и одни.

Чистит месяц в соломенной крыше

Обоймённые синью рога.

Не пошел я за ней и не вышел

Провожать за глухие стога.

Знаю, годы тревогу заглушат.

Эта боль, как и годы, пройдет.

И уста, и невинную душу

Для другого она бережет.

Не силен тот, кто радости просит,

Только гордые в силе живут.

А другой изомнет и забросит,

Как изъеденный сырью хомут.

Не с тоски я судьбы поджидаю,

Будет злобно крутить пороша́.

И придет она к нашему краю

Обогреть своего малыша.

Снимет шубу и шали развяжет,

Примостится со мной у огня...

И спокойно и ласково скажет,

Что ребенок похож на меня.

1916 г.

Из воспоминаний Татьяны Сергеевны Есениной

(дочери Сергея Александровича Есенина) о Зинаиде Райх

Слайд 9.

Ведущий 1 Татьяна Сергеевна Есенина - дочь Сергея Александровича и Зинаиды Николаевны Райх родилась в 1918, умерла в 1992 год. Член Союза писателей. Жила в Ташкенте. Директор музея Сергея Есенина.

Видео-слайд 10.

Ведущий 2 Обвенчанные в Вологде 93 года назад Райх и Есенин перед Богом навсегда останутся мужем и женой. Но даже если бы и не было этого венчания, они навсегда останутся вместе в русской поэзии.

Слайд 11.

Стихотворение читает ученик, сидя за отдельным столом.

Письмо женщине

Вы помните,

Вы все, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

А мой удел -

Катиться дальше, вниз.

Любимая!

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был, как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму -

Куда несет нас рок событий.

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Когда кипит морская гладь,

Корабль в плачевном состоянье.

. . . . . . . . . . . . . . .

Простите мне...

Я знаю: вы не та -

Живете вы

С серьезным, умным мужем;

Что не нужна вам наша маета,

И сам я вам

Ни капельки не нужен.

Живите так,

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени.

С приветствием,

Вас помнящий всегда

Знакомый ваш

С е р г е й Е с е н и н.

«Свидание с другом» Надежда Давидовна Вольпин.

Слайд 12.

Ведущий 1 18-летняя Надежда Вольпин познакомилась с Сергеем Есениным осенью 1919 года в Союзе поэтов.

Надежда Давидовна в 1980-х издала свои мемуары «Свидание с другом», посвящённые юности и Сергею Есенину. Она описывает разговор со своей подругой Наташей Кугушевой, послушаем.

Дети инсценируют, сидя за столом.

Наташа - Ну вот, Надя, ты теперь сдружилась с Есениным. Какой он вблизи?

Надя - Знаешь, он очень умен!

Наташа - «Умён!» Есенин сама поэзия, само чувство, а ты о его уме. «Умён!» Точно о каком-нибудь способном юристе… Как можно!

Надя - И можно, и нужно! Вернее было бы сказать о нём «мудрый». Но ведь ты спросила, что нового я в нём разглядела. Так вот: у него большой, обширный ум. И очень самостоятельный. Перед ним я курсистка с жалким книжным умишком. Конечно, я раньше понимала по самим стихам его … Помнишь:

Я ещё никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть.

Ты вслушайся в это двустишье!.. Но только тесней сдружившись, я узнала, насколько ум Есенина глубок и самобытен.

Ведущий 2 Надежда Вольпин вспоминает разговор с Иваном Васильевичем Грузиновым, русским поэтом:

1.- Надя, я вижу: вы полюбили Есенина!

2. Молча жду, что скажет дальше.

1. - Забудьте, вырвите из души. Ведь ничего не выйдет.

2. Я усмехнулась. - «…» Но понимаете… Я себя безлюбым уродом считала. А тут полюбила, да как! На жизнь и смерть!

Галина Артуровна Бениславская.

Воспоминания о Есенине.

Слайд 13.

Ведущий 1 Галина Артуровна Бениславская. Ей выпало безмерное счастье быть с Есениным и равно безмерное несчастье всё время его терять, а потеряв его однажды навсегда и ощутив невозможность существования без него, она ушла из жизни, застрелив себя на его могиле.

Ученица. 1920 год. Осень. «Суд над имажинистами». Большой зал консерватории. Холодно и не топлено. «…» Слово предоставляется подсудимым. Вдруг выходит тот самый мальчишка: короткая, нараспашку оленья куртка, руки в карманах брюк и совершенно золотые волосы, как живые. Слегка откинув голову назад и стан, начинает читать:

Плюйся, ветер, охапками листьев, -

Я такой же, как ты, хулиган,

Он весь стихия, озорная, непокорная, безудержная стихия, а в каждом движении, отражающем движение стиха. Гибкий, буйный, как ветер, с которым он говорит, да нет, что ветер, ветру бы у Есенина призанять удали. Где он, где его стихи и где его буйная удаль – разве можно отделить. Всё это слилось в безудержную стремительность, и захватывают, пожалуй, не так стихи, как эта стихийность.

«…»

Что случилось после его чтения, трудно передать. Все вдруг повскакивали с мест и бросились к эстраде, к нему. Ему не только кричали, его молили: «Прочитайте ещё что-нибудь».

Стихотворение читает ученица

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Неужель он не знает, что в полях бессиянных

Той поры не вернет его бег,

Когда пару красивых степных россиянок

Отдавал за коня печенег?

По-иному судьба на торгах перекрасила

Наш разбуженный скрежетом плёс,

И за тысячи пудов конской кожи и мяса

Покупают теперь паровоз.

Ученица. Что случилось, я сама ещё не знала. Было огромное обаяние в его стихийности, в его полубаярском, полухулиганском костюме, в его позе и манере читать, хотелось его слушать, именно слушать ещё и ещё.

«…» Такого, не именно его, а вообще такого, могу полюбить. Быть может уже люблю. И на что угодно для него пойду. «…» Поняла: да ведь это же и есть именно тот «принц», которого ждала. «…» Не знала ни о чём, ни о каких последствиях не думала, а так, не задумываясь. Потянулась, как к солнцу, к нему.

Айседора Дункан.

Слайд 14.

Ведущий 2 Она приехала в Россию 24 июля 1921 года. Танцевала.

Ученик. Её ждали с нетерпением. Как только она вошла, несколько человек тут же бросились к ней. «Айседора! Почему так поздно? Тут наш поэт Есенин пол-Москвы перевернул, разыскивая тебя. Сказал, что не уснёт пока с тобой не увидится…» Это жужжание, шум и звон перекрыл призывный вопль из соседней комнаты: «Где Дун-ка-ан?!»

«…» В гостиную влетел Есенин. Представлять их было не надо. С первой же секунды они не могли отвести глаз друг от друга.

Айседора погрузила пальцы в есенинскую шевелюру и смешно коверкая слова, громко проговорила:

- За-ла-тая га-ла-ва…

Больше никто и ничто вокруг их не интересовало.

В 1922 году Есенин и Дункан зарегистрировали свой брак и выехали за рубеж. Они много путешествовали. Но поэт тосковал по дому, по России. За границей написано много стихотворений. Одно из стихотворений посвящено Айседоре – «Сыпь, гармоника! Скука… Скука…»

Шаганэ Тальян. Воспоминания.

Слайд 15. Стихотворение читает ученица

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне...

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Ведущий 1 Эти стихи Сергей Есенин посвятил молодой учительнице из Батуми Шаганэ Тальян, с которой поэт встречался, будучи на Кавказе, в декабре 1924 года. Шаганэ Нерсесовна вспоминает.

Ученица. «Есенин был добрым, чутким человеком. Тогда нередко встречались беспризорные, и, бывало, ни одного из них не оставлял без внимания: остановится, станет расспрашивать, откуда, как живёт, даст ребёнку денег, приласкает. В такие минуты он вспоминал всё детство, говорил, что вот он тоже был когда-то ребёнком, беспечно резвился и бегал. Однажды, увидев беспризорных ребятишек, Есенин сказал мне приблизительно так: «Вот, Шаганэ, там и Пушкин, и Лермонтов, и я».

Животных он действительно любил. Увидит бездомную собаку, купит для неё булку, колбасу, накормит и приласкает. Глаза его в это время становились особенно ласковыми и добрыми.

С.А.Есенин есть и до конца дней будет светлым воспоминанием моей жизни».

Софья Андреевна Толстая-Есенина.

Слайд 16.

Ведущий 2 Весной 1925 года Софья Андреевна познакомилась с Сергеем Есениным. Любовь была трудная, горькая. Потом, в письме к матери, Софья Андреевна напишет.

Ученица. "Потом я встретила Сергея. И поняла, что это большое и роковое. «...» Я просто полюбила его всего. Остальное пришло потом. Я знала, что иду на крест, и шла сознательно, потому что ничего в жизни не было жаль. Я хотела жить только для него. Я себя всю отдала ему. Я совсем оглохла и ослепла, и есть только он один.

Если вы любите меня... то я прошу вас ни в мыслях, ни в словах никогда Сергея не осуждать и ни в чем не винить. Что из того, что он пил и пьяным мучил меня. Он любил меня, и его любовь все покрывала. И я была счастлива, безумно счастлива... Благодарю его за все, и все ему прощаю. И он дал мне счастье любить его. А носить в себе такую любовь, какую он, душа его родили во мне, - это бесконечное счастье".

Слайд 17.

Ученик

Цветы мне говорят — прощай,

Головками склоняясь ниже,

Что я навеки не увижу

Ее лицо и отчий край.

<...>

Не все ль равно — придет другой,

Печаль ушедшего не сгложет,

Оставленной и дорогой

Пришедший лучше песню сложит.

И, песне внемля в тишине,

Любимая с другим любимым,

Быть может, вспомнит обо мне

Как о цветке неповторимом.

Ведущий 1 Кому же оно адресовалось? Быть может, всем любимым женщинам сразу? Им всем, слившимся в единый образ? В лучшие минуты своей жизни он создал строки, которые будут волновать всегда, вспоминаться вечно...

Ведущий 2 Женщин, любивших его, было много, а любви в его жизни было мало. Сам Есенин объяснял это так: «Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, — все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это — искусство…»

Слайд 18.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев"

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев" посвящена Дню полного освобождения ленинградцев от вражеской блокады. В композицию вошли стихи, песни, посвящённые подвигам ленинградцев....

Сценарий музыкально-литературной композиции Памяти павших будьте достойны!

Использованный музыкальный материал: « Победный марш»слова и музыка Е.Никоновой,« Священная война» муз. А Александрова, сл.. В. Лебедева-Кумача, «Русь непокорная» муз.,слова В. Шурака, «Сини...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День пожарной охраны - 30 апреля".

Наша школа сотрудничает с подразделением МЧС - пожарной частью. В школе обучаются кадеты - будущие спасатели. Учащиеся занимаются не только военными дисциплинами, но и поют в кадетском хоре. Традицион...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День спасателя России".

Этот сценарий составлен к празднику "День спасателя". Он отмечается в конце года, поэтому я решила объединить его с праздником Новый год. В качестве иллюстраций к мероприятию я создала презентацию....

Урок-концерт. Музыкально-литературная композиция, посвящённая празднику Победы,"Даавно закончилась война"

Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине, знания истории и памяти павших героев, уважения к ветеранам....

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Урок Памяти. «Они прошли через войну» Музыкально-литературная композиция

воспитание патриотизма и гражданской позиции современного молодого человека; формирование осознания важности истории страны; расширение кругозора о военном времени и о роли людей искусства в  год...