Музыкально-литературный урок. 11 класс «Есенин глазами любящих женщин»
учебно-методический материал по литературе (11 класс)
Это урок повторения, системацизации и обобщения знаний. Он посвящён жизни и творчеству С.А. Есенина, проводится в форме литературно-музыкального урока, задачей которого является привитие детям любви к есенинской поэзии.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальный урок. 11 класс
«Есенин глазами любящих женщин»
Оформление:
• фотографии С. Есенина, Т.Ф.Есениной, А. Изрядновой, З. Райх, Айседоры Дункан, Г. Бениславской и др.
• 3 стола (за которыми сидят ученики). На столе свечи, фотографии поэта. Отдельно стоит один стол, на котором бюст поэта, ваза с цветами.
Оборудование: мультимедийный комплекс.
Слайд 1.
Звучит монолог Хлопуши в исполнении Есенина.
Слайд 2.
Ведущий 1 Здравствуйте уважаемые гости, ребята! Голос Сергея Александровича Есенина приглашает вас на литературно-музыкальную гостиную.
Ведущий 2 Пленительный Лель, голубоглазый и златокудрый, беспечный пастушок, поющий задушевные песни, компанейский парень, всеобщий любимец, растрава девичьих сердец – казалось, пришёл он из волшебной сказки Островского, прямо из царства мудрого Берендея. В самом имени его – Сергей Есенин – столько весеннего света, ясности, тепла, сердечности.
Ведущий 1 О, эти голубые глаза! О, эти пшеничные локоны!
«Донжуанский список» Есенина вполне мог бы соперничать с пушкинским.
Ему повезло: его женщины его любили.
Ни одна не посмотрела насмешливым взглядом, не заставила гореть в огне сомнений, томиться жаждой несбыточных встреч, трепетать, отчаиваться, ликовать и плакать – любить.
Слайд 3.
Ведущий 2 В пестром хороводе Есенинских женщин мы видим рядом: бойких сестёр поэта, Катю и Шуру, восхищённых и очарованных братом; скромную, трудолюбивую Анну Изряднову, мать первого сына Есенина; талантливую, исполненную чувства собственного достоинства Зинаиду Райх, венчанную жену и мать двоих есенинских детей; утончённую, эстетствующую Надежду Вольпин, поэта и друга, мать последнего сына;
Ведущий 1 бурную, экзотическую Айседору Дункан, трогательную в своей любви к Революции и русскому поэту; жертвенно трагическую Галину Бениславскую, не выдержавшую вечного одиночества после гибели любимого и покончившую с собой на могиле год спустя; вдохновительницу «персидских мотивов» Шаганэ Тальян; неудачную супругу Софью Андреевну Толстую. Рядом с ним – мать, растеренная и, кажется, немного испуганная талантом и судьбой сына.
Слайд 4.
Татьяна Фёдоровна о сыне.
Ведущий 2 Сейчас вы увидите уникальные кадры. Татьяна Фёдоровна, мать поэта, незадолго до своей смерти дала интервью.
Видео-слайд 5
Стихотворение читает ученица
Слайд 6
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горькой я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось, -
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи (меня). Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Александра Александровна Есенина о брате.
Слайд №7
Ведущий 1 Сестра Сергея Есенина, Александра повествует.
Ученица. В один из сентябрьских дней Сергей предложил Соне и мне покататься на извозчике. День был тёплый и тихий.
Лишь только мы отъехали от дома, как моё внимание привлекли кошки. Уж очень много их попадалось на глаза. Столько кошек мне как-то не приходилось встречать раньше, и я сказала об этом Сергею. Сначала он только улыбнулся и продолжал спокойно сидеть, погружённые в какие-то размышления, но потом вдруг громко рассмеялся. Моё открытие показалось ему забавным, и он тотчас же превратил его в игру, предложив считать всерьёз кошек, попадавшихся нам на пути.
А на следующий день Сергей написал и посвятил мне стихи.
Стихотворение читает ученик
Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.
Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня -
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.
Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.
Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед.
Воспоминания Анны Романовны Изрядновой.
Слайд 8.
Ведущий 2 Поэту было девятнадцать лет, когда он приехал в Москву. Устроился работать типографию «Товарищества И. Д. Сытина». Там он познакомился с Анной Изрядновой. Анна Романовна вспоминает:
Ученица. «В конце декабря у меня родился сын. Есенину пришлось много канителиться со мной. Нужно было меня отправить в больницу, заботиться о квартире. Когда я вернулась домой, у него был образцовый порядок: везде вымыто, печи истоплены и даже обед готов и куплено пирожное: ждал. На ребёнка смотрел с любопытством, всё твердил: «Вот я и отец». Потом скоро привык, полюбил его, убаюкивая, пел над ним песни. Заставлял меня, укачивая петь: «Ты пой ему больше песен». Поёт песню «Не ходить не мять в кустах багряных…»
Ученик. Разные источники свидетельствуют о том, что стихотворение "Гаснут красные крылья заката" посвящено именно ей.
Гаснут красные крылья заката,
Тихо дремлют в тумане плетни.
Не тоскуй, моя белая хата,
Что опять мы одни и одни.
Чистит месяц в соломенной крыше
Обоймённые синью рога.
Не пошел я за ней и не вышел
Провожать за глухие стога.
Знаю, годы тревогу заглушат.
Эта боль, как и годы, пройдет.
И уста, и невинную душу
Для другого она бережет.
Не силен тот, кто радости просит,
Только гордые в силе живут.
А другой изомнет и забросит,
Как изъеденный сырью хомут.
Не с тоски я судьбы поджидаю,
Будет злобно крутить пороша́.
И придет она к нашему краю
Обогреть своего малыша.
Снимет шубу и шали развяжет,
Примостится со мной у огня...
И спокойно и ласково скажет,
Что ребенок похож на меня.
1916 г.
Из воспоминаний Татьяны Сергеевны Есениной
(дочери Сергея Александровича Есенина) о Зинаиде Райх
Слайд 9.
Ведущий 1 Татьяна Сергеевна Есенина - дочь Сергея Александровича и Зинаиды Николаевны Райх родилась в 1918, умерла в 1992 год. Член Союза писателей. Жила в Ташкенте. Директор музея Сергея Есенина.
Видео-слайд 10.
Ведущий 2 Обвенчанные в Вологде 93 года назад Райх и Есенин перед Богом навсегда останутся мужем и женой. Но даже если бы и не было этого венчания, они навсегда останутся вместе в русской поэзии.
Слайд 11.
Стихотворение читает ученик, сидя за отдельным столом.
Письмо женщине
Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел -
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь,
Корабль в плачевном состоянье.
. . . . . . . . . . . . . . .
Простите мне...
Я знаю: вы не та -
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
С е р г е й Е с е н и н.
«Свидание с другом» Надежда Давидовна Вольпин.
Слайд 12.
Ведущий 1 18-летняя Надежда Вольпин познакомилась с Сергеем Есениным осенью 1919 года в Союзе поэтов.
Надежда Давидовна в 1980-х издала свои мемуары «Свидание с другом», посвящённые юности и Сергею Есенину. Она описывает разговор со своей подругой Наташей Кугушевой, послушаем.
Дети инсценируют, сидя за столом.
Наташа - Ну вот, Надя, ты теперь сдружилась с Есениным. Какой он вблизи?
Надя - Знаешь, он очень умен!
Наташа - «Умён!» Есенин сама поэзия, само чувство, а ты о его уме. «Умён!» Точно о каком-нибудь способном юристе… Как можно!
Надя - И можно, и нужно! Вернее было бы сказать о нём «мудрый». Но ведь ты спросила, что нового я в нём разглядела. Так вот: у него большой, обширный ум. И очень самостоятельный. Перед ним я курсистка с жалким книжным умишком. Конечно, я раньше понимала по самим стихам его … Помнишь:
Я ещё никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть.
Ты вслушайся в это двустишье!.. Но только тесней сдружившись, я узнала, насколько ум Есенина глубок и самобытен.
Ведущий 2 Надежда Вольпин вспоминает разговор с Иваном Васильевичем Грузиновым, русским поэтом:
1.- Надя, я вижу: вы полюбили Есенина!
2. Молча жду, что скажет дальше.
1. - Забудьте, вырвите из души. Ведь ничего не выйдет.
2. Я усмехнулась. - «…» Но понимаете… Я себя безлюбым уродом считала. А тут полюбила, да как! На жизнь и смерть!
Галина Артуровна Бениславская.
Воспоминания о Есенине.
Слайд 13.
Ведущий 1 Галина Артуровна Бениславская. Ей выпало безмерное счастье быть с Есениным и равно безмерное несчастье всё время его терять, а потеряв его однажды навсегда и ощутив невозможность существования без него, она ушла из жизни, застрелив себя на его могиле.
Ученица. 1920 год. Осень. «Суд над имажинистами». Большой зал консерватории. Холодно и не топлено. «…» Слово предоставляется подсудимым. Вдруг выходит тот самый мальчишка: короткая, нараспашку оленья куртка, руки в карманах брюк и совершенно золотые волосы, как живые. Слегка откинув голову назад и стан, начинает читать:
Плюйся, ветер, охапками листьев, -
Я такой же, как ты, хулиган,
Он весь стихия, озорная, непокорная, безудержная стихия, а в каждом движении, отражающем движение стиха. Гибкий, буйный, как ветер, с которым он говорит, да нет, что ветер, ветру бы у Есенина призанять удали. Где он, где его стихи и где его буйная удаль – разве можно отделить. Всё это слилось в безудержную стремительность, и захватывают, пожалуй, не так стихи, как эта стихийность.
«…»
Что случилось после его чтения, трудно передать. Все вдруг повскакивали с мест и бросились к эстраде, к нему. Ему не только кричали, его молили: «Прочитайте ещё что-нибудь».
Стихотворение читает ученица
Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?
А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Неужель он не знает, что в полях бессиянных
Той поры не вернет его бег,
Когда пару красивых степных россиянок
Отдавал за коня печенег?
По-иному судьба на торгах перекрасила
Наш разбуженный скрежетом плёс,
И за тысячи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.
Ученица. Что случилось, я сама ещё не знала. Было огромное обаяние в его стихийности, в его полубаярском, полухулиганском костюме, в его позе и манере читать, хотелось его слушать, именно слушать ещё и ещё.
«…» Такого, не именно его, а вообще такого, могу полюбить. Быть может уже люблю. И на что угодно для него пойду. «…» Поняла: да ведь это же и есть именно тот «принц», которого ждала. «…» Не знала ни о чём, ни о каких последствиях не думала, а так, не задумываясь. Потянулась, как к солнцу, к нему.
Айседора Дункан.
Слайд 14.
Ведущий 2 Она приехала в Россию 24 июля 1921 года. Танцевала.
Ученик. Её ждали с нетерпением. Как только она вошла, несколько человек тут же бросились к ней. «Айседора! Почему так поздно? Тут наш поэт Есенин пол-Москвы перевернул, разыскивая тебя. Сказал, что не уснёт пока с тобой не увидится…» Это жужжание, шум и звон перекрыл призывный вопль из соседней комнаты: «Где Дун-ка-ан?!»
«…» В гостиную влетел Есенин. Представлять их было не надо. С первой же секунды они не могли отвести глаз друг от друга.
Айседора погрузила пальцы в есенинскую шевелюру и смешно коверкая слова, громко проговорила:
- За-ла-тая га-ла-ва…
Больше никто и ничто вокруг их не интересовало.
В 1922 году Есенин и Дункан зарегистрировали свой брак и выехали за рубеж. Они много путешествовали. Но поэт тосковал по дому, по России. За границей написано много стихотворений. Одно из стихотворений посвящено Айседоре – «Сыпь, гармоника! Скука… Скука…»
Шаганэ Тальян. Воспоминания.
Слайд 15. Стихотворение читает ученица
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.
…
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Ведущий 1 Эти стихи Сергей Есенин посвятил молодой учительнице из Батуми Шаганэ Тальян, с которой поэт встречался, будучи на Кавказе, в декабре 1924 года. Шаганэ Нерсесовна вспоминает.
Ученица. «Есенин был добрым, чутким человеком. Тогда нередко встречались беспризорные, и, бывало, ни одного из них не оставлял без внимания: остановится, станет расспрашивать, откуда, как живёт, даст ребёнку денег, приласкает. В такие минуты он вспоминал всё детство, говорил, что вот он тоже был когда-то ребёнком, беспечно резвился и бегал. Однажды, увидев беспризорных ребятишек, Есенин сказал мне приблизительно так: «Вот, Шаганэ, там и Пушкин, и Лермонтов, и я».
Животных он действительно любил. Увидит бездомную собаку, купит для неё булку, колбасу, накормит и приласкает. Глаза его в это время становились особенно ласковыми и добрыми.
С.А.Есенин есть и до конца дней будет светлым воспоминанием моей жизни».
Софья Андреевна Толстая-Есенина.
Слайд 16.
Ведущий 2 Весной 1925 года Софья Андреевна познакомилась с Сергеем Есениным. Любовь была трудная, горькая. Потом, в письме к матери, Софья Андреевна напишет.
Ученица. "Потом я встретила Сергея. И поняла, что это большое и роковое. «...» Я просто полюбила его всего. Остальное пришло потом. Я знала, что иду на крест, и шла сознательно, потому что ничего в жизни не было жаль. Я хотела жить только для него. Я себя всю отдала ему. Я совсем оглохла и ослепла, и есть только он один.
Если вы любите меня... то я прошу вас ни в мыслях, ни в словах никогда Сергея не осуждать и ни в чем не винить. Что из того, что он пил и пьяным мучил меня. Он любил меня, и его любовь все покрывала. И я была счастлива, безумно счастлива... Благодарю его за все, и все ему прощаю. И он дал мне счастье любить его. А носить в себе такую любовь, какую он, душа его родили во мне, - это бесконечное счастье".
Слайд 17.
Ученик
Цветы мне говорят — прощай,
Головками склоняясь ниже,
Что я навеки не увижу
Ее лицо и отчий край.
<...>
Не все ль равно — придет другой,
Печаль ушедшего не сгложет,
Оставленной и дорогой
Пришедший лучше песню сложит.
И, песне внемля в тишине,
Любимая с другим любимым,
Быть может, вспомнит обо мне
Как о цветке неповторимом.
Ведущий 1 Кому же оно адресовалось? Быть может, всем любимым женщинам сразу? Им всем, слившимся в единый образ? В лучшие минуты своей жизни он создал строки, которые будут волновать всегда, вспоминаться вечно...
Ведущий 2 Женщин, любивших его, было много, а любви в его жизни было мало. Сам Есенин объяснял это так: «Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, — все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это — искусство…»
Слайд 18.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев"
Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев" посвящена Дню полного освобождения ленинградцев от вражеской блокады. В композицию вошли стихи, песни, посвящённые подвигам ленинградцев....
Сценарий музыкально-литературной композиции Памяти павших будьте достойны!
Использованный музыкальный материал: « Победный марш»слова и музыка Е.Никоновой,« Священная война» муз. А Александрова, сл.. В. Лебедева-Кумача, «Русь непокорная» муз.,слова В. Шурака, «Сини...
Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День пожарной охраны - 30 апреля".
Наша школа сотрудничает с подразделением МЧС - пожарной частью. В школе обучаются кадеты - будущие спасатели. Учащиеся занимаются не только военными дисциплинами, но и поют в кадетском хоре. Традицион...
Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День спасателя России".
Этот сценарий составлен к празднику "День спасателя". Он отмечается в конце года, поэтому я решила объединить его с праздником Новый год. В качестве иллюстраций к мероприятию я создала презентацию....
Урок-концерт. Музыкально-литературная композиция, посвящённая празднику Победы,"Даавно закончилась война"
Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине, знания истории и памяти павших героев, уважения к ветеранам....
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...
Урок Памяти. «Они прошли через войну» Музыкально-литературная композиция
воспитание патриотизма и гражданской позиции современного молодого человека; формирование осознания важности истории страны; расширение кругозора о военном времени и о роли людей искусства в год...