ОГЭ ЛИ
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Н.А. Некрасов
2.4. Есть ли настроение безысходности, трагизма в изображении народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»? Обоснуйте своюточку зрения, используя текст стихотворения.
Стихотворение «Железная дорога» Николая Алексеевича Некрасова – одно из самых драматичных произведений. Его можно сравнить с поэмой о народе.
В стихотворении «Железная дорога» поэт с горечью повествует о народных страданиях, о голоде, который заставлял людей “надрываться под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной”. Именно в этих “мирных детях труда”, “божьих ратниках”, “ограбленных грамотеями-десятниками”, “высеченных начальством, задавленных нуждой”, Некрасов видит кормильцев России, тех, кто обеспечивает ее благосостояние. Он воспевает “привычку к труду благородную”, призывая “мужика уважать”, восхищаться терпением и силой народа, который “вынесет все, что господь ни пошлет”. Поэт убежден, что народ “широкую, ясную грудью дорогу проложит себе”, верит в “пору прекрасную”, которая непременно наступит. Народ по делам своим заслуживает всеобщего уважения и восхищения, а как терпеливый раб народ достоин жалости.
Повествование открывается картиной природы, написанной ярко, сочно и зримо. Первое по-народному звучащее слово «ядреный» («воздух ядреный»), столь необычное для лирики природы, дает особое ощущение свежести и вкуса здорового воздуха и оказывается заявкой на демократизм для того, чтобы рассказать о тяжести и подвиге народного труда.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И ночи,
И моховые болота, и пни –
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Для того чтобы рассказать о тяжести и подвиге народного труда, поэт обращается к описанию сна одного из участников повествования. Сон Вани – это условный прием, позволяющий нарисовать фантастические картины с ожившими под лунным сиянием мертвецами и странными песнями.
Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов…
Картина свежей и прекрасной природы, открывающая стихотворение,
не только контрастирует с картиной сна, но и соотнесена с ней в величии и
поэтичности.
Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого –
Это все братья твои – мужики!
В картине пробуждения звучит явная ирония. Папаша-генерал в пальто на красной подкладке предъявляет обвинение целым народам.
Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать – разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!
Согласно генеральскому пожеланию и пониманию автор показывает «светлую сторону»: забитый и ограбленный народ везет на себе подрядчика, торжествующую кричащего: «шапки долой – коли я говорю!». Самая «светлая» картина оказывается в стихотворении самой мрачной.
Так сошлись в трагическом оптимизме начало и конец некрасовского стихотворения. В стихотворении нет отдельных героев и сюжета. Есть кар-тины народной жизни, создающие широкую социальную панораму и объеди-ненные одной темой. Поэт гневно возмущается теми ужасными условиями, в которых находился народ, тем, что считается, будто дорогу построил началь-ник строительства граф Клейнмихель – царский ставленник и казнокрад, а не народ – оборванные мужики, согнанные на строительство «чугунки» голо-дом. Толпы призраков-мертвецов, окружающие несущийся поезд, – это жертвы непосильной работы и лишений при постройке дороги. Но их труд не пропал даром: они создали великолепное сооружение, и поэт прославляет на-род-труженик: «Благослови же работу народную /И научись мужика ува-жать». Поэт верит, что трудолюбивый русский народ не только проложит железные дороги, но и создаст в будущем «пору прекрасную»:
Да не робей за отчизну любезную
Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что Господь ни пошлет! Вынесет все – и широкую, ясную Грудью проложит дорогу себе.
Эти строки звучали призывом к борьбе. Народ изображен правдиво – таким, каков он есть в действительности. Поэт не просто обращается в своем произведении к многострадальному русскому трудовому народу, он сливается с народным сознанием.
1.1.1. Почему буря столь желанна для лирического героя приведённого стихотворения «Душно! без счастья и воли…»?
Слова и обороты, известные до некрасовской поэзии, в произведениях Некрасова часто изменяют свой смысл. Примером этому может служить стихотворение «Душно! без счастья и воли…». Его глубинное содержание (подтекст) связано с расширением значений слов «ночь», «буря», «чаша». Слово «ночь» - не просто время суток, но и олицетворение тяжелого состояния простого народа в России, «без счастья и воли». Слово «буря» не только обозначение природной непогоды, но и образ общественного потрясения, протеста. Поэтому стихотворение имеет символический смысл.
Слова поэта «чаша с краями полна» можно объяснить, как невыносимость горя, предел терпения.
Это впечатление усиливают восклицательные и вопросительные предложения, повелительное наклонение глаголов: «грянь», «засвищи», «расплещи».
Невыносимую, душную атмосферу, по мысли Некрасова, может изменить только буря народного гнева, которая уже переполняет чашу человече-ского терпения. Чаша с краями полна!» — отмечает герой стихотворения, намекая на гнев народа, чье положение крайне тяжело и безотрадно. Он призывает бурю разразиться «над пучиною моря», засвистать в лесу и в поле, чтобы расплескать переполненную чашу «народного гнева». Поэт уверен, что только буря может дать человечеству вздохнуть свободно, ощутить «счастье и волю» и расплескать, то есть опустошить, «чашу вселен-ского горя», которая уже переполнена.
1.1.2. Каковы особенности композиции данного стихотворения Н.А. Не-красова?
Стихотворение состоит из двух строф. В первой строфе поэт представляет образ переполненной чаши народного терпения – «душно!» во тьме ночи, невозможно жить «без счастья и воли».
Во второй строфе звучит призыв к буре, к протесту. Композицию стихотворения, на мой взгляд, можно назвать зеркальной (такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот), потому что в первой части стихотворения «Чаша с краями полна!», а вторая часть завершается призывом: «Чашу вселенского горя / Всю расплещи!..».
1.2.3. Сопоставьте стихотворение Н.А. Некрасова «Душно! без счастья и воли...» со стихотворением С.Я. Надсона «Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат...», приведённым ниже. Какие мотивы и образы сближают эти произведения?
Стихотворения близки прежде всего изображением народного горя, но у Н.А. Некрасова этот образ обозначен ярким и ёмким символом – «чаша», а у С.Я. Надсона представлено пространное перечисление бедствий: «неправда и зло», «слезы», поруганный идеал, «невинная кровь», «бескрестные могилы», рабство, «беспросветная, мертвящая нужда», «позорные столбы».
Некрасов в своём стихотворении призывает бурю для того, чтобы опустошить, «чашу вселенского горя». Надсон также мечтает о коренном изменении мира, о приходе блаженной и счастливой поры, когда ...не будет на свете ни слез, ни вражды… |
Л.Н.Толстой
1.3.1. Почему Л.Н. Толстой назвал свой рассказ «После бала»?
Рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, не случайно называется «После бала». В центре произведения — событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Ивана Васильевича. Толстой очень точно выстроил композицию рассказа на контрасте двух эпизодов: бала у губернского предводителя и наказания солдата. Противопоставленные друг другу, эти эпизоды на самом деле органически связаны, так как развивают единую художественную идею. Мы можем легко представить себе, что без сцены истязания солдата картина бала, с его грациозностью, красивыми и быстрыми па, восторженными чувствами и нежными бело-розовыми красками, потеряла бы всякий смысл.
И сцена экзекуции не показалась бы студенту такой ужасной, и отчаяние его не было столь велико, если бы ей не предшествовала сцена мазурки на балу.
Противопоставляя эти сцены, Толстой как бы срывает маску с внешне благополучной и нарядной действительности. И чем более праздничным и роскошным представлял себе окружающий мир молодой человек вначале, тем трагичнее оказалось его прозрение, показавшее мир, с другой стороны.
2.4. Как рамочная композиция («рассказ в рассказе») помогает воплощению авторского замысла в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»?
Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие. В основу рассказа положено реальное событие, которое произошло с братом писателя – Сергеем Николаевичем Толстым. Сюжет прост.
Но он построен таким образом, что жизнь и мировоззрение главного героя меняется буквально за несколько часов. В произведении два рассказчика. Интересно, что писатель использует в своем произведении повествование как от первого лица, так и от третьего. Каждая из этих форм имеет свои идейно-художественные задачи. Перед нами, по существу, своеобразный рассказ в рассказе. Еще одна композиционная особенность – своеобразная роль вступления. Оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком.
Интересно, что повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутой экспозиции. И завершается оно тоже без всяких выводов. Рассказ «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала — яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной.
Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста.
Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение. Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.
1.1.1. Почему в сцене бала герой воспринимает всё с восторженным умилением?
Иван Васильевич влюблен, он очарован праздничной атмосферой бала, близостью любимой девушки, ощущением счастья, молодости и красоты. «Бал – чудесный, зала – прекрасная, буфет – великолепный, музыканты – знаменитые, мотив мазурки звучит беспрерывно». Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. В этот вечер герой не замечал других девушек. перед его глазами всегда стояло ее «сияющее, разрумянившееся лицо с ямочками и ласковые, милые глаза».
Эта девушка казалась ему верхом совершенства. Весь мир сосредоточился для Ивана Васильевича в этой девушке. Он мечтал, чтобы бал не кончался. Отец Вареньки – красивый, статный свежий с белыми усами, белыми бакенбардами с блестящими глазами, радостной улыбкой, широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами. В нем было столько грации и красоты, что Иван Васильевич невольно залюбовался им. Он понравился Ивану Васильевичу, у которого возникло «в то время какое-то восторженное чувство» к полковнику. И это чувство еще больше усилилось, когда герой увидел, как танцует отец Вареньки со своей дочерью.
Мы видим счастье человека, причем это счастье настоящее. Сам Иван Васильевич так описывал свое душевное состояние в тот момент: «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен», добр. Он обнимает мир своей любовью, смотрит на него с восторженным умилением.
1.1.2.На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивает его поведение по отношению к дочери на балу?
Петр Владиславович заботлив и нежен по отношению к дочери: «С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвел ее ко мне, думая, что я танцую с ней», – здесь Л.Н. Толстой показывает отцовские чувства полковника. Вся жизнь, все заботы полковника посвящены Вареньке. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», – с умилени-ем и не без основания думает Иван Васильевич.
Отец Вареньки настолько мил и любезен, что располагает к себе всех, в том числе и рассказчика. «К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство», – так отзывается о полковнике Иван Васильевич.
Искренен полковник в отношении дочери и других участников бала? Да, по отношению к людям определенного круга он мил и добр, и там он на самом деле красив. Он внимательный, заботливый отец (носит «домодельные» сапоги, чтоб одевать и вывозить любимую дочь). И Варенька его любит и гордится им («с гордостью и радостью и за себя, и за него взглядывает на любующихся зрителей»).
2.4. Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке? В чём истинные причины, изменившие жизнь человека? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала»).
Л. Н. Толстой в рассказе «После бала» вскрывает противоречия жизни и показывает силу переживаний молодого человека, столкнувшегося с суровой реальностью, разрушившей его радужные мечты.
Герой, от имени которого ведется рассказ, – «всеми уважаемый Иван Васильевич», в судьбе которого случай сыграл решающую роль. Он был молод и вел жизнь, свойственную молодости: учился и веселился, и главное удовольствие его жизни в ту пору составляли вечера и балы.
Герой рассказа был искренне влюблен. Предметом его привязанности была прелестная Варенька, «высокая, стройная, грациозная и величественная» с ласковой, всегда веселой улыбкой». Во время этой «самой сильной любви к ней», в последний день масленицы, Иван Васильевич был на балу у губернского предводителя. Весь вечер он танцевал с Варенькой и «без вина был пьян любовью». «Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку..., и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев»,-говорил он. К отцу же Вареньки Иван Васильевич испытывал в то время «какое-то восторженно-нежное чувство. А сам рассказчик боялся только одного, «чтобы что-нибудь не испортило» этого счастья.
Но вся жизнь Ивана Васильевича переменилась утром, когда он стал свидетелем сцены чудовищного, бесчеловечного по своей жестокости наказания сначала беглого татарина, а потом солдата. Наказания, которым руководил отец его любимой девушки. Это зрелище вызвало духовный кризис ге-роя: «...на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, та-кая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Он так и не смог узнать или понять, осмыслить, почему все это «делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым... А не узнав, не мог посту-пить на военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил...».
А любовь героя к Вареньке с этого дня куда-то улетучивается: «Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как – то неловко и неприятно, и я стал реже видеться с ней». Иван Васильевич разлюбил Вареньку.
Он был уверен, что случай перевернул его жизнь. Я считаю, что не случай, а среда сломала его наивный мир. Герой, сталкиваясь с проявлением зла в мире и абсолютной уверенностью участвующих в нем людей в правильности совершаемых ими действий. Иван Васильевич понимает, что единственно возможное для него в данной ситуации - это устранение от зла.
«Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле» – вот логика рассуждений
героя. В этом рассказе Л.Н. Толстой осуждает жестокость и бесчеловечность военных законов, лживость и бездушие людей, автор возмущен насилием человека над человеком и отрицает его.
2.1. Какие «маски» срывает Л.Н. Толстой в своём рассказе «После бала»?
У Толстого Л.Н. всегда было свое собственное представление о том, что значит «жить честно». В рассказе «После бала» Толстой говорит о том, что, по его глубокому убеждению, красота не может существовать там, где утрачены человечность и доброта.
Герой произведения утверждает, что на жизненном пути человек должен руководствоваться голосом своей совести. Именно собственная совесть стала источником конфликта его с безнравственной средой. В юности Иван Васильевич был влюблен в «замечательную красавицу» и часто посещал балы, наслаждался жизнью и мечтал о военной карьере. Но после одного случая жизнь его круто переменилась.
Рассказ о переломном событии в жизни своего героя Л. Н. Толстой построил на контрастном изображении двух эпизодов: пышного, роскошного бала у губернского предводителя и страшного в своей жестокости и неприглядности наказания солдата. На балу герой пребывал в атмосфере красоты и благополучия. Он был так «весел и доволен, ...счастлив, блажен», словно «какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно только добро». Молодой человек «обнимал в то время весь мир своей любовью» и «с восторженным умилением» наблюдал за своей юной возлюбленной, танцующей в паре с отцом. Образы дочери и отца соединялись в сознании героя, и потому к отцу любимой девушки он также «испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство». В тот момент он и представить себе не мог, какое жестокое разочарование может его постигнуть.
Трудно описать силу переживаний Ивана Васильевича, наутро увидевшего мир с совершенно неожиданной стороны. Иван Васильевич увидел, как отец Вареньки «своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».
Противопоставляя эти две сцены, Толстой как бы срывает маску с внешне благополучной и нарядной действительности, и чем более праздничным и роскошным представлял себе окружающий мир молодой человек вначале, тем и трагичнее оказалось его прозрение. Соединяя в своем сердце образы отца и дочери, Иван Васильевич каждый раз, встречаясь с Варенькой, невольно вспоминал ее отца на площади, и ему становилось «как-то неловко и неприятно». Он стал реже видеться с девушкой, и постепенно любовь его «сошла на нет».
1.2.1. Почему полковник, любящий и внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам? Был ли он двуличным человеком, лицемером?
На плацу мы видим спесь и пренебрежение полковника к людям низшего сословия. Он искренне убежден, что все должно быть по закону: совершил побег солдат – должен пройти через строй, должен быть наказан. Может быть, где-то в глубине души у полковника при исполнении долга и шевелится какое-то человеческое чувство (недаром он, вероятно стыдясь, делает вид, будто не узнал Ивана Васильевича, и поспешно отворачивается). Однако он не сомневается в необходимости расправы и считает своим долгом наказать «малорослого солдата» за недостаточное старание при избиении беглого татарина (бьет его по лицу за нанесенный слабый удар).
Понял ли рассказчик причины противоречия в характере полковника (полковник искренне добр на балу и искренне зол на плацу)? Эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит Ивана Васильевича в тупик. «Очевидно, он что-то такое знает, чего я не знаю. Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня», – размышлял Иван Васильевич. И смутно приходит к выводу, что в этом алогизме жизни повинно общество (алогизм – нелепость, несоответст-вие).
Итак, обратимся вновь к приёму контраста: вечер затуманивает, искажает видение рассказчиком жизни (ему все кажется прекрасным); утро невольно срывает флер ночного очарования, пелену с глаз героя. И ему открывается иная жизненная сторона.
«Срывая все и всяческие маски», вскрывая язвы общества в своих произведениях, Л.Н. Толстой не только разоблачает жестокость полковника, но и показывает уродливость социальных условий, искажающих понятия долга, гуманности, искажающих натуру человека, говорит о невозможности жить безнравственно,бездуховно. Толстой настраивает читателей на необходимость протеста против сложившихся форм общественной жизни. Сам писатель не признавал активного пути сопротивления, придерживаясь теории «непротивления злу». Так поступает и Иван Васильевич. Если не можешь ничего изменить, то хотя бы не участвуй в творении зла. Вне государственной службы герой еще и принес обществу пользу: «мы знаем, как вы никуда не годились. Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». То есть главный герой осознает свою личную моральную ответственность за все происходя-щее.
2.3. Когда и почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке «пошла на убыль»? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала».)
Рассказ «После бала» – одно из поздних произведений Л. Н. Толстого. В этом произведении Л. Н. Толстой вскрывает противоречия жизни и показывает силу переживаний молодого человека, столкнувшегося с суровой реальностью, разрушившей его радужные мечты.
Герой, от имени которого ведется рассказ, – «всеми уважаемый Иван Васильевич», в судьбе которого случай сыграл решающую роль. До переломного события, которое случилось в сороковых годах, Иван Васильевич был «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый», студент провинциального университета, мечтающий поступить на военную службу. Он был молод и вел жизнь, свойственную молодости: учился и веселился, и главное удовольствие его жизни в ту пору составляли вечера и балы.
Герой рассказа был искренне влюблен. Предметом его привязанности была прелестная Варенька, «высокая, стройная, грациозная и величественная» с ласковой, всегда веселой улыбкой». Во время этой «самой сильной любви к ней», в последний день масленицы, Иван Васильевич был на балу у губернского предводителя. Весь вечер он танцевал с Варенькой и «без вина был пьян любовью». Он любовался ее высокой стройной фигурой в белом платье с розовым поясом, видел только «ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». «Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку..., и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев»,-говорил Иван Васильевич... К отцу же Вареньки он испытывал в то время «какое-то восторженно-нежное чувство», так как у него была ласковая радо-стная улыбка, как и у дочери. Когда полковник пригласил Вареньку на танец, все вокруг смотрели на них с восторженным умилением. А сам рассказчик, «обнимая весь мир своей любовью», боялся только одного, «чтобы что-нибудь не испортило» этого счастья.
Но судьбе было угодно, чтобы вся его жизнь переменилась утром следующего дня, когда он стал свидетелем сцены чудовищного, бесчеловечного по своей жестокости наказания сначала беглого татарина, а потом солдата. Наказания, которым руководил отец его любимой девушки. Это зрелище вызвало духовный кризис героя: «...на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Он так и не смог узнать или понять, осмыслить, почему все это «делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым...А не узнав, не мог поступить на военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил...».
Любовь героя к Вареньке с того дня также пошла на убыль. «Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась», Иван Васильевич «сейчас же вспоминал полковника на площади», и ему становилось как-то неловко и неприятно, он стал все реже и реже с нею видеться. И любовь так и сошла на нет.
Герой, сталкиваясь с проявлением зла в мире, понимает, что единственно возможное для него в данной ситуации- это устранение от зла. «Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле», – вот логика рассуждений героя. И Иван Васильевич обдуманно выстраивает свой путь мимо зла, не участвуя в нем и как бы доказывая всей своей жизнью тезис о возможности и первостепенности личного, внутреннего самосовершенствования.
2.4. Почему из различных вариантов названий – «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите...» – Толстой остановился на названии «После бала»?
Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» о том, как одно утро, одно событие кардинально изменило всю жизнь человека.
Композиция произведения очень проста: рассказ делится на две части, противопоставленные друг другу. Этот композиционный прием называется антитезой. Повествование ведется от лица героя, Ивана Васильевича. Рассказчик вспоминает историю своей молодости, а потом слушатели высказывают свое мнение об этом. Такое построение называется рассказом с «обрамлением» или «рассказ в рассказе». Поставлена нравственная проблема, а воспоминания Ивана Васильевича должны решить ее. Оба эпизода, составляющие рассказ, взяты из жизни С.Н. Толстого. В первой части, на балу, герой влюблен и счастлив. Преобладает радостное, восторженное настроение, атмосфера праздника: музыка, танцы, веселье, нарядные гости. «Бал был чудесный», - вспоминает герой, его Варенька прелестная и веселая; ее отец – красивый старик, полковник, с такой же, как у дочери, радостной улыбкой. Иван Васильевич под влиянием своего хорошего настроения, своих чувств к Вареньке Иван очаровывается и ее отцом. Герой счастлив и готов любить весь мир. Кульминацией вечера стал танец полковника со своей дочерью. Сколько любви, нежности и гордости за красавицу Вареньку было во взгляде полковника! Все гости любовались на эту красивую пару, радовались и умилялись их хорошим отношениям, любви отца к дочери.
Л.Н. Толстой заостряет наше внимание на одной существенной детали – у полковника были старомодные сапоги – «обтянутые штрипками, – хорошие опойковые сапоги, но не модные … старинные, с четвероугольными носками и без каблуков». Эта «мелочь» – еще одно подтверждение любви полковника к своей дочери.
Заканчивается бал в губернаторском доме и первый эпизод рассказа. Вторая часть произведения повествует об утре следующего дня. Она резко контрастирует с первым эпизодом. Рассказчик случайно становится свидетелем наказания беглого татарина. На плацу выстроились солдаты. Сквозь этот строй ведут обнаженного по пояс человека. Каждый из солдат должен ударить татарина по спине что есть силы. За исполнением этой «процедуры» строго следит командир, которым оказывается полковник Б.
Насколько положительным был его портрет в первой части, настолько страшным и отвратительным он стал во второй. Хладнокровно следить за мучениями живого человека (Толстой говорит о том, что спина татарина превратилась в мокрый кусок окровавленного мяса) и еще наказывать за то, что кто-то из солдат жалеет беднягу и смягчает удар!
Важно и то, что это наказание происходило в первый день Великого поста, когда должно следить за чистотой своих помыслов, своей души, своих поступков. Но полковник не задумывается об этом. Он получил приказ и большим рвением выполняет его, напоминая машину, которая просто делает то, на что ее запрограммировали. А как же собственные мысли, собственная позиция? Ведь полковник способен испытывать добрые чувства – это нам показал писатель в эпизоде бала. И оттого «утренний эпизод» становится еще более страшным. Человек подавляет, убивает, не использует свои искренние добрые эмоции, прячет все это в военный мундир, прикрывается чужим приказом.
Толстой поднимает две важные проблемы: личной ответственности за свои поступки, нежелания жить «осознанной жизнью», разрушающей роли государства, заставляющего уничтожать в человеке человека.
Утренний эпизод шокирующее подействовал на рассказчика Ивана Васильевича. Он не понимал, кто прав, а кто виноват в этой ситуации, но только чувствовал всей душой, что происходит что-то неправильное, в корне неверное.
Рассказчик, в отличие от полковника Б., прислушивается к своей душе. Потому он и принимает важное решение – никогда нигде не служить. Иван Васильевич просто не может позволить, чтобы кто бы то ни было разрушал его, заставлял делать то, чего он не хочет.
Таким образом, рассказ назван «После бала» потому, что именно во втором эпизоде, в том, что происходило после бала, сосредоточены все проблемы произведения. Именно здесь – основной конфликт, важные вопросы, которые Толстой ставит перед своими читателями.
Работая над рассказом, Л.Н. Толстой долго думал над заглавием. Появлялись варианты: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «Дочь и отец», «А вы говорите...». Но потом он выбрал такое – «После бала». Почему остановился на последнем? Скорее всего, потому, что события после бала – и есть истинное отражение действительности, правды жизни, а не то напускное, что обычно бывает на балах и других светских мероприятиях. Именно это название отражает главную мысль, именно то, что увидел Иван Васильевич после бала, повлияло на всю его дальнейшую жизнь.