Итоговое сочинение по литературе
методическая разработка по литературе (11 класс)
Презентация, посвящённая процедуре проведения итогового сочинения, методике написания сочинения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методика написания итогового сочинения, критерии оценивания | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Итоговое сочинение (изложение) проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 Согласно указанному Порядку к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение). // https://fipi.ru/
Важно ! Темы итогового сочинения заранее не разглашают. Эта информация станет доступна выпускникам за 15 минут до начала испытания . Важно ! Никогда не используйте аргументы из открытого банка в прямом виде, так как при проверке на плагиат ваше сочинение может получить «незачет». Используйте их как подсказку, но ведите рассуждение и делайте выводы своими словами.... //https ://2021god.com/argumenty-k-itogovomu-sochineniyu-v-2021-godu /
Что важно знать? Все 11-классники России пишут сочинение в один день; испытание проходит на базе родной школы; экзаменуемым на выбор будут предложены 6 тем (по 2 темы на каждый раздел); отведенное время – 235 минут (3 часа 55 мин .); экзаменуемому необходимо написать сочинение-рассуждение, рекомендуемый объем 350 слов ; сочинение оценивается по системе «зачет / незачет»; использование текстов литературных произведений запрещено; разрешено использование орфографического словаря (предоставляется организаторами ); списывание всего текста или его частей из каких-либо источников недопустимо; качественное сочинение может добавить от 1 до 10 баллов к результату ЕГЭ по русскому языку (действует не во всех ВУЗах России).... https ://2021god.com/argumenty-k-itogovomu-sochineniyu-v-2021-godu /
Требования к сочинению №1. Объём итогового сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №1 и «незачёт» за работу в целом. №2. Самостоятельность написания сочинения . Не допускается списывание сочинения из какого-либо источника(работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном или электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №2 и «незачёт» за работу в целом.
Критерии оценивания сочинения
Критерий 1. Соответствие теме. Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного(культурологического) материала. Критерий 3. Композиция и логика рассуждения. Критерий 4. Качество письменной речи. Критерий 5. Грамотность(расчёт ошибок на 100 слов).
СТРУКТУРА ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Комплекты тем итогового сочинения с 2022/23 учебного года формируются из закрытого банк тем итогового сочинения. Он включает в себя около 2000 тем сочинений . Банк содержит как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в последние годы . В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка : темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека »; темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека »; темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Разделы и подразделы 1 . Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества . 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом . 1.3. Познание человеком самого себя . 1.4. Свобода человека и ее ограничения.
Темы этого раздела : связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора; нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности; касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести; позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути,значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе; побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
2 . Семья, общество, Отечество в жизни человека 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции . 2.2. Человек и общество . 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
Темы этого раздела: связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи ; нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека ; касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории; позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс; побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
3. Природа и культура в жизни человека 3.1 . Природа и человек . 3.2. Наука и человек . 3.3. Искусство и человек . 3.4 . Язык и языковая личность .
Темы этого раздела : связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии ; нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном ) и языковой культуре ; касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами), важности ; позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны , важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей ; побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
Комплект тем итогового сочинения № ИС07122023-02 1. 111 Какую жизненную цель можно назвать благородной? 2. 201 Могут ли юношеские мечты повлиять на дальнейшую жизнь человека ? 3. 304 Как становятся героями на войне? 4. 405 Чем важен для современного человека опыт предыдущих поколений ? 5. 509 Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества? 6. 602 Реальное и виртуальное общение: в чём преимущества каждого из них ? Примечание. В комплект тем итогового сочинения включены по две темы из каждого раздела банка тем итогового сочинения в соответствии со следующей последовательностью. Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека». Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека». Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
1. 112 Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести? 2. 204 Что Вы вкладываете в понятие «счастье »? 3. 301 Семейные ценности и их место в жизни человека. 4. 409 В чём может проявляться любовь к Отечеству ? 5. 505 Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь? 6. 610 Чему человек может научиться у природы?
Комплект №1 107 . Жизненный путь является постоянным выбором или его курс всегда можно изменить? 111. Чем путешествие может обогатить человека? 205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям? 212. Можно ли как-то сохранить баланс между природной чистотой и техническим прогрессом? 308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление? 310. Пройти мимо преступления значит поощрить его. 409. С каким героем произведений Вы себя ассоциируете? 410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию. 501. Что значит быть гражданином? 512. Социальные проблемы, которые предстоит решить моим потомкам.
110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени? 113. Самой тяжелой дорогой, всегда будет та, которую вы еще не изведали. 210. Изменяется ли человек в процессе развития технологий? 213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны , если рушится человек»? 301. За что может быть стыдно человеку? 309. Когда слово становится преступлением? 407. Какую разницу Вы видите между прочтением пьесы и спектаклем? 407. Произведение какого писателя (композитора, режиссера) я бы порекомендовал своим друзьям? 501. Возможно ли достигнуть всеобщего счастья? 505. В чем может проявляться любовь к своему отечеству? Комплект №2
Комплект №3 06 . Что подразумевает фраза: «идти по своему пути»? 113. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»? 206. Может ли общество найти спасение в техническом прогрессе? 207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями? 303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд? 308. Что означает фраза: «Без вины виноватый»? 403. Почему в наше время еще актуальны театры? 404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)! 504. Нужно ли покидать родной город ради больших амбиций? 509.В чем может проявляться активная гражданская позиция?
Кто поможет https://урок.рф https ://mogu-pisat.ru/stat/rasbor_poletov/?ELEMENT_ID=5744 https://4ege.ru/sochinenie/
Сочинение по литературе. Выбор темы. Алгоритм работы. Композиция (строение) сочинения. Виды вступления и заключения.
Как выбрать тему сочинения Выбирая тему сочинения, руководствуйтесь следующими соображениями: 1. Определите, какая из них кажется вам наиболее конкретной и понятной. 2. Подумайте, какие художественные произведения вы знаете лучше всего, так как без опоры на художественный текст вы вообще не сможете раскрыть тему. Подумайте, какая из тем поможет вам показать знание критической литературы, интересных интерпретаций текста, современных литературоведческих подходов.
Если тема сформулирована в виде вопроса, обратите внимание на вопросительное слово. Оно задаёт логику всего сочинения : Почему ? → потому что... (указать причины ) Как ? → так... (рассказать, каким образом ) Какой ? → такой (описать качества, условия и др .) Что ? → это (перечислить факты, качества, условия и др .) Согласны ли вы? → да / нет / отчасти. Если тема дана НЕ в виде вопроса, то переформулируйте её сами для себя в вопросительное предложение.
Алгоритм работы над сочинением Определите проблему или вопрос, которые содержатся в теме сочинения. Сформулируйте тезисы, которые раскрывают эту проблему, являются ответами на поставленный вопрос. Подберите произведение(-я), на материале которого(- ых ) вы сможете доказать свою точку зрения. Продумайте композицию(построение) работы. Напишите план сочинения(функцию плана могут играть схемы и таблицы).
Напишите черновой вариант работы. Перечитайте написанное. Внесите необходимые правки в построение, в речевое оформление текста. Напишите окончательный вариант работы. Перечитайте написанное, исправьте замеченные ошибки.
Работа с черновиком Черновики после экзамена сдаются, но не учитываются при проверке сочинения. На черновике можно перечислить названия произведений, необходимых для раскрытия темы. Записать основной тезис, который вы будете доказывать. Различные способы работы с черновиком: 1) одни полностью пишут текст на черновике, а потом переносят в чистовик; 2) другие работают на черновике с частями(сначала отредактировать фрагмент на черновике, а потом перенести).
Завершая работу над черновиком, необходимо: Свериться с планом(устранить отклонение от темы, расширить абзацы, в которых мысль выражена недостаточно полно); Убедиться в том, что главная мысль проходит через всё произведение; Проверить, правильно ли выделены абзацы; Сделать стилистическую и речевую правку; Уточнить цитаты(если их использовали); Проверить орфографию и пунктуацию.
Композиция сочинения Композиционная структура Логическая структура Вступление Подготовка к восприятию основных мыслей работы Основная часть Тезис 1 Доказательства, примеры. Микровывод (обобщение сказанного) Тезис 2 Доказательства, примеры. Микровывод . Логический переход к новой мысли. Заключение Обобщение по всей теме. Выводы(если их несколько, то каждый пишется с новой строки).
Задача вступления – ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. В основной части непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения. В заключении подводится итог, обобщается сказанное.
Варианты вступления Историческое: Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени.
XXвек для России стал эпохой испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Быть писателем — нелёгкое дело в любые времена, а в сложную эпоху общественных и культурных переворотов служить истине особенно трудно. Общество начала XX века отказалось от всех прежних идеалов и ценностей. Дом, семья, быт, любовь — всё это вдруг стало пережитком прошлого. Эпоха давила на человека, требовала, ломала, подчиняла. .. Куда идти? Каких держаться истин? Все эти вопросы тогда стояли особенно остро и волновали людей.
Аналитическое : Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (добро, надежда, смирение и т.п.). Что такое великодушие? Это величие человеческой души, которое проявляется в уступчивости, мягкосердечии и способности прощать. Великодушный человек не думает о собственной выгоде, даже в сложных обстоятельствах он в первую очередь заботится о других.
Биографическое : Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме. Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск истины и добра. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске истины и гармонии. Не случайно для ответа на вопрос «Какого человека можно назвать добрым?» мы обращаемся к творчеству Л.Н. Толстого..
Цитатное : в своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли. «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всё чаще приходится сталкиваться в обществе?
Личностное : предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения. Я не случайно выбрал (-а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения.
Виды заключения Обобщение сказанного . Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально. Итак, как подсказывают нам история и художественная литература, высокая жизненная цель побуждает человека к совершенствованию мира и самого себя, не даёт остановиться на пути вечного стремления к идеалу.
Риторический вопрос . Вопросительное предложение, в т. ч. риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность. Цивилизация дала множество благ, но она медленно губит нас. Испокон веков мы не приспосабливались к природе, а покоряли её. Мы бесконечно изменяли и уродовали прекрасный лик планеты. Неужели человечество продолжит это бездумное уничтожение природы, а значит, и самого себя?
Призыв к читателю. Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме. Завершая сочинение, я хочу обратиться к вам с просьбой: посмотрите вокруг себя, подумайте о том, нет ли рядом людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: кем вы хотите быть — равнодушным эгоистом или отзывчивым человеком, который несёт добро окружающим?
Цитата . Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее вашу мысль. Бернард Шоу однажды сказал, что равнодушие — это величайший грех против ближнего. Трудно не согласиться с этой мыслью. Как показывает опыт художественной литературы, именно равнодушие постепенно внутренне опустошает человека, обрекая его на одиночество.
Как писать основную часть сочинения Необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац — это относительно законченное целое. Абзац посвящён изложению одной идеи. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован, предложения не следуют логически друг за другом.
Типичная структура абзаца текста-рассуждения Тезис Я думаю, одна из важнейших задач искусства — будить в человеке чувство родины. Развитие мысли. Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей страны — России.
Иллюстративная часть (доказательства, примеры) А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, С. А. Есенин, А. А. Блок — все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего — с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С. А. Есенина: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Микровывод Наверное, это одно из самых ярких признаний в любви своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными .
Приёмы привлечения текста литературного источника 1. Ссылка, указание на произведение, эпизод, высказывание автора, героя и т.д. 2. Сжатый пересказ сюжета, конфликта, этапов становления характера героя. Цитирование. Цитата должна быть абсолютно точной. Использование косвенной речи.
Успехов!!!
Использованные материалы https://Fipi.ru https :// 4ege.ru/sochinenie/58313-temy-itogovogo-sochineniya-2019-2020.html А.Г.Нарушевич, И.С.Нарушевич . Русский язык и литература. Итоговое выпускное сочинение 2018-2019 учебный год. – Изд.5-е, перераб . – Ростов-на-Дону: Легион, 2018. А.Г.Нарушевич. Русский язык.Литература . Итоговое выпускное сочинение в 11 классе: учебно-методическое пособие/Под ред. Н.А.Сениной . – Изд.8-е , перераб . – Ростов-на-Дону: Легион , 2021.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое сочинение по литературе
Уважаемые родители выпускников! Предлагаю Вам познакомиться с некоторыми подробностями, касающимися итогового сочинения по литературе....
Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе
В 2014/2015 учебном году проводится итоговое сочинение (изложение) в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государств...
Как писать итоговое сочинение по литературе в 11 классе
Рекомендации, как писать итоговое сочинение по литературе в 11 классе...
Итоговое сочинение по литературе. Методические рекомендации
Методические рекомендации для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе...
Итоговое сочинение по литературе. Критерии оценивания
Критерии оценивания...
Обобщающая таблица по произведениям художественной литературы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе
Таблица содержит название произведения, автора, жанр, направление сочинения, имена главных героев, основное из содержания, цитаты...
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ИНТЕНСИВНЫЙ ПРАКТИКУМ. «СОЧИНЕНИЕ НА ЗАЧЕТ»
Структура программы соответствует требованиям: пояснительная записка с актуализацией, что одним из важных умений по русскому языку (и не только по русскому языку, по другим предметам образовател...