Международный день родного языка. Внеклассное мероприятие
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Внеклассное мероприятие посвящено Международному дню родного языка.
Цель: познакомить учащихся с праздником, вызвать интнрес к изучению родного языка, воспитать уважение к культуре и традициям народа.
Мероприятие напрвлено на воспитатание толерантности, раскрывает таланты ребят, позволяет сохранить идентичность народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_meropriyatiya.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход мероприятия.
Международный день родного языка.
Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые гости нашего праздника.
Приветствие на разных языках.
Ведущий 2. Сегодня на празднике мы будем говорить о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году.
Ведущий 1. Как и все мировое сообщество, мы отмечаем День родного языка. Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.
Чтец. Сегодня все наречия планеты
Идут единой поступью под марш,
Неся в себе культуру милой речи,
И уникальность среди равных масс.
Родной язык - богатое наследство,
Пришедшее из глубины веков.
Ты отражаешь мысли человека,
Ты помогаешь выразить любовь.
Ты создаешь из букв стихотворенья.
Храня в запасах сотни тысяч слов.
Спустившееся к нам благословенье –
Родной язык, проникший в нашу кровь.
Ведущий 2. Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.
- Ведущий 1. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.
5 Ведущий 2...Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие.
6. Ведущий 1. А большинство языков не имеют никакой официальной “должности” - на них просто говорят… на одном – 10 человек, на другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – ;
7. Ведущий 2. Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков.
8. Ведущий 1. В этот день все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. В нашей школе обучаются ребята, которые приехали в Россию из других стран. Сейчас они говорят на русском языке. Но они не забывают и свой родной. Послушаем стихотворения на их родных языках. (Ребята читают стихотворения).
9. Ведущий 2. В России государственным является один язык – русский. Именно этот прекрасный язык объединил нас всех. Все мы и русские, и армяне, и узбеки, и таджики встретились на удивительной земле, которая всех объединила. ( Песня «Родина моя»).
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…
11. Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
12. Ведущий 1. Богат и интересен наш язык. А самое главное – понятен. Но всегда ли он был таким? И кто внёс весомый вклад развитие нашего языка?
13. Ведущий 1. Новый русский литературный язык, формировавшийся в годы правления Петра I, был призван обслуживать непрерывно возраставшие потребности государства, развивающиеся науку и технику, культуру и искусство.
Царь. Повелеваю произвести реформу графики, ввести гражданскую азбуку и использовать оную во все лета». : «Высоких слов славенских класть не надобеть; посольского же приказу употреби слова».
.
Царь. Книга «Юности честное зерцало», изданная в Петербурге в 1719 г., следующим образом наставляет тогдашних дворянских юношей: «Младыя отроки, которые приехали из чужестранных краев, и языков с великим иждивением научились, оные имеют подражать и тщатся, чтобы их не забыть, но совершеннее в них обучиться: а именно чтением полезных книг, и чрез обходительство с другими, а иногда что-либо в них писать и компоновать..»
.
Ведущий 2.Лучшие люди эпохи во главе с самим Петром I последовательно боролись против увлечения иноязычными заимствованиями. Так, сам император Петр писал одному из тогдашних дипломатов (Рудаковскому):
Царь :«В реляциях твоих употребляешь ты зело много польские и другие иностранные слова и термины, которыми самого дела выразуметь невозможно; того ради впредь тебе реляции свои к нам писать все российским языком, не употребляя иностранных слов и терминов».
.
Ведущий 1.
Неоценимый вклад в развитие языка внёс А.С.пушкин. Русский язык А.С. Пушкин оценивал как неисчерпаемо богатый, открывающий перед писателем неограниченные возможности его художественного использования.
.
- Ведущий 2
А.С. Пушкин пересмотрел, изменил приёмы и способы использования языка в литературных произведениях – и язык заблистал новыми, неожиданными, строгими и ясными красками.
.
- Ведущий 1.
А.С. Пушкина с достаточными основаниями принято считать реформатором русского литературного языка, основоположником современного русского литературного языка. Но, это, не означает, что Пушкин создал какой-то «новый» язык.
.
- Ведущий 2
А.С. Пушкиным была решена задача преобразования всей системы литературного языка во всех жанрах художественной литературы и за пределами художественной литературы (критика и публицистика, научная литература, бытовая и деловая переписка и т.д.
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…»,- писал великий русский писатель Н.В. Гоголь.
Ведущий 1. Сегодня наш язык красив, певуч, могуч. 4 Иван Сергеевич Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Ведущий2. А теперь я предлагаю немного поиграть. Разделимся на команды и займём места за столами.
Учитель. Попрошу моих помощников поставить на столы таблички с названиями команд и раздать карточки с высказываниями великих людей о нашем родном языке. Это будет девизом команды. Пожалуйста, выберете капитана и прочитайте свой девиз.
Язык есть исповедь народа,
Его душа и быт родной.
П. А. Вяземский
Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
К. Д. Бальмонт
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
А. А. Ахматова
…язык наш чудный,
Метальный, звонкой, самогудный.
Разгульный, меткий наш язык!
Н. М. Языков
Калиничев и Тимошкин. Однажды В.И. Даль и сын Мельникова – Печерского в знойный летний день прогуливались. После прогулки. Владимир Иванович угостил его чудным домашним квасом и спросил: «Что, хорош квас?»
- Хорош, - сказал тот.
- А чем хорош?
- Вкусный, холодный, с эрфиксом.
- С чем? – насторожился Даль.
- С эрфиксом, - повторил тот, уж несколько смущенный строгим выражением лица собирателя «живого великорусского языка»?
- Да ты что, иностранец, что ли или русский? Как по-русски надо сказать. Тот молчал, не зная, как перевести «эрфикс» на русский язык.
- Ах ты, француз, француз! Ступай к отцу да спроси.
- Игристый! – выпалил юноша, после того как пошел и спросил у отца.
- Ан, врешь! – поправил Даль. Ядреный квас (свежий, бодрящий, крепкий).
Ведущий 1. Любите ли вы русский язык, как любил его Даль?
Знаете ли вы русский язык, как знал его Даль? Сегодня мы это выясним.
«Человек более всего отличается от других животных словом или языком; следовательно, наука языка есть истинно человеческая и важнейшая», - говорил Н.М.Карамзин.
Ведущий 2. Правильно говорили в древности:
«Сперва аз да буки, а потом другие науки»
«Грамоте учиться всегда пригодиться».
Ведущий 1. Первое задание «Рассыпанные пословицы». У вас в коробочках есть слова. Ваша задача собрать как можно быстрее пословицы. Кто первый – поднимает руку.
Не спеши языком, … (торопись делом)
- Одежда лучше новая, …. (а друзья старые)
- Под лежачий камень … (вода не течет)
- Волков бояться, … (так и в лес не ходить)
- Делу время, … (а потехе час)
- Дерево смотри в плодах, а …. (человека в делах)
- Человек без друзей, что … (дерево без корней)
- Маленькое дело, … (лучше большого безделья)
- Терпение и труд, …. (всё перетрут)
- Родина-мать, … (сумей за нее постоять)
- Труд человека кормит, … (а лень портит)
- Не надобен клад, … (коли в семье лад)
Чтец. Поймал как – то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху подняла: - Не посмеешь меня съесть! Я послана сюда быть властелином леса. Тигр поглядел на лису и не поверил.
- Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся. Согласился тигр. Лиса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в норы.
– Ну, теперь ты убедился? Кто меня не боится?
– Да, ты действительно могущественна, - ответил тигр.
Ведущий 2. Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм «хитер как лиса».
На экране будут показаны картинки, на которых зашифрованы фразеологизмы. Ваша задача отгадать фразеологизмы. Кто быстрее. Поднимает руку.
Ведущий1. В каком слове 3 Е подряд? (длинношеее) – отрывок из песни.
Ведущий 2. . Знаете ли вы, что на Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года. Сопоставьте современные названия месяцев со старинными
Январь – сечень
Февраль- сухий или лютый
Март – берёзозол
Апрель- цветень
Май-
.Так январь в Древней Руси назывался «сечень», потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли», деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название «сухий» или «сухой». Звали его также и «лютым» — ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.
В марте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя «березозол».
В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зеленой листвой, бескрайние степи — сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя «цветень», а маю —
Ведущий. А знаете ли вы из какого языка пришло ваше имя и что оно обозначает?. Кто знает?.
Ведущий 1. Все мы знаем и любим свой родной язык. Но так как любили его наши знаменитые поэты и писатели не любит и не знает никто. Конечно, вы можете со мной поспорить. Но прежде послушаем стихотворение нашего земляка поэта Сергея Есенина. Читает Сергей Безруков.
Ведущий 2. А теперь самое время доказать, что родное слово и родной язык дороги и вам. Попросим представителей от каждой команды прочитать наизусть любое произведение. Докажите, что вы владеете словом в совершенстве. (Они сами себя представляют).
Ведущий 1. Наш праздник подошёл к концу.
В международный день родного языка
Тебе мы пожелаем:
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию родного языка!
Звучит песня о языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
международный день родного языка
Материал посвящен Международному Дню родного языка, который проводится 21 февраля с 2000 года.Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года, отме...
Внеклассное мероприятие "Международный день родного языка"
Мероприятие посвящено Международному дню родного языка, который отмечается с 2000 года. Необходимо воспитывать у молодого поколения любовь к родному языку, гордость за свою культуру, литературу....
Разработка внеклассного мероприятия "Международный день родного языка"
Данное мероприятие разработано для обучающихся старших классов. В нём представленны стихотворения о родном языке писателей разных национальностей....
Внеклассное мероприятие: «Международный год языков коренных народов. 21 февраля - Международный День родного языка»
Внеклассное мероприятие: «Международный год языков коренных народов. 21 февраля - Международный День родного языка»«ЧТО ТАКОЕ РОДИНА? – ЭТО ВЕСЬ НАРОД. ЭТО ЕГО КУЛЬТУРА, ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ: «Международный день родного языка»
Данная методическая разработка предназначена для проведения общеколледжного мероприятия с обучающимися 1-го курса.Язык – это общественное явление, которое действует на протяжении всего существов...
Внеклассное мероприятие "Международный день родного языка"
Ежегодно 21 января отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На язы...
Мероприятие "Международный день родного языка"
Мероприятие "Международный день родного языка"...