МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ: «Международный день родного языка»
методическая разработка (10, 11 класс)
Данная методическая разработка предназначена для проведения общеколледжного мероприятия с обучающимися 1-го курса.
Язык – это общественное явление, которое действует на протяжении всего существования человечества. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно. Человек живет в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством общения служит язык. При помощи языка люди передают свои мысли, желания, чувства.
Каждый человек должен сознавать, что он представитель народа, имеющего свою историю, и в то же время гражданин России и всего мира.
Такое внеаудиторное мероприятие дает возможность строить воспитательный процесс с учетом многовекового культурного наследия народов, проживающих на территории России, реализовать связь времен, не нарушая целостности развития личности ребенка, помогая ей оценивать вклад культуры народов России в общечеловеческую культуру, так как народное искусство рассматривается частью духовной культуры российского общества.
Внеаудиторное мероприятие проводится для обучающихся первых и вторых курсов, требует достаточно серьезной и долговременной подготовки - около полутора-двух месяцев; оно рассчитано на полтора часа. В выступлении занято 19 человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_ko_dnyu_yazyka.docx | 59.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №1»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеаудиторного мероприятия
Тема: «Международный день родного языка»
МОСКВА
2020
Содержание методической разработки |
№ | раздел |
1. | Пояснительная записка |
2. | Методический блок |
3. | Информационный блок |
4. | Литература |
Пояснительная записка |
Данная методическая разработка предназначена для проведения общеколледжного мероприятия с обучающимися 1-го курса.
Язык – это общественное явление, которое действует на протяжении всего существования человечества. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно. Человек живет в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством общения служит язык. При помощи языка люди передают свои мысли, желания, чувства.
Каждый человек должен сознавать, что он представитель народа, имеющего свою историю, и в то же время гражданин России и всего мира.
Такое внеаудиторное мероприятие дает возможность строить воспитательный процесс с учетом многовекового культурного наследия народов, проживающих на территории России, реализовать связь времен, не нарушая целостности развития личности ребенка, помогая ей оценивать вклад культуры народов России в общечеловеческую культуру, так как народное искусство рассматривается частью духовной культуры российского общества.
Внеаудиторное мероприятие проводится для обучающихся первых и вторых курсов, требует достаточно серьезной и долговременной подготовки - около полутора-двух месяцев; оно рассчитано на полтора часа. В выступлении занято 19 человек.
Цель мероприятия: активизировать и расширить имеющиеся знания обучающихся о языке, воспитывать любовь, интерес к языкам, дружбу и взаимопонимание между студентами.
Задачи:
- формировать интерес к языкам;
- воспитывать, на основе знакомства с жизненными принципами, в студентах порядочность, интеллигентность, серьезную жизненную позицию;
- развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.
Проведению мероприятия предшествует определенная подготовительная работа:
- Подборка обучающимися исторического материала, написание рефератов, докладов, сообщений.
- Отбор и систематизация материала.
- Оформление сцены.
- Подбор и подготовка выступающих.
- Создание презентации для иллюстрации выступлений.
Оснащение мероприятия |
- Экран.
- Ноутбук.
- Проектор мультимедиа.
Мотивация занятия |
Ежегодно 21 февраля отмечается День родного языка. И это неслучайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. Внеклассное мероприятие - коллективное творческое дело, способствующее воспитанию толерантности, познавательного интереса к изучению обычаев и традиций других народов, ведь в колледже обучаются студенты разных национальностей.
Это мероприятие позволит познакомиться с культурой представителей многих национальностей, проживающих на территории нашей страны. В ходе мероприятия будут представлены Россия, Татарстан, Грузия.
Я убедилась: подобные мероприятия развивают познавательный интерес и формируют творческую активность.
Обучающая цель мероприятия: показать роль языка в жизни человека и в жизни общества
Методическая цель мероприятия: осуществление нестандартных подходов в изучении
Воспитательные цели:
- прививать любовь и бережное отношение к родному языку и к языку братских народов;
- воспитывать культуру речи;
- развитие чувства прекрасного.
Психологическая цель: повысить самооценку обучающихся, помочь преодолеть застенчивость, неверие в собственные способности
Сценарий
Вступительное слово преподавателя
Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей.
Все шаги по способствованию распространения родных языков служат не только содействию языковому разнообразию и многоязыковому образованию, развитию более полного знакомства с языковыми и культурными традициями по всему миру, но и крепят солидарность, основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге.
21 февраля 2003 года по случаю Международного дня родного языка Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура отметил: «Почему столько внимания уделяется родному языку? Потому что языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей.
Родные языки уникальны в том отношении, какой отпечаток они накладывают на каждого человека с момента рождения, наделяя его особым видением вещей, которые никогда на самом деле не исчезнут, несмотря на то, что впоследствии человек овладевает многими языками. Изучение иностранного языка — это способ познакомиться с другим видением мира, с другими подходами».
Ведущий 1
Когда-то в древние времена, когда на земле не было ни своих, ни чужих и все разговаривали на одном языке, на планете был только один народ, который ощущал себя единым целым. И люди были настолько уверены в себе, что начали сравнивать себя с Богом. Тогда они решили дотянуться до небес и начали возводить башню, вершина которой упиралась бы в облака. Но Бог наказал людей за их своенравие: в один день он смешал их языки и они перестали понимать друг друга. Строительство было остановлено. Люди разбрелись по свету, объединяясь в группы по родству душ и языка. Они постоянно сравнивали себя с другими людьми. Так появились свои и чужие.
Ведущий 2
А интересно, как относились к языку в давние времена? Перенесемся на минуту в Древнюю Грецию и послушаем разговоры двух людей Ксандра и его слуги первого баснописца Эзопа.
Сцена, в которой участвуют 2 студента
Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она?
Вот, мой господин. Это – язык!
- Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?
- Да, мой господин, разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребенка «мама», «солнце», «цветок». Язык – это целый мир.
- Ну, хорошо! Я велел тебе купить и самую дешевую вещь в мире.
- Вот она, мой господин!
- Снова язык?!?
- Да. Язык самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.
Ведущий 1
Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому. Ребята, цените свой родной язык, язык ваших предков. В последней время много говорят о засоренности русского языка иностранными словами.
Ведущий 2
Однако о чистокровности русского языка говорить не приходится, так как заимствованных слов в нем огромное количество.
Ведущий 1
Вот вы, наверное, думаете, слово «огурец» русское?
Ведущий 2
Ошибаетесь, оно пришло в наш язык из греческого, так же как и «грамота», «кровать», «парус», «свекла», фонарь». Слово «ябеда», которое у нас знает каждый малыш, пришло из скандинавского языка. А «базар», «сундук» и всеми любимое слово «деньги» - из тюркского языков. Слово «халява» известно всем. Его употребляют, когда хотят получить что-то даром. Но раньше это слово значило другое – «широкое голенище».
Ведущий 1
Почему?
Ведущий 2
По одной из гипотез, когда-то, сидя за столом, гости прятали за голенище сапога еду, которую не могли съесть сразу. Таким образом, у них была возможность даром поесть еще раз. В начале ХIХ века придется его возрождать
Ведущий 1
Что же случилось с нашим языком за два века?
Ведущий 2
Во-первых, у многих слов появилось другое значение. Раньше под словом «тачка» подразумевалась безобидная тележка для перевозки груза. Теперь «тачкой» называют машину. Прежде в ящик складывали полезные вещи, сейчас в него «пялятся». Из тарелок ели , на худой конец, них прилетали инопланетяне. Но трудно представить, что теперь тарелка – это телевизионная антенна.
Ведущий 1
Во-вторых, многие слова употребляются в сокращенном виде. Из «материала» наши предки строили многоэтажные слова. Сегодня от этого слова осталось три буквы МАТ. Зато теперь строить ничего не надо. Он сам по себе и трехэтажный, и десятиэтажный. А так бичует сквернословие поэт Эдуард Асадов.
О скверном и святом
Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать. Есть в мире самое простое И самое возвышенное – Мать! Так почему ж большое слово это, Пусть не сегодня, а давным-давно, Но в первый раз ведь было кем-то, где-то В кощунственную брань обращено? Тот пращур был и темный, и дурной И вряд ли даже ведал, что творил Когда однажды взял и пригвоздил Родное слово к брани площадной. И ведь пошло же, не осело пылью. А поднялось. Как темная река. Нашлись другие. Взяли, подхватили И понесли сквозь годы и века… Пусть иногда кому-то очень хочется Хлестнуть врага словами. Как бичом. И резкость на язык не просто просится, А гневе и частенько произносится, Но только мать тут все-таки при чем? Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова. И все же трудно попросту понять, Что слово «мат» идут от слова «мать», Сквернейшее – от самого святого! Неужто вправду за свою любовь За то что родила нас и растила, Мать лучшего уже не заслужила, Чем этот шлейф из непристойных слов? Ну как позволить, чтобы год за годом Там оскорблялось пламя их сердец?! И сквернословам всяческого рода Пора сказать сурово наконец. Бранитесь или ссорьтесь, как хотите, Но не теряйте звания людей Ни имени, ни чести матерей! (Эдуард Асадов). |
Ведущий 2
Горько и обидно становится от того, что есть такие ребята, которые жестоко поступают с языком. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно, красиво, а слова любят нежность. В речи отражается как в зеркале. Человек, его культура, богатство души.
Ведущий 1
«Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык – тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им» - писал М.Горький.
Ведущий 2
Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию. Относитесь к родному языку бережно и любовно.
Ведущий 1
Каждый человек должен сознавать, что он представитель народа, имеющего свою историю, и в то же время гражданин России и всего мира. А наша колледжная семья действительно богатая на национальности. Есть здесь и армянские, и грузинские, украинские, татарские, азербайджанские и русские корни.
Русский народный танец
Ведущий 2
Татарстан. Принято считать, что историю пишут люди, однако это не так – время пишет историю перьями веков и в каждом поколении живущих оставляет на ее камнях свою запись.
Стихотворение
Любить надо таких, Которые за тебя могут отдать свою жизнь. Когда солнце встает, гладят твои волосы. И подправляют твое одеяло. Любить надо таких, которые за тебя и в огонь и в воду Когда тебе плохо, весельем поднять твое настроение. Любить надо таких, которые любят тебя такой, какая ты есть. И среди миллиона красивых, скажут, что ты самая красивая. |
Ведущий 2
Россия песнями славится, Городами светлыми, новыми, А какие сады вишневые! А пшеница в поле – красавица! |
Ведущий 2
Грузия – одна из древнейших очагов цивилизации. Долгий тернистый путь прошел грузинский народ за годы своего существования. Множество испытаний вынесла древняя страна, но вновь и вновь возрождалась культура этого края.
Ведущий 1
Своих друзей могу понять я
Всех, кто отсюда вдалеке.
Ведь разговор народы-братья
Ведут на русском языке.
Ведущий 2
«Я русский человек, но как родного брата, пойму украинца, грузина обниму»,- говорит поэт и так его устами великий, древний говорит народ.
Нам русским – братья все,
Кто вместе с нами
Дорогой мира и добра идет!
Мы русские. В крови у нас не дремлет Священный зов работать и творить Еще не раз мы сможем нашу Землю Гагаринской улыбкой озарить! Грузины, белорусы, украинцы, Узбек, казах, киргиз или якут. Мы - русские! Недаром за границей Нас всех сегодня русскими зовут! |
Ведущий 1
Объединяет много наций праздник, и люди в мире понимают: нужно, чтоб был один язык народов разных, и это, несомненно, язык дружбы.
Финальная песня: Барбарики - «Дружба»
1
Если друг не смеётся, ты включи ему солнце,
Ты включи ему звёзды – это просто!
Ты исправь ошибку, превращая в улыбку,
Все грустинки и слёзы, это просто!
Припев
Воскресенье, суббота,
Дружба-это не работа,
Дружба-это не работа!
Есть друзья, а для них
У друзей нет выходных!
Есть друзья, а для них
У друзей нет выходных!
2
Если свалится счастье,
Подели его на части
И раздай всем друзьям, это просто.
А когда будет надо,
Все друзья будут рядом,
Чтоб включить тебе солнце
Или звёзды.
Припев.
3
Если каждый друг по кругу
Другу протянет руку,
То будет видно в иллюминатор:
Дружба-это экватор.
Если каждый друг планеты
Другу ромашкой помашет,
То станет ясно: дружба-это
Планета ромашек!
Припев.
- Э. Асадов. Лирика
- Детская Библия
- Полное собрание басен Эзопа
- М. Танич. Не забывай
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
международный день родного языка
Материал посвящен Международному Дню родного языка, который проводится 21 февраля с 2000 года.Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года, отме...
21 февраля - Международный день родного языка
Презентация к линейке, посвящённому Международному дню родного языка. Бзэ зимы1эж лъэпкъыр лъэпкъыжкъым. Зи бзэр зэзымыпэсыжам и лъэпкъри игъэпэжыркъым. Анадэлъхубзэр 1умпэм зыщ1ым къэзылъх...
Внеклассное мероприятие "Международный день родного языка"
Мероприятие посвящено Международному дню родного языка, который отмечается с 2000 года. Необходимо воспитывать у молодого поколения любовь к родному языку, гордость за свою культуру, литературу....
Разработка внеклассного мероприятия "Международный день родного языка"
Данное мероприятие разработано для обучающихся старших классов. В нём представленны стихотворения о родном языке писателей разных национальностей....
Внеклассное мероприятие: «Международный год языков коренных народов. 21 февраля - Международный День родного языка»
Внеклассное мероприятие: «Международный год языков коренных народов. 21 февраля - Международный День родного языка»«ЧТО ТАКОЕ РОДИНА? – ЭТО ВЕСЬ НАРОД. ЭТО ЕГО КУЛЬТУРА, ...
Внеклассное мероприятие "Международный день родного языка"
Ежегодно 21 января отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На язы...
Мероприятие "Международный день родного языка"
Мероприятие "Международный день родного языка"...