Конспект урока: Л. Н. Толстой "Лебеди"
план-конспект урока по литературе

Черная Елена Евгеньевна

конспект урока по литературному чтению, 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_l.n._tolstogo_lebedi_konspekt.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение за художественными особенностями рассказа-описания и рассказа-рассуждения на примере рассказа Л.Н. Толстого «Лебеди» и др.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить учащихся с новым произведением Л.Н. Толстого.

 Задачи урока:

Предметные:

  • ввести понятие художественного текста,
  • закреплять понятие научно – познавательного текста,
  • формировать навык сравнительного анализа научно-познавательного и художественного текста,
  • наблюдать за языковыми средствами, развивать критическое мышление,
  • развивать навык чтения (понимание, осмысленность, память, внимание, воображение, выразительность),
  • создать условия для усвоения нравственных идей (об отношении  к природе),
  • учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни; помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.

Метапредметные:

  •  создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; находить в материале непонятные для себя, “темные” места, задуматься над их художественным значением;
  •   создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
  •  способствовать  развитию навыков исследования, фантазии,  воображения,  наблюдательности,  умения давать полный связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы,  работать над развитием речи,
  •  помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,
  • воспитывать нравственные ориентиры через  оценочную деятельность, через эмоционально-чувственное восприятие образов и событий;
  • воспитывать умение работать в группах, в парах, чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу.

Планируемый результат:

Познавательные УУД: знать понятия научно – познавательный и художественный текст, уметь проводить сравнительный анализ литературных произведений, развивать умение сравнивать, анализировать прочитанное, развивать критическое мышление, формировать умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, кластер, учебник, словарь.

Коммуникативные УУД: повышать активность учащихся на уроках, уметь  работать в группах, в парах, развивать умение осуществлять совместный поиск решения.

Регулятивные УУД:  улучшать результат обучения, повышать навыки планирования и самоконтроля, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Личностные УУД:  понимать и принимать нравственные ценности и идеи.

Этапы урока

Предметная деятельность

I . Мотивация к учебной деятельности

Наверное, вы согласитесь, что литературное чтение – это необычный урок. Авторы произведений одним росчерком пера могут превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысла. И только внимательный читатель способен его разгадать.

- Я надеюсь, что такими читателями вы и будете сегодня на уроке.

II. Проверка домашнего задания.

       

     

III.     Мотивация учебной деятельности. Постановка учебных задач.

Целеполагание.

Определение темы урока.

IY.Работа по теме.

Актуализация знаний. Работа над словом. Подготовка к сравнению произведений.

     

     Физминутка

   

 

1. -Внимательно посмотрите на портрет. Кто изображён на нем?

(Л.Н. Толстой.).

- Что знаете об этом писателе?

Рассказы детей об авторе

Лев Николаевич Толстой принадлежа к древнему дворянскому роду.

Толстой рано потерял отца и мать. Его воспитывала тетушка. Он рос очень способным: изучал иностранные языки, занимался историей, музыкой,  много читал. Всю свою жизнь Лев Николаевич пополнял свои знания и был высокообразованным человеком.

Толстой был на военной службе на Кавказе и в Крыму, а после окончания войны, подал в отставку и посвятил свою жизнь литературе. Лев Николаевич поселился в усадьбе Ясная Поляна под Тулой. Именно там он организовал школу для крестьянских детей, создал «Азбуку» для них. Сам же преподавал в этой школе. Написал для детей очень много произведений. Прожил Лев Николаевич 82 года.

1.Определение темы урока

-Какую работу выполняем на уроках литературного чтения и что хотим сделать сегодня? (читать, задавать вопросы, анализировать, сравнивать, исследовать,….)

 -Это ваши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу начать выполнять свои желания? Почему?

(не знаем тему урока)

-Попробуйте определить предмет нашего разговора.   Соберите слово и вы узнаете его название. (Лебеди )

1 2 3 2 4 5

3

1

2

5

4

6

Б

Л

Е

Д

Е

И

 -Будем говорить о лебедях.

- Запланированные действия и помогут нам познать секреты родной речи, секреты природы.

 

Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поёт перед своей гибелью. Бывает, что лебеди могут прожить в паре 20 и 30 лет. Вот как сильно привязаны они друг к другу, а также к своему потомству. Благодаря этому они уже достойны уважения, могут служить примером для нас, людей. 

После чтение идёт обсуждение

Что вам было знакомо в тексте?

Чего не знали?

О чем думали иначе?

-Сегодня мы коснёмся мира прекрасного в произведении Л.Толстого «Лебеди».

 -О чём может быть произведение? Как могут развиваться события?

Послушайте рассказ, и узнаем оправдались ваши предположения

3. чтение рассказа учителем.

4. беседа по содержанию, анализ произведения.

-Каков жанр этого произведения? Докажите. (рассказ, описывается один день из жизни героя)

-Понравилось ли произведение? Что показалось интересным?

Словарная работа

На доску выписываю слова:

синеть, синеющая вода, остановка, останавливаться, колыхаться, всколыхнуться, колыхавшимися волнами.

-Как описывается полёт лебедей? Прочитайте.

-Сколько дней птицам требуется для перелёта? Откуда узнали, что они летят долго? Какое слово повторяется в этом отрывке? Зачем автор использует этот приём? (повторением слова «летели» автор указывает на дальность пути.) – Прочитайте слова и подберите к ним слова-антонимы из текста

 Работа в паре

ХОЛОДНОЙ - ТЁПЛОЙ

ДЕНЬ - НОЧЬ

ВПЕРЕДИ - СЗАДИ

СИЛЬНЫЕ - СЛАБЫЕ

СТАРЫЕ - МОЛОДЫЕ

-Что узнали об особенностях полёта птиц? («впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее»)

-Молодые учатся у старых жизни, законам перелёта.

Как озаглавим эту часть текста?

Перелет лебедей

Рассказ Толстого очень созвучен с музыкальным произведением Сен-Санса «Лебеди». Постарайтесь показать движениями, как было трудно лететь птицам. Выразите движениями сочувствие, сострадание, уставшему лебедю.

-Какое слово в этом отрывке вызывает тревогу?  (уморились)

-Почему один молодой лебедь опустился на воду?

Упражнение «Голова и хвост» 

- Я читаю начало или конец предложения, а вы должны найти его и прочитать всё предложение.

1.На небе был _______ ______, и лебеди внизу под собой видели синеющую воду.

- Замените словосочетание полный месяц одним словом. (Полнолуние).

2. Все лебеди ___________, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше.

- Как думаете. Почему они очень устали, но не могли отдохнуть?

3. Силы его __________ .

- Каким, словом можно заменить слово ослабел? (Обессилил).

- Что он мог чувствовать в этот момент? (Погибнет. Не долетит).

- Писатель пытается донести до нас, что животные так же как и люди испытывают усталость. Боль. Одиночество и из-за всех сил пытаются бороться за свою жизнь.

Как море приняло птицу?  Прочитайте.

- Подумайте, что общего во всех прочитанных нами предложениях? (Море приняло птицу и дало лебедю отдохнуть, набраться сил ).

-Закройте глаза. Представьте: синее ночное небо, усыпанное звёздами, синее море и одинокий белоснежный лебедь в лунном свете. Какие чувства вызывает эта картина?  (вызывает тревогу одинокий лебедь, страшно, что ждёт его впереди?)

-Что вызывает особую тревогу?  (лебедь слаб, одинок).

Как озаглавим эту часть?

Одинокий лебедь

Запиши в тетрадь

Работа в тетради

Задание 1

Проталинки

Следующее задание учащиеся выполняют в парах.

Прочитайте , что у вас получилось

Что же произошло за ночь? (Лебедь отдохнул. Он набрался сил. Он хочет догнать остальных)

-Тяжело ли ему сейчас? (Да, потому что он вздохнул, как человек. Ему тяжело лететь одному)

Выполнение учебных задач.

           

 

 

   Рефлексия.

   Итог урока.

 Оценки за урок.

Описание лебедя

-Ребята, какие черты характера помогут лебедю выжить?

(Смелость, отвага, решительность, целеустремленность)

-Наша схема – описание поможет нам понять, что лебедь, имея такие черты характера, превозмогая усталость, боль, одиночество, после отдыха из последних сил поднимаясь вновь в небо, ведёт бой за жизнь

Как озаглавим эту часть?

Лебедь продолжает путь

.Проблемный вопрос

-Попробуйте разрешить проблему: отнесём ли рассказ «Лебеди» к научно – познавательным

Введение нового понятия.

Рассказ, в котором автор передаёт своё отношение к судьбе героя, вызывает у читателя сочувствие, переживает за судьбу героя, желает поддержать его в беде – художественный рассказ.

-Лебедь - один из прекраснейших представителей живой природы. Люди не перестают им восхищаться. Пишут картины с изображением лебедей и увековечивают в музыке.

-Свою картину художник Рылов А.А. и назвал «В голубом просторе», а французский композитор Шарль - Камиль Сен – Санс сочинил замечательную музыку «Лебедь»

пересказ по плану

по желанию задание 6

-Мы сегодня в начале урока ставили перед собой задачи. Удалось ли их выполнить?

-Что нового и интересного узнали на уроке?

-Что в итоге каждый из вас получил?

-Оцените себя

 Покажите мне жетон какого цвета вы выбрали?  Вложите его в дневник, я потом проставлю вам оценки.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...