Конспект урока: Л. Н. Толстой "Лебеди"
план-конспект урока по литературе
конспект урока по литературному чтению, 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_l.n._tolstogo_lebedi_konspekt.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдение за художественными особенностями рассказа-описания и рассказа-рассуждения на примере рассказа Л.Н. Толстого «Лебеди» и др.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить учащихся с новым произведением Л.Н. Толстого.
Задачи урока:
Предметные:
- ввести понятие художественного текста,
- закреплять понятие научно – познавательного текста,
- формировать навык сравнительного анализа научно-познавательного и художественного текста,
- наблюдать за языковыми средствами, развивать критическое мышление,
- развивать навык чтения (понимание, осмысленность, память, внимание, воображение, выразительность),
- создать условия для усвоения нравственных идей (об отношении к природе),
- учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни; помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.
Метапредметные:
- создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; находить в материале непонятные для себя, “темные” места, задуматься над их художественным значением;
- создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
- способствовать развитию навыков исследования, фантазии, воображения, наблюдательности, умения давать полный связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать над развитием речи,
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,
- воспитывать нравственные ориентиры через оценочную деятельность, через эмоционально-чувственное восприятие образов и событий;
- воспитывать умение работать в группах, в парах, чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу.
Планируемый результат:
Познавательные УУД: знать понятия научно – познавательный и художественный текст, уметь проводить сравнительный анализ литературных произведений, развивать умение сравнивать, анализировать прочитанное, развивать критическое мышление, формировать умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, кластер, учебник, словарь.
Коммуникативные УУД: повышать активность учащихся на уроках, уметь работать в группах, в парах, развивать умение осуществлять совместный поиск решения.
Регулятивные УУД: улучшать результат обучения, повышать навыки планирования и самоконтроля, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Личностные УУД: понимать и принимать нравственные ценности и идеи.
Этапы урока | Предметная деятельность | ||||||||||||
I . Мотивация к учебной деятельности | Наверное, вы согласитесь, что литературное чтение – это необычный урок. Авторы произведений одним росчерком пера могут превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысла. И только внимательный читатель способен его разгадать. - Я надеюсь, что такими читателями вы и будете сегодня на уроке. | ||||||||||||
II. Проверка домашнего задания.
III. Мотивация учебной деятельности. Постановка учебных задач. Целеполагание. Определение темы урока. IY.Работа по теме. Актуализация знаний. Работа над словом. Подготовка к сравнению произведений.
Физминутка
| 1. -Внимательно посмотрите на портрет. Кто изображён на нем? (Л.Н. Толстой.). - Что знаете об этом писателе? Рассказы детей об авторе Лев Николаевич Толстой принадлежа к древнему дворянскому роду. Толстой рано потерял отца и мать. Его воспитывала тетушка. Он рос очень способным: изучал иностранные языки, занимался историей, музыкой, много читал. Всю свою жизнь Лев Николаевич пополнял свои знания и был высокообразованным человеком. Толстой был на военной службе на Кавказе и в Крыму, а после окончания войны, подал в отставку и посвятил свою жизнь литературе. Лев Николаевич поселился в усадьбе Ясная Поляна под Тулой. Именно там он организовал школу для крестьянских детей, создал «Азбуку» для них. Сам же преподавал в этой школе. Написал для детей очень много произведений. Прожил Лев Николаевич 82 года. 1.Определение темы урока -Какую работу выполняем на уроках литературного чтения и что хотим сделать сегодня? (читать, задавать вопросы, анализировать, сравнивать, исследовать,….) -Это ваши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу начать выполнять свои желания? Почему? (не знаем тему урока) -Попробуйте определить предмет нашего разговора. Соберите слово и вы узнаете его название. (Лебеди ) 1 2 3 2 4 5
-Будем говорить о лебедях. - Запланированные действия и помогут нам познать секреты родной речи, секреты природы.
Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поёт перед своей гибелью. Бывает, что лебеди могут прожить в паре 20 и 30 лет. Вот как сильно привязаны они друг к другу, а также к своему потомству. Благодаря этому они уже достойны уважения, могут служить примером для нас, людей. После чтение идёт обсуждение Что вам было знакомо в тексте? Чего не знали? О чем думали иначе? -Сегодня мы коснёмся мира прекрасного в произведении Л.Толстого «Лебеди». -О чём может быть произведение? Как могут развиваться события? Послушайте рассказ, и узнаем оправдались ваши предположения 3. чтение рассказа учителем. 4. беседа по содержанию, анализ произведения. -Каков жанр этого произведения? Докажите. (рассказ, описывается один день из жизни героя) -Понравилось ли произведение? Что показалось интересным? Словарная работа На доску выписываю слова: синеть, синеющая вода, остановка, останавливаться, колыхаться, всколыхнуться, колыхавшимися волнами. -Как описывается полёт лебедей? Прочитайте. -Сколько дней птицам требуется для перелёта? Откуда узнали, что они летят долго? Какое слово повторяется в этом отрывке? Зачем автор использует этот приём? (повторением слова «летели» автор указывает на дальность пути.) – Прочитайте слова и подберите к ним слова-антонимы из текста Работа в паре ХОЛОДНОЙ - ТЁПЛОЙ ДЕНЬ - НОЧЬ ВПЕРЕДИ - СЗАДИ СИЛЬНЫЕ - СЛАБЫЕ СТАРЫЕ - МОЛОДЫЕ -Что узнали об особенностях полёта птиц? («впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее») -Молодые учатся у старых жизни, законам перелёта. Как озаглавим эту часть текста? Перелет лебедей Рассказ Толстого очень созвучен с музыкальным произведением Сен-Санса «Лебеди». Постарайтесь показать движениями, как было трудно лететь птицам. Выразите движениями сочувствие, сострадание, уставшему лебедю. -Какое слово в этом отрывке вызывает тревогу? (уморились) -Почему один молодой лебедь опустился на воду? Упражнение «Голова и хвост» - Я читаю начало или конец предложения, а вы должны найти его и прочитать всё предложение. 1.На небе был _______ ______, и лебеди внизу под собой видели синеющую воду. - Замените словосочетание полный месяц одним словом. (Полнолуние). 2. Все лебеди ___________, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. - Как думаете. Почему они очень устали, но не могли отдохнуть? 3. Силы его __________ . - Каким, словом можно заменить слово ослабел? (Обессилил). - Что он мог чувствовать в этот момент? (Погибнет. Не долетит). - Писатель пытается донести до нас, что животные так же как и люди испытывают усталость. Боль. Одиночество и из-за всех сил пытаются бороться за свою жизнь. Как море приняло птицу? Прочитайте. - Подумайте, что общего во всех прочитанных нами предложениях? (Море приняло птицу и дало лебедю отдохнуть, набраться сил ). -Закройте глаза. Представьте: синее ночное небо, усыпанное звёздами, синее море и одинокий белоснежный лебедь в лунном свете. Какие чувства вызывает эта картина? (вызывает тревогу одинокий лебедь, страшно, что ждёт его впереди?) -Что вызывает особую тревогу? (лебедь слаб, одинок). Как озаглавим эту часть? Одинокий лебедь Запиши в тетрадь Работа в тетради Задание 1 Проталинки Следующее задание учащиеся выполняют в парах. Прочитайте , что у вас получилось Что же произошло за ночь? (Лебедь отдохнул. Он набрался сил. Он хочет догнать остальных) -Тяжело ли ему сейчас? (Да, потому что он вздохнул, как человек. Ему тяжело лететь одному) | ||||||||||||
Выполнение учебных задач.
Рефлексия. Итог урока. Оценки за урок. | Описание лебедя -Ребята, какие черты характера помогут лебедю выжить? (Смелость, отвага, решительность, целеустремленность) -Наша схема – описание поможет нам понять, что лебедь, имея такие черты характера, превозмогая усталость, боль, одиночество, после отдыха из последних сил поднимаясь вновь в небо, ведёт бой за жизнь Как озаглавим эту часть? Лебедь продолжает путь .Проблемный вопрос -Попробуйте разрешить проблему: отнесём ли рассказ «Лебеди» к научно – познавательным Введение нового понятия. Рассказ, в котором автор передаёт своё отношение к судьбе героя, вызывает у читателя сочувствие, переживает за судьбу героя, желает поддержать его в беде – художественный рассказ. -Лебедь - один из прекраснейших представителей живой природы. Люди не перестают им восхищаться. Пишут картины с изображением лебедей и увековечивают в музыке. -Свою картину художник Рылов А.А. и назвал «В голубом просторе», а французский композитор Шарль - Камиль Сен – Санс сочинил замечательную музыку «Лебедь» пересказ по плану по желанию задание 6 -Мы сегодня в начале урока ставили перед собой задачи. Удалось ли их выполнить? -Что нового и интересного узнали на уроке? -Что в итоге каждый из вас получил? -Оцените себя Покажите мне жетон какого цвета вы выбрали? Вложите его в дневник, я потом проставлю вам оценки.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....