Урок литературы в 5 классе на тему: «Этот удивительный …талант – Н.В.Гоголь!» ( по повести «Ночь перед Рождеством»)
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Глазова Инна Владимировна

Урок литературы в 5 классе на тему: «Этот удивительный …талант – Н.В.Гоголь!» ( по повести «Ночь перед Рождеством»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_vneklassnogo_chteniya_v_5_klasse_na_temu.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе на тему:

«Этот удивительный …талант – Н.В.Гоголь!»

( по повести «Ночь перед Рождеством»)

Цель урока:

- обобщение и совершенствование знаний, полученных при изучении повести Гоголя: сюжет, речевая характеристика литературного героя, определение реалистических и фантастических элементов повести;

- продолжение работы над совершенствованием речевых умений выразительного чтения и выборочного пересказа, формирование первоначальных навыков филологического анализа текста, развитие творческого потенциала учащихся;

- расширение представлений о народных традициях как источнике формирования нравственных ценностей: неприятие зла, стремление к добру и красоте.


Ход  урока:

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок литературы. Я знаю, что все вы  к уроку готовы, что у вас всё получится.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять ,
Прочитать и записать.

  1. Определение темы урока.

Вступительное слово:

Ребята, вы уже знакомы с творчеством Н.В.Гоголя. Какую повесть мы с вами уже прочитали?  Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока, учитывая, какое домашнее задание вы выполняли? О чём мы должны поговорить на уроке?                       (Ученики отвечают)

  1. Запись темы урока на доске и в тетрадях.

  1. Мотивация.

В пятом классе на уроках литературы вы только делаете первые шаги в изучении творчества Н.В.Гоголя,  в постижении художественного мира его произведений.  С гоголевскими героями вы будете встречаться на уроках литературы в каждом следующем классе  и во внеурочное время, ведь творчество этого писателя не оставило равнодушными ни художников, ни скульпторов, ни кинорежиссеров, ни режиссеров мультипликации.  Понять  и постигнуть замысел авторов, воплотивших идеи Гоголя в другие виды искусств, вам помогут знания, накопленные на уроках литературы.

  1. Целеполагание.

Сегодня на уроке мы попытаемся понять, чем же притягивает этот мир уже не одно поколение читателей, композиторов, художников; что в нем восхищает и делает повесть, « и вечно мудрой классикой, и всегда живым, очищающим душу наслаждением», в чём заключается талант писателя.

  1. Работа по теме урока.
  1. Проверка индивидуальных заданий.

Группе учащихся было дано задание провести небольшую исследовательскую работу в группах по определенным темам. Как  у них это получилось, мы сейчас узнает.

  1. История создания цикла повестей.

«Ночь перед Рождеством» входит в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки».  Н.В.Гоголь начал работать над этим циклом в 1829 году, в 1831 году вышла первая книга «Вечеров…», а через год – вторая. Известно, что прозаик использовал для создания своей первой книги не только украинские исторические предания и фольклор, которые ему помогали собирать его родные и друзья, но и другие источники, такие как рукопись «История руссов» и повести немецких романтиков. «Вечера на хуторе близ Диканьки» были встречены положительными рецензиями критиков. Они отмечали неподдельную весёлость, простоту и правдивость, яркость национального колорита и увлекательность народного предания в повестях Н.В.Гоголя.

  1. Литературные критики о повестях Н.В.Гоголя.

А.С.Пушкин, когда прочитал «Вечера на хуторе близ Диканьки» , то восхищённо говорил: «Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности… Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился».

        Пушкинская оценка была поддержана другим великим литературным авторитетом – Белинским. Родоначальник русской классической критики приветствовал появление нового таланта. Особенно высоко критик оценил способность Гоголя извлекать поэзию из повседневных картин обыкновенной прозаической жизни.  «Ночь перед Рождеством» есть целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом, тут вся поэзия его жизни».

  1. Кто рассказчик этих повестей.

«Ночь перед Рождеством». На титульном листе было напечатано: «Повести, изданные пасечником Рудым Паньком».

- Что это за человек?        ( Это вымышленный образ. «Но нигде, может быть, не было рассказано столько диковин, как на вечерах у пасечника Рудого Панька»)

- Почему Гоголь издает повести под вымышленным именем?

- Кто из писателей применял такой же приём?   (Пушкин «Повести Белкина»)

–  А в какое время происходят события повести?

  1. О празднике Рождества Христова.

        Рождество Христово

«Царит над миром ночь святая, утих вседневный шум забот». Над Россией несётся волнующий и радостный благовест. Во всех церквях поют: «Рождество твоё, Христе Боже, возсия мириви свет разума…» 7 января Русская Православная церковь празднует Рождество.

- Почему же так почитаем христианами праздник Рождества?

В эту ночь в небе зажглась новая звезда, возвестившая миру о приходе Спасителя рода человеческого – Иисуса Христа. На Руси накануне Рождества в домах украшали ёлки – символ вечной обновляющей жизни. Наверх вешали звезду из бумаги или дерева. Она изображала евангельскую звезду , которая показала волхвам путь  к родившемуся Иисусу.

– Ребята, как вы думаете, почему я попросила Кирилла подготовить сообщение о святочных гуляниях?

  1. О святочных гуляниях.

Святочные гуляния

Прихожане приглашали знакомых и родственников на святочные гуляния. И стар, и млад славил рождение Христа на улицах и перекрестках. Дети, молодёжь ходили по домам с раскрашенной бумажной рождественской звездой и вертепом – ящиком в виде пещеры, где родился Иисус. Этот обычай появился в 16 – 17 вв. в  Малороссии.

В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса. Считается, что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники наделяются волшебной целительной силой. Загаданное в эту ночь желание обязательно сбудется. Существует обычай в рождественскую полночь смотреть на небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты. В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивали у хозяев угощения и деньги. Ночь перед праздником – время благоприятное для действий черта. Это время особой свободы поведения. Праздник, связанные с ним поверья выводят жизнь из её обычной колеи и делают невозможное возможным.

– Как много мы узнали из сообщений ребят! А теперь давайте посмотрим, как    Н.В.Гоголь описал события, которые произошли в ночь под Рождество.

  1. Анализ пейзажа. Мастерство Гоголя-пейзажиста.
  1. Выразительное чтение пейзажа (из 1 главы);(читаю сама)
  2. Самостоятельное составление вопросов к 1 и 2 главам повести;
  • Почему чёрт украл месяц?
  • За что чёрт так зол на кузнеца?
  1. Задать вопросы классу и ответить на них;

– Вы задали хорошие вопросы, которые касаются содержания повести, а я хотела бы предложить вам ответить на вопросы которые помогут увидеть мастерство Гоголя-пейзажиста.

  • Какие фантастические черты несёт пейзаж?
  • Какие изобразительные средства использует автор?
  1. Физкультминутка.

  1. Работа в группах.

А теперь давайте поговорим о главных героях этого произведения. Назовите их.

1 группа– Эпизод «Оксана у зеркала» (3 глава)

  • Выразительное чтение эпизода «Оксана у зеркала»
  •    Как ведёт себя Оксана?
  •  Как характеризует Оксану автор? (найдите слова, характеризующие героиню)
  • Какая она Оксана?

Оксана - самовлюбленная и эгоистичная девушка, обладающая удивительной внешней красотой. Но она никого не любит, кроме себя, постоянно унижает Вакулу, смеется над его чувствами, ранит своими насмешками чувствительное сердце юноши.

 2 группа – Эпизод «Достань, кузнец, царицыны черевички, выйду за тебя замуж!»    (6 глава)

  • Краткий пересказ эпизода
  • Как ведёт себя Оксана?
  • Как вы думаете, легко ли выполнить такой каприз Оксаны?
  • Почему Вакула обещает ей достать черевички?

            3 группа – Эпизод «Вакула на приёме у царицы»

  • Кратко пересказать эпизод
  • Как ведёт себя Вакула на приёме у царицы?
  • Какие черты характера помогают Вакуле выполнить каприз Оксаны?
  • Какой он Вакула?

  Вакула - простой казак, деревенский кузнец, но он обладает богатым внутренним миром, его душа тянется ко всему прекрасному: живописи, музыке, религии. Он поражает читателя верностью, преданностью, самоотверженным служением своему идеалу.

             4 группа – Эпизод «Вакула просит руки Оксаны»

  • Кратко пересказать эпизод
  • Почему Чуб соглашается выдать Оксану за Вакулу?
  • Как Оксана поняла, что любит Вакулу?
  • Объяснить пословицу  «Не все то золото, что блестит» относительно Оксаны и Вакулы.

Своеобразный итог, к которому приходит Оксана в результате жизненных испытаний(угрызения совести, чувства вины).Она начинает понимать, что подлинная ценность - это не золото, не богатство (она даже не взглянула на царские черевички), а "золото" души Вакулы - преданность, доброта, благородство, самопожертвованная любовь. Итак, Вакула изгоняет черта не только из хутора, но и из души самовлюбленной красавицы.

  1. Беседа на основе цитат.

– Талант Гоголя проявляется и в создании синтезе реального и фантастического.

«Сборник вышел в свет в 1831 г. В это время Гоголь увлекался фантастическими сюжетами. Мир в его повестях разделен на две части: обычный, реальный и фантастический, потусторонний с представителями нечистой силы – ведьмами, русалками, чертями. Ранние повести Гоголя похожи на сказки со счастливым концом. Один из современников Гоголя, прочитав повесть, сказал: “Никак не узнаешь, что в ней быль, а что сказка”». (И.А. Виноградов)

  • Какие события в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» можно отнести к реальным, а какие – к фантастическим?
  • Похожа ли повесть Н.В. Гоголя на сказку со счастливым концом? Докажите свой ответ.

«Шутки Гоголя, которых передать нет никакой возможности, были так оригинальны и забавны, что неудержимый смех одолевал всех, кто его слушал; сам же он всегда шутил, не улыбаясь» С.Т.Аксаков.

  • Какие эпизоды повести вызывают смех?

  1. Рефлексия.

– А теперь, дети, пришло время подвести итоги урока. О чём мы сегодня узнали? Какой же это талант – Гоголь? В чём он проявляется?

Тест по изученному произведению.

  1. Выставление оценок (дети принимают участие в выставлении оценки)
  2. Домашнее задание:
  1. Написать мини-сочинение  1) «Чем интересна повесть Н.Гоголя «Ночь перед Рождеством» 2) «Моё отношение к героям повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»   3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по повести «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя.

Цель: привить интерес к творчествуН.В.Гоголя;Задачи: развитие наглядно- образного, словесно-логического мышления, внимания, памяти;-обогащение словарного запаса учащихся.- развивать умения работ...

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Тест по повести "Ночь перед Рождеством" Н.В.Гоголя

Тест по повести "Ночь перед Рождеством" Н.В.Гоголя позволит проверить знание содержания текста, его литературоведческих особенностей....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Открытый урок русского языка на муниципальном уровне в 6 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».

Открытый урок русского языка на муниципальном уровне в 6 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов»....

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов"

Цель работы- сформировать представление о способе выбора фразеологизмов как устойчивых оборотов речи,показать их значение в речи,развивать навыки работы с фразеологическим словарём.Актуальностью работ...

Путешествие в страну фантазии Н.В. Гоголя по повести «Ночь перед Рождеством»

Конспект занятия по литературе для учащихся 6 класса. Занятие преследует цели: на примере повести «Ночь перед Рождеством» познакомить обучающихся с творчеством Н.В. Гоголя; дать харак...