Конспект урока для студентов 1 курса "А.Ахматова: жизнь и судьба"
план-конспект урока по литературе (10, 11 класс)
Конспект урока и презентация "А.Ахматова: жизнь и судьба" для студентов 1 курса СПО. Цель данного урока - познакомить обучающихся с биографией и творчеством А.А. Ахматовой, пробудить интерес к личности поэтессы и ее произведениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока для студентов 1 курса "А.Ахматова: жизнь и судьба" | 29.25 КБ |
Презентация к уроку"А.А.Ахматова: жизнь и судьба" | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Анна Андреевна Ахматова: жизнь и судьба
Цели:
познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Ахматовой; оказать сильное эмоциональное воздействие на школьников, чтобы пробудить у них интерес к личности поэтессы и её произведениям;
развивать навыки монологической речи и выразительного чтения, умения выступать перед аудиторией;
формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся, воспитание любви к поэзии А.А.Ахматовой.
Слайд 2. Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966)
Слайд 3.
Не человечески мила
Её дремота,
От ангела и от орла
В ней было что-то.
М.Цветаева
Слайд 4.
В то время я гостила на земле.
Мне дали имя при крещенье – Анна,
Сладчайшее для губ людских и слуха.
Слайд 5. Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия — Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой.
Мать, Инна Эразмовна, посвятила себя детям, которых в семье было шесть: Андрей, Инна, Анна, Ия, Ирина (Рика) и Виктор. Рика умерла от туберкулеза, когда Ане было пять лет. Рика жила у тети, и ее смерть держали в тайне от остальных детей. Тем не менее Аня почувствовала, что случилось – и как она потом говорила, эта смерть пролегла тенью через все ее детство.
Слайд 6. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии.
"Мои первые впечатления — царскосельские, — писала она в позднейшей автобиографической заметке, — зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую оду"".
Слайд 7. Своими учителями Ахматова считала поэтов И.Анненского и А.С.Пушкина. С детства Анна стремилась быть верной высокой пушкинской традиции.
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрёпанный том Парни.
1911
Анна росла в атмосфере, довольно необычной для будущего поэта: в доме почти не было книг, кроме толстого тома Некрасова, который Анне разрешалось читать на каникулах. У матери вкус к поэзии был: она читала детям наизусть стихи Некрасова и Державина, их она знала множество. Но почему-то все были уверены в том, что Анна станет поэтессой – еще до того, как ею была написана первая стихотворная строчка.
Анна довольно рано начала говорить по-французски – научилась, наблюдая за занятиями старших детей. В десять лет поступила в гимназию в Царском Селе.
Через несколько месяцев девочка тяжело заболела: неделю пролежала в беспамятстве; думали, что она не выживет. Когда пришла в себя, она некоторое время оставалась глухой. Позднее один из врачей предположил, что эта была оспа – которая, однако, не оставила никаких видимых следов. След остался в душе: именно с тех пор Анна стала писать стихи.
Слайд 8. В канун Рождества 1903 года Анна познакомилась с Николаем Гумилевыми. На девушку эта встреча не произвела никакого впечатления, а для Николая в этот день началось его самое первое – и самое страстное, глубокое и долгое чувство. Он влюбился в Анну с первого взгляда.
Она поразила его не только своей неординарной внешностью – Анна была красива очень необычной, таинственной, завораживающей красотой, сразу привлекающей к себе внимание: высокая, стройная, с длинными густыми черными волосами, прекрасными белыми руками, с лучистыми серыми глазами на практически белом лице, ее профиль напоминал античные камеи. Анна ошеломила его и полной непохожестью на все, окружавшее их в Царском Селе.
У русалки печальные очи.
Я люблю ее, деву-ундину,
Озаренную тайной ночной,
Я люблю ее взгляд заревой
И горящие негой рубины...
Потому что я сам из пучины,
Из бездонной пучины морской.
(Н.Гумилев «Русалка»)
Целых десять лет она занимала главное место и в жизни Гумилева, и в его творчестве.
Слайд 9. Николай Гумилев, всего на три года старше Анны, уже тогда осознавал себя поэтом, был горячим поклонником французских символистов. Он скрывал неуверенность в себе за высокомерностью, внешнюю некрасивость пытался компенсировать загадочностью, не любил ни в чем никому уступать. Гумилев самоутверждался, сознательно выстраивая свою жизнь по определенному образцу, и роковая, неразделенная любовь к необыкновенной, неприступной красавице была одним из необходимых атрибутов избранного им жизненного сценария.
Он забрасывал Анну стихами, пытался поразить ее воображение различными эффектными безумствами – например, в ее день рождения принес ей букет из цветов, сорванных под окнами императорского дворца. На Пасху 1905 года он пытался покончить с собой – и Анна была так этим потрясена и напугана, что перестала с ним встречаться.
Слайд 10. В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию.
Весной 1906 года Анна поступила в Киевскую Фундуклеевскую гимназию. На лето она вернулась в Евпаторию, где к ней заехал – по пути в Париж, - Гумилев. Они помирились и переписывались всю зиму, пока Анна училась в Киеве.
В Париже Гумилев принимал участие в издании небольшого литературного альманаха "Сириус", где опубликовал одно стихотворение Анны. Ее отец, узнав о поэтических опытах дочери, просил не срамить его имени. "Не надо мне твоего имени", - ответила она и взяла себе фамилию своей прабабушки, Прасковьи Федосеевны, чей род восходил к татарскому хану Ахмату. Так в русской литературе появилось имя Анны Ахматовой.
Сама Анна отнеслась к своей первой публикации совершенно легкомысленно, посчитав, что на Гумилева "нашло затмение". Гумилев тоже не воспринимал поэзию своей возлюбленной всерьез – оценил ее стихи он лишь через несколько лет. Когда он первый раз услышал ее стихи, Гумилев сказал: "А может быть, ты лучше будешь танцевать? Ты гибкая..."
Слайд 11. Гумилев постоянно приезжал из Парижа навестить ее, неоднократно делал ей предложение и всё время получал отказ. Трижды Н.Гумилев пытался покончить с собой…
В ноябре 1909 года она вдруг – неожиданно – уступила его уговорам: согласилась стать его женой.
Тем не менее, как отмечает в своих воспоминаниях Валерия Срезневская, в то время Гумилеву была отведена в сердце Ахматовой далеко не первая роль. Анна все еще была влюблена в петербургского студента Владимира Голенищева-Кутузова – хотя тот уже долгое время не давал о себе знать. Но, соглашаясь на брак с Гумилевым, она принимала его не как любовь – но как свою Судьбу.
«Гумилев — моя судьба, и я покорно отдаюсь ей.
Не осуждайте меня, если можете.
Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот
несчастный человек будет счастлив со мной» (А.Ахматова)
Они обвенчались 25 апреля 1910 года в Никольской слободке под Киевом. Родственники Ахматовой считали брак заведомо обреченным на неудачу – и никто из них не пришел на венчание, что глубоко ее оскорбило.
Слайд 12. После свадьбы Гумилевы уехали в Париж. Здесь она знакомится с Амедео Модильяни – тогда никому не известным художником, который делает множество ее портретов. Между ними даже завязывается что-то похожее на роман – но как вспоминает сама Ахматова, у них было слишком мало времени, чтобы могло произойти что-нибудь серьезное.
«Любовь - это история в жизни женщины и эпизод в жизни мужчины», - обмолвился когда-то немецкий писатель-сатирик Ж.-П.Рихтер.
"Анна и Амедео" - это не столько история любви, сколько лишь эпизод из жизни двух людей, обугленных дыханием искусства. Позже Ахматова отметила, что ей удалось понять одну существенную вещь. "...Все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его - очень короткой, моей - очень длинной».
Слайд 13. В конце июня 1910 года Гумилевы, вернувшись в Россию, поселились в Царском Селе. Гумилев представил Анну своим друзьям-поэтам. Как вспоминает один из них, когда стало известно о женитьбе Гумилева, никто поначалу не знал, кто невеста. Потом выяснили: обыкновенная женщина... То есть – не негритянка, не арабка, даже не француженка, как можно было бы ожидать, зная экзотические пристрастия Гумилева. Познакомившись с Анной, поняли – необыкновенная... (Звучит стихотворение Н.Гумилева «Она»)
Слайд 14. Сколь ни сильны были чувства, сколь ни упорны были ухаживания, но вскоре после свадьбы Гумилев стал тяготиться семейными узами.
25 сентября он вновь отправляется в Абиссинию. Ахматова, предоставленная сама себе, с головой ушла в поэзию. Когда Гумилев в конце марта 1911 года вернулся в Россию, он спросил у жены, встречавшей его на вокзале: "Писала?" Та кивнула. "Тогда читай!" – и Аня показала ему написанное. Он сказал: "Хорошо". И с этого времени стал относиться к ее творчеству с большим уважением.
Слайд 15. Осенью 1911 года Гумилев с товарищами решили организовать объединение молодых поэтов, назвав его "Цех поэтов". Вскоре Гумилев на основе Цеха основал движение акмеизма, противопоставляемого символизму. Последователей акмеизма было шестеро: Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Михаил Зенкевич и Владимир Нарбут. Термин "акмеизм" происходит от греческого "акмэ" – вершина, высшая степень совершенства. Но многие отмечали созвучие названия нового течения с фамилией Ахматовой. Весной 1912 года выходит первый сборник Ахматовой "Вечер", тиражом всего 300 экземпляров. Критика встретила его очень благожелательно.
Молодая поэтесса стала известна. Слава буквально обрушилась на нее. Ей пытались подражать – появилось множество поэтесс, пишущих стихи "под Ахматову".
Слайды 16-19. За короткое время Ахматова из простой, взбалмошной, смешливой девушки стала той величественной, горделивой, царственной Ахматовой, которая запомнилась всем, кто ее знал. А после того, как в журналах стали публиковаться ее портреты – а рисовали ее много, и многие, - начали подражать и ее внешнему виду: знаменитая челка и "ложноклассическая" шаль появились у каждой второй. (Звучит отрывок из поэмы Н.Гумилева «Осенняя песня»)
Слайд 20. 1 октября 1912 года родился сын Ахматовой и Гумилева – Лев.
Загорелись иглы венчика
Вкруг безоблачного лба.
Ах! улыбчивого птенчика
Подарила мне судьба.
Слайд 21. Почти сразу же его забрала к себе мать Николая, Анна Ивановна, – и Аня не слишком сопротивлялась. В итоге, Лева почти шестнадцать лет прожил с бабушкой, видя родителей лишь изредка...
Уже через несколько месяцев после рождения сына, в начале весны 1913 года, Гумилев отправился в свое последнее путешествие по Африке – в качестве начальника экспедиции, организованной Академией наук. (Звучит стихотворение А.Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли…»)
Слайд 22. Вопрос общения двух поэтов чрезвычайно сложен. Гумилёву как воздух были нужны путешествия – для жизни, для творчества. Кажется, всё складывалось удачно, радостно. Они были вместе в Италии, в Париже. И всё-таки постепенно они стали отдаляться друг от друга.
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стёртые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
… А я была его женой.
Слайд 23. Звучит стихотворение Л.Гумилева «Из логова змиеева»
Слайд 24. В начале 1914 года выходит второй сборник Ахматовой "Четки". Хотя критика приняла его несколько прохладно – Ахматовой ставили в вину то, что она повторяется, - сборник имел оглушительный успех. Даже несмотря на военное время, его четыре раза переиздавали.
Ахматову повсеместно признали одним из крупнейших поэтов того времени. Ее постоянно окружали толпы воздыхателей. Гумилев даже говорил ей: "Аня, больше пяти неприлично!"
Признанная красавица, обожаемый поэт, она буквально купается в славе. Ее рисуют художники, ей посвящают стихи собратья по поэтическому цеху.
Слайд 25. Ей поклонялись и за талант, и за ум, и за красоту. Она дружила
с Блоком, роман с которым ей упорно приписывали (основанием для этого послужил обмен стихами, которые были опубликованы),
с Мандельштамом (который был не только один из ее ближайших друзей, но в те годы пытался за нею ухаживать – правда, безуспешно),
с Пастернаком (по ее словам, Пастернак семь раз делал ей предложение, хотя и не был по-настоящему влюблен).
Слайд 26. К 1914 году А.Ахматова и Н.Гумилев окончательно расстались. В 1918 году был оформлен официальный развод. Но бывшие супруги сохранили теплые отношения.
Так, весной 1915 года Н.Гумилев, будучи на фронте, был ранен, и Ахматова постоянно навещала его в госпитале.
В год развода А.Ахматова подарила Гумилеву сборник стихов «Белая стая» с надписью: «Моему дорогому другу Н.Гумилёву с любовью. А.Ахматова. 10 июня 1918г. Петербург».
Слайд 27. (Видеофрагмент «Из цикла «Четки»). После расстрела Н.Гумилева именно А.Ахматова сделала всё для того, чтобы сохранить его рукописи, а потом много лет спустя активно добивалась публикации его наследия.
А.Ахматова была ещё трижды замужем. Но навсегда осталась вдовой расстрелянного Н.Гумилёва.
Слайд 28. Марина Цветаева и Анна Ахматова.
С творчеством Анны Ахматовой Марина Цветаева познакомилась в 1912 году, когда прочла её книгу «Вечер», и на долгие годы сохранила восторженное отношение к ней.
(Звучит стихотворение М.Цветаевой «Анне Ахматовой»)
Глубоко эмоционально писала об Ахматовой Цветаева:
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами – то же!
И тот, кто ранен смертельно твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
…………………………………………………….
В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
- И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! – И сердце своё в придачу.
Марина Цветаева вступила в литературу раньше, чем Анна Ахматова – первый ее сборник «Вечерний альбом» опубликован в 1910 году, но в читательском восприятии она сохранила ступень «младшей современницы, чему немало сама и способствовала. Ее восторженное поклонение «Златоустой Анне - всея Руси»…как бы предполагало известное неравенство – тем более, что не вызывало ответного слова. («Поздний ответ» Ахматовой будет написан в 1940 году, но и тогда останется неизвестной адресату). (Звучит стихотворение «Поздний ответ»)
Единственная встреча между Анной Ахматовой и Мариной Цветаевой состоялась 7 -8 июня 1941 года в Москве. Из воспоминаний В.Е. Ардова: «Волнение было написано на лицах обеих моих гостий. Они встретились без пошлых процедур «знакомства». Не было сказано ни «очень приятно», ни «так вот Вы какая». Просто пожали друг другу руки… Когда Цветаева уходила, Анна Андреевна перекрестила её».
Своеобразие отношений Ахматовой и Цветаевой проницательно определила Ариадна Эфрон: « Марина Цветаева была безмерна, Анна Ахматова – гармонична…безмерность одной принимала (и любила) гармоничность другой, ну, а гармоничность не способна воспринимать безмерность»…. «Вечерний альбом», «Вечер» - так похожи, не сговариваясь, они назвали свои первые книги. Эта творческая перекличка двух поэтов продолжалась всю их жизнь.
Для обеих А.С.Пушкин – начало всех начал. Примечательно и то, что и среди своих современников Ахматова и Цветаева выбирали себе в кумиры одних и тех же поэтов: А.Блока, Б.Пастернака.
Поразительное сочетание женственности и изящества с мужеством и волей, страстностью и порывистостью, с чеканной филигранностью стиха, неподдельная искренность чувства и глубокие философские раздумья о вечных проблемах бытия - вот что объединяет таких самобытных, таких непохожих поэтов - Анну Ахматову и Марину Цветаеву.
«Юность всегда отдает предпочтение Цветаевой, - пишет современный поэт В. Солоухин, - но с годами, со зрелостью, взоры (и души и сердца) всё чаще и увереннее обращаются к Ахматовой. Наше счастье состоит в том, что у нас есть и та и другая».
Слайд 29. 1921 год – чёрный год в жизни А.Ахматовой.
В августе 1921 года умер Александр Блок. На его похоронах Ахматова узнала страшную весть – по так называемому Таганцевскому делу арестован Гумилев. Через две недели его расстреляли. Его виной было лишь то, что он знал о готовящемся заговоре, но не донес. В том же августе в Греции покончил с собой брат Анны – Андрей Горенко.
Впечатления от этих смертей вылились у Ахматовой в сборник стихотворений "Подорожник", который затем, дополненный, стал называться "Anno Domini MCMXXI" («В Лето Господне»). (Звучит стихотворение А.Ахматовой «Я гибель накликала милым…»)
После этого сборника Ахматова не выпускала сборников долгие годы, только отдельные стихотворения. Новый режим не жаловал ее творчество – за интимность, аполитичность и "дворянские корни". Даже мнение народного комиссара Александры Коллонтай – в одной из своих статей она сказала, что поэзия Ахматовой привлекательна для молодых работниц тем, что правдиво изображает, как плохо мужчина обращается с женщиной, - не спасло Ахматову от критической травли. Череда статей заклеймила поэзию Ахматовой как вредную, поскольку она ничего не пишет о труде, коллективе и борьбе за светлое будущее.
В это время она осталась практически одна – все ее друзья или погибли, или эмигрировали. Сама же Ахматова эмиграцию считала совершенно для себя неприемлемой. (Звучит стихотворение А.Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…») Печататься становилось все труднее и труднее.
Слайд 30. В 1925 году на ее имя был наложен неофициальный запрет. Ее не печатали 15 лет! Можно запретить печатать, но запретить писать – невозможно! Не имея возможности печатать стихи, Ахматова углубилась в научную работу. Она занялась исследованием Пушкина, заинтересовалась архитектурой и историей Петербурга.
Слайд 31 – 33. К этому времени крайняя бедность быта и одежды Ахматовой уже так бросались в глаза, что не могли оставаться незамеченными. Многие находили в этом особую элегантность Ахматовой. В любую погоду она носила старую фетровую шляпу и легкое пальто. Лишь когда умерла одна из ее старых подруг, Ахматова облачилась в завещанную ей покойной старую шубу и не снимала ее до самой войны. Очень худая, все с той же знаменитой челкой, она умела произвести впечатление, как бы бедны ни были ее одежды.
Все знавшие ее отмечали ее неприспособленность к быту. Деньги, вещи, даже подарки от друзей никогда у нее не задерживались – практически сразу же она раздавала все тем, кто, по ее мнению, нуждался в них больше. Сама она многие годы обходилась самым минимумом – но даже в нищете она оставалась королевой.
Слайд 34. В 1934 году арестовали Осипа Мандельштама – Ахматова в этот момент была у него в гостях. А через год, после убийства Кирова, были арестованы Лев Гумилев и её муж Николай Пунин. Ахматова бросилась в Москву хлопотать, ей удалось передать в Кремль письмо. Вскоре тех освободили, но это было только начало.
Слайд 35. В марте 1938 года был вновь арестован Лев Гумилев, и на сей раз он просидел семнадцать месяцев под следствием и был приговорен к смерти.
Слайд 36. Анна Андреевна обращается с письмом к Сталину - «валялась в ногах у палача». Смертный приговор заменили ссылкой.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
(«Реквием», 1938)
Слайды 37 – 39. Она жила в крайней нищете, обходясь часто лишь чаем и черным хлебом. Каждый день выстаивала бесконечные очереди, чтобы передать сыну передачу. Именно тогда, в очереди, она начала писать поэму "Реквием", посвящённую материнскому горю и отчаянию. Стихи цикла очень долго не записывались – они держались в памяти самой Ахматовой и нескольких ее ближайших друзей.
Из воспоминаний Л.К.Чуковской:
«В те годы Анна Андреевна жила заворожённая застенком… Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из «Реквиема» тоже шёпотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шёпот: внезапно, посреди разговора, она умолкала и, показав глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш; потом громко произносила что-нибудь очень светское: «Хотите чаю?» или «Вы очень загорели», потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала ей. «Нынче ранняя осень», - громко говорила Анна Андреевна и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей.
Это был обряд: руки, спичка, пепельница – обряд прекрасный и горестный…» (Звучит отрывок из «Реквиема»)
Слайд 40. Совершенно неожиданно в 1940 году Ахматовой разрешили печататься. Сначала вышло несколько отдельных стихов, затем позволил выпустить целый сборник "Из шести книг", в который, правда, в основном вошли избранные стихи из предыдущих сборников. Тем не менее книга вызвала ажиотаж: ее смели с прилавков на несколько часов, за право ее прочесть люди дрались. Однако уже через несколько месяцев издание книги сочли ошибкой, ее стали изымать из библиотек.
Слайд 41 – 42. Когда началась война, Ахматова почувствовала новый прилив сил. В сентябре, во время тяжелейших бомбежек, она выступает по радио с обращением к женщинам Ленинграда. Вместе со всеми она дежурит на крышах, роет окопы вокруг города. (Звучит стихотворение А.Ахматовой «Мужество»)
В конце сентября ее по решению горкома партии самолетом эвакуируют из Ленинграда – по иронии судьбы, теперь ее признали достаточно важной персоной, чтобы спасти... Через Москву, Казань и Чистополь Ахматова оказалась в Ташкенте.
Слайд 43. В начале 1944 года Ахматова уехала из Ташкента. Сначала она приехала в Москву, где выступила на устроенном в зале Политехнического музея вечере. Прием был такой бурный, что она даже испугалась. При ее появлении зал встал. Говорят, когда Сталин узнал об этом, он спросил: "Кто организовал вставание?"
После возвращения из Ташкента у нее изменилась манера поведения – стала более простой, спокойной, и вместе с тем более отдаленной. Ахматова отказалась от своей знаменитой челки, после перенесенного в Ташкенте тифа она стала полнеть.
Казалось, Ахматова возродилась из пепла для новой жизни. К тому же ее вновь признали власти. За свои патриотические стихи она была награждена медалью "За оборону Ленинграда".
Готовились к печати ее исследования о Пушкине, большая подборка стихов.
В 1945 году к огромной радости Ахматовой вернулся Лев Гумилев. Из ссылки, которую он отбывал с 1939 года, ему удалось попасть на фронт. Мать с сыном зажили вместе. Казалось, что жизнь налаживается.
Слайд 44. 14 августа 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград"". Журналы клеймились за то, что они предоставляют свои страницы двум идеологически вредным писателям – Зощенко и Ахматовой. Меньше чем через месяц Ахматова была исключена из Союза писателей, лишена продовольственных карточек, ее книга, находившаяся в печати, была уничтожена.
После постановления она оказалась в полнейшей изоляции – с теми, кто не отвернулся от нее, она сама старалась не встречаться, чтобы не повредить. Тем не менее люди продолжали к ней приходить, приносить продукты, а по почте ей постоянно присылали продуктовые карточки. Критика ополчилась на нее – но для нее это было куда менее страшно, чем полное забвение. Любое событие она называла лишь новым фактом в своей биографии, а от биографии она отказываться не собиралась. В это время она вовсю работает над своим центральным произведением, "Поэмой без героя". И снова её не печатали – 10 лет!
Слайд 45. В 1949 году был снова арестован Николай Пунин, а затем и Лев Гумилев. Льву, единственное преступление которого было в том, что он был сыном своих родителей, предстояло провести семь лет в лагере, а Пунину суждено было там погибнуть.
В 1950 году Ахматова, ломая себя, во имя спасения сына написала цикл стихотворений "Слава миру", прославляющий Сталина. (Звучит стихотворение А.Ахматовой «И Вождь орлиными очами…»)
Однако Лев вернулся только в 1956 году – и то, для его освобождения пришлось долго хлопотать...
Лев Гумилев стал известнейшим ученым-востоковедом. Историей Востока он увлекся, находясь в ссылке в тех краях. Его труды и сейчас считаются одними из важнейших в исторической науке. Ахматова очень гордилась сыном.
Слайд 46. С 1949 года Ахматова начинает заниматься переводами - корейские поэты, Виктор Гюго, Рабиндранат Тагор, письма Рубенса... Раньше она отказывалась заниматься переводами, считая, что они отнимают время от собственных стихов. Теперь пришлось – это давало и заработок, и относительно официальный статус.
Известны поэтические переводы Анны Ахматовой с армянского, идиш, с литовского, латышского, осетинского, корейского, итальянского, румынского, болгарского, грузинского, сербского, польского языков.
Слайд 47. Запрет с имени Ахматовой был снова снят в 1954 году, после смерти Сталина. Ей даже выделили от Союза писателей – хотя Ахматову исключили из него, как переводчик она могла считаться "писательницей", - дачу в писательском поселке Комарово под Ленинградом; этот дом она называла Будкой.
А в 1956 году – во многом благодаря хлопотам Александра Фадеева, - был освобожден Лев Гумилев.
Последние десять лет жизни Ахматовой совершенно не походили на предыдущие годы. Ее сын был на свободе, она наконец получила возможность печататься. Она продолжала писать – и писала много, словно торопясь высказать все, что ей не давали сказать раньше. Теперь мешали только болезни: были серьезные проблемы с сердцем, из-за полноты ей было тяжело ходить.
Слайд 48. До последних лет Ахматова была царственна и величава, писала любовные стихи и предупреждала приходящих к ней молодых людей: "Только не надо в меня влюбляться! Мне это уже не нужно". Она была окружена молодыми – детьми ее старых друзей, поклонниками ее поэзии, учениками. Особенно она сдружилась с молодыми ленинградскими поэтами: Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Дмитрием Бобышевым, Глебом Горбовским и Иосифом Бродским.
Ахматова получила возможность выезжать за границу.
Слайд 49. (Звучит стихотворение И.Бродского «На столетие Анны Ахматовой»)
Слайд 50. В 1964 году ей была присуждена в Италии международная поэтическая премия "Этна-Таормина".
Когда Ахматова прибыла к месту церемонии, она ужаснулась: ей, потяжелевшей и больной, предстояло одолеть многоступенчатую крутую лестницу древнего храма.
«Торжественность и величавость момента были таковы, что если бы я хоть чуть заколебалась, меня бы немедленно усадили в кресло и понесли наверх. Такого позора я допустить не могла. И я двинулась храбро вперёд. Так я поднялась на вершину славы, задыхаясь и кряхтя».
Слайд 51. В 1965 за ее научные работы в области пушкиноведения Оксфордский университет присвоил ей почетную степень доктора литературы.
Слайд 52. Ахматова умерла 5 марта 1966 года после 4 инфаркта – по иронии судьбы, в годовщину смерти Сталина, которую любила отмечать.
После отпевания в Никольском соборе Ленинграда Анна Андреевна Ахматова была похоронена в Комарово – недалеко от своего единственного за много лет настоящего дома. Толпы людей провожали ее в последний путь – путь в Вечность... (Звучит стихотворение А.Ахматовой «Родная земля»)
Слайд 53. Звучит стихотворение А.Ахматовой «Творчество» из цикла «Тайны ремесла» в исполнении автора.
Слайд 54. Ахматова всегда была горделиво прекрасна. Королева-бродяга, Королева-нищенка. Она всегда вызывала чувство преклонения.
Есть на земле счастливые сердца,
По капельке, по искорке, по вздоху
В себя переселившие эпоху,
Ей верные до самого конца.
Когда такой уходит человек,
Живые по нему часы сверяют.
И время на секунду замирает
И лишь потом выравнивает бег.
О, времени сердечный перебой!
За ним дыханье следует второе,
Неистребима жизнь! Её прибой
И тихий берег вечного покоя
Ещё дороже станут в память той,
Что ничего не унесла с собой.
И.Малярова
Приложение
Используемые источники:
Ахматова, А.А. Собрание сочинений в двух томах [Текст]: М: Правда, 1990.
Павловский, А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество: Книга для учителя [Текст]: М: Просвещение, 1991.
Интернет-ресурсы:
Поделиться страницей:
Фестиваль педагогических идей «Открыт
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анна Андреевна Ахматова 1889 – 1966
Не человечески мила Её дремота, От ангела и от орла В ней было что-то. М.Цветаева
В то время я гостила на земле. Мне дали имя при крещенье – Анна, Сладчайшее для губ людских и слуха.
Анна Горенко с братьями Андреем, Виктором и сестрой Ией. В центре – мать Инна Эразмовна. 1909 г.
Царское Село
Смуглый отрок бродил по аллеям, У озёрных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. (1911)
У русалки печальные очи. Я люблю ее, деву- ундину, Озаренную тайной ночной, Я люблю ее взгляд заревой И горящие негой рубины... Потому что я сам из пучины, Из бездонной пучины морской. (Н.Гумилев «Русалка»)
Был влюблен, жег руки, чтоб волненье Усмирить, слагал стихи тогда, Ведал солнце ночи - вдохновенье, Дни окостенелого труда… (Н.Гумилев)
В Фундуклеевской гимназии
«Гумилев — моя судьба, и я покорно отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если можете. Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной» (А.Ахматова)
Анна Ахматова Рисунок А. Модильяни. 1911 год «Счастье – это ангел с печальным лицом» (А.Модильяни)
Я знаю женщину: молчанье, Усталость горькая от слов, Живёт в таинственном мерцанье Её расширенных зрачков… (Н.Гумилёв)
«Вернешься ли ты в Слепнево? или с начала августа будешь в Петербурге. Напиши мне обо всем поскорее. Посылаю тебе черновики моих новых стихов и очень жду вестей. Целую. Твоя Аня.» (Из письма А.Ахматовой Н.Гумилеву)
«Цех поэтов» О.Э.Мандельштам Н.С.Гумилёв С.М.Городецкий А.А.Ахматова М.А.Зенкевич В.И.Нарбут
Н.И.Альтман. 1914
Ю.Анненков. 1921г.
З.Е.Серебрякова. 1922
К.С.Петров- Водкин. 1922
Николай Гумилёв и Анна Ахматова с сыном Львом
Лев Гумилев с матерью и бабушкой
Н.Гумилёв Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стёртые карты Америки. Не любил, когда плачут дети, Не любил чая с малиной И женской истерики. … А я была его женой.
Из логова змиева , Из города Киева, Я взял не жену, а колдунью. Я думал забавницу, Гадал - своенравницу , Веселую птицу- певунью... Н.Гумилёв
1912 1914 1917
Мы коронованы тем, что одну с тобой Мы землю топчем, что небо над нами – то же! (М.Цветаева «Ахматовой»)
«Я гибель накликала милым…» А.Блок Н.Гумилев А.Горенко
1925 – 1940
Фонтанный Дом (бывший Шереметьевский дворец). Здесь, в одном из флигелей, Анна Ахматова прожила почти 30 лет
Музей-квартира А.Ахматовой в Фонтанном Доме
Аресты Осип Мандельштам Лев Гумилёв Николай Пунин
Лев Николаевич Гумилев
Эта женщина больна, Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. («Реквием», 1938)
«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде». («Реквием. Вместо предисловия»)
А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем – не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем разорвана связь, Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов.
Иди один и исцеляй слепых, Чтобы узнать в тяжёлый час сомненья Учеников злорадное глумленье И равнодушие толпы. А.Ахматова
Блокада Ленинграда
Анна Ахматова и Ольга Берггольц в блокадном Ленинграде
Анна Ахматова. 1946 год
1946 – 1956 1946 г. – Постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград"
А.Ахматова - переводчик
Дача в Комарово («Будка»)
Дружба А.Ахматовой с молодыми поэтами Иосиф Бродский Анатолий Найман Глеб Горбовский
Великая душа, поклон через моря за то, что их нашла, тебе и части тленной, что спит в родной земле, тебе благодаря обретшей речи дар в глухонемой вселенной. И.Бродский
1964 г. А.А.Ахматова - лауреат международной премии "Этна-Таормина"
1965 г . Анна Ахматова – обладатель почетной степени доктора литературы Оксфордского университета.
Есть на земле счастливые сердца, По капельке, по искорке, по вздоху В себя переселившие эпоху, Ей верные до самого конца. И.Малярова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока « Итоги Великой Отечественной войны. Война и судьбы людей»
Тема урока: «А нам нужна всего одна Победа, одна на всех....
Конспект урока « Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»
"Русский характер в рассказе М.Шолохова "Судьба человека"...
Конспект урока "Классное сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы»"
Данный материал нацелен помочь учащимся обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев, развивать на...
Конспект урока для студентов 2 курса СПО "Совершенствование техники приема и передач мяча над собой, в парах"
Коеспект урока для студентов 2 курса СПО "Совершенствование техники приема и передачи мяча над собой, в парах"....
Конспект урока литературы в 9 классе "Личность и судьба Г.Р. Державина. Основные этапы его жизни и творчества"
Методическая разработка урока литературы в 9 классе по творчеству Г.Р. Державина....
Конспект урока литературы на тему "Смиряться под ударами судьбы иль надо оказать сопротивление?" Нравственные проблемы в трагедии В. Шекспира "Гамлет". 9 класс
Цель урока: познакомить учащихся с содержанием трагедии В.Шекспира «Гамлет», обозначить «вечные проблемы» в творчестве В.Шекспира, развить представление о драматиче...
Урок литературы в 9 классе "Жизнь и судьба Грибоедова"
Урок новых заний в 9 классе на основе технологий критического мышления...