Контрольная работа по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
тест по литературе (10 класс)

Юрьева Лариса Васильевна

Контрольная работа состоит из 2 вариантов заданий с ответами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Вариант1

  1. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И. С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях».

  1. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

A)  Евгений Базаров

Б) Аркадий Кирсанов

B)  Павел Кирсанов

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

1)  теплота и забота

2)  сословное высокомерие

3)  открытость и восторженность

4)  грубость и резкость в оценках

  1. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

A)  Евгений Базаров

Б)  Николай Кирсанов

B)  Павел Кирсанов

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

1)  получает ранение на дуэли

2)  женится на сестре Одинцовой

3)  умирает от тяжёлой болезни

4)  делает Фенечку законной женой

4) Установите соответствие между персонажами и их характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

A)  Евгений Базаров

Б)  Аркадий Кирсанов

B)  Павел Петрович

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)  «мякенький, либеральный барич»

2)  «самоломаный»

3)  «добрый малый, но ... человек отставной»

4)  «самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен»

5)        Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

6)         Укажите термин, которым обозначается выразительная подробность, несущая в тексте определённую смысловую нагрузку (например, «длинный балахон с кистями» Базарова)

7)         Братья Николай Петрович и Павел Петрович являются в «Отцах и детях» выразителями взглядов определённого слоя дворянства. Какого?

8)         Передавая разговор Аркадия и Базарова после ужина, автор прибегает к форме художественной речи, в основе которой  — чередование реплик персонажей, обращающихся друг к другу. Укажите соответствующий термин.

9) С самого начала романа намечается противостояние Базарова и «отцов». Как называется острое противоречие, благодаря которому развивается сюжет произведения?

10)        В разговоре с Аркадием Базаров касается внешности Павла Петровича, Как называется средство характеристики образа, строящееся на описании его внешнего облика?

11) Позиция Базарова по отношению к «стареньким романтикам» отражает определенную систему материалистических взглядов, исповедуемых «новыми людьми». Как она называлась?

12. Внимательно перечитайте текст эпизода романа. Ответьте на вопросы к данному тексту

         Павел Петрович вышел, а Базаров постоял перед дверью и вдруг воскликнул: «Фу ты, черт! как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали! Ученые собаки так на задних лапах танцуют. А отказать было невозможно; ведь он меня, чего доброго, ударил бы, и тогда... (Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы.) Тогда пришлось бы задушить его, как котенка». Он возвратился к своему микроскопу, но сердце у него расшевелилось, и спокойствие, необходимое для наблюдений, исчезло. «Он нас увидел сегодня,  — думал он,  — но неужели ж это он за брата так вступился? Да и что за важность поцелуй? Тут что-нибудь другое есть. Ба! да не влюблен ли он сам? Разумеется, влюблен; это ясно как день. Какой переплет, подумаешь!.. Скверно!  — решил он наконец,  — скверно, с какой стороны ни посмотри. Во-первых, надо будет подставлять лоб и во всяком случае уехать; а тут Аркадий... и эта божья коровка, Николай Петрович. Скверно, скверно».

12.1. Какому событию в жизни Базарова и Павла Петровича непосредственно предшествует данный эпизод?

12.2. Какое событие последует за данным эпизодом?

12.3 В данном эпизоде – мысли героя, данные в форме реплик. С кем говорит герой? Как называется такой приём?

12.4. В данном эпизоде автор описывает и внутреннее состояние Базарова. Как называется приём, описывающий внутреннее состояние героя?

13.  Прочитайте текст. Дайте РАЗВЁРНУТЫЙ ответ на вопрос:

В чём суть противостояния Евгения Базарова и Павла Петровича и как это противостояние проявляется в данном эпизоде? Аргументируйте свой ответ примерами из текста

Контрольная работа по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Вариант2

1)         К какому роду литературы относится произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети»?

2) Установите соответствие между тремя персонажами «Отцов и детей» и их характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

ПЕРСОНАЖИ

А)  Евгений Базаров

Б)  Павел Петрович

В)  Николай Петрович

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)  играет на виолончели

2)  устраивает бал в городе ***

3)  исследует живую природу

4)  общаясь с мужиками, нюхает одеколон

3)Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

A)  Евгений Базаров

Б)  Павел Петрович

B)  Николай Петрович

ПЕРСОНАЖИ

1)  мягкость, поэтичность,

2)  гордость, вспыльчивость

3)  неуверенность, тщеславие

4)  «самоломанность», цинизм

4) Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.

ПЕРСОНАЖИ

A)  Евгений Базаров

Б)  Павел Петрович

B)  Николай Петрович

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

1)  отправляется в Дрезден

2)  женится на Кате

3)  умирает от заражения крови

4)  женится на Фенечке

  1. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?
  2. В основе сюжета «Отцов и детей»  — идейные споры героев. Укажите термин, обозначающий столкновение характеров, идей в художественном произведении.
  3. Как называлась система взглядов «новых людей», основанная на отрицании общепринятых ценностей и представленная в «Отцах и детях» рассуждениями Евгения Базарова?
  4. Какое художественное средство (троп)  использует автор, чтобы подчеркнуть взволнованное состояние Павла Петровича: «весь горел нетерпением»?
  5. Назовите средство художественной изобразительности, основанное на соотнесении предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого («человеческая личность должна быть крепка, как скала»).
  6. За внешними проявлениями героев проглядывает их внутреннее состояние («с излишнею развязностью налил себе в стакан гораздо больше вина, чем самому хотелось»; «он не читал; он глядел пристально в камин, где, то замирая, то вспыхивая, вздрагивало голубоватое пламя...»). Как называется изображение внутренней жизни человека в художественном произведении?

  1. Как в литературоведении называют прием, заключающийся в прямом воспроизведении мыслей и переживаний персонажа (например: «Он нас увидел сегодня,  — думал он...», «Умру,  — подумал он...»)?

  1. Внимательно перечитайте текст эпизода романа. Ответьте на вопросы к данному тексту

День прошел как-то особенно тихо и вяло. Фенечки словно на свете не бывало; она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке. Николай Петрович имел вид озабоченный. Ему донесли, что в его пшенице, на которую он особенно надеялся, показалась головня. Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью. Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и бросил под стол. «Умру,  — подумал он,  — узнают; да я не умру. Нет, я еще долго на свете маячить буду». Он велел Петру прийти к нему на следующий день чуть свет для важного дела; Петр вообразил, что он хочет взять его с собой в Петербург. Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны... Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все-таки должен был драться. Петр разбудил его в четыре часа; он тотчас оделся и вышел с ним.

12.1. Какому событию в жизни Базарова и Павла Петровича непосредственно предшествует данный эпизод?

12.2. Какое событие последует за данным эпизодом?

12.3. Какой художественный прием (троп) использует И. С. Тургенев для изображения состояния Фенечки вначале фрагмента?

12.4.         Как называется одна из форм иносказания, в которой конкретный образ используется для выражения отвлеченного понятия или состояния (сон Базарова: образы «кошечки», «леса»)?

13.  Прочитайте текст. Дайте РАЗВЁРНУТЫЙ ответ на вопрос:

В чём суть противостояния Евгения Базарова и Павла Петровича и как это противостояние проявляется в данном эпизоде? Аргументируйте свой ответ примерами из текста.

Павел Петрович весь горел нетерпением; его желания сбылись наконец. Речь зашла об одном из соседних помещиков. «Дрянь, аристократишко»,  — равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге.

— Позвольте вас спросить,  — начал Павел Петрович, и губы его задрожали,  — по вашим понятиям слова: «дрянь» и «аристократ» одно и то же означают?

— Я сказал: «аристократишко»,  — проговорил Базаров, лениво отхлебывая глоток чаю.

— Точно так-с: но я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках. Я считаю долгом объявить вам, что я этого мнения не разделяю. Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов  — настоящих. Вспомните, милостивый государь (при этих словах Базаров поднял глаза на Павла Петровича), вспомните, милостивый государь,  — повторил он с ожесточением,  — английских аристократов. Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности. Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее.

— Слыхали мы эту песню много раз,  — возразил Базаров,  — но что вы хотите этим доказать?

— Я эфтим хочу доказать, милостивый государь (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил: «эфтим» и «эфто», хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни  — эфто, другие  — эхто: мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами), я эфтим хочу доказать, что без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе,  — а в аристократе эти чувства развиты,  — нет никакого прочного основания общественному... bien public, общественному зданию. Личность, милостивый государь,  — вот главное: человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится. Я очень хорошо знаю, например, что вы изволите находить смешными мои привычки, мой туалет, мою опрятность наконец, но это все проистекает из чувства самоуважения, из чувства долга, да-с, да-с, долга. Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека.

— Позвольте, Павел Петрович,  — промолвил Базаров,  — вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали.

Павел Петрович побледнел.  

— Это совершенно другой вопрос. Мне вовсе не приходится объяснять вам теперь, почему я сижу сложа руки, как вы изволите выражаться. Я хочу только сказать, что аристократизм  — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди. Я говорил это Аркадию на другой день его приезда и повторяю теперь вам. Не так ли, Николай?

Николай Петрович кивнул головой.

— Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, — говорил между тем Базаров,  — подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.

— Что же ему нужно, по-вашему? Послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов. Помилуйте — логика истории требует...

— Да на что нам эта логика? Мы и без нее обходимся.

— Как так?

— Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!

Павел Петрович взмахнул руками.

— Я вас не понимаю после этого. Вы оскорбляете русский народ. Я не понимаю, как можно не признавать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете?

— Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаем авторитетов, — вмешался Аркадий.

— Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров.  — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.

— Всё?

— Всё.

Ответы

№ вопроса

1 вариант

2 вариант

1

Реализм

Эпос

2

А – 4, Б - 3,  В-2,

 А – 3, Б – 4, В - 1

3

А - 3,  Б- 4, В- 1

А – 4, Б – 2, В - 1

4

А - 2,  Б -1, В - 4

А – 3, Б- 1 , В - 4

5

Антитеза

Художественная деталь

6

Художественная деталь

Конфликт

7

Либеральное

Нигилизм

8

Диалог

Метафора

9

Конфликт

Сравнение

10

Портрет

Психологизм

11

Нигилизм

Внутренний монолог

12.1.

Поцелуй Базаровым Фенечки

Вызов на дуэль

12.2.

Далее – эпизод с дуэлью

Дуэль

12.3.

Внутренний монолог

Сравнение

12.4.

Психологизм

Аллегория

Текст фрагмента и вопрос для развёрнутого ответа – общий на оба варианта.

Критерии оцени:

Тестовая часть – 15 баллов (1 балл за каждый правильный ответ)

14-15 баллов – «5» 11-13 баллов – «4»  7-10 баллов – «3»

Развернутый ответ (Оценивается отдельно)

Содержание:

  1. Объём – не менее 150 слов. -  1 балл  
  2. Дан ответ на вопрос темы (в тезисе или в выводе) – 1 балл
  3. Даны 2 примера из текста, аргументирующие ответ – 2 балла
  4. Дано отношение автора (на чьей стороне автор в данном споре?) – 1 балл
  5. Дана собственная обоснованная оценка конфликта – 1 балл
  6. Использование литературоведческих терминов в ответе (как минимум: конфликт, диалог, идея, образ, антитеза, монолог, психологизм) – за каждое к месту указанное – 1 балл (до 5 баллов)
  7. Композиция и логика – 2 балла
  8. Речь – до 3х баллов

16 баллов

Практическая грамотность (орфография, пунктуация, грамматика):

Нет ошибок или одна ошибка любого типа – 5 баллов (при объёме не менее 150 слов) 

2 ошибки любого типа – 4 балла

3 ошибки любого типа – 3 балла

4 ошибки любого типа – 2 балла

5 ошибок любого типа – 1 балл

6 ошибок любого типа и более – 0 баллов

5 баллов

всего 21 балл за задание 13.

«5» - 19-21 балл

«4» - 15-18 баллов

«3» - 10- 14 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. Контрольная работа по роману И.А.Гончарова "Обломов" (10 класс)

Контрольная работа проводится после изучения романа и может заменить сочинение по роману. В работе три варианта по 5 заданий в каждом....

Контрольная работа по роману "Обломов".

Работа содержит задания на знание текста и его анализ, три варианта работы....

Контрольная работа по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Данный материал можно использовать для зачета в письменной форме после изучения романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"...

Контрольная работа по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"

данная работа предполагает, в первую очередь, знание текста романа и умение отвечть на проблемные вопросы по прочитанному тексту романа....

Контрольная работа по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"

2 варианта с открытыми вопросами. Требуется текст произведения....