Вечер-портрет "Если душа родилась крылатой" к 130- летию со дня рождения М.И. Цветаевой
методическая разработка по литературе
Среди самых замечательных имен в русской поэзии ХХ века справедливо называют имя Марины Цветаевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vecher_portret_mi_tsvetaeva.pptx | 2.78 МБ |
vecher-portret_m_i_tsvetaemoy.docx | 36.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Марина Цветаева в детстве. 1893 год Анастасия (слева) Марина Цветаевы. Ялта, 1905 г.
Первый сборник Марины Цветаевой под названием «Вечерний альбом» увидел свет в 1910г. В основном он включал её творения написанные в школьные годы. Довольно быстро творчество юной поэтессы привлекло внимание знаменитых литераторов.
В 1921 году, в частном издательстве «Костры» вышла небольшая книжка М. Цветаевой «Версты». В 1922 году вышло второе издание этого сборника уже в государственном издательстве. Состав сборника: 35 стихотворений, написанных с января 1917 по декабрь 1920 г. Книга имеет посвящение «Анне Ахматовой». Первый раздел (из двух) предваряет эпиграф из стихов Али Эфрон.
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»
ВЕЧЕР-ПОРТРЕТ
«ЕСЛИ ДУША РОДИЛАСЬ КРЫЛАТОЙ»
К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
М.И.ЦВЕТАЕВОЙ
Выполнила: Доржиева С.Д.
преподаватель русского языка и литературы
с. Иволгинск
2022 г.
ВЕЧЕР-ПОРТРЕТ «ЕСЛИ ДУША РОДИЛАСЬ КРЫЛАТОЙ»
К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.И.ЦВЕТАЕВОЙ
I. Преподаватель. Сегодня у нас произойдет необычная встреча. Встреча с поэтом для творчества, которого характерен романтический порыв, страстный протест против всего "нечеловеческого", судьба которого романтична и трагична. Встреча с Мариной Ивановной Цветаевой. И я приглашаю всех вас настроиться на тональность цветаевской лирики, постичь глубину и яркость ее душевных переживаний.
(Звучит колокольный звон.)
ЧТЕЦ:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
1 ведущий:
Так писала сама Марина Цветаева о своем появлении на свет. Она родилась 8 октября (по новому стилю) 1892 г. в Москве, в семье профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева и известной пианистки Марии Александровны Мейн, которая была любимой ученицей композитора А. Рубинштейна. Отец Марины был директором Румянцевского музея и основателем Музея изобразительных искусств (ныне это Музей им. А.С.Пушкина). У Марины Цветаевой очень рано проявились поэтические и музыкальные способности.
ЧТЕЦ:
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
2 ведущий:
Это еще одно автобиографическое стихотворение, где Цветаева объясняет значение своего имени: Марина означает “морская”. А раз она морская волна, значит – изменчивая, гордая и своевольная. Такой она и была с самого раннего детства. Писать стихи начинает Марина с шести лет, причем – сразу по-русски, по-немецки и по-французски. Этому способствовала, конечно, атмосфера семьи Цветаевых и старинного особняка в Трехпрудном переулке, где на шкафах стояли бюсты античных богов и героев, а на книжных полках размещалась большая домашняя библиотека.
1 ведущий: В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, она выпускает довольно объемный сборник под названием "Вечерний альбом". Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как поэты Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Максимилиан Волошин. Вот как отозвался о книге Н. Гумилев: "Марина Цветаева внутренне своеобразна... Эта книга - не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов".
2 ведущий: 1911 год, Коктебель…Марина в гостях у друга семьи – Максимилиана Волошина. Здесь она знакомится с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем. Все было, как в сказке: на пустынном берегу, Марина ищет красивые камни. Высокий, тонкий незнакомец с огромными сероголубыми глазами просит разрешения ей помочь. Марина соглашается. Через полгода Марина и Сергей поженились.
1 ведущий: Ему, любимому, другу, мужу, будут посвящены самые лучшие, самые проникновенные стихи о любви; о нем она напишет такие восхищенные строки: “Сережу я люблю бесконечно и навеки…Я постоянно дрожу над ним… Мы никогда не расстанемся. Наша встреча – чудо…Он мой родной на всю жизнь”
ЧТЕЦ:
Я с вызовом ношу его кольцо!
-Да, в Вечности – жена, не на бумаге.-
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
1 ведущий: Сергей Эфрон стал не только ее мужем, но и самым близким другом. Прошло пять лет безоблачного счастья, родились две дочери и грянули годы лихолетия, ставшими для Цветаевой непоправимо трагичными.
2 ведущий. Началась Первая мировая война, революция, гражданская война… В ноябре 1917 года муж Сергей уехал на Дон, где формировались первые части Белой армии, а потом с остатками Добровольческой армии эмигрировал за границу. Несколько лет от него не было никаких известий. Невероятные трудности выпали в это время на долю Цветаевой: она жена белого офицера в красной Москве; у нее на руках две дочери – Ариадна и Ирина. Осенью 1919 года в самое тяжелое, голодное время Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20-го потеряла маленькую Иру, погибшую в приюте от голода и болезни. Марина ждет хоть каких-нибудь известий о муже и надеется на то, что он жив… В этот период стихи Марины Цветаевой печальны и грустны…
1 ведущий: Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем не только вынужденной разлуки с мужем, но и стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась. В литературном мире Марина Цветаева по-прежнему держалась особняком.
ЧТЕЦ:
Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеёю в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.
Пересмотрите всё моё добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото моё? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!
И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.
ЧТЕЦ:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
ЧТЕЦ:
К тебе, имеющему быть рождённым
Столетие спустя, как отдышу, —
Из самых недр, — как на́ смерть осуждённый,
Своей рукой — пишу:
— Друг! Не ищи меня! Другая мода!
Меня не помнят даже старики.
— Ртом не достать! — Через летейски воды
Протягиваю две руки.
Как два костра, глаза твои я вижу,
Пылающие мне в могилу — в ад, —
Ту видящие, что рукой не движет,
Умершую сто лет назад.
Со мной в руке — почти что горстка пыли —
Мои стихи! — я вижу: на ветру
Ты ищешь дом, где родилась я — или
В котором я умру.
(…)
И грустно мне ещё, что в этот вечер,
Сегодняшний — так долго шла я вслед
Садящемуся солнцу, — и навстречу
Тебе — через сто лет.
1 ведущий:
Наконец, свершилось чудо! В июле 1921 года Марина получила “благую весть” о том, что Сергей жив. Не раздумывая, она тотчас выезжает за границу вместе с дочерью Ариадной. Казалось, счастью не было конца: семья, наконец-то, воссоединилась, и в эмиграции родился долгожданный сын-Георгий. Марина Цветаева вместе с семьей прожила в эмиграции 17 лет, из которых три с половиной года в Чехии и 14 лет во Франции.
2 Ведущий: В 1923-м году в Чехии вышла книга "Ремесло", получившая высокую оценку критики. В 1924 году она пишет поэмы: "Поэма Горы", "Поэма Конца". В 1926 заканчивает поэму "Крысолов", и другие многочисленные стихи-откровения, полные страсти и глубокого смысла. Стихи настолько музыкальны и ярки, неповторимы, что ложатся на музыку. Они – вне времени, каждое - песня.
Включить песню «Генералам 1812 года» ролик из кинофильма
1 ведущий: И, наконец, Франция... Вскоре после приезда, в феврале 1926 года, в одном из парижских клубов состоялся ее литературный вечер, который принес ей триумф, известность, но и одновременно нелюбовь, и зависть очень влиятельных людей. В эмиграции Цветаева не прижилась. Очень быстро выявились расхождения между нею и буржуазно-эмигрантскими кругами. Все чаще и чаще ее стихи, поэмы, проза отвергались и газетами, и журналами. В 1928 году появился последний прижизненный сборник "После России", включивший в себя стихи двадцатых годов.
Стихотворение «Вчера еще в глаза глядел»
2 Ведущий: Нищета, унижение, бесправие окружили поэта со всех сторон, и лишь с помощью нескольких друзей, помогавших ей материально, она могла сводить концы с концами. "В Париже бывали дни, когда я варила суп на всю семью из того, что удалось подобрать на рынке", - вспоминала Марина Ивановна. У Сергея заработки случайные. Найти же постоянную работу невозможно - Франция охвачена безработицей. Вместе с разочарованием в эмиграции приходило понимание, что ее читатель там, на родине, что русское слово может найти отклик, прежде всего в русской душе.
ЧТЕЦ:
Тоска по родине!
Давно Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно -
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что - мой,
Как госпиталь или казарма.
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все - равно, и все - едино.
Но если по дороге - куст
Встает, особенно - рябина...
1 ведущий: Вернулась в Россию Марина Ивановна с сыном 18 июня 1939 года. Дочь и муж - двумя годами раньше. Наконец семья воссоединилась. Все вместе они жили в подмосковном поселке Болшево. Но это последнее счастье длилось недолго: в августе арестовали дочь, в октябре - мужа. Семья Цветаевой-Эфрон вернулась в Россию в жестокое время. Тех, кто приезжал из-за рубежа, или тех, кто побывал в командировке за рубежом, считали потенциальными шпионами. Марина Ивановна осталась с сыном без квартиры, без средств к существованию. "Здесь я не нужна, там я невозможна", - говорила Марина Ивановна.
ЧТЕЦ:
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь – могила
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, –
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо.
Главу опустив на грудь,
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
– И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
2 ведущий: Чтобы хоть как-то зарабатывать на жизнь, Марина Ивановна занималась переводами. Осенью 1940 года Гослитиздат вознамерился издать маленький сборник ее стихов, но и он был отвергнут.
1 ведущий: В начале войны Марина Ивановна вместе с сыном эвакуировалась в составе писательской организации в Чистополь, а затем в небольшой городок Елабугу на Каме. Но в Елабуге навис ужас остаться без работы. Надеясь получить что-нибудь в Чистополе, где, в основном, находились эвакуированные московские литераторы, Марина Ивановна съездила туда, получила согласие на прописку и оставила заявление: "В Совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года».
2 ведущий: Мы подошли к самой трагической странице жизни Марины Цветаевой.
Муж Сергей Эфрон был арестован, а потом расстрелян в октябре 1941г. Дочь Ариадна провела в лагерях 16 лет и будет реабилитирована только в феврале 1955 г. "... Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня - все меньше и меньше... Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами - крюк... Я год примеряю смерть. Все уродливо и страшно... Я не хочу умереть. Я хочу не быть..."
Доведенная до полного отчаяния, покинутая всеми и убежавшая ото всех, Марина Цветаева сводит счеты с жизнью 31 августа 1941 г. Ей не было еще и пятидесяти лет…
1ведущий: Предсмертная записка Марины Цветаевой. «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».
Сын ничего не смог передать: Аля отбывала срок, Сергей Яковлевич будет расстрелян, сам же Георгий Эфрон, известный всем под домашним ласковым именем Мур, погибнет на фронте.
ЧТЕЦ:
Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух – не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари – и ответной улыбки прорез…
– Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!
1 ведущая.
Место захоронения Марины Ивановны Цветаевой точно неизвестно. Много лет спустя младшая сестра Цветаевой Анастасия поставила указатель на Елабужском кладбище, на котором написано: “К Марине Цветаевой”.
2 ведущий: Смерть поэта тоже входит в бытие поэта, а его бытие – это жизнь его стихов и память о нем. Роман поэта со своей душой и читателем продолжается, потому что он «вне времени».
Концовка
Музыкальное вступление: песня «Реквием» на стихи М.Цветаевой «О, сколько их упало в эту бездну…» в исполнении А.Пугачевой.
Мы благодарим всех пришедших на этот вечер памяти великого русского поэта Марины Ивановны Цветаевой.
ЧТЕЦ:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
ЧТЕЦ:
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
ЧТЕЦ:
Я с вызовом ношу его кольцо!
-Да, в Вечности – жена, не на бумаге.-
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
ЧТЕЦ:
Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеёю в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.
Пересмотрите всё моё добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото моё? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!
И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.
ЧТЕЦ:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
ЧТЕЦ:
Тоска по родине!
Давно Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно -
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что - мой,
Как госпиталь или казарма.
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все - равно, и все - едино.
Но если по дороге - куст
Встает, особенно - рябина...
ЧТЕЦ:
К тебе, имеющему быть рождённым
Столетие спустя, как отдышу, —
Из самых недр, — как на́ смерть осуждённый,
Своей рукой — пишу:
— Друг! Не ищи меня! Другая мода!
Меня не помнят даже старики.
— Ртом не достать! — Через летейски воды
Протягиваю две руки.
Как два костра, глаза твои я вижу,
Пылающие мне в могилу — в ад, —
Ту видящие, что рукой не движет,
Умершую сто лет назад.
Со мной в руке — почти что горстка пыли —
Мои стихи! — я вижу: на ветру
Ты ищешь дом, где родилась я — или
В котором я умру.
(…)
И грустно мне ещё, что в этот вечер,
Сегодняшний — так долго шла я вслед
Садящемуся солнцу, — и навстречу
Тебе — через сто лет.
ЧТЕЦ:
Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух – не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари – и ответной улыбки прорез…
– Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!
ЧТЕЦ:
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь – могила
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, –
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо.
Главу опустив на грудь,
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
– И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтическая гостиная, посвященная памяти Марины Цветаевой (к 115-летию со дня рождения). «Если душа родилась крылатой …»
Поэтическая гостиная, посвященная памяти Марины Цветаевой(к 115-летию со дня рождения).«Если душа родилась крылатой …»Цели: Обучающие:Раскрыть удивительный мир непростой поэзии М. Цв...
Литературно- музыкальная композиция «Если душа родилась крылатой», посвящённая 120 –летию М. Цветаевой.
Данное мероприятие направлено на изучение жизни и творчества М. Цветаевой в связи празднования 120 - летия со дня рождения. Оно может быть использовано как на уроке, так и во внеклассной работе по пре...
Внеклассное мероприятие по литературе «Пока ты Поэт – тебе гибели в стихии нет» (к 120-летию со дня рождения М.И.Цветаевой)
М.И. Цветаева — одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина, пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей тв...
Если душа родилась крылатой (к 125-летию М.И.Цветаевой)
Данное мероприятие проведено к 125-летию поэтессы М.И.Цветаевой. Целью было показать сложность и трагичность ее жизненного пути, увлечь поэтичсеким творчеством, отметить музыкальность поэзии. На данно...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Я с каждой волной – воскресаю!», посвященной 125-летию со дня рождения М.И. Цветаевой
Сценарий отражает этапы жизни М.И. Цветаевой, содержит краеведческий материал. Звучат стихи и песни на слова М.И. Цветаевой...
"Если душа родилась крылатой" (125 лет со дня рождения М.И. Цветаевой)
Среди самых замечательных имен в русской поэзии ХХ века мы справедливо называем имя Марины Ивановны Цветаевой. В 2017 году ей исполняется 125 лет со дня рождения. Свою судьбу поэтесса предсказал...
"Если душа родилась крылатой": урок по лирике А.Ахматовой и М.Цветаевой.
Цель урока: обобщить знания учащихся о лирике А.Ахматовой и М.Цветоаевой, показать особенности их творчества (связь с биографией), организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью вы...