Солдатские матери
методическая разработка по литературе
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью содействовать развитию у школьников чувства патриотизма, любви к Родине и осознанию ответственности за ее будущее. И роль женщины - матери в этом важном процессе трудно переоценить, т.к. воспитание детей – главный родительский долг. И не забудем, что 2024 год посвящён году Семьи, а мать является главной хранительницей семейного очага.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soldatskie_materi.docx | 40.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Солдатские матери
учитель МБОУ ВСОШ №2 при ФКУ ИК-1
Доржиева Э.Л.
Пояснительная записка
«Солдатские матери» - данное внеклассное мероприятие является нетрадиционным для празднования Дня матери и имеет существенное воспитательное значение. Его проведение позволяет не только создать благоприятные условия для осуществления нравственного воспитания подростков, но и осуществляется в рамках системно-деятельностного подхода, что является важным для реализации ФГОС.
Данное мероприятие дает возможность учащимся прочувствовать отчаяние матери отдававшего сына на войну, прочувствовать пролитые ими слезы, узнать какую цену они заплатили во время Великой Отечественной войны.
Учащиеся знакомятся с музыкальными и литературными произведениями, посвящёнными событиям ВОВ, узнают про памятники, установленные в честь матерей, сыновья которых погибли на войне. Музыкальные произведения являются эффективным инструментом психологического воздействия на учащихся.
Тематическое направление: патриотическое и духовно - нравственное воспитание
Тема воспитательного мероприятия: «Солдатские матери», посвященное материнской любви, материнскому верному сердцу.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью содействовать развитию у школьников чувства патриотизма, любви к Родине и осознанию ответственности за ее будущее. И роль женщины - матери в этом важном процессе трудно переоценить, т.к. воспитание детей – главный родительский долг. И не забудем, что 2024 год посвящён году Семьи, а мать является главной хранительницей семейного очага.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 10-12 классы
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя
Данное мероприятие органично вписывается в систему воспитательной работы классного руководителя, поскольку патриотическое и духовно-нравственное направления являются одними из ключевых.
Цель: создать условия для осуществления патриотического и духовно - нравственного воспитания обучающихся школы
Задачи:
- Расширить знания школьников по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. через знакомство с судьбами солдатских матерей;
- воспитывать чувство патриотизма, памяти к защитникам Отечества;
- развивать у учащихся личностные качества: любовь, уважение, внимание, бережное отношение к самому дорогому человеку – матери;
- развивать эстетический вкус, художественное воображение и эмоционально-чувственную сферу школьников.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию представления о подвигах матерей в Великой Отечественной войне;
- познакомить учащихся с музыкальными и литературными произведениями, посвященными событиям Великой Отечественной войны
Развивающие:
- развивать умения слушать и анализировать стихи, видео фрагменты, военные песни;
- способствовать развитию коммуникативной и творческой деятельности
Воспитательные:
- воспитать у школьников патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к женщине - матери;
- способствовать воспитанию готовности к жертвенным поступкам во имя величия и процветания России.
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- умеет в сотрудничестве с педагогом и группой находить разные способы решения учебной задачи;
- умеет удерживать внимание, слушая музыкальные и литературные произведения;
- умеет осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
- умеет договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- владеет определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- умеет работать в группе
Познавательные УУД:
- умеет сравнивать и делать выводы
Предметные УУД:
- знает произведения о подвигах матерей во время Великой Отечественной войны;
- развивает навыки самоанализа, контроля и самооценки
Личностные УУД:
- умеет выражать свои эмоции, действия и мысли;
- уважительное отношение к себе и людям, к старшему поколению;
- проявляет познавательную и социальную мотивацию;
- способен учитывать чужую точку зрения
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование выбора:
Мероприятие проводится в форме тематического вечера. Методическая разработка посвящена празднованию Дня матери и направлена на осмысление роли матери в жизни человека, воспитание духовно-нравственных качеств учащихся, их патриотизма на примере солдатских матерей.
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов
При проведении мероприятия наряду с традиционными объяснительно-иллюстративными технологиями обучения, используются следующие технологии:
- Информационные – процессы подготовки и передачи информации обучающимся, средством осуществления которых является компьютер;
- Проблемно-развивающие - организация учебных моментов, которая предполагает создание проблемных ситуаций и самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению;
- Технологии интерактивного обучения: 1) работа в малых группах (по 5 человек); 2) дискуссия. (Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие).
Прием интерактивного обучения: работа с афоризмами.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и т.д.)
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор.
Материалы:
- музыкальные произведения: песни «Ах, война, что ты подлая сделала!», «Журавли», «Молитва», «Судьба матери» А. Стихарёвой, «Матерям погибших героев» В. Струве, клип песни «Баллада о матери»;
- литературные произведения: Н.А.Некрасов «Внимая ужасам войны», Раим Фархади «Жду тебя всегда», А.Стариков «Мама и Родина очень похожи» и др.;
- выставка рисунков и плакатов учащихся о матери;
- плакат с надписью «Восславим ту женщину, имя которой мать!»;
- презентация по ходу сценария.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Данная разработка может быть использована классными руководителями, учителями, заместителями директоров по ВР. Представленные материалы помогут педагогам образовательных учреждений провести виртуальные экскурсии, классные часы, уроки мужества по заданной теме..
Описание этапов подготовки и проведения мероприятия
На подготовительном этапе был объявлен конкурс на лучшее сочинение или стихотворение о матери, а также конкурс на лучший рисунок или плакат. В ходе мероприятия были подведены итоги конкурса.
«Самое дорогое слово на земле!» Часть 1.
Сл.2.Мама! Самое дорогое слово для каждого человека.
Для любого из нас, ребенка, или поседевшего взрослого, мама - самый родной, самый дорогой человек на свете, подаривший нам самое ценное – жизнь!
С первого дня жизни ребёнка мать живёт его дыханием, его слезами, его улыбками. Как солнце посылает свои лучи, согревая всё живое, так и любовь матери наполняет жизнь человека. Материнскую любовь не измерить никакой мерой.
Сл.3 Как часто рядом с родным словом «Мама» стоит другое, не менее важное для каждого – «Родина»
Мама и Родина очень похожи:
Мама - красивая, Родина - тоже!
Вы присмотритесь: у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Что на бескрайних полях колосится.
Мамины руки теплы и нежны,
Напоминают луч солнца они.
Если поет мама песню, то ей
Вторит веселый и звонкий ручей…
Так и должно быть: что дорого нам,
Напоминает всегда наших мам.
Сл.4 В преддверии праздника Дня матери поздравляем всех матерей с праздником и от всего сердца желаем им здоровья, светлых дней и чистого мирного неба!
Сл.5 А теперь внимание! На доске записаны афоризмы о матери.
«Будущее нации – в руках матерей» (О. Бальзак)
«Рука, качающая колыбель, правит миром» (Английская пословица)
«Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери» (А.П.Чехов)
«Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью – одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же – иметь рояль и быть пианистом» (С. Харрис)
«Вы не перестанете быть ребенком, пока у вас есть мама» (С. Джейет)
«Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках!» (А. Городницкий)
«Из всех прав доступных женщинам, самое большое – это быть матерью» (Линь Юйтан)
Работа с афоризмами. Группам предлагается перечень афоризмов о матери
- Необходимо обсудить в группах все высказывания. Выбрать наиболее понравившиеся, объяснить свой выбор.
Итоги конкурса на лучшее сочинение о матери. Чтобы поведать о неиссякаемой материнской любви, передать щедрость их сердец, люди слагают о матерях легенды, стихи, песни… Вот и мы в школе объявили конкурс на лучшее сочинение или стихотворение о матери, а также конкурс на лучший рисунок или плакат.
Награждение.
Солдатские матери. Часть 2.
Сл.6 В этот ясный день нельзя не сказать о тех матерях, которые заслужили вечную память, славу и уважение. А что может быть выше подвига матери, вырастившей сына-защитника Родины в годы ВОВ?! Да, есть замечательное слово «Мать», но есть святое - «Мать солдата»!
.Сл.7 Женщина и война…Что может быть более противоестественным? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую… Эти понятия несопоставимы…
Сл.8 «ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ» (Звучит песня Б.Окуджавы)
Сл.9 Солдатские матери… Это они вынесли на своих плечах неимоверные тяготы ВОВ.
Сл.10 Это они провожали сыновей на фронт, перекрестив их перед дальней дорогой.
Сл.11 Это они испытали мучительную горечь ожидания, до боли в глазах всматриваясь в марево степных дорог. У многих из нас в памяти финал кинофильма Г.Чухрая «Баллада о солдате»: одинокая женская фигура на краю села смотрит вдаль со слезами на глазах и надеждой во взоре.
Сл.12 .Сколько матери? 90 лет.
Жизни уже нет, но и смерти нет.
Пламя белое, черный камень плит.
Сына ждет она, у окна сидит.
Клок седых волос вьется на ветру...
Говорит она:
Не дождусь, умру...
Годы-волны мчат, камни здесь молчат.
Где ты, мой сынок, удалой солдат?
Запылал закат и вдали погас:
Скорбной матери слушаю рассказ:
Муж в тридцатом пал от кулацких пуль...
Сын лицом в отца - воспитать смогу ль?
Кончил школу сын, час войны настал
Каково ему, коль горит металл?
Там и тут война... Где сынок теперь?
Тишина страшна и не скрипнет дверь.
Сын всего один – похоронок три. Так-то...
Скажет мать:
Ну-ка, посмотри.
Эта - первая. В ней лихим пером:
Мол, погиб ваш сын в битве за Днепром.
Получила то письмо я зимой,
А весной пришло письмо от сынка:
«Мама, я живой вышел из огня.
Я вернусь домой. Мама, жди меня!
А война была, ох, огромная.
Вслед вторая шла похоронная.
Похоронка вот - 43й год...
Ей не верила. Вдруг письмо придет...
200 дней прошло - отозвался сын:
«Мама, я живой! Будем брать Берлин!»
Гордо шла тогда улицей села,
Говорила всем: «я права была!
Я не зря ждала»
Ах, лихая весть, как тебя известь?
Заслонила день птица темная -
Следом третья шла похоронная.
Пожелтел листок, руки все ожёг.
Мать ждала и ждет, что придет сынок.
Долго плакала, больше нету слез...
Вот, последнюю ветер в степь унес.
Фотография в рамке у окна..
Сына ждет она... в доме тишина.
И не скрипнет дверь, только сердце ей:
«Сын вернется, верь!»
Сколько лет ждала, снова будет ждать,
Не устанет ждать, потому что мать! «Жду тебя всегда» (Раим Фархади)
Сл.13 Никто не мог так ждать своих детей с войны, как матери. День и ночь их мысли были только о том, живы ли их дети, смогут ли они обнять их и прижать к своему сердцу... И каким же огромным счастьем были весточки с фронта, письма их детей, несущие любовь, дарящие надежду!
Здравствуй, мама! Жизнь моя на фронте пока проходит в спокойствии.
Частенько по вечерам вспоминаем с бойцами о прошлой жизни и говорим о своих близких, родных и знакомых. Когда я гляжу на твою карточку, вспоминаю тот день, когда ты, мама, провожала меня в армию. Вспоминаю твои материнские слезы…. Мама, я теперь бью и буду бить фашистских сволочей за ту жизнь, которую они у нас отняли. Когда посмотришь на них, то пробуждается страшная ненависть к ним. Мама, обо мне не беспокойся. Я вернусь домой, и мы вновь заживем так же, как жили…
( Сержант А.Ф.Сидоренко погиб в бою у деревни Зеленая Поляна Белгородского района 9 июля 1943 года. Похоронен в братской могиле в селе под Белгородом)
Сл.14. Не всем матерям выпала радость дождаться сыновей, которые выполняли солдатский долг. Материнские слезы никогда не осушить. Материнское горе не становится легче с годами.…
1.Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел,
И всякой пошлости и прозы,
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве,
Своих поникнувших ветвей...
Сл.15 Сколько их, матерей, у которых война отобрала сыновей, от единственного до последнего?!
Для увековечения материнского подвига в разных уголках бывшего Советского Союза установлены памятники матерям, не дождавшихся своих сыновей с фронта.
Необычный памятник в самом центре Задонска неизменно привлекает внимание туристов. В основе композиции – изваяние немолодой женщины. Вокруг восемь обелисков с мужскими именами: Михаил, Дмитрий, Константин, Тихон, Василий, Леонид, Николай, Петр… Так жители Задонска увековечили память одной из самых знаменитых своих землячек – Марии Матвеевне Фроловой - русской женщины-матери, воспитавшей 12 детей, восемь из которых отняла война…
Сл.16 В Республике Белоруссия у дороги Брест – Москва стоит памятник Матери, прообразом которой стала Анастасия Фоминична Курсевич (Куприянова), потерявшая в годы Великой Отечественной войны пятерых сыновей. В скульптурной композиции представлен момент прощания матери с сыновьями, которые уходят по символической дороге, чтобы защитить Родину. Самый младший сын Петя, любимец матери, в последний раз оглянулся в ее сторону…
Сл.17 У горной реки Фиагдон, над серой скалой, соприкасаясь крыльями, застыли в вечном полете семь белых журавлей. Монумент посвящен братьям Газдановым. Один за другим братья ушли в годы Великой Отечественной войны на фронт. Ни один из них домой, в родное осетинское село, не вернулся.
Их мама Тассо умерла, когда пришла третья похоронка. Еще трижды потом сельский почтальон стучался в их дом с горестными вестями. Когда пришла седьмая похоронка, он отказался нести ее Газдановым. Эту трудную миссию взяли на себя старейшины. А их отец, лава семьи Асахмат, упал замертво, когда увидел, что к нему во двор входят аксакалы, одетые во все черное… В 1963 году в селе установили обелиск в виде скорбящей матери и семи улетающих белых журавлей.
Памятник посетил дагестанский поэт Расул Гамзатов. Под впечатлением от этой истории он написал стихотворение, которое стало песней. «Журавли» были признаны страной как гимн благодарного поминовения всех погибших солдат Отчизны.
Сл. 18 Звучит песня «Журавли»
Сл.19 .После появления этой песни в стране стали возводить стелы и памятники, центральным образом которых были летящие в вечность журавли. Так, в посёлке Алексеевка Самарской области установлен памятник семье Володичкиных. Мать воинов Прасковья Еремеевна Володичкина стоит в окружении девяти журавлей – девяти сыновей, которые отдали свои жизни во имя Победы. С самым младшим - Николаем - мать даже не успела попрощаться. Закончив службу в Забайкалье, он должен был вернуться домой, но так и проехал мимо родных мест, лишь выбросив из окна теплушки свернутую трубочкой записку: «Мама, родная мама. Не тужи, не горюй. Не переживай. Едем на фронт. Разобьем фашистов и все вернемся к тебе. Жди. Твой Колька». Он так и не вернулся. Как и еще пятеро его братьев. После шестой похоронки в январе 1945 года сердце матери не выдержало потерь. Трое ее сыновей вернулись с фронта тяжело ранеными. Но вскоре и их не стало. Из огромной семьи не осталось никого.
Сл.20 Олицетворением всех матерей-героинь стала кубанская крестьянка Епистиния Степанова, положившая на алтарь Победы самое дорогое, что у нее было - жизни своих девятерых сыновей. Маршал Советского Союза А. А. Гречко в 1966 году писал ей: «Девять сыновей вырастили и воспитали Вы, девять самых дорогих для Вас людей благословили на ратные подвиги во имя Советской Отчизны. Своими боевыми делами они приблизили день нашей Великой Победы над врагами, прославили свои имена. …Вас, мать солдатскую, называют воины своей матерью. Вам шлют они сыновнее тепло своих сердец, пред Вами, простой русской женщиной, преклоняют колени».
Сл.21 На Кубани, в станице Днепровской, открыт музей. Он носит имя братьев Степановых. В народе его называют еще музеем русской матери. Вещи, которые в нем хранятся, трудно назвать музейными «экспонатами». Каждый предмет говорит о материнской любви. Здесь собрано все, что берегла мать: скрипка Василия, тетрадка со стихами Ивана, горсть земли с могилы Александра, Героя Советского Союза,подорвавшего себя гранатой вместе с окружившими его фашистами....
Сл.22 Солдатскую мать похоронили в феврале 1969 года со всеми воинскими почестями. Родина наградила Епистинию Фeдоровну Степанову боевым орденом «Отечественной Войны» 1 степени, приравняв ее материнский подвиг к ратному.
Сл.23 Русские матери!
Сколько в войну сыновей вы утратили.
В горе своем сединой убеленные,
Над обелисками низко склоненные.
Русские матери – сердцем открытые,
Как не сломились вы горем убитые.
Светлой зарею взошли над Россией,
Стали звездою ее негасимою.
В белые вьюги, в цветении смородины
Низкий поклон вам от ласковой Родины,
Вашим сынам, что стоят обелисками,
Вечная память и скорбь материнская.
Сл.24 Проходят годы… А матери вновь, изо дня в день совершают свой незаметный подвиг – растят детей, воспитывают, поднимают их на ноги, провожают в дорогу. Они мечтают о счастливой жизни своих детей… И как всегда материнская любовь жертвенна, мудра, терпелива и бескорыстна.
Сл.25 Но так случилось, что Россия вновь обнажила свой меч справедливости и призвала своих сынов и дочерей встать на защиту Родины. Российские солдаты отправляются в зону проведения СВО, с честью и достоинством выполняют свой служебный долг.
Сл.26 А матери вновь провожают своих сыновей в зону проведения специальной военной операции, вновь рвётся на части их материнское сердце, но они ждут и верят…
Сл.27 Верят, что победа будет за нами, что сыновья непременно возвратятся домой!
Сл.28 Мама солдата! Что скрыто за этим?
Куча бессонных ночей,
Слёзы, тоска и унылое лето,
Нить телефонных речей…
Сотня молитв, гордость за сына,
Радость и с ней вместе грусть…
Мама Солдата, ждущая сына!
Ей до земли поклонюсь.
Что испытала ты? Бог только знает,
В сердце твоё заглянув.
Мама солдата… Греют ей душу
Сына слова: «Я вернусь!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Солдатские матери".
Открытый классный час к Дню Победы. О подвигах, совершенных матерями, выполнивших долг пред Родиной и воспитавших настоящих героев....
Солдатские матери Афганистана
Материал к классному часу, посвященному солдатским матерям Афганистана...
Сценарий День Защитника Отечества. Вечер встречи ВОВ, ветеранов труда и солдатских матерей.
Сценарий праздника День Защитника Отечества. Вечер встречи ВОВ, ветеранов труда и солдатских матерей....
Сценарий выступления "Великой Победе, памяти солдатской матери посвящается..."
Сценарий выступления в рамках празднования Великой Победы. Выступление сопровождается видеорядом и музыкой....
Методическая разработка "Подвиг солдатских матерей"
Материнский подвиг в годы ВОВ....
Методическая разработка "Подвиг солдатских матерей"
Подвиг матерей во время ВОВ....
Подвиг солдатской матери
Мероприятие разработано в рамках темы по самообразованию "Эмоциональный компонент в процессе социализации воспитанников с ОВЗ" и имеет патриотическую и духовно - нравственную направленность....