Образ маленького человека в повести "Шинель"
план-конспект урока по литературе
Цели урока: раскрыть образ "маленького человека".
Задачи:
- развитие и углубление понятия «маленький человек»;
- выработать способы определения характеристики главного героя произведения;
- выявить гуманистический смысл повести;
- Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе;
- Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_mal._cheloveka_v_povesti_shinel.docx | 72.16 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель МБОУ ВСОШ №2 при ФКУ ИК-1
Доржиева Э.Л.
Тема урока: «Образ маленького человека в повести «Шинель»»
Тип урока: урок изучения нового материала на основе комплексного анализа текста.
Форма урока: урок – размышление.
Цели урока: раскрыть образ "маленького человека".
Задачи:
- развитие и углубление понятия «маленький человек»;
- выработать способы определения характеристики главного героя произведения;
- выявить гуманистический смысл повести;
- Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе;
- Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.
Образовательные технологии: развитие критического мышления (приемы кластер, синквейн).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы и приемы обучения: смысловое чтение, беседа, частично-поисковый, практический методы, метод мотивации (создание эмоциональных ситуаций)
Материалы и оборудование: портрет Н.В.Гоголя, компьютер, экран, проектор, презентация, словарь И.Ожегова, литературный энциклопедический словарь.
Ход урока.
1фаза- вызов интереса
Прежде, чем начать анализ повести Н.В.Гоголя «Шинель», хотелось бы вспомнить одного персонажа из повести не менее известного автора. Вспомните, о каком герое идёт речь в данном отрывке?
«... я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться: как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика». (Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель»).
Вспомним историю жизни Самсона Вырина (бедный чиновник 14 класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимает тот, кто принадлежит к сильным мира сего. Пушкин показывает не только его кротость, но и величие души и сердца. Он по-настоящему любит свою дочь, страдает, когда Дуня покинула его).
Какую тему поднимает А. С. Пушкин в повести «Станционный смотритель?» (тему «маленького человека»).
Как вы понимаете это словосочетание? (Маленький человек – это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный).
– Поработаем с литературным энциклопедическим словарём. Объяснит научное значение словосочетания "маленький человек"(см. литер. Энциклопед.словарь) ФИО
("Маленький человек" в литературе – обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение: приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью).
А теперь вернёмся к повести Н.В.Гоголя «Шинель». Обратите внимание на слова Н.Г. Чернышевского: "Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое".
– Как вы думаете, ребята, кого защищает в повести «Шинель» Н.В.Гоголь? (А.А.Башмачкина)
Т.е. Н.В.Гоголь, так же, как и Пушкин, для раскрытия образа главного героя обратился к какой теме? (Гоголь обратился к теме "маленького человека").
Итак, тема нашего урока? ("Образ "маленького" человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель»). (Запишите тему урока в тетрадь)
Т.О.,характеризуя главного героя, мы должны рассмотреть образ Акакия Акакиевича Башмачкина и доказать, что он является "маленьким человеком. Это цель нашего урока.
2. Стадия осмысления
– Прежде чем начнём анализировать повесть, познакомимся с историей её создания.
Николай Васильевич Гоголь сюжеты для своих произведений находил не так просто. История создания повести «Шинель» такова.
Однажды при Гоголе был рассказан канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья…
В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положил драгоценное ружье перед собою на нос. Он находился в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не заметил своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал. Все усилия отыскать были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни…
Все смеялись анекдоту, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову.Анекдот был первой мыслию чудной повести его, и она заронилась в душу его в тот же самый вечер» (Из воспоминаний П.В. Анненкова).
(Справка: Анекдот - 1. Случай, приключение, происшествие. 2. Смешной эпизод, коротенький рассказ смешного содержания.
Лепажевское ружье – Лепаж – знаменитый французский мастер-оружейник. Особенно славились его дуэльные пистолеты и охотничьи ружья.
Но в анекдоте Гоголь услышал совсем не то, что другие. Гоголя рассказ погрузил в глубокую грусть. Он сам тянул в молодости канцелярскую лямку в чине коллежского регистратора в должности писца и получал поистине нищенское жалование (30 рублей в месяц). Так что Гоголь был хорошо знаком со скудным существованием мелких чиновников).
- Напомним сюжет произведения? (Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока её шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он её надевает, шинель снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу).
- Вы видите, насколько отошел Гоголь от «канцелярского анекдота», но зерно его, конечно, сохранилось. Повесть «Шинель» была опубликована в Собрании сочинений Н.В. Гоголя, вышедшем в 1842г. Она относится к циклу петербургских повестей.
–Итак, главный герой повести – А.А.Башмачников. Чтобы детально рассмотреть его образ, мы обратимся к приёму кластер (графическая форма организации информации).
Имя гл.героя напишем в центре кластера. Как вы думаете, что может характеризовать героя? Способы характеристики будем вписывать в кластер (по ходу работы будем вносить дополнения в грозди кластера). (Работа в парах)
1) Портрет: стр. 4 «..низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица что называется геморроидальным».
Почему, давая характеристику герою, автор употребляет неопределённые местоимения и прилагательные с суффиксом оват-еват? (Они подчёркивают ощущение нечёткости, неясности, отсутствие чего-то выдающегося, запоминающего).
Вывод: невзрачен, неказист.
Как речь характеризует героя? стр.14 Речь: - «Изъяснялся большей частью предлогами, наречиями, … частицами…)
Вывод: косноязычен, не умеет говорить, неуверенный в себе человек.
Справка. Косноязычие - невнятное, неправильное произношение, расстройство речи.
Гоголь не скрывает ограниченности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:
3.АКАКИЙ – смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный.( По народному представлению, имя – это судьба. И когда его нарекли Акакием Акакиевичем, судьба его была предрешена).
Как было дано имя герою? (при рождении ему долго выбирали имя, но имена попадались очень странные – Хоздазат, Варахасий, Павсикахий, так что назвали его в честь отца. Не символично ли это? Продолжение доли отца, вероятно, такого же малого, ничтожного в государственном масштабе чиновника.
4. - А о чём говорит фамилия «Башмачкин»? (Фамилия эта говорит о скромном происхождении героя повести, совершенно не дворянском. Башмачников-от слова «башмак»,что-то незначительное, непримечательное, совершенно лишённое поэзии. Герой повести даже не “Башмаков”, в фамилии Башмачкин нет солидности, силы, твёрдости характера, кажется, что человек, наделенный такой фамилией, какой -то мягкий, маленький, беззащитный).
5. Чин: стр.9 Когда ребенка крестили, он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярным советником). Обратите внимание: Титулярный советник – чин 9 класса (всего14), низший чин гражданской службы.)
Вывод: «…вечный титулярный советник», один из тех, «которые не могут кусаться»
6. Отношение к службе: стр.7 - «жил .. в своей должности;…служил с любовью (авт); в переписыванье ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его…».
(Он одинокий человек, его мир – это переписывание бумаг, буквы были его собеседники, друзья. В мире букв Акакий Акакиевич обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?») (Страшно, что жизнь человека ограниченна переписыванием бумаг).
Вывод: ревностно, с любовью относится к службе.
7. Отношение сослуживцев к А.А.: стр.6 - «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через приёмную пролетала простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически», чиновники-сослуживцы «…сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это А.А.» только «..если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Зачем вы меня обижаете?»
Вывод: безответный, беззащитный. (Сослуживцы его унижают, подшучивают над ним, иногда просто не замечают. Читатели с первой минуты испытывают чувство несправедливости от того, как принижается человеческое существо)
8. Духовный облик: стр.10 - «..А.А. не предавался никакому развлечению», «..с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием».
Вывод: беден, скуден духовный мир «маленького человека», Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира своего героя, указывает на его ограниченность, косноязычие, скудность его интересов, неспособность логически мыслить.
9. Каков в быту: Ел наскоро, не замечая вкуса, с мухами и со …У него словно чувства атрофированы. Он не умеет радоваться, испытывать удовольствие, хотя бы от еды.
Вывод: неряшлив, неаккуратен.
Почему же Гоголь приглушает все эти отрицательные качества, не делает на них акцента, а крупным планом даёт другое: кротость, безропотное терпение забитого жизнью бедняка? (Гоголю как раз и нужен был такой герой, чтобы донести до сознания читателей мысль о том, что во всяком человеке заключено человеческое. Эта мысль дорогая и близкая для всей русской литературы).
-Все мы любим мечтать. И нет, наверное, такого человека, который бы ни о чем не мечтал.
Что даёт нам мечта? (придает силы, вдохновляет, помогает жить, радует, окрыляет).
Вывод: без мечты, без мира фантазии наша жизнь была бы скучною и однообразною.
- А какая мечта была у героя повести Н.В.Гоголя «Шинель»? (ответы учащихся)
(приобретение новой шинели)
- Приобретение новой шинели – это роскошь или жизненная необходимость для героя повести?
(«Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз»; «сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась»; «шинель тоже служила предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом» Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость.
- «От чего пришлось отказаться Акакию Акакиевичу ради покупки новой шинели?»
(Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате).
- Как изменилась жизнь героя, носившего «в мыслях своих вечную идею будущей шинели»?
Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками.
(«С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним… С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность…Огонь порою показывался в глазах его, в голове доже мелькали самые дерзкие и отважные мысли…» «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель») Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели).
Наступил в жизни Акакия Акакиевича тот долгожданный день, когда Петрович принес новую шинель. («самый торжественный день в жизни» - «шёл в самом праздничном расположении всех чувств», появляется собственное лицо, когда А.А. в ней идёт по улице, «это весь день был для А.А. точно самый большой торжественный праздник»)
- Подумайте, какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?
(повышает статус в глазах сослуживцев, стал заметнее, увереннее, становится тверже характером, появляется счастливая улыбка на лице.
«Пообедал он весело и после обеда уже ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постеле»).
Вывод: вот она- радость в несчастной жизни бедного человека.
Стоило Башмачкину прийти в новой шинели и его все заметили. ». Признан чиновниками как равный среди равных и даже приглашён в гости в лучшую часть города
Раз в жизни Башмачкин ощутил свою значимость. Нет, не благодаря своим достоинствам, а благодаря шинели. Не человек важен в обществе, а шинель. (Надеюсь, вы теперь поняли, почему повесть о человеке названа «Шинель»?)
Мундир, вещь заменили человека. В Петербурге человека ценили не за внутренние качества, а за внешние детали – за то, какой у него чин, какой дом, какая на нем шинель.
-Что же дальше? Определите кульминационный эпизод повести. Что такое кульминация? Кульминация – точка высшего напряжения, развития чего-нибудь (кража шинели).
- Что происходит с Акакием Акакиевичем после кражи шинели?
(потрясение, буря эмоций, для него это горе; но даже в критические минуты жизни Гоголь показывает героя бессловесным)
- Что он предпринимает, чтобы вернуть шинель?
(отправился к частному лицу, затем к значительному лицу).
Его просьба о защите распалила горделивую спесь генерала, «значительного лица»: «Знаете ли вы, кому это говорите? Понимаете ли вы, кто стоит перед вами? Понимаете? Я вас спрашиваю»… Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом…
- В чем заключается особый драматизм этой ситуации? ((Никто не помог. В лице служителей гоголевский герой сталкивается с полным равнодушием к его судьбе, его горю.
После такого унижения Акакий Акакиевич впал в горячку и «наконец испустил дух»).
-Что стало причиной смерти героя? (Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира).
И последнее одеяние Башмачкина соответствует его положению на государственной лестнице: врач советует хозяйке брать не дубовый, а сосновый гроб – дешевле.
Холодный Петербург встретил и проводил Башмачкина по одежде.
- Здесь необходимо сказать, что Петербург является полноправным героем повести. В нем одновременно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон, тут обитают «башмачкины».
Город пышный, город бедный
Дух неволи, стройный вид
Свод небес зелёно-бледный
Скука, холод и гранит (А.С.Пушкин)
ВЫВОД Описание столицы подчеркивает контрастность состояния государства; рассказ о разного уровня чиновниках выражает горькую мысль писателя о никчемности и пошлости государственной власти – все заняты своими делами, никто не думает ни о порядке, ни о гражданах. Это город-символ, равнодушный к человеку.
Чтение теста (стр. 32 ) Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нём его никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное…Существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого всё же хотя перед самым концом жизни мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которого так же потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира…».
Согласны ли вы, что Акакий Акакиевич –маленький человек?
Маленький человек»- это нерешительный, бессловесный, задавленный бедностью и ощущающий свою ничтожность, не одаренный выдающимися способностями, слабый, бесхарактерный, но при этом добрый, безобидный.)
- Но на этом автор не завершает повесть, а история неожиданно принимает фантастическое окончание. (Башмачкин выступает в роли мстителя-мертвеца, сдирающего со всех шинели).
- Давайте подумаем, почему автор вводит элементы фантастики в финале повести?
(Замечательной чертой повести “Шинель” является глубочайшая реалистичность изображения. Чтобы обвинить общество, которое нравственно калечит человека, Гоголь говорит о неоднократных появлениях мертвеца и иронически заявляет: “Привидение, однако же, было уже гораздо выше ростом, носило преогромные усы. Оно же показало такой кулак, какого и у живых не найдешь”) .
(Настоящая беда Башмачникова заключается не только в потере шинели, не только в плохом отношении окружающих, но и в позднем осознании своего человеческого достоинства.
Поэтому герой Гоголя хоть и после смерти, но мстит за свою обиду. Мы видим, что происходит эволюция «образа «маленького человека»: происходит торжество справедливости)
Чтобы понять авторскую позицию, обратимся к кроссворду, в котором спрятано ключевое слово.
1. Что могло бы помочь попасть Башмачкину в “статские советники”?
2. Место действия повести;
3. Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой;
4. Какой мех выбран был на воротник шинели?
5. Мечта А.Башмачникова?
6. Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича;
7. Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год;
8. Количество департаментов, где служил Акакий Акакиевич?
-Итак, по вертикали получилось слово “гуманизм”, которое является ключевым для всей повести. Кто сможет объяснить значение этого слова?
Работа со словарем Ожегова С.И.
(Гуманизм. Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений)
ГУМАНИЗМ — система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье.
Значения слова «гуманизм» разное, но все они по сути сводятся к одной простой идее очеловеколюбия. По факту, даже сам термин ГУМАНИЗМ, происходит от латинского — «humanus», что буквально переводится как «человечный».
Как это понятие связано с темой произведения?
(В повести Гоголь встает на защиту маленького человека против общественной несправедливости, порицает общественные порядки, угнетавшие человека. Продолжая и развивая то, что наметил Пушкин в образе станционного смотрителя, Гоголь в своей идейной защите бедного чиновника возвышается до настоящего пафоса гуманнзма. Автор стремится вызвать у читателя чувство боли за унижение человеческого достоинства, призывает людей к человеколюбию и великодушию).
3 фаза- рефлексия.
– Напишите синквейн на тему «Акакий Акакиевич Башмачкин» (работа в парах)
Спокойный, безобидный
Работает, страдает, радуется
Живёт в своём мире
Жертва
Акакий Акакиевич Башмачкин
маленький, несчастный
мучается, терпит, страдает
Люди не должны быть маленькими!
Человек
Пожалеть беззащитного, униженного, противостоять хамству и жестокости сильных мира сего - в этом сила и мудрость великой русской литературы. Об этом и слова прекрасного писателя А.П.Чехова: «…надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-то с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные».
– Нам кажется, что события, герои, изображённые в повести, очень далеки от нас. Но и сейчас есть люди, которые одиноки, и им нужно наше внимание, понимание. Я хочу вам пожелать, чтобы вы помогали друг другу, уважали, любили людей, всегда оставались добрыми, человечными.
И всегда помните эти слова:
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Любовь, забота и внимание,
Есть нашей жизни оправдание.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блочно- модульная система в изучении темы «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»
Блочно- модульная система в изучении темы «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»...
А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"
Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...
Образ "маленького человека" в русской литературе ХIХ века
Тема не новая, но её знание необходимо и учащимся, и поступающим в вузы....
Образ "маленького человека" в повести Н.В.Гоголя "Шинель"
Данная презентация содержит наглядный материал, иллюстрации к повести Н.В.Гоголя "Шинель"....
Урок на тему "Образ "маленького человека" как сквозная тема русской литературы".
Материалы для проведения урока в 11 класс....
Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель"
Цель: Раскрыть образ "маленького человека".Задачи: · Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного ...
Урок-исследование по литературе в 7 классе "Образ "маленького человека" в русской литературе
Цель данной работы: презентация опыта по применению технологии проектно-исследовательской деятельности на уроке литературы....