Береги в себе человека
план-конспект урока по литературе

Цели урока: – познакомить обучающихся с творчеством В. Крупина, его особенным взглядом на события и героев современной жизни;

 – учить видеть проблемы, поставленные автором в художественном произведении, авторскую позицию;

 – продолжить работу по развитию связной речи учащихся, умению аргументировать проблемы жизненным или литературным опытом;

– воспитывать у учеников вечные нравственные качества: доброту, милосердие, сострадание, чувство собственного достоинства.

- развивать умение логически рассуждать на определенную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.krupin.mariya_sergeevna._otkr.urok_.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Береги в себе человека».

(Нравственные проблемы в рассказе В.Н. Крупина «Мария Сергеевна»)

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование урока: компьютер, презентация, текст (рассказ В.Н. Крупина «Мария Сергеевна).

Цели урока: – познакомить обучающихся с творчеством В. Крупина, его особенным взглядом на события и героев современной жизни;

 – учить видеть проблемы, поставленные автором в художественном произведении, авторскую позицию;

 – продолжить работу по развитию связной речи учащихся, умению аргументировать проблемы жизненным или литературным опытом;

– воспитывать у учеников вечные нравственные качества: доброту, милосердие, сострадание, чувство собственного достоинства.

- развивать умение логически рассуждать на определенную тему.

Эпиграф урока:

Научиться любить, научиться прощать, научиться делать добро.

В.Крупин.

                               

Ход урока

1. Организационный момент.

2. «Лишь слову жизнь дана», – эти слова принадлежат известному русскому писателю Ивану Алексеевичу Бунину.

 Именно писатели ставят в своем «Слове» «вечные» вопросы и проблемы:

 – что такое правда и ложь, добро и зло;

– кому на Руси жить хорошо? (Н.А.Некрасова);

 – кто виноват? (А.Герцена)

 - что делать? (Н.Чернышевского);

- Быть или не быть? (В.Шекспир)

 - Как остаться человеком, сохранить в себе человеческие качества.

Писатель В.Н.Крупин тоже ставит в своих произведениях вечные вопросы. Вот что говорил о Слове В.Крупина писатель В.Распутин

Кто же он такой Владимир Николаевич Крупин? (О писателе кратко нам расскажет… (заранее подготовленный ученик)

Владимир Николаевич Крупин родился 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь, недалеко от

города Вятки. Он стал третьим ребенком в семье работника лесхоза Николая Яковлевича и Варвары Семеновны Крупиных. Детство прошло в голодные годы войны и тяжелое послевоенное

время. Отец был немногословен, трудолюбив, первым брался за любую работу, поэтому и сын после окончания школы трудился в качестве слесаря, грузчика, служил в армии. После армии поступил в педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Работал в районной газете, на центральном телевидении, в различных издательствах, преподавал в школе.

Был секретарем правления Московского отделения Союза писателей Российской Федерации, членом редколлегии журнала «Новый мир». В 90-ые годы был редактором журнала «Москва». Семь лет преподавал в Московской духовной семинарии православную педагогику. Сейчас преподает древнерусскую литературу в Академии живописи в Москве. Написал более 30-ти книг.

Сегодня на уроке мы будем работать над рассказом, который мы прочитали на уроке. Это рассказ был напечатан в журнале «Наш современник» в 2001 году, где писатель ищет ответы на вечные вопросы.

Тема нашего урока «Береги в себе человека». Нравственные проблемы в рассказе В.Н. Крупина «Мария Сергеевна».  (запись темы в тетрадь).

Эпиграфом к нашему уроку взяла слова самого писателя: «(Научиться любить, научиться прощать, научиться делать добро».

Сегодня мы попытаемся определить, какие нравственные проблемы автор выносит на наш суд.

Какое значение имеет слово нравственность. Словарь Ожегова. Нравственность – это 1.совокупность норм поведения человека.2.Моральные качества, необходимые человеку в обществе.

Какое значение имеет слово проблема. Словарь Ожегова. Проблема – это сложный вопрос или задача, требующие разрешения.

Работа с текстом.

- Где происходит действие, описанное в рассказе? (в Москве)

- Как дается описание московских мостовых? (все потом таяло, хлюпало под ногами. Московские мостовые были как лотки с грязной снежной жижей)

- Что изменило вид этих мест? (Снег)

На фоне этой зимней погоды мы знакомимся с героями рассказа.

Итак, утро. Москва… Что видит Сергей Николаевич из своего окна?

- Почему старуха бездомная? Что по этому поводу говорит сама героиня?

(«Вы не подумайте чего на моих детей, я от них сама попросилась в дом престарелых. И оттуда сама ушла. Меня оформили, я сдала все: и паспорт и пенсионное. Велели идти в столовую, а там подавальщица шваркнула мне в грязную тарелку жидкой каши, прямо брызги полетели. Я говорю: «Хотя бы вы чистую мне дали тарелку, давайте я сама помою». А она, она, ну, может, я сама виновата, могла бы и потерпеть, она прямо нехорошими словами, матом прямо: «Подыхать пришла, ну и подыхай. И с чистой будешь жрать – сдохнешь, и с грязной – сдохнешь». Я даже повторять не могу. Говорит: «Вы все тут – тюремщики с пожизненным сроком и не...», – старуха потупилась: – Не выламывайтесь, говорит. Вот. И я тогда же и ушла. Не задержали, потому что сказала, что навещала сестру»).

- А что же можно сказать о ее детях? Нужна им мать? Почему родная мать от родных детей уходит к чужим людям?

(Она не нужна своим детям. Вероятно, дети дают понять матери, что она лишняя, мешает…

Мария Сергеевна – очень совестливый человек, не хочет никому мешать, не может никого обременять даже своим присутствием, не говоря уже о заботе.)

1. Какую проблему поднимает автор? (Проблема отношения поколений, проблема «отцов и детей) (запись в тетрадь)

- Обижена ли Мария Сергеевна на своих детей, сердится или простила? (Простила. «Вы не подумайте чего на моих детей, я от них сама попросилась в дом престарелых».

2.Как вы думаете, зачем автор вводит образ подавальщицы? Какая проблема с ней связана? (Проблема отношения к старшему поколению) (запись в тетрадь)

-Почему старуха ушла из дома престарелых? (Она не может терпеть такого отношения к себе.)

Почему старуха питалась из мусорных баков, ведь было же место, где хорошо подают? (Даже при ее ангельском характере ей трудно вынести побои и гонения от переходов в станциях метро, где промышляли просители покрепче. Даже и в деле прошения милостыни была отлаженная система изымания части дохода. И куда более эффективная, чем налоговая полиция. Подходили пара парней в черных куртках, с голыми головами, говорили: «Тетка, отстегивай. Нечего? Вали отсюда. В следующий раз шею сломаем». Говорили так, что не верить было нельзя.)

 Почему автор главную героиню постоянно называет грубым словом «старуха»? 

(В нем отражается не его личное отношение к героине, а наше, читательское, к таким людям, как она.)

- Заботится ли о ком-нибудь Мария Сергеевна? (Набирает отдельный пакетик для собак, «радуется за свалочников»)

- Если были деньги, то ехала на трамвае № 6. Почему? (Потому что до него надо было очень долго ехать в метро, значит, время шло, и потом этот район, был совсем на другой стороне Москвы от ее бывшего жительства. То есть встретить знакомых было маловероятно.)

- Почему старуха не хотела встречаться со знакомыми? (Ей было стыдно.)

- Куда ехала героиня рассказа? (В кочегарку к Николаю) 

- Что вы можете сказать о Николае? (Пенсионер. Когда-то она учила его детей. Он узнал ее на улице, сразу понял по ее виду ее состояние и привел в кочегарку. Никогда не называл ее на «ты».)

- Почему все гонят, а Николай приводит в свою кочегарку?

3. О какой проблеме говорит автор?   (Проблема совести) (запись в тетрадь)

- Скажите, эти люди счастливы?

В рассказе есть другие герои. Может они счастливы? (супруги Кожемякины Лора и Сергей Николаевич) 

- Как Лора относится к людям, которые шевелятся у мусорных баков? (Равнодушна к чужой боли… Лоре и в голову не пришло, что можно помочь старухе, которая побирается на помойке. Она говорит о них как о мусоре, который нужно собирать, вывозить, лечить).

- Что мы можем сказать о супругах? (Супруги Кожемякины – нет взаимопонимания, каждый живет на своей «территории» (они никогда ни до чего не договаривались и расходились по своим комнатам: она к телевизору, он к книгам). Сергей Николаевич «мыслил самостоятельно», а «Лора была прочно зомбирована» телевидением.)

О какой проблеме говорит здесь автор? (Проблема влияния телевидения на нравственный облик человека.) (записать в тетрадь)

- Как Сергей Николаевич относится к старухе? (- Почему Сергей Николаевич пригласил к себе домой бездомную старуху? (Она напоминала ему бабушку, он даже думал, «не есть ли эта бомжиха его бабушка», хочет ей чем-нибудь помочь, предлагает деньги, чай)

- О чем свидетельствуют такие мысли Сергея Николаевича, что чувствует герой? (Нравственную ответственность за родного человека.)

- Какие чувства наполнили сердце хозяина квартиры после ухода героини рассказа? (Сердце его сжималось от жалости к старухе и от радости, что хоть чем-то он послужил ей. И в последующие дни он надеялся встретить ее, пригласить, напоить чаем.)

Кто являются примером настоящей человечности? (Мария Сергеевна! Старуха оказалась «на дне жизни». Она потеряла все. Но она никого не винит. Продолжает любить людей: «…старуха молилась за всех». Умеет прощать: «Вы не подумайте чего на моих детей». Не забывает о тех, кто нуждается: «отдельный пакетик заполнила для собак,…которые всегда ее ждали». Ей присуще чувство собственного достоинства…

 - Случайно ли главная героиня – бывшая учительница? (Не случайно главная героиня была учительницей, потому что именно в учительской среде сохраняются высокие моральные принципы, не забываем, что сам Крупин был учителем).

- Какую же еще поднимает Крупин проблему? (Проблема нравственной прочности человека) (запись в тетрадь).

- Слово «господи» часто звучало из уст героини. Но почему она никогда не заходила в церковь? (Старуха давно не была в церкви. Куда она пойдет, такая? С ней рядом и стоять-то, наверное, стыдно. Наверное, изапах от нее нехороший. Вот чего больше всего боялась старуха, того, что ее будут сторониться). Это нравственно чистый человек!

- Где именно происходит действие рассказа? (около Госдумы)

- Случайно ли действие происходит около Госдумы?  Кто кроме родных должен заботиться о пожилых людях?

Т.О., какие же нравственные проблемы выносит на суд читателей В.Крупин в своем рассказе?

А ещё какие проблемы? (проблема одиночества, равнодушия, социальное расслоение общества…)

Так, «Кому на Руси жить хорошо?»

– Давайте посмотрим, есть ли среди героев счастливые люди? (Кочегар Николай – пьющий не от счастья, пьющий вино, т.к. оно «содержит» тепло и солнце, то, что отсутствует в его жизни. Подавальщицы в доме престарелых – злые люди – это тоже несчастные. Бывшая учительница, по доброй воле оказавшаяся в доме престарелых, ушедшая от родных детей. Все отдавшая, ничего не получившая…)

– А может быть, счастливы те, кто живет в престижном районе? (Супруги Кожемякины – нет взаимопонимания…

– Какой другой вечный вопрос «напрашивается»?

Кто виноват? (Сами, в первую очередь. Многое терпим, прощаем, позволяем не уважать себя

Слабость людская. Даем возможность злу восторжествовать над добром.
Потеря истинных ценностей: «…на помойки хлеба выбрасывают много»; родителям позволяем покинуть дом; забываем о предках, теряя отчества, называя при этом человеческими именами собак и кошек.
Равнодушие к чужой боли… Лоре и в голову не пришло, что можно помочь старухе, которая побирается на помойке. Она уверена, что это обязано делать государство: «собирать, вывозить». Последние глаголы не о мусоре, о людях!)

– Что делать? Как реанимировать сложившуюся ситуацию? (Оставаться человеком в любой ситуации. Главная героиня вспоминает, что еще в писании говорится: «…нищие ничего не имеют, но всем обладают».)

Следующий вечный вопрос? Быть или не быть добру в этом мире? (Быть! Автор утверждает это уже самим заглавием рассказа – «Мария Сергеевна». Не случайно же выбирается им имя матери Христа, отдавшей людям своего сына. А наличие отчества – связь с предками, с прошлым, где так много осталось хорошего. И это хорошее надо перенести в настоящее. Не случайна и другая символическая фамилия – Кожемякины. Сила настоящего человека измеряется не физическими показателями, а нравственными. Нашел же в себе силы Сергей Николаевич пригласить в дом старуху, разрешить ей помыться. Напоил же он ее чаем! Он готов был это сделать и на следующий день. А кочегар Николай, забывший имя бывшей учительницы своих детей, «…никогда не переходил на «ты».)

– Есть ли здесь еще какие-то другие доказательства этого авторского утверждения? (Мотив Рождества Христова, церкви, свечки…Меняется Сергей Николаевич…Человек может и должен очиститься. Это и будет человеческим Рождеством! Зачем Мария Сергеевна спрашивает, как зовут жену Сергея Николаевича? (Она теперь обязательно пойдет в церковь и поставит свечки за них)

Несколько трагически звучат многие строчки рассказа. Но можно ли утверждать, что это преобладающий пафос произведения? (Нет. Сама композиция произведения, а именно вступление и заключение, подчеркивает оптимистическое его звучание: на смену грязной осени приходит чистая зима ; снег пытается скрыть грязь земли…)

Есть ли здесь другие символические образы? Вспомните конец рассказа: (Но теперь он уже всегда вспоминал ее, и особенно вспоминал, когда шел снег. Новогодний, легкий, кружевной снег, снежинки которого дети ловили своими маленькими ладошками.)

 (Дети, детские ладошки – это «выход из реанимационного отделения, это устремление в будущее и надежда на лучшее,» … Какое оно будет? Это зависит от нас.)

Вывод

- Итак, ребята, подведем итог нашей беседы.

.Крупин своим рассказом «пробуждает» наше сознание, обращаясь к вечным вопросам жизни и пытаясь на них дать свой ответ.

 (Болит душа у писателя по поводу того, что происходит в России. Но при этом, как было уже сказано,  она полна надежды на лучшее будущее).

К сожалению, зло в нашей действительности присутствует и вряд ли исчезнет. А вот сколько в жизни будет добра, зависит только от нас

- А что мы можем сделать для того, чтобы наши родные, близкие люди не оказались в положении Марии Сергеевны? (Необходимы милосердие, доброта, ответственность за своих родителей, престарелых бабушек и дедушек, которым, по сути, для жизни много и не требуется, главное, чтобы было внимание и забота). Надо уважать старость и помнить, что старость не болезнь, она придет ко всем.

И поэтому нам необходимо, по словам В.Крупина, «научиться любить, научиться прощать, научиться делать добро».

Песня-клип И.Саруханова «Постарели мои старики»

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Береги в себе человека" по рассказу В. Крупина "Мария Сергеевна"

Этот конспект урока (внеклассное чтение) для учителей, работающих в 9-11 классах....

Я здоровье берегу - сам себе я помогу!

Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен быть здоров. Здоровье каждого -  в его собственных  руках.  Недаром в народе говорят, что за ...

Урок-размышление 8 класс "Берегите в себе человека"( по рассказу А.П.Чехова "О любви")

"Берегите в себе человека" (по рассказу А.П. Чехова "О любви")...

"Берегите в себе человека"

Сравнительно-сопоставительный анализ героев произведений А.П.Чехова "О любви" и А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...

"Берегите в себе человека"

Материал для работы с текстом.Сравнительно-сопоставительный анализ героев....

«Берегите в себе Человека!» (Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3 и важных в повседневной жизни )

Данная разработка поможет подготовить ребят к написанию сочинения 9.3 по одному из нравственных понятий, встречающихся в сборниках по подготовке к ОГЭ и важных в повседневной жизни. Обучающиеся смогут...