Береги в себе человека
план-конспект урока по литературе
Цели урока: – познакомить обучающихся с творчеством В. Крупина, его особенным взглядом на события и героев современной жизни;
– учить видеть проблемы, поставленные автором в художественном произведении, авторскую позицию;
– продолжить работу по развитию связной речи учащихся, умению аргументировать проблемы жизненным или литературным опытом;
– воспитывать у учеников вечные нравственные качества: доброту, милосердие, сострадание, чувство собственного достоинства.
- развивать умение логически рассуждать на определенную тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.krupin.mariya_sergeevna._otkr.urok_.docx | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Береги в себе человека».
(Нравственные проблемы в рассказе В.Н. Крупина «Мария Сергеевна»)
Тип урока: комбинированный урок.
Формы работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование урока: компьютер, презентация, текст (рассказ В.Н. Крупина «Мария Сергеевна).
Цели урока: – познакомить обучающихся с творчеством В. Крупина, его особенным взглядом на события и героев современной жизни;
– учить видеть проблемы, поставленные автором в художественном произведении, авторскую позицию;
– продолжить работу по развитию связной речи учащихся, умению аргументировать проблемы жизненным или литературным опытом;
– воспитывать у учеников вечные нравственные качества: доброту, милосердие, сострадание, чувство собственного достоинства.
- развивать умение логически рассуждать на определенную тему.
Эпиграф урока:
Научиться любить, научиться прощать, научиться делать добро.
В.Крупин.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. «Лишь слову жизнь дана», – эти слова принадлежат известному русскому писателю Ивану Алексеевичу Бунину.
Именно писатели ставят в своем «Слове» «вечные» вопросы и проблемы:
– что такое правда и ложь, добро и зло;
– кому на Руси жить хорошо? (Н.А.Некрасова);
– кто виноват? (А.Герцена)
- что делать? (Н.Чернышевского);
- Быть или не быть? (В.Шекспир)
- Как остаться человеком, сохранить в себе человеческие качества.
Писатель В.Н.Крупин тоже ставит в своих произведениях вечные вопросы. Вот что говорил о Слове В.Крупина писатель В.Распутин…
Кто же он такой Владимир Николаевич Крупин? (О писателе кратко нам расскажет… (заранее подготовленный ученик)
Владимир Николаевич Крупин родился 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь, недалеко от
города Вятки. Он стал третьим ребенком в семье работника лесхоза Николая Яковлевича и Варвары Семеновны Крупиных. Детство прошло в голодные годы войны и тяжелое послевоенное
время. Отец был немногословен, трудолюбив, первым брался за любую работу, поэтому и сын после окончания школы трудился в качестве слесаря, грузчика, служил в армии. После армии поступил в педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Работал в районной газете, на центральном телевидении, в различных издательствах, преподавал в школе.
Был секретарем правления Московского отделения Союза писателей Российской Федерации, членом редколлегии журнала «Новый мир». В 90-ые годы был редактором журнала «Москва». Семь лет преподавал в Московской духовной семинарии православную педагогику. Сейчас преподает древнерусскую литературу в Академии живописи в Москве. Написал более 30-ти книг.
Сегодня на уроке мы будем работать над рассказом, который мы прочитали на уроке. Это рассказ был напечатан в журнале «Наш современник» в 2001 году, где писатель ищет ответы на вечные вопросы.
–Тема нашего урока «Береги в себе человека». Нравственные проблемы в рассказе В.Н. Крупина «Мария Сергеевна». (запись темы в тетрадь).
Эпиграфом к нашему уроку взяла слова самого писателя: «(Научиться любить, научиться прощать, научиться делать добро».
Сегодня мы попытаемся определить, какие нравственные проблемы автор выносит на наш суд.
Какое значение имеет слово нравственность. Словарь Ожегова. Нравственность – это 1.совокупность норм поведения человека.2.Моральные качества, необходимые человеку в обществе.
Какое значение имеет слово проблема. Словарь Ожегова. Проблема – это сложный вопрос или задача, требующие разрешения.
Работа с текстом.
- Где происходит действие, описанное в рассказе? (в Москве)
- Как дается описание московских мостовых? (все потом таяло, хлюпало под ногами. Московские мостовые были как лотки с грязной снежной жижей)
- Что изменило вид этих мест? (Снег)
На фоне этой зимней погоды мы знакомимся с героями рассказа.
Итак, утро. Москва… Что видит Сергей Николаевич из своего окна?
- Почему старуха бездомная? Что по этому поводу говорит сама героиня?
(«Вы не подумайте чего на моих детей, я от них сама попросилась в дом престарелых. И оттуда сама ушла. Меня оформили, я сдала все: и паспорт и пенсионное. Велели идти в столовую, а там подавальщица шваркнула мне в грязную тарелку жидкой каши, прямо брызги полетели. Я говорю: «Хотя бы вы чистую мне дали тарелку, давайте я сама помою». А она, она, ну, может, я сама виновата, могла бы и потерпеть, она прямо нехорошими словами, матом прямо: «Подыхать пришла, ну и подыхай. И с чистой будешь жрать – сдохнешь, и с грязной – сдохнешь». Я даже повторять не могу. Говорит: «Вы все тут – тюремщики с пожизненным сроком и не...», – старуха потупилась: – Не выламывайтесь, говорит. Вот. И я тогда же и ушла. Не задержали, потому что сказала, что навещала сестру»).
- А что же можно сказать о ее детях? Нужна им мать? Почему родная мать от родных детей уходит к чужим людям?
(Она не нужна своим детям. Вероятно, дети дают понять матери, что она лишняя, мешает…
Мария Сергеевна – очень совестливый человек, не хочет никому мешать, не может никого обременять даже своим присутствием, не говоря уже о заботе.)
1. Какую проблему поднимает автор? (Проблема отношения поколений, проблема «отцов и детей) (запись в тетрадь)
- Обижена ли Мария Сергеевна на своих детей, сердится или простила? (Простила. «Вы не подумайте чего на моих детей, я от них сама попросилась в дом престарелых».
2.Как вы думаете, зачем автор вводит образ подавальщицы? Какая проблема с ней связана? (Проблема отношения к старшему поколению) (запись в тетрадь)
-Почему старуха ушла из дома престарелых? (Она не может терпеть такого отношения к себе.)
Почему старуха питалась из мусорных баков, ведь было же место, где хорошо подают? (Даже при ее ангельском характере ей трудно вынести побои и гонения от переходов в станциях метро, где промышляли просители покрепче. Даже и в деле прошения милостыни была отлаженная система изымания части дохода. И куда более эффективная, чем налоговая полиция. Подходили пара парней в черных куртках, с голыми головами, говорили: «Тетка, отстегивай. Нечего? Вали отсюда. В следующий раз шею сломаем». Говорили так, что не верить было нельзя.)
– Почему автор главную героиню постоянно называет грубым словом «старуха»?
(В нем отражается не его личное отношение к героине, а наше, читательское, к таким людям, как она.)
- Заботится ли о ком-нибудь Мария Сергеевна? (Набирает отдельный пакетик для собак, «радуется за свалочников»)
- Если были деньги, то ехала на трамвае № 6. Почему? (Потому что до него надо было очень долго ехать в метро, значит, время шло, и потом этот район, был совсем на другой стороне Москвы от ее бывшего жительства. То есть встретить знакомых было маловероятно.)
- Почему старуха не хотела встречаться со знакомыми? (Ей было стыдно.)
- Куда ехала героиня рассказа? (В кочегарку к Николаю)
- Что вы можете сказать о Николае? (Пенсионер. Когда-то она учила его детей. Он узнал ее на улице, сразу понял по ее виду ее состояние и привел в кочегарку. Никогда не называл ее на «ты».)
- Почему все гонят, а Николай приводит в свою кочегарку?
3. О какой проблеме говорит автор? (Проблема совести) (запись в тетрадь)
- Скажите, эти люди счастливы?
В рассказе есть другие герои. Может они счастливы? (супруги Кожемякины Лора и Сергей Николаевич)
- Как Лора относится к людям, которые шевелятся у мусорных баков? (Равнодушна к чужой боли… Лоре и в голову не пришло, что можно помочь старухе, которая побирается на помойке. Она говорит о них как о мусоре, который нужно собирать, вывозить, лечить).
- Что мы можем сказать о супругах? (Супруги Кожемякины – нет взаимопонимания, каждый живет на своей «территории» (они никогда ни до чего не договаривались и расходились по своим комнатам: она к телевизору, он к книгам). Сергей Николаевич «мыслил самостоятельно», а «Лора была прочно зомбирована» телевидением.)
О какой проблеме говорит здесь автор? (Проблема влияния телевидения на нравственный облик человека.) (записать в тетрадь)
- Как Сергей Николаевич относится к старухе? (- Почему Сергей Николаевич пригласил к себе домой бездомную старуху? (Она напоминала ему бабушку, он даже думал, «не есть ли эта бомжиха его бабушка», хочет ей чем-нибудь помочь, предлагает деньги, чай)
- О чем свидетельствуют такие мысли Сергея Николаевича, что чувствует герой? (Нравственную ответственность за родного человека.)
- Какие чувства наполнили сердце хозяина квартиры после ухода героини рассказа? (Сердце его сжималось от жалости к старухе и от радости, что хоть чем-то он послужил ей. И в последующие дни он надеялся встретить ее, пригласить, напоить чаем.)
– Кто являются примером настоящей человечности? (Мария Сергеевна! Старуха оказалась «на дне жизни». Она потеряла все. Но она никого не винит. Продолжает любить людей: «…старуха молилась за всех». Умеет прощать: «Вы не подумайте чего на моих детей». Не забывает о тех, кто нуждается: «отдельный пакетик заполнила для собак,…которые всегда ее ждали». Ей присуще чувство собственного достоинства…
- Случайно ли главная героиня – бывшая учительница? (Не случайно главная героиня была учительницей, потому что именно в учительской среде сохраняются высокие моральные принципы, не забываем, что сам Крупин был учителем).
- Какую же еще поднимает Крупин проблему? (Проблема нравственной прочности человека) (запись в тетрадь).
- Слово «господи» часто звучало из уст героини. Но почему она никогда не заходила в церковь? (Старуха давно не была в церкви. Куда она пойдет, такая? С ней рядом и стоять-то, наверное, стыдно. Наверное, изапах от нее нехороший. Вот чего больше всего боялась старуха, того, что ее будут сторониться). Это нравственно чистый человек!
- Где именно происходит действие рассказа? (около Госдумы)
- Случайно ли действие происходит около Госдумы? Кто кроме родных должен заботиться о пожилых людях?
Т.О., какие же нравственные проблемы выносит на суд читателей В.Крупин в своем рассказе?
А ещё какие проблемы? (проблема одиночества, равнодушия, социальное расслоение общества…)
Так, «Кому на Руси жить хорошо?»
– Давайте посмотрим, есть ли среди героев счастливые люди? (Кочегар Николай – пьющий не от счастья, пьющий вино, т.к. оно «содержит» тепло и солнце, то, что отсутствует в его жизни. Подавальщицы в доме престарелых – злые люди – это тоже несчастные. Бывшая учительница, по доброй воле оказавшаяся в доме престарелых, ушедшая от родных детей. Все отдавшая, ничего не получившая…)
– А может быть, счастливы те, кто живет в престижном районе? (Супруги Кожемякины – нет взаимопонимания…
– Какой другой вечный вопрос «напрашивается»?
Кто виноват? (Сами, в первую очередь. Многое терпим, прощаем, позволяем не уважать себя
Слабость людская. Даем возможность злу восторжествовать над добром.
Потеря истинных ценностей: «…на помойки хлеба выбрасывают много»; родителям позволяем покинуть дом; забываем о предках, теряя отчества, называя при этом человеческими именами собак и кошек.
Равнодушие к чужой боли… Лоре и в голову не пришло, что можно помочь старухе, которая побирается на помойке. Она уверена, что это обязано делать государство: «собирать, вывозить». Последние глаголы не о мусоре, о людях!)
– Что делать? Как реанимировать сложившуюся ситуацию? (Оставаться человеком в любой ситуации. Главная героиня вспоминает, что еще в писании говорится: «…нищие ничего не имеют, но всем обладают».)
– Следующий вечный вопрос? Быть или не быть добру в этом мире? (Быть! Автор утверждает это уже самим заглавием рассказа – «Мария Сергеевна». Не случайно же выбирается им имя матери Христа, отдавшей людям своего сына. А наличие отчества – связь с предками, с прошлым, где так много осталось хорошего. И это хорошее надо перенести в настоящее. Не случайна и другая символическая фамилия – Кожемякины. Сила настоящего человека измеряется не физическими показателями, а нравственными. Нашел же в себе силы Сергей Николаевич пригласить в дом старуху, разрешить ей помыться. Напоил же он ее чаем! Он готов был это сделать и на следующий день. А кочегар Николай, забывший имя бывшей учительницы своих детей, «…никогда не переходил на «ты».)
– Есть ли здесь еще какие-то другие доказательства этого авторского утверждения? (Мотив Рождества Христова, церкви, свечки…Меняется Сергей Николаевич…Человек может и должен очиститься. Это и будет человеческим Рождеством! Зачем Мария Сергеевна спрашивает, как зовут жену Сергея Николаевича? (Она теперь обязательно пойдет в церковь и поставит свечки за них)
– Несколько трагически звучат многие строчки рассказа. Но можно ли утверждать, что это преобладающий пафос произведения? (Нет. Сама композиция произведения, а именно вступление и заключение, подчеркивает оптимистическое его звучание: на смену грязной осени приходит чистая зима ; снег пытается скрыть грязь земли…)
– Есть ли здесь другие символические образы? Вспомните конец рассказа: (Но теперь он уже всегда вспоминал ее, и особенно вспоминал, когда шел снег. Новогодний, легкий, кружевной снег, снежинки которого дети ловили своими маленькими ладошками.)
(Дети, детские ладошки – это «выход из реанимационного отделения, это устремление в будущее и надежда на лучшее,» … Какое оно будет? Это зависит от нас.)
Вывод
- Итак, ребята, подведем итог нашей беседы.
.Крупин своим рассказом «пробуждает» наше сознание, обращаясь к вечным вопросам жизни и пытаясь на них дать свой ответ.
(Болит душа у писателя по поводу того, что происходит в России. Но при этом, как было уже сказано, она полна надежды на лучшее будущее).
К сожалению, зло в нашей действительности присутствует и вряд ли исчезнет. А вот сколько в жизни будет добра, зависит только от нас
- А что мы можем сделать для того, чтобы наши родные, близкие люди не оказались в положении Марии Сергеевны? (Необходимы милосердие, доброта, ответственность за своих родителей, престарелых бабушек и дедушек, которым, по сути, для жизни много и не требуется, главное, чтобы было внимание и забота). Надо уважать старость и помнить, что старость не болезнь, она придет ко всем.
И поэтому нам необходимо, по словам В.Крупина, «научиться любить, научиться прощать, научиться делать добро».
Песня-клип И.Саруханова «Постарели мои старики»
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы "Береги в себе человека" по рассказу В. Крупина "Мария Сергеевна"
Этот конспект урока (внеклассное чтение) для учителей, работающих в 9-11 классах....
Я здоровье берегу - сам себе я помогу!
Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен быть здоров. Здоровье каждого - в его собственных руках. Недаром в народе говорят, что за ...
Я здоровье берегу – сам себе я помогу.
http://report.pedmix.ru/73...
Урок-размышление 8 класс "Берегите в себе человека"( по рассказу А.П.Чехова "О любви")
"Берегите в себе человека" (по рассказу А.П. Чехова "О любви")...
"Берегите в себе человека"
Сравнительно-сопоставительный анализ героев произведений А.П.Чехова "О любви" и А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...
"Берегите в себе человека"
Материал для работы с текстом.Сравнительно-сопоставительный анализ героев....
«Берегите в себе Человека!» (Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3 и важных в повседневной жизни )
Данная разработка поможет подготовить ребят к написанию сочинения 9.3 по одному из нравственных понятий, встречающихся в сборниках по подготовке к ОГЭ и важных в повседневной жизни. Обучающиеся смогут...