Методическая разработка урока или внеклассного мероприятия «А в сердце светит Русь»
план-конспект занятия по литературе (10 класс)

Сальникова Ольга Николаевна

Сопоставительный анализ лирики Н. Абрамова и С.Есенина. 

Цель урока – создать условия для знакомства с творчеством вепского поэта Н.Абрамова, углубления знаний о творчестве С.А.Есенина, совершенствование умения производить сопоставительный анализ стихотворений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_abramov-esenin.docx43.36 КБ
Файл k_uroku.pptx763.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Важинский образовательный центр»

Подпорожского района Ленинградской области

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«А в сердце светит Русь»

1

Выполнила: Сальникова Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Важины,

2023

Содержание

Введение………………………………………………………………стр. 3

  1. Сопоставительный анализ лирики Н. Абрамова и С.Есенина..стр. 4-9
  2. Читательская грамотность: методы и приемы формирования читательских умений на уроках литературы и во внеурочное время………………………………………………………….стр 10-11
  3. Методическая разработка внеурочного занятия на тему «А в сердце светит Русь»………………………………………………….стр 12-13

Заключение……………………………………………………………….стр 13

Приложение……………………………………………………………стр 15-17

Литература……………………………………………………………..стр 18

Введение

О смысле человеческой жизни, о любви, родине и природе пишет вепсский поэт Николай Викторович Абрамов. Он родился в деревне Ладва Подпорожского района Ленинградской области. Путь к поэзии был извилист: учился в ленинградском топографическом техникуме, работал фотографом, корреспондентом районной газеты «Свирские огни», главным редактором вепсской газеты «Kodima». Последние годы работал в Национальной библиотеке Карелии. Член Союза писателей России с 1998 г. и Союза журналистов России с 2003 г. На состоявшемся в августе 2010 г. в Оулу (Финляндия) XI Международном конгрессе финно-угорских писателей избран в правление Международной ассоциации финно-угорских писателей. Член правления Союза журналистов Республики Карелия. Всю свою жизнь поэт посвятил сохранению вепсского языка и вепсской культуры. Благодаря переводческому труду Николая Абрамова на языке потомков летописной белой веси заговорили классики мировой литературы – Омар Хайям, Рабиндранат Тагор, Уильям Шекспир. А еще Пол Маккартни и Фреди Меркьюри…

Абрамов не раз признавался в любви к творчеству С. Есенина, его стихотворения также переведены Абрамовым на вепсский язык. Поэзия Сергея Есенина была близка вепсскому поэту Николаю Абрамову по духу, мышлению, мировоззрению, нравственным идеалам. У обоих на первый план вышли сочувствие, правдоискательство, глубокое проникновение в тайники крестьянской души, в тайники русской природы, печаль по утраченным национальным ценностям и идеалам. Николая Абрамова часто сравнивают с Сергеем Есениным и даже называют его вепсским Есениным. На мой взгляд, лирика этого поэта оказала влияние на творчество Н. В. Абрамова, что позволяет сопоставить стихотворения авторов.

На изучение творчества С.А.Есенина в 11 классе отводится 3 часа, поэтому сопоставительный анализ стихотворений этих поэтов можно предложить в качестве домашнего задания.

Цель работы – разработка домашнего задания, направленного на развитие читательских умений учащихся, на основе сопоставления стихотворений С.А.Есенина и Н.Абрамова

Задачи:

  1. Сопоставление стихотворений поэтов
  2. Изучение методов и приемов формирования читательских умений
  3. Методическая разработка внеурочного занятия

  Продукт: методическая разработка

  1. Сопоставительный анализ лирики Н. Абрамова и С.Есенина

Н. Абрамов и С. Есенин – поэты деревни. Любовь к малой родине, рязанскому селу Константиново, звучит во многих стихотворениях С. Есенина. Поэт говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». «Нивы 44 сжаты, рощи голы», «Край ты мой заброшенный», «Гой ты, Русь, моя родная». И вот перед нами Русь «родная», «хаты, в ризах образа» и только «синь сосёт глаза». Родина для поэта и «старый клен на одной ноге», что «стережет голубую Русь», и тонкая березка, что «загляделась в пруд», и дремлющая дорога, и холмы, что «поют о чуде». В стихотворениях С. Есенина образ родины неизменно связан с природой:

           Земля моя златая!

Осенний светлый храм!

Гусей крикливых стая

Несется к облакам.

(«Иорданская голубица»)

О пашни, пашни, пашни,

Коломенская грусть.

На сердце день вчерашний,

А в сердце светит Русь.

(«О пашни, пашни, пашни»)

Литературовед А. Козловский в статье «Эту жизнь за все благодарю» говорит о глубокой связи поэта с народной жизнью и родной землей: «Родная земля дала ему... народный взгляд на жизнь... Она жила в нем, была впитана всем крестьянским обиходом родного села... Он говорил и пел теми словами, которыми поет народ»:

Русь моя! Деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай.

 Звериных стихов моих грусть

 Я кормил чередой и мятой.

 Эта метафора из стихотворения «Хулиган» говорит о тесной связи поэзии с малой родиной и природой. Обращаясь к творчеству Николая Абрамова, невольно замечаешь близкие мотивы. Так же, как и у Есенина, природа в поэзии Абрамова присутствует всегда и во всем. Он живет в гармонии с осенними дождями и снежными метелями, удивляется цветению природы и тоскует при её увядании. Он любит гулять по осеннему лесу, слушая разговор листьев под ногами. Грустит, глядя в след улетающим журавлям. Пейзажная лирика рисует вепсские места, его малую родину, в разные времена года разными красками. Образ малой родины создается во многих стихотворениях. Это мир, где небо голубое, где шелестит листва, пахнет хлебом:

Когда ты будешь далеко, —

сказала мама, чуть помедлив, —

ты вспомнишь это молоко

и навестить меня приедешь.

В нем солнечного свет луча,

частичка голубого неба,

и шум листвы, и звон ручья,

и соль земли, и запах хлеба.

В нем то, что с детства всем знакомо,

что пуще жизни берегут,

что величают отчим домом,

и то, что Родиной зовут!

(«Молоко»)

«С детства нет для меня ничего ближе и дороже милых, родных берегов Ояти и Свири…», - писал поэт. В стихотворении «Алость ягод, листьев зелень» лирический герой признается в любви к малой родине:

Алость ягод, листьев зелень,

Синь озер, плотицы всплеск.

Эту сказочную землю

Бросит разве лишь слепец.

(«Алость ягод, листьев зелень»)

В другом стихотворении «На сердце закатном покойно и мглисто» Н. Абрамов восхищается осенью в родном селе: «Я счастлив безумно!.. Я

болен, скорей». Николай Абрамов не называет себя поэтом деревни, но во всех его стихотворениях о природе слышится любовь к родному краю:

Мне не надо богатства и славы,

И не надо заморских даров.

Мне милее родные дубравы

Да луга, где раздолье цветов.

Там, где в зарослях тихая заводь,

Шелест крылышек синих стрекоз,

Босоногое детство осталось

Мир забытых мечтаний и грез.

(«Босоногое детство»)

Так же, как и для Есенина, для Абрамова родина - это «брусника на

склонах», где «облетают последние листья», «сарафан озера Нево», что

«вышит звездами», словом, северная природа, лес, поля, Онежское озеро и родная деревня:

Вблизи озер, в переплетенье рек

Стоит деревня,

по холмам витая...

Люблю ее и вижу наяву

Зимой – в сугробах,

летом – в цвете радуг,

И эти строки посвятить ей

рад я,

И счастлив тем,

что просто здесь живу.

(«Ладва»)

Необходимо отметить, что часто пейзажная зарисовка в стихотворениях

Н. Абрамова заканчивается философским обобщением, размышлением о человеческой жизни:

Для зверей, для волков — словно брат,

средь людей одинок

как средь диких роз

полевой неприметный цветок

я хочу свою душу однажды

как парус поднять

и взлететь над волнами

и может быть что-то понять

Если бросили камень в тебя -

то лови и держи...

Никогда не гоните коней по нескошенной ржи...

(«Босиком, по хрустальной траве»)

Любовь к родине сливается с любовью ко всему живому, лирический

герой стихотворений Есенина и Абрамова ощущает себя частью природы, братом всех животных:

Для зверей, для волков - словно брат (Н. Абрамов);

Средь людей я дружбы не имею,

Я другому покорился царству.

Каждому здесь кобелю на шею,

Я готов отдать свой лучший галстук (С. Есенин)

Есенин пишет о животных, переживая их боль, как свою. Это можно

увидеть в стихотворениях «Корова» («Дряхлая, выпали зубы…»), «Песнь о собаке» («Покатились глаза собачьи / Золотыми звездами в снег…»). Лирический герой стихотворения Абрамова «Старый пес» также остро переживает утрату верного друга.

Для С. Есенина природа – это чудесный и необъятный храм, в котором

все прекрасно. Любовью к земле, к лугам и травам, лесам и озерам

проникнуты строки стихов. В них звучат задушевные мелодии, как бы

передающие дыхание самой природы: порывы ветра, шепот листьев, пение птиц. Уже в самых ранних стихотворениях природа для Есенина не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в обновлении, в

гармоническом единении с человеком. Это определяет своеобразие стиля: «вещественные» метафоры (солнце сравнивается с сохой, месяц – с ягненком или с пастушьим рожком), прилагательные – эпитеты (чаще всего со значением цвета: желтый ворон, медведь, заяц, бабочка; черный лебедь, конь, птицы, галки, жаба; красный лебедь, конь, красногривый жеребенок, красношерстная верблюдица, рыжая кобыла, рыжее стадо, рыжие щенята), образы животных используются как символы, традиционноустановившиеся в русской литературе и фольклоре (например, лебеди –символ красоты). Возникает сопоставление явлений природы с животными: месяц – «ягненочек кудрявый», «жеребенок», «золотая лягушка», весна –«белка», тучи – «волки». Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Есенина.

Так же, как у Есенина, строй сравнений, образов, метафор, всех

словесных средств в стихотворениях Н. Абрамова взят из крестьянской

жизни, родной и понятной:

Вспыхнет душа, только тронь,

Словно рябины огонь...

(«Снова рябины огонь»)

Руки - лебеди, волосы - травы

Немудреную путают снасть.

(«Черным омутом зыбь полнолунья»)

Сквозные образы «березы», «черемухи», «луговых цветов» мы

встречаем и у Есенина, и у Абрамова. Например, образ рябины, чьи гроздья, «как капельки крови», невольно заставляют вспомнить метафору Есенина «горит костер рябины красной».

Очень близки, на мой взгляд, по тональности, мироощущению,

образной системе стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая» и

Абрамова «Снова рябины огонь». Светлая осенняя грусть, грусть о быстро пролетающей жизни слышится в есенинских строках:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком.

Абрамов в стихотворении «Снова рябины огонь» пишет об усталости

сердца, о том, что уже «холодом дышит заря», но, как и лирический геройстихотворения С. Есенина, утверждает, что жизнь прожита не зря и жалеть не о чем.

В других стихотворениях Абрамова («Падают листья», «На сердце

закатном покойно и мглисто» и «Годы-журавли») звуковой образ

журавлиного клика, как и в стихотворении Есенина, вызывает щемящую

грусть, тоску по утраченной юности.

Сходство зрительных, звуковых образов очевидно, но хочется отметить

образ «ромашкового луга» и «ромашкового утра», «ромашковой радости» у Абрамова, создающий ощущение радости и счастья, загадки и тайны в стихотворениях «Ромашковая Настя», «Босиком по хрустальной траве» и других:

Ромашковая сказка –

твоих волос осенних,

Ромашковая тайна –

твоих озёрных глаз.

Мне по нраву ромашки… и белые розы,

Я Россию люблю, я – России наймит!

Стихотворения С. Есенина, как отмечали многие исследователи,

необыкновенно музыкальны, тому свидетельством могут быть песни на

стихи поэта: «Клен ты мой, опавший…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я обманывать себя не стану», «Мне осталась одна забава» и другие.«Но, наверно, навеки имею / Нежность грустную русской души» - пишет С. Есенин в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями». Ритм стихотворений Н. Абрамова созвучен есенинскому: в основном хорей

Вспыхнет душа, только тронь,

Словно рябины огонь...

(Н. Абрамов)

Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и в росе…

(С. Есенин)

Дактиль, реже анапест, амфибрахий, дольник трёх- или четырёхстопный

создают особую тональность, немного грустную, задушевную:

Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.

(С. Есенин)

Одного лишь прошу у богов

Среди жёлтых и мокрых стогов

Как средь братьев родных и сестёр –

Пусть горит мой осенний костёр…

(Н. Абрамов)

Скупились звёзды в невидимом бредне.

Жутко и страшно в проснувшейся бредне

(С. Есенин)

Где моё счастье и где моя сила?

Выпил вчера я немного вина...

(Н. Абрамов)

Мы встречаем образы, связанные с природой, даже в любовной лирике

С. Есенина: «Эти волосы взял я у ржи...». Интересно, что в стихотворении «Лирическое» Абрамова есть строчки «Ваши волосы цвета осенней нескошенной ржи». Близость образов очевидна. Теме любви Абрамов посвящает большое количество стихотворений: это и «Вот опять первый снег...», «Руки твои — словно ветви берёз» и другие, во многих из них описание возлюбленной строится через сравнение с природой.

Таким образом, в стихотворениях С. Есенина и Н. Абрамова о родине и

природе можно обнаружить много общего: от тематики, настроения,

образного ряда до изобразительно-выразительных средств.

«Я Божья дудка»,- говорил о себе С. Есенин. Эти слова, на мой взгляд,

отражают суть поэтического дара в целом. Поэт — Божья дудка. Н.

Абрамов, как и С. Есенин, пел о России, о северной природе, о любви,

поражаясь красоте мира, красоте простых вещей. По мнению писательницы Яны Жемойтелите, Н. Абрамов «до конца дней своих оставался деревенским наивным человеком, который умел слышать птиц и плеск воды, шум леса и голос ветра в трубе, из этих звуков и рождалась его поэзия». Ромашковый мир поэзии Н. Абрамова и «голубая Русь» С. Есенина — это признание в любви к своей малой родине, источнику поэтического вдохновения.

  1. Читательская грамотность: технологии, методы и приемы формирования читательских умений на уроках литературы и во внеурочное время

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Чтение – это не только  процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя – преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.

Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни, предусматривает сформированность таких умений, как анализ, синтез, интеграция и интерпретация информации, сравнение информации, полученной из разных источников, оценка достоверности текстов, интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся (а иногда противоречащих по содержанию) источников

Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:

Группа 1 (поиск и извлечение информации): умения извлекать (вычитывать) информацию из текста и делать

простые умозаключения (несложные выводы) о том, что говорится в тексте.

Группа 2 (интерпретация): умения анализировать, интегрировать и интерпретировать

сообщения текста, формулировать на его основе более сложные выводы;

Группа 3 (оценка и использование информации): умения размышлять о сообщениях текста и оценивать содержание, форму, структурные и языковые особенности текста.

Методическая формула читательской грамотности для любого учителя-предметника складывается из трех составляющих: разнообразные тексты, продуктивные учебные задания и современные педагогические технологии.

Методы и приемы формирования читательской грамотности :

  • Составление глоссария текста
  • Чтение с остановками
  • Мозговой штурм
  • Ментальные карты
  • Толстые и тонкие вопросы
  • Рассечение вопроса
  • Чтение вслух
  • Составление вопросов к тексту
  • Чтение с остановками
  • Инсерт
  • Тайм-аут
  • Список тем/проблем текста
  • Цитата-герой, черта характера-герой
  • Свертывание и развертывание информации
  • «Ловушка»
  • Создание викторины
  • Логические цепочки/граф-схемы/денотатный граф
  • Проверочный лист, рабочий лист и другие

  1. Методическая разработка внеурочного занятия на тему «А в сердце светит Русь»

Класс:11

Технология продуктивного чтения

Цель урока – создать условия для знакомства с творчеством вепского поэта Н.Абрамова, углубления знаний о творчестве С.А.Есенина

Задачи:

А) предметные  - создать условия для знакомства с творчеством вепского поэта Н.Абрамова, углубления знаний о творчестве С.А.Есенина: идейно-художественном своеобразии творчества

Б) метапредметные( познавательные, коммуникативные) – развитие  умений работать с текстом: выделять фактологическую, контекстную и концептуальную информацию, проводить сопоставительный анвлиз;

В) личностные – патриотическое воспитание

Результаты

А) предметные - умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; сопоставлять несколько произведений; определение в произведении изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

Б) метапредметные – умение работать с текстом

В) личностные – интерес к творчеству С.А.Есенина и Н.Абрамова, чувство гордости за свою страну

 Технология продуктивного чтения

Этапы урока, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.Оргмомент

Приветствие

- Как вы считаете, кто автор этого стихотворения?

Выразительное чтение учащимся ст. Н. Абрамова «Босоногое детство»

- С.А.Есенин

2. Знакомство с биографией вепского поэта Н.Абрамова

- Нет, ребята, это стихотворение вепского поэта Н.Абрамова

Рассказ о жизни и творчестве поэта

3.Сопоставительный анализ стихотворений С.А.Есенина и Н.Абрамова

- Н.Абрамов не раз признавался в любви к творчеству С. Есенина, его стихотворения также переведены Абрамовым на вепсский язык. Поэзия Сергея Есенина была близка вепсскому поэту Николаю Абрамову.

4.Постановка целей, задач урока

-Что же привлекало Н.Абрамова в лирике С.Есенина? Как можно узнать?

Сопоставить произведения

5.Сопоставительный анализ

Работа в группах (см. приложение)

Выступление групп

6. Итоги и рефлексия

Заключение

В стихотворениях С. Есенина и Н. Абрамова о родине, природе , любви можно обнаружить много общего: от тематики, настроения, образного ряда до изобразительно-выразительных средств. Данное занятие позволит углубить знания о творчестве С.А. Есенина, познакомить с творчеством вепского поэта НАбрамова, воспитывать чувство любви к своей стране, русской литературе.

Приложение

Карточка №1

Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою —

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты

(«В хате») С.А.Есенин

Когда ты будешь далеко, —

сказала мама, чуть помедлив, —

ты вспомнишь это молоко

и навестить меня приедешь.

В нем солнечного свет луча,

частичка голубого неба,

и шум листвы, и звон ручья,

и соль земли, и запах хлеба.

В нем то, что с детства всем знакомо,

что пуще жизни берегут,

что величают отчим домом,

и то, что Родиной зовут!

(«Молоко»)

Н.Абрамов

  1. Найдите в «Словаре устаревших слов»(портал «Словари») значение устаревших слов, объясните их значение
  2. Проанализируйте стихотворение С.А.Есенина «В хате» по плану( на доске) и выступите в группе
  3. Проанализируйте стихотворение Н.Абрамова «Молоко» по плану и выступите в группе
  4. Подготовьте выразительное чтение стихотворений

Вместе: сопоставьте( найдите общее и различное) стихотворения, сравнив темы, образы, идею, изобразительно-выразительные средства.

Карточка №2

СТАРЫЙ ПЁС

Помирает старый пёс,

а когда-то службу нёс.

Не видать теперь удачи,

доживает век собачий.

«Ты, хозяин, не ругай,

я теперь ведь плохо слышу.

Ах, охота, лай да лай!

Заскрипят по насту лыжи...»

Снова миска до краёв,

Только пёс уже не в силах...

И у леса на краю

будет свежая могила.

Н.Абрамов

Песнь о собаке

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.

  1. Проанализируйте стихотворение С.А.Есенина «Песнь о собаке» по плану( на доске) и выступите в группе
  2. Проанализируйте стихотворение Н.Абрамова «Старый пес» по плану и выступите в группе
  3. Подготовьте выразительное чтение стихотворений

Вместе: сопоставьте( найдите общее и различное) стихотворения, сравнив темы, образы, идею, изобразительно-выразительные средства.

Карточка №3

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит коноплянник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

Свернуть

  • Автор: 

С. А. Есенин

Снова рябины огонь
По-над осенней рекой.
Сердце, устав от погонь,
Просится вновь на покой.

Холодом дышит заря...
Может, и был я не зря.
Вспыхнет душа, только тронь,
Словно рябины огонь...

Н.Абрамов

  1. Проанализируйте стихотворение С.А.Есенина «Отговорила роща золотая» по плану( на доске) и выступите в группе
  2. Проанализируйте стихотворение Н.Абрамова «Снова рябины огонь» по плану и выступите в группе
  3. Подготовьте выразительное чтение стихотворений

Вместе: сопоставьте( найдите общее и различное) стихотворения, сравнив темы, образы, идею, изобразительно-выразительные средства.

Карточка №3

Руки твои - словно ветви берёз...
Руки твои - словно ветви берёз,
Снова озёра-глаза твои вижу.
Грешником каюсь, себя ненавижу,
В царстве далёком несбывшихся грёз.

Снова поманит озёрная даль,
Небо роняет хрустальные росы…
Губы твои – земляничная россыпь,
Голос твой – в небе весенний журавль.

Плачет душа, но чиста, как слеза…
Кто моё сердце возьмёт на поруки?
Вновь я во сне целовал твои руки,
Вновь целовал я озёра-глаза.

Солнечный день и нежданно – гроза
Лодку накрыла, гребу через силу…
Скоро возьму я с собой и в могилу –
Ветви берёз и озёра-глаза…

Н.Абрамов

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

С.А.Есенин

  1. Проанализируйте стихотворение С.А.Есенина «Шагане ты моя, Шагане» по плану( на доске) и выступите в группе
  2. Проанализируйте стихотворение Н.Абрамова «Руки твои - словно ветви берёз» по плану и выступите в группе
  3. Подготовьте выразительное чтение стихотворений

Вместе: сопоставьте( найдите общее и различное) стихотворения, сравнив темы, образы, идею, изобразительно-выразительные средства

Литература

  1. Валгина Н. С. Теория текста. — М.: Логос, 2003
  2. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение / Н. Н. Светловская. – М.: Academia, 2011
  3. Сметанникова Н.Н. «Стратегии смыслового чтения: назначение, содержание, техника»
  4. Дувалина О. Н., Дмитриева Ю. С. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке // Colloquium-journal. — 2019. — № 10 (34). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennostiobucheniya-chteniyu-na-inostrannom-yazyke
  5. Малова ИВ_Технология продуктивного чтения.pdf (eduportal44.ru)
  6.  https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
  7. sbornik_2019_1.pdf (muzkult.ru)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«А в сердце светит Русь» Сопоставительный анализ стихотворений С.Есенина и вепского поэта Н.Абрамова

Слайд 2

Никола́й Ви́кторович Абра́мов (24 января 1961, Ленинградская область — 23 января 2016, Петрозаводск) — вепсский и русский писатель, поэт, журналист, литературный переводчик, заслуженный работник культуры Республики Карелия. Народный писатель Республики Карелия

Слайд 3

Родился и провёл детство в вепсском селе Ладва в Ленинградской области. Вепс по происхождению. В 1978 году окончил Винницкую среднюю школу. Учился в Ленинградском топографическом техникуме, Петрозаводском государственном университете, Карельском государственном педагогическом университете. Работал грузчиком, рабочим в совхозе, рамщиком на пилораме, директором сельского дома культуры, рабочим в геодезической экспедиции, фотографом, корреспондентом районной газеты «Свирские огни», собственным корреспондентом «Финно-угорской газеты», корреспондентом независимой частной газеты «Кто о чём», редактором и главным редактором вепсской газеты « Kodima » (вепс. Родная земля). Последние годы работал в Национальной библиотеке Карелии. Член Союза писателей России с 1998 г. и Союза журналистов России с 2003 г. На состоявшемся в августе 2010 г. в Оулу (Финляндия) XI Международном конгрессе финно-угорских писателей избран в правление Международной ассоциации финно-угорских писателей. Член правления Союза журналистов Республики Карелия. Скончался в Петрозаводске после тяжёлой скоротечной болезни 23 января 2016 года, за день до своего 55-летия. Похоронен на малой родине в деревне Ладва.

Слайд 4

План анализа стихотворения Настроение тема композиция и внутренний сюжет (если есть) лирический герой и система образов основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, лексики, морфологии или синтаксиса

Слайд 5

Выводы О смысле человеческой жизни, о любви, родине и природе пишет Сергей Александрович Есенин и вепсский поэт Николай Викторович Абрамов. Любовь к Родине – одна из основных тем в лирике поэтов Образ малой родины создается во многих стихотворениях . Любовь к родине сливается с любовью ко всему живому, к родной природе Так же, как у Есенина, строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств в стихотворениях Н. Абрамова взят из крестьянской ж изни, родной и понятной Сквозные образы «березы», «черемухи», «луговых цветов» мы встречаем и у Есенина, и у Абрамова Дактиль, реже анапест, амфибрахий, дольник трёх- или четырёхстопный создают особую тональность, немного грустную, задушевную

Слайд 6

«Я Божья дудка»,- говорил о себе С. Есенин. Эти слова, на мой взгляд, отражают суть поэтического дара в целом. Поэт — Божья дудка. Н. Абрамов, как и С. Есенин, пел о России, о северной природе, о любви, поражаясь красоте мира, красоте простых вещей. По мнению писательницы Яны Жемойтелите , Н. Абрамов «до конца дней своих оставался деревенским наивным человеком, который умел слышать птиц и плеск воды, шум леса и голос ветра в трубе, из этих звуков и рождалась его поэзия». Ромашковый мир поэзии Н. Абрамова и «голубая Русь» С. Есенина — это признание в любви к своей малой родине, источнику поэтического вдохновения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков и мероприятий

Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий по истории, обществознанию и основам православной культуры....

Презентация "С.А. Есенин. В сердце светит Русь"

Иллюстрация к сценарию классного часа, посвященного 120-летию со дня рождения С.А. Есенина. Рассказ о его жизни и творчестве....

Сценарий классного часа "В сердце светит Русь"

Сценарий классного часа "В сердце светит Русь", посвященного 120-летию со дня рождения поэта С.А. Есенина. Беседа о жизни и творчестве поэта...

Литературно-музыкальная композиция посвящённая 120 летию со дня рождения С.Есенина «В сердце светит Русь…»

Литературно-музыкальная композиция посвящённая 120 летию со дня рождения С.Есенина «В сердце светит Русь…»...

Методические разработки уроков и мероприятий в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (Грант «Старший учитель»)

Планы уроков и внеклассных мероприятий и рефлексии, проведенных в  в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан  по...

Методические разработки уроков и мероприятий в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (Грант «Старший учитель»)

Планы уроков и внеклассных мероприятий и рефлексии, проведенных в  в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан  по...

"А в сердце светит Русь" интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе.

Тема природы в творчестве Сергея Есенина и в музыке 20 века....