Внеклассное мероприятие по литературе
план-конспект занятия по литературе (10 класс)

Итоговое занятие по литературе 19 века в виде интеллектуальной игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_ring.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе

интеллектуальная игра

«Литературный ринг»

для студентов 1 курса

Тема: «Итоговое занятие по основным разделам, изученным в курсе русской литературы 19 века».

Дидактические цели: проверить глубину и прочность знаний, умение делать выводы; обобщить и систематизировать полученные знания.

Развивающие цели: развивать познавательную активность, творческие способности, речевые умения и навыки; виды мышления, внимания, памяти.

Воспитательные цели: воспитывать интерес к чтению классической художественной литературы; формировать чувства коллективизма и взаимовыручки при сохранении индивидуальности.

Вид занятия: обобщение и систематизация знаний.

Тип мероприятия: нестандартный урок -соревнование «Литературный ринг».

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, словесный.

Обеспечение занятия: компьютер, мультимедийный проектор, файлы к викторине по произведениям, карточки с заданиями, электронная презентация.

Предварительная подготовка: подбор дидактического материала, музыкального сопровождения, создание электронной презентации, подготовка карточек с заданиями, итоговой таблицы, оформление кабинета.

Интеллектуальная игра «Литературный ринг»

Пояснения к проведению игры.

Презентуемое внеаудиторное занятие– состязание в знаниях – несёт соревновательный дух. Группа поделена на команды (6 человек) с учетом уровня знаний, умений и навыков студентов. Участники располагаются за игровыми столами. Итоги выполнения заданий оценивают члены жюри (преподаватель и студент), они же выставляют в итоговую таблицу баллы, полученные командами в каждом раунде. Для быстрой и качественной проверки для жюри подготовлены листы с правильными ответами по всем конкурсам. В ходе соревнования верные ответы озвучиваются. Вопросы необходимо ставить чётко, чтобы они были понятны на слух с первого раза. При подведении итогов каждый студент получает одну-две оценки.

Описание игры. Игра состоит из нескольких раундов, в каждом участвует две команды. Право на ответ получает команда, которая первой подала знак (звонок) о готовности ответить. Побеждает команда, выигравшая в большем количестве раундов.

Ход мероприятия

Основные цели проведения мероприятия:

  • расширение кругозора студентов по общекультурным вопросам;

популяризация художественной литературы среди студентов;

развитие интереса к родному  языку, литературе, к русской культуре; развитие аналитического, творческого  мышления;

  • воспитание здорового духа соперничества среди  студентов  группы; воспитание  гражданственности;
  • укрепление коллектива группы.

    Мероприятие проводится как конкурсная интеллектуальная игра. Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе. Для болельщиков также проводятся небольшие конкурсы.

    Данное мероприятие предполагает участие двух команд от группы в составе 6 человек каждая.

   Оборудование:

  • портреты писателей и поэтов; 
  • выставка художественной литературы;
  • плакаты с изречениями великих людей о книгах, литературе;
  • листы для учета выполнения командами  конкурсных заданий;
  • жетоны для болельщиков.

                                                   

                                          Ход мероприятия

                                                                      О, раскройте глаза свои шире,

                                                                      Нараспашку вниманье и слух,-

                                                                       Это же самое дивное в мире,

                                                                     Чем вас жизнь одарит вокруг!

                                                                                                    Николай Асеев

     Ведущий: «Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и наш постоянный вечный спутник»

                                                                                                  Демьян Бедный

 Ведущий 1

Добрый день ! Мы рады видеть вас на нашем мероприятии «Знатоки литературы».Что такое литература для современного общества? Литература для писателя – это способ передать свое личное мнение, поделиться своим уникальным опытом, рассказать о своих мечтах посредством событий в жизни персонажей. А для читателя – это возможность узнать новое, пережить то, что не позволяет пережить реальная жизнь, подумать и научиться чему-либо. 

Отражение исчезнувших лет,
Облегчение житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это – книга. Да здравствует книга!

Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига,
Лучший друг, если ты одинок,-
Это –книга. Да здравствует книга!

Представление жюри.

Приветствие команд.

Раунд 1: « Разминка»

Вопросы для 1 команды

1. Назовите самый популярный литературный журнал 2 половины 19 века.

Ответ: «Современник»

2. Как называется «небольшое прозаическое художественное произведение, посвящённое обычно отдельному событию в жизни человека, часто без детального изображения того, что с ним происходило до и после этого события»? Ответ: рассказ

3. Жанр произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети». Ответ: Роман

4. Кого из героев пьесы «Гроза» А.Н. Островского назвали «лучом света в темном царстве»? Ответ: Катерину

Вопросы для 2 команды

1. Назовите основателя журнала «Современник». Ответ: А.С.Пушкин

2. Назовите имя и отчество Обломова из одноименного романа И.А.Гончарова Ответ Илья Ильич.

3.Назовите имя и отчество великого русского поэта Лермонтова. Ответ Михаил Юрьевич.

4. Назовите литературный жанр, представляющий собой большое по объему стихотворное произведение, в котором развивается некий сюжет.

Ответ: поэма

«Игра со зрителями. Кто больше?

Рубрика 1.Назовите литературные произведения, в названии которых есть числительные. За каждый правильный ответ  3 балл.

               («Три мушкетера», «Двенадцать», «Белоснежка и семь гномов»,

                 «Два капитана», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,

                 «Как мужик двух генералов прокормил», Три поросенка»,

                 «Три сестры», «Тысяча и одна ночь» и др.)

Рубрика 2. В заголовках каких литературных произведениях есть географические названия?

(«Тихий Дон» Шолохова, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Бородино» Лермонтова, «Рассказ о Кузнецкстрое и людях Кузнецка» Маяковского, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Полтава» Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «На Волге» Некрасова, « Севастопольские рассказы» Л.Толстого и др.)

Раунд 2. «Угадай автора-классика» 

 1 команда.

1.Вырос в Тарханах, родовом имении бабушки Е. Арсеньевой. Бросив учёбу в Московском университете, получил образование в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Поэт, прозаик. Неоднократно бывал в ссылках. Погиб на Кавказе во время дуэли с Н.С.Мартыновым. Ответ: М.Ю.Лермонтов

2.   Писатель из Симбирска. В поиске идей для творчества совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада». Был секретарём в канцелярии губернатора, переводчиком, главным редактором газеты «Северная почта». Его герой был обладателем необъятного и удобного халата. Ответ: Иван Александрович  Гончаров

2 команда.

    1.    Был учеником Нежинской гимназии. Человек разносторонне одарённый. Был талантлив как актёр. Особенно ему удавались комические роли. Драматург и прозаик. Был известен также под псевдонимом В.Алов. Авторское самолюбие часто приводило к тому, что «неудачное» произведение сжигалось, а автор отправлялся за границу. Ответ: Н.В.Гоголь.

2. Известный драматург. Учился на юридическом факультете Московского университета. Работал в литературном журнале «Москвитянин». Его называли «Колумбом Замоскворечья». Умер за письменным столом в костромском имении Щелыкове, работая над переводом пьесы У.Шекспира «Антоний и Клеопатра».  Героиня его пьесы бросается  с обрыва в Волгу. Ответ: А.Н.Островский.

Раунд 2. Отгадайте героя по описанию его внешности и поведения.

1 команда

  1. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни  слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтоб слишком молод…

Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку…

(Чичиков. Н.В.Гоголь «Мёртвые души»)

  1. Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; а в транспорте был офицер, молодой человек лет 25. Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости. Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался,  что он на Кавказе у нас недавно…

(Печорин. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)

  1. Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и  в лице этакое рассуждение…физиономия…поступки, и здесь (вертит рукою около лба)  много, много всего.

Этот молодой человек, чиновник, едущий из Петербурга,…, едет, говорит, в Саратовскую губернию и,…, престранно себя аттестует: другую уж неделю живёт, из трактира не едет, забирает всё на счёт и ни копейки не хочет платить. (Иван Александрович Хлестаков. Н.В.Гоголь «Ревизор»)

4. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям…

(Данко. М.Горький «Старуха Изергиль»)

2 команда

  1. А я её люблю, мне её жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Маменька её поедом ест, а  она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск… (Катерина. А.Н.Островский «Гроза»)
  2. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям…

(Данко. М.Горький «Старуха Изергиль»)

  1. Просто парень сам собой

Он  обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда…

(Василий Тёркин. А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»)

      4. Так думал молодой повеса,

Летя в пыли на почтовых,

Всевышней волею Зевеса

Наследник всех своих родных –

…, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,…

(Евгений Онегин. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Раунд 3.  «Иллюстрированный конкурс».

По иллюстрации определить к какому произведению относится этот фрагмент. (За правильный ответ 2 балла)

1) Слайд 4 – Гончаров «Обломов»

2) Слайд 5- А.Н.Островский «Гроза»

3) Слайд 6 - И.С.Тургенев «Отцы и дети».

 4) Слайд7- Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

По изображениям определить название усадьбы, кому она принадлежала.

1)Щелыково А.Н.Островский.

2)Спасское-Лутовиново И.С.Тургенев

Раунд 4 «Конкурс  для болельщиков»

Угадайте, о чём идет речь

1.Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней

Станешь в десять раз умней. (Книга)

2.Что это за сказка, в которой три главных героя, три брата. Они одинакового роста и возраста. В борьбе с трудностями и невзгодами они приобретают опыт, закаляют свой характер, учатся преодолевать трудности сообща, каждое дело учатся выполнять качественно.

         («Три поросенка», английская сказка)

3.Этот предмет был с трудом найден для дочери отцом, но потребовал от нее жертвы. Вокруг этого предмета разгораются страсти, в результате которых одни остаются ни с чем, а другие обретают счастье.

         («Аленький цветочек», С.Аксаков)

4.Что это за предприимчивая немолодая женщина с больной ногой, передвигающаяся с помощью оригинального аппарата.

         (Баба Яга)

5.Этот герой не послушался своих умудренных опытом престарелых родителей и поплатился за это своей жизнью.

       (Колобок)

6.Эти герои вынуждены были уйти из дома, но создав музыкальный коллектив, сумели выжить в трудных условиях.

      (Бременские музыканты)

Раунд 5 «Конкурс капитанов»

Вспомните и зачитайте отрывок из вашего любимого стихотворения.

Раунд 6 «Немного о любви»

Вопросы для 1 команды

1.Назовите имя, отчество и фамилию  дамы сердца А.С.Пушкина

Ответ: Наталья Николаевна Гончарова

2.Назовите имя и фамилию  дамы сердца Ильи Ильича Обломова из одноименного романа И.А.Гончарова Ответ: Ольга Ильинская

Вопросы для 2 команды

1.Назовите имя и фамилию дамы сердца Ивана Сергеевича Тургенева. Ответ : Полина Виардо

2.Назовите имя, отчество и фамилию  дамы сердца Евгения Базарова из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Ответ: Анна Сергеевна Одинцова

Раунд 7 «Игра со зрителями»

Очень часто, приходя в библиотеку, вы просите у библиотекаря книгу, а название или автора перепутали.  

Какие произведения вы имели в виду, запрашивая у библиотекаря:

«Храбрый песец»

«80000 лет под водой»

Жорж Симедол

«Альпийская совесть»

«Мальчик на шпаге»

«Безумная езда в Киев»

«Белый пудинг»

«Книжное обострение»

«Княжна Наркоманова»

«Акулья пасть»

«Замочить пародиста»

«Малина классная»

«Водоросль»

Фёдор Чючев

(«Храбрый Персей»)

(«80000 лье под водой»)

(Жорж Сименон)

(«Альпийская повесть»)

(«Мальчик со шпагой»)

(«Безумная Евдокия»)

(«Белый пудель»)

(«Книжное обозрение»)

(«Княжна Тараканова»)

(«Челюсти»)

(«Убить пересмешника»)

(«Калина красная»)

(«Недоросль»)

(Фёдор Тютчев)

«Бледная Лиза»                              («Бедная Лиза»)

Раунд 8 «Театральный»

Изобрази героя из произведения, так чтобы соперники догадались.

Команда  1- Обломов из романа Гончарова  «Обломов»

Команда 2 – памятник Петру Первому из поэмы А.С.Пушкина  «Медный всадник»

Раунд 9. Конкурс для зрителей: Во многих произведениях встречаются слова, не понятные современным читателям. Обычно они объясняются в сносках. Вам предстоит самим выбрать определения для слов. Покажите ваш интеллект.

  1. Что такое понт?

а) свойство характера; б) море; в) извержение вулкана.

  1. Басурманин – это:

а) национальность; б) воинское звание; в) вероисповедание (иноверец).

  1. Где вам могли встретиться буки?

а) в лесу; б) в книге; в) на карте.

  1. Агнец – это:

а) ангел; б) ягнёнок; в) огонь.

  1. Василиск – это:

а) сын Василия; б) цветок; в) нечистая сила.

  1. Какого цвета бывают ланиты?

а) красного; б) зелёного; в) синего.

  1. Можно ли верить забобонам (сказки, бредни)?

а) да; б) нет.

  1. Во время битвы живот (жизнь) можно:

а) набить; б) отрастить; в) потерять.

Подводим итоги последнего конкурса для команд и всей игры. Слово предоставляется нашему уважаемому жюри

Раунд 10. Конкурс для команд. 

Вам  необходимо вспомнить стихотворения русских поэтов о природе.

Кому принадлежат эти строки?

(Время на выполнение задания 5 минут)

1) Мороз и солнце; день чудесный!... (А.С.Пушкин)

2) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

    Последние листы с нагих своих ветвей…(А.С.Пушкин)

3) Унылая пора! Очей очарованье!... (А.С.Пушкин)

4) Выхожу один я на дорогу,

    Сквозь туман тернистый путь блестит…(М.Ю.Лермонтов)

5) Люблю грозу в начале мая… (Ф.И.Тютчев)

6) Зима не даром злиться,

    Прошла ее пора…(Ф.И.Тютчев)

7) Еще земли печален вид,

    А воздух уж весною дышит…(Ф.И.Тютчев)

8) Чудная картина,

    Как ты мне родна…(А.А.Фет)

9) Колокольчики мои,

          Цветики степные! (А.К.Толстой)

10) Кроет уж лист золотой

          Влажную землю в лесу…(А.Н.Майков)

11) Шепот, робкое дыханье, трели соловья… (А.А.Фет)

12) Светло-пушистая,

               Снежинка белая,

      Какая чистая,

                Какая смелая! (К.Д.Бальмонт)

13) Белая береза

      Под моим окном

      Принакрылась снегом

      Точно серебром. (С.Есенин)

Раунд 11. Конкурс для зрителей: Вспомните поэта, который написал

следующие строки:

  1. И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды… (М.Ю.Лермонтов)

  1. Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа неразделим и вечен…(А.С.Пушкин)

  1. У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том…(А.С.Пушкин)

  1. Я памятник воздвиг чудесный, вечный,

Металлов твёрже он и выше пирамид…(Г.Р.Державин)

  1. Открылась бездна, звезд полна

Звездам числа нет, бездне – дна…(М.В.Ломоносов)

  1. Послушайте, ведь если звёзды зажигаются,

Значит это кому-нибудь нужно…(В.В.Маяковский)

  1. Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить…(Ф.И.Тютчев)

  1. Ай, Моська! знать, она сильна,

Что лает на слона…(И.А.Крылов)

  1. Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик…(А.Л.Барто)

  1. Нынче Муха-Цокотуха именинница…(К.И.Чуковский)

Ведущий: Давайте представим на минуту, что было бы, если бы не было такого вида искусства, как литература.

Страшно подумать даже, как оскудела бы наша жизнь, насколько примитивен и удручающим казалось бы все, окружающее нас. И если наивысшие достижения художественного гения – это праздник искусства, то повседневное чтение – это своеобразные будни художественного творчества, которые сопутствуют человеку в течение всей его жизни.   И наша игра – подтверждение этому. А теперь слово жюри.

Итоги игры.

Награждение команды победительницы и самого результативного игрока «Знатока литературы».

Заключение:

    Литература – это необъятный мир, в котором есть чему поучиться всем нам. Хочется вспомнить слова великого русского народа, который сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Эти слова с полным правом можно отнести к любому художественному произведению, будь то повесть, рассказ, роман, басня, стихотворение.

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда б вы не прочли хоть одной странички...» Константин Паустовский

Название конкурса

1 команда

2 команда

итог

Раунд 1: «Разминка»

Игра со зрителями. Кто больше?

Раунд 2. «Угадай автора-классика» Раунд 2. «Отгадайте героя»

Раунд 3.  «Иллюстрированный конкурс».

Раунд 4 «Конкурс  для болельщиков»

Раунд 5 «Конкурс капитанов»

Раунд 6 «Немного о любви»

Раунд 7 «Игра со зрителями»

Раунд8«Театральный»

Раунд 9. Конкурс для зрителей 

Раунд 10. Конкурс для команд. 

Раунд 11. Конкурс для зрителей

ИТОГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рамках недели русского языка и литературы. Внеклассное мероприятие по литературе. Музей восковых фигур.

Если вы хотите провести нестандартное, приносящее массу  положительных эмоций мероприятие, то эта разработка для Вас....

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

внеклассное мероприятие по литературе "Золотой век русской литературы"

Литературная игра с использованием системы голосования (тестовые задания)....

Внеклассное мероприятие по литературе "Турнир знатоков литературы «Встреча с Пушкиным»"

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Турнир знатоков литературы «Встреча с Пушкиным»"...

Заочная экскурсия в музей-усадьбу "Ясная Поляна". Внеклассное мероприятие по литературе; материалы к урокам литературы.

Внеклассное мероприятие можно провести с целью подготовки учащихся к предстоящей поездке в Ясную Поляну :  заочная экскурсия готовит к более полноценному восприятию того, что предстоит увидеть и ...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6-8 КЛАСС "В ВОЛШЕБНОМ МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ"

Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспи...

Внеклассное мероприятие по литературе: "Современная литература: читать или нет".

В форме литературного кружка дается общее представление о современной литературе, о путях ее развития и основных распространенных в современной литературе жанрах, идет знакомство с творчеством совреме...