Внеклассное мероприятие по литературе
план-конспект занятия по литературе (10 класс)
Итоговое занятие по литературе 19 века в виде интеллектуальной игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_ring.docx | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по литературе
интеллектуальная игра
«Литературный ринг»
для студентов 1 курса
Тема: «Итоговое занятие по основным разделам, изученным в курсе русской литературы 19 века».
Дидактические цели: проверить глубину и прочность знаний, умение делать выводы; обобщить и систематизировать полученные знания.
Развивающие цели: развивать познавательную активность, творческие способности, речевые умения и навыки; виды мышления, внимания, памяти.
Воспитательные цели: воспитывать интерес к чтению классической художественной литературы; формировать чувства коллективизма и взаимовыручки при сохранении индивидуальности.
Вид занятия: обобщение и систематизация знаний.
Тип мероприятия: нестандартный урок -соревнование «Литературный ринг».
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, словесный.
Обеспечение занятия: компьютер, мультимедийный проектор, файлы к викторине по произведениям, карточки с заданиями, электронная презентация.
Предварительная подготовка: подбор дидактического материала, музыкального сопровождения, создание электронной презентации, подготовка карточек с заданиями, итоговой таблицы, оформление кабинета.
Интеллектуальная игра «Литературный ринг»
Пояснения к проведению игры.
Презентуемое внеаудиторное занятие– состязание в знаниях – несёт соревновательный дух. Группа поделена на команды (6 человек) с учетом уровня знаний, умений и навыков студентов. Участники располагаются за игровыми столами. Итоги выполнения заданий оценивают члены жюри (преподаватель и студент), они же выставляют в итоговую таблицу баллы, полученные командами в каждом раунде. Для быстрой и качественной проверки для жюри подготовлены листы с правильными ответами по всем конкурсам. В ходе соревнования верные ответы озвучиваются. Вопросы необходимо ставить чётко, чтобы они были понятны на слух с первого раза. При подведении итогов каждый студент получает одну-две оценки.
Описание игры. Игра состоит из нескольких раундов, в каждом участвует две команды. Право на ответ получает команда, которая первой подала знак (звонок) о готовности ответить. Побеждает команда, выигравшая в большем количестве раундов.
Ход мероприятия
Основные цели проведения мероприятия:
- расширение кругозора студентов по общекультурным вопросам;
популяризация художественной литературы среди студентов;
развитие интереса к родному языку, литературе, к русской культуре; развитие аналитического, творческого мышления;
- воспитание здорового духа соперничества среди студентов группы; воспитание гражданственности;
- укрепление коллектива группы.
Мероприятие проводится как конкурсная интеллектуальная игра. Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе. Для болельщиков также проводятся небольшие конкурсы.
Данное мероприятие предполагает участие двух команд от группы в составе 6 человек каждая.
Оборудование:
- портреты писателей и поэтов;
- выставка художественной литературы;
- плакаты с изречениями великих людей о книгах, литературе;
- листы для учета выполнения командами конкурсных заданий;
- жетоны для болельщиков.
Ход мероприятия
О, раскройте глаза свои шире,
Нараспашку вниманье и слух,-
Это же самое дивное в мире,
Чем вас жизнь одарит вокруг!
Николай Асеев
Ведущий: «Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и наш постоянный вечный спутник»
Демьян Бедный
Ведущий 1
Добрый день ! Мы рады видеть вас на нашем мероприятии «Знатоки литературы».Что такое литература для современного общества? Литература для писателя – это способ передать свое личное мнение, поделиться своим уникальным опытом, рассказать о своих мечтах посредством событий в жизни персонажей. А для читателя – это возможность узнать новое, пережить то, что не позволяет пережить реальная жизнь, подумать и научиться чему-либо.
Отражение исчезнувших лет,
Облегчение житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это – книга. Да здравствует книга!
Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига,
Лучший друг, если ты одинок,-
Это –книга. Да здравствует книга!
Представление жюри.
Приветствие команд.
Раунд 1: « Разминка»
Вопросы для 1 команды
1. Назовите самый популярный литературный журнал 2 половины 19 века.
Ответ: «Современник»
2. Как называется «небольшое прозаическое художественное произведение, посвящённое обычно отдельному событию в жизни человека, часто без детального изображения того, что с ним происходило до и после этого события»? Ответ: рассказ
3. Жанр произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети». Ответ: Роман
4. Кого из героев пьесы «Гроза» А.Н. Островского назвали «лучом света в темном царстве»? Ответ: Катерину
Вопросы для 2 команды
1. Назовите основателя журнала «Современник». Ответ: А.С.Пушкин
2. Назовите имя и отчество Обломова из одноименного романа И.А.Гончарова Ответ Илья Ильич.
3.Назовите имя и отчество великого русского поэта Лермонтова. Ответ Михаил Юрьевич.
4. Назовите литературный жанр, представляющий собой большое по объему стихотворное произведение, в котором развивается некий сюжет.
Ответ: поэма
«Игра со зрителями. Кто больше?
Рубрика 1.Назовите литературные произведения, в названии которых есть числительные. За каждый правильный ответ 3 балл.
(«Три мушкетера», «Двенадцать», «Белоснежка и семь гномов»,
«Два капитана», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,
«Как мужик двух генералов прокормил», Три поросенка»,
«Три сестры», «Тысяча и одна ночь» и др.)
Рубрика 2. В заголовках каких литературных произведениях есть географические названия?
(«Тихий Дон» Шолохова, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Бородино» Лермонтова, «Рассказ о Кузнецкстрое и людях Кузнецка» Маяковского, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Полтава» Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «На Волге» Некрасова, « Севастопольские рассказы» Л.Толстого и др.)
Раунд 2. «Угадай автора-классика»
1 команда.
1.Вырос в Тарханах, родовом имении бабушки Е. Арсеньевой. Бросив учёбу в Московском университете, получил образование в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Поэт, прозаик. Неоднократно бывал в ссылках. Погиб на Кавказе во время дуэли с Н.С.Мартыновым. Ответ: М.Ю.Лермонтов
2. Писатель из Симбирска. В поиске идей для творчества совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада». Был секретарём в канцелярии губернатора, переводчиком, главным редактором газеты «Северная почта». Его герой был обладателем необъятного и удобного халата. Ответ: Иван Александрович Гончаров
2 команда.
1. Был учеником Нежинской гимназии. Человек разносторонне одарённый. Был талантлив как актёр. Особенно ему удавались комические роли. Драматург и прозаик. Был известен также под псевдонимом В.Алов. Авторское самолюбие часто приводило к тому, что «неудачное» произведение сжигалось, а автор отправлялся за границу. Ответ: Н.В.Гоголь.
2. Известный драматург. Учился на юридическом факультете Московского университета. Работал в литературном журнале «Москвитянин». Его называли «Колумбом Замоскворечья». Умер за письменным столом в костромском имении Щелыкове, работая над переводом пьесы У.Шекспира «Антоний и Клеопатра». Героиня его пьесы бросается с обрыва в Волгу. Ответ: А.Н.Островский.
Раунд 2. Отгадайте героя по описанию его внешности и поведения.
1 команда
- В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтоб слишком молод…
Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку…
(Чичиков. Н.В.Гоголь «Мёртвые души»)
- Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; а в транспорте был офицер, молодой человек лет 25. Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости. Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно…
(Печорин. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)
- Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение…физиономия…поступки, и здесь (вертит рукою около лба) много, много всего.
Этот молодой человек, чиновник, едущий из Петербурга,…, едет, говорит, в Саратовскую губернию и,…, престранно себя аттестует: другую уж неделю живёт, из трактира не едет, забирает всё на счёт и ни копейки не хочет платить. (Иван Александрович Хлестаков. Н.В.Гоголь «Ревизор»)
4. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям…
(Данко. М.Горький «Старуха Изергиль»)
2 команда
- А я её люблю, мне её жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск… (Катерина. А.Н.Островский «Гроза»)
- И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям…
(Данко. М.Горький «Старуха Изергиль»)
- Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда…
(Василий Тёркин. А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»)
4. Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных –
…, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,…
(Евгений Онегин. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
Раунд 3. «Иллюстрированный конкурс».
По иллюстрации определить к какому произведению относится этот фрагмент. (За правильный ответ 2 балла)
1) Слайд 4 – Гончаров «Обломов»
2) Слайд 5- А.Н.Островский «Гроза»
3) Слайд 6 - И.С.Тургенев «Отцы и дети».
4) Слайд7- Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
По изображениям определить название усадьбы, кому она принадлежала.
1)Щелыково А.Н.Островский.
2)Спасское-Лутовиново И.С.Тургенев
Раунд 4 «Конкурс для болельщиков»
Угадайте, о чём идет речь
1.Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней
Станешь в десять раз умней. (Книга)
2.Что это за сказка, в которой три главных героя, три брата. Они одинакового роста и возраста. В борьбе с трудностями и невзгодами они приобретают опыт, закаляют свой характер, учатся преодолевать трудности сообща, каждое дело учатся выполнять качественно.
(«Три поросенка», английская сказка)
3.Этот предмет был с трудом найден для дочери отцом, но потребовал от нее жертвы. Вокруг этого предмета разгораются страсти, в результате которых одни остаются ни с чем, а другие обретают счастье.
(«Аленький цветочек», С.Аксаков)
4.Что это за предприимчивая немолодая женщина с больной ногой, передвигающаяся с помощью оригинального аппарата.
(Баба Яга)
5.Этот герой не послушался своих умудренных опытом престарелых родителей и поплатился за это своей жизнью.
(Колобок)
6.Эти герои вынуждены были уйти из дома, но создав музыкальный коллектив, сумели выжить в трудных условиях.
(Бременские музыканты)
Раунд 5 «Конкурс капитанов»
Вспомните и зачитайте отрывок из вашего любимого стихотворения.
Раунд 6 «Немного о любви»
Вопросы для 1 команды
1.Назовите имя, отчество и фамилию дамы сердца А.С.Пушкина
Ответ: Наталья Николаевна Гончарова
2.Назовите имя и фамилию дамы сердца Ильи Ильича Обломова из одноименного романа И.А.Гончарова Ответ: Ольга Ильинская
Вопросы для 2 команды
1.Назовите имя и фамилию дамы сердца Ивана Сергеевича Тургенева. Ответ : Полина Виардо
2.Назовите имя, отчество и фамилию дамы сердца Евгения Базарова из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Ответ: Анна Сергеевна Одинцова
Раунд 7 «Игра со зрителями»
Очень часто, приходя в библиотеку, вы просите у библиотекаря книгу, а название или автора перепутали.
Какие произведения вы имели в виду, запрашивая у библиотекаря:
«Храбрый песец» «80000 лет под водой» Жорж Симедол «Альпийская совесть» «Мальчик на шпаге» «Безумная езда в Киев» «Белый пудинг» «Книжное обострение» «Княжна Наркоманова» «Акулья пасть» «Замочить пародиста» «Малина классная» «Водоросль» Фёдор Чючев | («Храбрый Персей») («80000 лье под водой») (Жорж Сименон) («Альпийская повесть») («Мальчик со шпагой») («Безумная Евдокия») («Белый пудель») («Книжное обозрение») («Княжна Тараканова») («Челюсти») («Убить пересмешника») («Калина красная») («Недоросль») (Фёдор Тютчев) |
«Бледная Лиза» («Бедная Лиза»)
Раунд 8 «Театральный»
Изобрази героя из произведения, так чтобы соперники догадались.
Команда 1- Обломов из романа Гончарова «Обломов»
Команда 2 – памятник Петру Первому из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»
Раунд 9. Конкурс для зрителей: Во многих произведениях встречаются слова, не понятные современным читателям. Обычно они объясняются в сносках. Вам предстоит самим выбрать определения для слов. Покажите ваш интеллект.
- Что такое понт?
а) свойство характера; б) море; в) извержение вулкана.
- Басурманин – это:
а) национальность; б) воинское звание; в) вероисповедание (иноверец).
- Где вам могли встретиться буки?
а) в лесу; б) в книге; в) на карте.
- Агнец – это:
а) ангел; б) ягнёнок; в) огонь.
- Василиск – это:
а) сын Василия; б) цветок; в) нечистая сила.
- Какого цвета бывают ланиты?
а) красного; б) зелёного; в) синего.
- Можно ли верить забобонам (сказки, бредни)?
а) да; б) нет.
- Во время битвы живот (жизнь) можно:
а) набить; б) отрастить; в) потерять.
Подводим итоги последнего конкурса для команд и всей игры. Слово предоставляется нашему уважаемому жюри
Раунд 10. Конкурс для команд.
Вам необходимо вспомнить стихотворения русских поэтов о природе.
Кому принадлежат эти строки?
(Время на выполнение задания 5 минут)
1) Мороз и солнце; день чудесный!... (А.С.Пушкин)
2) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей…(А.С.Пушкин)
3) Унылая пора! Очей очарованье!... (А.С.Пушкин)
4) Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман тернистый путь блестит…(М.Ю.Лермонтов)
5) Люблю грозу в начале мая… (Ф.И.Тютчев)
6) Зима не даром злиться,
Прошла ее пора…(Ф.И.Тютчев)
7) Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит…(Ф.И.Тютчев)
8) Чудная картина,
Как ты мне родна…(А.А.Фет)
9) Колокольчики мои,
Цветики степные! (А.К.Толстой)
10) Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…(А.Н.Майков)
11) Шепот, робкое дыханье, трели соловья… (А.А.Фет)
12) Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая! (К.Д.Бальмонт)
13) Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром. (С.Есенин)
Раунд 11. Конкурс для зрителей: Вспомните поэта, который написал
следующие строки:
- И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды… (М.Ю.Лермонтов)
- Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа неразделим и вечен…(А.С.Пушкин)
- У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том…(А.С.Пушкин)
- Я памятник воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид…(Г.Р.Державин)
- Открылась бездна, звезд полна
Звездам числа нет, бездне – дна…(М.В.Ломоносов)
- Послушайте, ведь если звёзды зажигаются,
Значит это кому-нибудь нужно…(В.В.Маяковский)
- Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить…(Ф.И.Тютчев)
- Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на слона…(И.А.Крылов)
- Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик…(А.Л.Барто)
- Нынче Муха-Цокотуха именинница…(К.И.Чуковский)
Ведущий: Давайте представим на минуту, что было бы, если бы не было такого вида искусства, как литература.
Страшно подумать даже, как оскудела бы наша жизнь, насколько примитивен и удручающим казалось бы все, окружающее нас. И если наивысшие достижения художественного гения – это праздник искусства, то повседневное чтение – это своеобразные будни художественного творчества, которые сопутствуют человеку в течение всей его жизни. И наша игра – подтверждение этому. А теперь слово жюри.
Итоги игры.
Награждение команды победительницы и самого результативного игрока «Знатока литературы».
Заключение:
Литература – это необъятный мир, в котором есть чему поучиться всем нам. Хочется вспомнить слова великого русского народа, который сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Эти слова с полным правом можно отнести к любому художественному произведению, будь то повесть, рассказ, роман, басня, стихотворение.
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда б вы не прочли хоть одной странички...» Константин Паустовский
Название конкурса | 1 команда | 2 команда | итог |
Раунд 1: «Разминка» | |||
Игра со зрителями. Кто больше? | |||
Раунд 2. «Угадай автора-классика» Раунд 2. «Отгадайте героя» | |||
Раунд 3. «Иллюстрированный конкурс». | |||
Раунд 4 «Конкурс для болельщиков» | |||
Раунд 5 «Конкурс капитанов» | |||
Раунд 6 «Немного о любви» | |||
Раунд 7 «Игра со зрителями» | |||
Раунд8«Театральный» | |||
Раунд 9. Конкурс для зрителей | |||
Раунд 10. Конкурс для команд. | |||
Раунд 11. Конкурс для зрителей | |||
ИТОГО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В рамках недели русского языка и литературы. Внеклассное мероприятие по литературе. Музей восковых фигур.
Если вы хотите провести нестандартное, приносящее массу положительных эмоций мероприятие, то эта разработка для Вас....
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
внеклассное мероприятие по литературе "Золотой век русской литературы"
Литературная игра с использованием системы голосования (тестовые задания)....
Внеклассное мероприятие по литературе "Турнир знатоков литературы «Встреча с Пушкиным»"
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Турнир знатоков литературы «Встреча с Пушкиным»"...
Заочная экскурсия в музей-усадьбу "Ясная Поляна". Внеклассное мероприятие по литературе; материалы к урокам литературы.
Внеклассное мероприятие можно провести с целью подготовки учащихся к предстоящей поездке в Ясную Поляну : заочная экскурсия готовит к более полноценному восприятию того, что предстоит увидеть и ...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6-8 КЛАСС "В ВОЛШЕБНОМ МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ"
Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспи...
Внеклассное мероприятие по литературе: "Современная литература: читать или нет".
В форме литературного кружка дается общее представление о современной литературе, о путях ее развития и основных распространенных в современной литературе жанрах, идет знакомство с творчеством совреме...