"Путешествие в страну Литературию"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока с использованием игровых технологий
(5 класс)
Тема: «Путешествие в страну Литературию»
Описание игры. Игра состоит из нескольких конкурсов. Участвуют две команды.
Цели:
- организоватьдеятельность обучающихся по обобщению и систематизации знанийматериала, изученного в курсе «Литература 5 класс»;
- активировать интерес к литературе;
- способствовать воспитанию чувства ответственности, коллективизма, товарищества
Оборудование:иллюстрации к произведениям; портреты писателей и поэтов, которые упоминаются во время игры; 2 «ромашки» ; Разрезанные стихи для игры «Ералаш»; костюмы для инсценировки; кроссворды каждой команде; пазлы; призы.
Подготовка:Класс заранее делится на команды, выбирается капитан. Команды придумывают название, девиз, эмблему.
Ход игры
Учитель. В этом году страна Литературия раскрылаперед
нами свои двери, но, чтобы попасть в эту страну, нам предстоит
пройти нелегкие испытания: надо показать свои знания в области литературы.
На свете есть чудесная страна,
Где книги добрые живут.
Известна всем читателям она,
И там всегда нас в гости ждут.
В любой стране ты сможешь побывать,
Не выходя из комнаты своей,
Лишь стоит книгу в руки взять,
Наедине оставшись с ней.
Конкурс «Собери ромашку»
Командам даются ромашки в разобранном виде: сердцевина - имя писателя, лепестки - произведения. Надо правильно к сердцевине подобрать лепестки, т. е. назвать произведения писателя.
А.С. Пушкин
- «Руслан и Людмила»
- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и царевне Лебеди»
- «Спящая царевна»
- «Бородино»
- «Бесы»
- «Фейные сказки»
- «Няне»
М.Ю. Лермонтов
- «Ночь перед Рождеством»
- «Парус»
- «Сказка о золотом петушке»
- «Бородино»
- «Ангел»
- «Муму»
- «Черемуха»
Учитель. Молодцы, ребята! С такими знаниями можно смело шагать по улицам и проспектам страны Литературии. Но пока мы с вами только попали в переулок Стихотворный, и нас ждут новые
препятствия.
Конкурс «Ералаш»
Что такое «ералаш» знает каждый. Это беспорядок, путаница.
Так называется и наша следующая игра.
Каждой команде раздаются карточки с четверостишиями, в которых написаны только первые строки, и полоски с возможным продолжением. Надо разложить их так, чтобы каждая оказалась на своем месте, соответствовала смыслу.
Карточка 1
Буря мглою небо кроет.
…………………………
…………………………
…………………………
А.С. Пушкин
Полоски с продолжением
Вихри снежные крутя
То, как зверь, она завоет
То по кровле обветшалой
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит
То заплачет, как дитя.
Карточка 2
Черемуха душистая
……………………..
……………………..
……………………..
С.А. Есенин
Полоски с продолжением
А зелень золотистая
И ветки золотистые
С весною расцвела
На солнышке горит
Развесившись, стоит.
Учитель. Много интересного узнаем мы в стране Литературии. Вот сейчас нас ждет встреча с загадочными литературными персонажами. Кто они? Из какого литературного произведения?
Конкурс «Узнай героя»
- Тринадцатилетний мальчишка, в честь которого было названо озеро. Он отправился за орехами в тайгу, когда до первого сентября оставалось несколько дней. Заблудившись, он мужественно преодолевал все невзгоды и даже сделал географическое открытие.
(Васютка из рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».)
- Отважный но одинокий мальчик восьми лет пожалевший нищих, не побоявшийся наказания отца. Это событие сблизило его с отцом, сделав их по-настоящему близкими людьми.
( Вася из рассказа В.Г.Короленко «В дурном обществе».)
- Взрослый мужчина, который не умел разговаривать, был очень сильный, работал за четверых. Однажды спас несчастного щенка, любил его больше всех на свете.
( Герасим из рассказа И.С.Тургенева «Муму». )
- Девочка шестнадцати лет помогала пленным, кормила их лепёшками и молоком. Она помогла им сбежать из плена.
( Дина из рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». )
Учитель. Вот мы с вами вышли на одну из самых интереснейших улиц страны Литературии - улицу Приключенческую. Здесь нас ждут неугомонные фантазеры, искатели приключений, герои книг Марка Твена и Астрид Линдгрен, Том Сойер и КаллеБлумквист.
(Два мальчика выполняют роли Т. Сойера и Г. Финна.)
Том Сойер. Здравствуйте, любители приключений и путешествий, неутомимые фантазеры и мечтатели! На улице Приключенческой вы найдете много интересных книг, которые унесут вас в разные города и страны, даже фантастические. Многие робинзонады вы прочитали в этом году. Давайте вспомним их.
Конкурс «Виват, Робинзоны!»
- Кого судьба с родными разлучила
На долгих двадцать восемь лет,
Зато бороться научила
И не бояться трудностей и бед?
На острове безлюдном оказавшись,
Сумел он твердость духа сохранить
И, за устройство быта взявшись,
Стал полноценной жизнью жить. (Робинзон.)
- Назовите транспортное средство путешественников из Волшебной страны в обычный мир в сказочной повести Л. Волкова «Волшебник Изумрудного города». (Серебряные туфельки.)
- Тип плавсредства, на котором совершили историческое путешествие по Миссисипи Гек Финн и Джим. (Плот.)
- Назовите имя опытного таежника, которого втянул в робинзонаду «проклятый глухарь».(Васютка. В.П. Астафьев. «Васюткино озеро».)
Г. Финн. Стойте! Вы, кажется, забыли еще об одном приключенческом жанре - детективе. Каждый уважающий себя сыщик составляет специальную картотеку всех интересующих его людей. Азбука сыскного дела! В моей картотеке накопилось несколько фотороботов разных литературных героев.
Конкурс «Детектив идет по следу»
Учитель. Назовите литературного героя.
- Обыкновенный мальчишка 10 лет. Образование: начальная школа и иногда воскресная. Неунывающий фантазер и любитель приключений. Любимые вещи: зуб на ниточке, жук в коробке, книжка «Приключения Робина Гуда». Девиз: «Никакое богатство не помешает мне уйти в разбойники».
(Том Сойер.)
- Возраст: 120 лет. Профессия: ведьма. Образование: домашнее, колдовское. Характер: подвижная, в меру добрая. Транспортное средство: метла. Особые приметы: нос крючком.
(Баба-яга.)
- В одной стране для установления личности стали измерять специальной меркой ноги. Кого искали таким необычным способом?
(Золушку.)
- Суровая пожилая дама высокого роста, грузная, весьма решительная во мнениях и действиях. У нее несколько подбородков, злющие глаза и любимый кот в клетке.
(Фрекен Бок.)
Г. Финн. А теперь, ребята, попробуйте составить свой фоторобот литературного героя для команды-соперницы.
У ч и т е л ь. В этом году мы с вами очень много прочитали paзличных сказок: и народных, и литературных, поэтому следующий пункт нашего путешествия - проспект Сказочный. Известный итальянский писатель ДжанниРодари учил детей развивать фантазию, сочиняя «салаты» из литературных сказок. Такой «салат» сейчас мы предлагаем вашему вниманию. Надеемся, что он вам понравится и у вас появится желание сочинить окончание этой сказки.
Определите, какие сказки стали «ингредиентами» нашего литературного «салата». Продолжите сказку.
Салат из литературных сказок «Как Филька стал добрым»
Ну, начнем! Вот дойдем до конца нашей сказки, тогда будем знать больше, чем теперь (Х.-К. Андерсен.«Снежная королева»).Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал ему сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!»(К. Паустовский.«Теплый хлеб»).
Отец с матерью ушли, а дочка посадила братца на травке под окошком, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.( Р.Н.С. « Гуси-лебеди»). Когда пир был на исходе, Иван- царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушачью кожу и спалил её на огне.(Р.Н.С. «Царевна-лягушка»)
И живёт до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четверыхпо-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. («Муму» И.С.Тургенев)
Учитель.Как прекрасен Сказочный проспект!
В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Конкурс «Доска объявлений»
Учитель. А вот и доска объявлений на Сказочном проспекте. Определите, какие сказочные персонажи написали эти объявления.
- Всем принцам! В ближайшие сто лет прошу не беспокоить своими поцелуями - очень спать хочется. (Спящая царевна.)
Конкурс знатоков
Командам предлагаются одинаковые кроссворды, побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.
Уезжаю на поиски Кая. Вернусь нескоро. (Герда.)
1. Имя мальчика, чье сердце чуть было не превратилось в льдинку. 2. Кто смастерил волшебный горшок, который рассказывал, что едят в каждом доме? 3. Каким был утенок, пока не стал лебедем? 4. Девочка, совершившая ради друга далекое путешествие. 5. Что помогло принцессе стать женой принца? 6. Кто хотел менять хвост на ноги? 7. Кто улетел осенью зимовать в теплые страны? 8. Что искала старая ведьма в дупле?
(1. Кай. 2. Свинопас. 3. Гадкий. 4. Герда. 5. Горошина. #1056;усалочка. 7. Лебеди. 8. Огниво. Ключевое слово:Андерсен.)
Конкурс «В сказке часто так бывает»
Учитель. Назовите сказочных героев, о которых говорится в этом стихотворении. Команды на листочках записываютответы. Получают по одному баллу за каждое правильно названное имя.
В сказках часто так бывает.
Что предметы в них летают,
А порою и герои
Вдруг взмывают над землей.
Назвать, конечно, ты готов
Этих чудо-летунов:
Она летает на метле,
А он на пушечном ядре.
Летала в домике своем,
Да не одна, а с верным псом.
Он на ковре взлетит всегда –
Была б сухою борода.
Моторчик на его спине,
Бывал он даже на Луне,
А этот сделался так мал,
Верхом на гусе он летал!
(Баба-яга, барон Мюнхгаузен, Элли и Тотошка, старик Хоттабыч, Карлсон, Незнайка, Нильс.)
Конкурс « Почта»
(Командам выдаются карточки с именем сказочного героя.)
Учитель. Напишите адреса сказочных героев, чтобы письма нашли своего адресата.
Филька Ну тебя. Деревня Бережки.
Василиса Премудрая. Тридевятое царство.
Том Сойер. США.г. Санкт-Петербург.
КаллеБлумквист. Большая улица, 14, Линьчепинг.)
Учитель.Вот и остался позади Сказочный проспект. Кто сказку слушал, Тот меду покушал, А кто не слушал да зевал, Тот пустое блюдо лизал.
Наше путешествие по стране Литературии продолжается на площади Юмора, где не смолкает радостный смех. Всех, всех, всех, Кто любит смех, В жизни ждет всегда успех!
Наша литература - сокровищница смеха, доступ к которой вы получаете с детства, знакомясь с произведениями писателей- сатириков. Юмор бывает разный: немножко горький у Н.В. Гоголя, назидательный у И. А. Крылова, озорной - у Марка Твена и Астрид Линдгрен, иронический - у М.М. Зощенко. Но смеются писатели обязательно с любовью к людям.
Творческий конкурс
Учитель. Сочините и произнесите хвалебную речь, посвященную некоторым персонажам басен И.А. Крылова, занимающим в своей жизни активную позицию: Моське - за смелость в критике вышестоящих инстанций, Лебедю, Раку и Щуке - за принципиальность в отстаивании жизненных убеждений, Муравью - за последовательную борьбу с тунеядством, Лисе - за борьбу с фактами незаконного приобретения продовольствия.
Конкурс «Что произошло дальше?»
Учитель. Вспомните комические ситуации из разных художественных произведений. Расскажите, что произошло дальше.
1. «Мы пошли по дороге через лес. Впереди бежала Степкина собачка Тузик. За ней шел Степка с огромным мешком на голове. За Степкой шла Леля со скакалкой. И за Лелей с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я. Мы шли около часа. Наконец Степка сказал:
- Мешок дьявольски тяжелый. Пусть каждый по очереди несет этот мешок.
Леля недолго несла, потому что выбилась из сил...
Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления... Но я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону».(Пройдя с мешком шагов десять, свалился в канаву. Причем сначала в канаву упал мешок, а вслед за мешком нырнул я. М.М. Зощенко. «Великие путешественники».)
- «Она оглянулась и ту же секунду схватила за край куртин мальчишку, который собирался улизнуть.
- Ну, конечно! Мне следовало бы заглянуть в кладовую! Чтоты там делал?
- Ничего.
- Ничего? Погляди на свои руки, погляди на свой рот. Чемтывымазал губы?
- Не знаю, тетя.
- А я знаю! Это варенье, вот что это такое! Сорок раз я тебе говорила, что, если ты не оставишь в покое варенье, я тебя высеку. Дай-ка сюда этот прут...»(Розгауже засвистела в воздухе. «Ай!Гляньте-ка назад, тетя!» - воскликнул Том. Старуха испуганно повернулась, а мальчишка пустился бежать. М. Твен. «Приключения Тома Сойера».)
- «- А что это у вас, великолепнаяСолоха? - И, сказавши это, дьяк отскочил несколько раз назад.
- Как что? Рука, Осип Никифорович! - отвечала Солоха.
- А это что у вас, дражайшаяСолоха? - произнес он с таким же видом, приступив к ней снова и схватив ее слегка рукою за шею и таким же порядком отскочив назад.
- Будто не видите, Осип Никифорович! - отвечала Солоха. - Шея, а на шее монисто.
- А это что у вас, несравненнаяСолоха?..
Неизвестно, к чему бы теперь притронулся дьяк своими длинными пальцами, как вдруг послышался в дверь стук и голос козака Чуба...»(Дьяк испугался, что его, особу духовного звания, застанут наедине с женщиной. Особенно он боялся своей жены, «которая и без того страшною рукою сделала из его толстой косы самую узенькую». Солоха спрятала его в мешок из-под угля. Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».)
Конкурс «Пазлы»
Кто быстрее соберёт из «пазлов» (разрезанных иллюстраций к сказкам) картинку. Используются сказки «Царевна-лягушка», «Журавль и цапля».
Конкурс «Музей восковых фигур»
За одну минуту создать образ литературного героя, которого изучали в 5 классе.
Учитель. Вот наше путешествие по стране Литературии подходит к концу.
Мы желаем всей душой,
Вам, девчонки и мальчишки,
С книжкой ладить и дружить.
Пусть любовь к хорошей книжке
С вами вместе будет жить.
Подведение итогов. Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Литературии"
Игра-конкурс для обучающихся 5-х классов...
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
Путешествие в страну Литературию
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 8 класса "Путешествие в страну Литературию"...
Путешествие в страну "Литературию"
Презентация про путешествие в страну "Литературию"...
внеклассное мероприятие по литературе "Путешествие в страну Литературию"
Внеклассное мероприятие по литературе "Путешествие в страну Литературию" для . В игре участвуют две команды, 5, 7 классы(смешанные)...
Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе «Путешествие в страну Литературию».
Данный методический материал может быть использован учителями русского языка и литературы....
Викторины по литературе " Путешествие в страну Литературию" 7- 10 классы
Викторины по литературе " Путешествие в страну Литературию" 7- 10 классы...