Сергей Есенин
презентация к уроку по литературе (8 класс)

Сергей Есенин - жизнь, творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsia1.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Дом, где родился С. А. Есенин. Константиново

Слайд 3

Серге́й Алекса́ндрович Есе́нин (21 сентября [3 октября] 1895, Константиново, Кузьминская волость, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя — 28 декабря 1925, Ленинград, СССР) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма.

Слайд 4

Новокрестьянские поэты — условное собирательное название группы русских поэтов серебряного века крестьянского происхождения. К « новокрестьянским » поэтам традиционно относят Николая Клюева, Сергея Есенина, Сергея Клычкова , Александра Ширяевца , Петра Орешина, реже Павла Радимова, Алексея Ганина и Пимена Карпова. Начало их творческого пути приходится на 1900—1910-е годы.

Слайд 5

Поэты, причисляемые к данному направлению, себя так не называли и не образовывали литературного объединения или направления с единой теоретической платформой. Однако всем « новокрестьянским » поэтам в той или иной мере были присущи обращения к теме деревенской России (вопреки России « железной »), связь с миром природы и устного творчества. Вместе с тем им оказались внятны и стилевые устремления « русского модерна ».

Слайд 6

Имажини́зм (от лат. imago — образ) — литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.

Слайд 7

Детские годы Будущий литературный гений появился на свет 3 октября 1895 года в деревеньке Константиново Рязанского края. Его родители – Александр и Татьяна – происходили из крестьянских семей. К тому же в 1905 и 1911 годах у Есенина родились младшие сестры, так что возможности для получения хорошего образования казались довольно призрачными.

Слайд 8

Однако семья будущего поэта все же отправила его учиться. С 9 до 17 лет он посещал два учебных заведения : в 1904 – 1909 годах – земское училище в родном селе; в 1909 – 1912 годах – в учебном заведении для подготовки учителей церковно-приходского типа, расположенном в Спас-Клепиках в 30 км от Константиново. Здание школы, в которой учился С. Есенин в г. Спас-Клепики

Слайд 9

Родители мечтали о том, чтобы сын выбрал учительскую стезю. Однако юный Сережа был совсем не в восторге от подобных планов. Еще в училище он практически забросил учебу, а за хулиганские выходки его и вовсе оставили на второй год.

Слайд 10

После поступления в церковно-приходскую школу Есенин начал осознавать, что призвание его жизни – поэзия. Об этом свидетельствуют первые стихотворения, некоторые из которых найдены в записной книжке его друга – Гриши Панфилова. Последний сыграл особую роль в становлении Сергея как поэта, всячески поддерживая его в занятиях литературой.

Слайд 11

Завершив учебу в 1912 году, Есенин категорически отказался искать место преподавателя, покинул родной дом и отправился в столицу. Здесь в мясной лавке служил его отец. Он устроил сына в общежитие и похлопотал о предоставлении ему места в конторе той же лавки, но уже вскоре непокорный и ветреный юноша оставил должность. В душе Есенину хотелось более интеллектуальной и творческой работы. В процессе ее поисков поэту удалось устроиться в известную типографию И. Сытина на должность подчитчика. В его обязанности входило помогать корректору вычитывать книги.

Слайд 12

Через год после приезда Сергей начал регулярно посещать занятия на историко-философском факультете местного народного университета, проучившись на нем до 1915 года. Одновременно он попал под влияние Суриковского литературно-музыкального объединения, члены которого серьезно повлияли на формирование его поэтического мировоззрения. Не чурался молодой человек и общения с революционерами, которые вели пропаганду как раз в рабочей среде. Именно в этот период он даже попал в поле зрения полиции.

Слайд 13

В 1914 году сразу после рождественских праздников редакция периодического издания для детей « Мирок » опубликовала стихотворение талантливого юноши под названием « Береза ». Вскоре здесь были напечатаны и другие его произведения: « Поет зима – аукает », « Пороша », « Пасхальный благовест ». Постепенно есенинскую лирику включают в свои номера и другие журналы – « Доброе утро » и « Проталинка ». Однако автора замечательных лирических стихотворений все чаще терзают неудовлетворенные литературные амбиции.

Слайд 14

Гой ты, Русь, моя родная… Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех , Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: « Кинь ты Русь, живи в раю! » Я скажу: « Не надо рая, Дайте родину мою ».

Слайд 15

В 1916 году из печати вышло первое собрание стихотворений Есенина « Радуница ». Сборник высоко оценили ведущие литературные критики, отметившие свежесть образов и своеобразие идей. Однако уже в том же году поэт должен был, хоть и не по своему желанию, отправиться на поля сражений Первой мировой войны. Друзьям удалось выхлопотать для него место на военно-санитарном поезде.

Слайд 16

Во время Октябрьской революции он уже служил в дисциплинарном батальоне, куда его отправили за отказ написать оду, восхваляющую российского монарха. Переворот Есенин встретил с большим воодушевлением и активно приветствовал начинания большевиков. Самовольно покинув военную часть, он вступил в левое крыло партии эсеров и даже вошел в их боевую дружину. Однако постепенно гениальный лирик начал понимать, что революция – это не только искоренение старого, « прогнившего » уклада жизни, но еще и разруха и террор.

Слайд 17

В 1918 году Есенин вновь вернулся в столицу. Происходящее здесь несколько разочаровало его: в Москве царила некоторая анархия, а в литературных салонах толпилась публика, далекая от понимания высокой поэзии. Однако, несмотря на это, поэт издает очередной сборник стихотворений « Голубень », в который вошли произведения, написанные за 1-2 года до революции.

Слайд 18

Начало 1920-х годов можно считать самым плодотворным периодом в жизни поэта. Из печати с минимальным перерывом вышли 4 его книги: « Трерядница », « Исповедь хулигана », « Стихи скандалиста », « Москва кабацкая » и поэма о Пугачеве. Также будущий классик русской поэзии имел непосредственное отношение к изданию коллективных поэтических сборников имажинистов и участвовал в открытии принадлежавших им типографии и творчески-богемного кафе, названного в честь знаменитого Пегаса. В свободное время Сергей даже работал продавцом в книжном магазине « Ордена ».

Слайд 19

В 1921 году поэт всецело отдался тяге к путешествиям. Вместе с преданным другом Блюмкиным он побывал на Урале, в Оренбургской области и в Средней Азии. В последнюю Есенин просто влюбился. Согласно мемуарам современников, поэт с удовольствием читал свои произведения в домах образованных жителей Ташкента, регулярно посещал чайханы и старый город и ездил на осмотр древних достопримечательностей в Самарканд. Ему очень нравились живописная восточная природа, особое мировоззрение местных жителей, узбекская поэзия и мелодии.

Слайд 20

Вернувшись из путешествия, в том же году молодой человек познакомился с музой всей своей жизни – балериной из США Айседорой Дункан . Вместе с ней тонко чувствующий лирик посетил многие европейские страны: Италию, Германию, Бельгию, Францию, а также северноамерианский континент. Однако после возвращения в СССР брак двух оригинальных людей быстро распался.

Слайд 21

В первой половине 1920-х годов поэт большую часть своего времени посвящал изданию книг, а также лично продавал их в арендованном в центре Москвы книжном магазине. В этот период он создает немало замечательных произведений, объединенных в сборники « Хулиган », « Любовь хулигана », « Исповедь хулигана ». За 1-2 года до смерти на суд читателей были представлены сборник « Москва кабацкая » и « Анна Снегина ».

Слайд 22

28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице « Англетер » его друг Г. Ф. Устинов с супругой. В момент смерти поэта дверь внутрь номера была наглухо заперта, её взламывали ломом. После взлома дверей вошедшие друзья Есенина увидели страшную картину: весь номер был перевёрнут вверх дном.

Слайд 23

Стихотворение считается последним прощанием гениального лирика с миром, так разочаровавшим его. В нем нет ни боли, ни отчаяния, лишь практически христианское смирение, тихая грусть и надежда на встречу в будущей жизни.

Слайд 24

До свиданья, друг мой, до свиданья… До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей, — В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.

Слайд 25

Творчество Есенина Тематика и настроение есенинских стихотворений неоднократно менялись в течение его жизни. Формально его лирику можно разделить на несколько периодов: До 1917 года. Основная тема поэзии этого периода – любовь и глубокое уважение к Родине, крестьянской Руси, которая взрастила поэта. В сборник « Радуница » вошли такие шедевры лирической поэзии, как « Гой ты, Русь моя родная… », « Вечер », « Сыплет черемуха снегом » и другие. В некоторых произведениях присутствует христианско-библейская символика ( « Инок », « Богомолки », « Шел господь пытать людей в любови … »).

Слайд 26

1918 –1921 года. Наряду с традиционными патриархально-крестьянскими мотивами, лирику поэта пронизывают революционный оптимизм и радость перемен. Наиболее значительным произведением этого времени считается поэма « Преображение », где мотивы обновления мирового порядка органично соседствуют с библейской трактовкой переворота и верой в приход Мессии.

Слайд 27

Позднее творчество (до 1925 года). В данный период Есенин раскрылся как поэт наиболее полно. В 1920-е годы он создавал такую разноплановую поэзию, как сборник « Москва кабацкая », в стихотворениях которого лирический герой предстает пьяницей, дебоширом и ловеласом, и эпическое произведение « Анна Снегина ». Последняя автобиографична и описывает историю любви молодой помещицы и влюбленного в нее поэта, которые оказываются вовлечены в революционный круговорот. Особого внимания заслуживают и « Персидские мотивы » – стихотворения, воспевающие удивительную красоту Востока и его очаровательных женщин. Однако перед смертью Есенин все больше разочаровывался в советском строе. Пессимистично-саркастические настроения нашли свое отражение в поэтмах « Русь советская » и « Страна негодяев ». В поэме « Черный человек » отразилось депрессивно-угнетенное настроение поэта, не способного найти свое место в стремительно меняющейся жизни страны.

Слайд 28

Пример разбора стихотворения

Слайд 29

Есенин С.А. – Береза Распечатать Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.

Слайд 30

Сергей Есенин написал стихотворение « Береза », будучи совсем молодым человеком. Оно датируется 1913 годом и относится литературоведами к раннему творчеству поэта, что чувствуется в самом произведении. Есенин создал стихотворение, когда ему было всего восемнадцать лет. Оно стало своеобразной данью памяти о детстве, ведь под окнами отчего дома росла именно та березка, вдохновившая начинающего поэта.

Слайд 31

Литературное направление Произведение относится к имажинизму, на это указывает яркость и неординарность образа, рисуемого автором. Но также есть черты романтизма и даже реализма. Род Данное стихотворение относится к лирике. Жанр Жанровая принадлежность произведения – лирическое стихотворение о природе, или пейзажная лирика.

Слайд 32

Проблематика Стихотворение просто описывает неповторимую красоту символа России, так горячо любимой Есениным, – березки. Никакой проблематики оно не затрагивает. Тематика В произведении затрагивается тема красоты и неповторимости родной природы, а точнее – березы, растущей под окном дома.

Слайд 33

Идея Автор написал это произведение, чтобы показать, как прекрасен символ России, а через него – и вся страна. Не забываем и того, что именно в березе, согласно многочисленным фольклорным мотивам, кроется душа русского народа, его открытость и красота. Не зря тонкое дерево всегда сравнивали с девушками.

Слайд 34

Пафос Поэт восторгается красотой и изящностью, даже какой-то хрупкостью дерева. Оно завораживает в любое время года, в любую погоду, сохраняя свое неповторимое очарование. Этот восторг передается и читателю. Кроме того, ощущается светлая ностальгическая грусть по родным местам, по детству, которое уже не вернуть. Система образов Центром стихотворения является образ березки. Вся ткань произведения, по сути своей, это описание художественного образа дерева в духе, свойственном имажинизму: яркая, живая картинка, предстающая перед глазами лирического героя и, конечно же, читателя.

Слайд 35

Центральные персонажи Центральные персонажи произведения – конечно же, сама береза. Ведь именно ее так красочно живописует автор, и лирический герой. Он наблюдает за деревом и за меняющимся пейзажем за окном. Это глазами лирического героя смотрит читатель, открывая для себя красоту русской березки. Лирический герой Не забываем, что произведение, по сути своей, биографическое. Автор описал настоящую березку, растущую возле его родного дома. Значит, лирический герой тут – прообраз самого Есенина, воплощенный в ткани произведения и художественно переосмысленный

Слайд 36

Сюжет Как такового сюжета нет, как и во многих стихотворениях, описывающих природу. Мы видим березу, стоящую « в сонной тишине ». Автор застал удивительное состояние мира. Природа еще не проснулась, заря только-только начала восходить, и в этом свете дерево кажется каким-то нереальным, сказочным. Тут очень сильно ощущается народное восприятие природы, что объединяет стихотворение с произведениями фольклора.

Слайд 37

Композиция Линейная композиция, причем одночастная. Первое и второе четверостишия – экспозиция, в нем автор знакомит читателя с березкой. Затем следует завязка действия, представленная в третьем четверостишии, рассказывающая о сонной березе. Потом – развитие действия и одновременно развязка: появляется заря, обсыпающая ветки дерева « новым серебром ». Композиция весьма условна, потому что как такового сюжета тут нет. По сути, перед нами просто красивое описание природы.

Слайд 38

Художественное своеобразие произведения Стихотворение написано очень выразительным, живым, красочным языком. Казалось бы, обычное дерево, в котором нет ничего удивительного, но автор описал его как что-то волшебное. В небольшом стихотворении поэт, уже уехавший к тому времени в Москву, сумел передать особенный трепет, с которым относился к родному краю. И в нем же уже ярко проявились черты имажинизма – литературного направления, в котором творил поэт.

Слайд 39

Размер, рифма, строфика Стихотворение написано трехстопным хореем, встречаются пиррихии. Всего 4 катрена, причем рифмуются только четные стихи, нечетные не рифмуются: (АБВБ).

Слайд 40

Средства художественной выразительности Как правило, отличительная черта любого произведения, относящегося к имажинизму, – богатое использование средств художественной выразительности. В этом небольшом тексте их тоже много. Эпитеты: « белая береза », « пушистые ветки », « снежная кайма » метафоры: « распустились кисти снежной бахромой », « горят снежинки в золотом огне ». образное сравнение ( « точно серебром »), олицетворения ( « а заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром », « принакрылась снегом »). От такого изобилия художественных средств, текст становится очень ярким, живым, образным.

Слайд 41

Значение произведения Произведение помогает понять тоску Есенина по своей малой родине. В нем чувствуется то бережное отношение к деревенским просторам, которое поэт пронес через всю свою жизнь.

Слайд 42

Актуальность Любовь к родине – чувство, всегда близкое и знакомое каждому человеку. Стихотворение не теряет своей актуальности даже в наше время. Чему учит Стихотворение учит любви к своей родине, к бережному и внимательному отношению к тем местам, где ты родился.

Слайд 43

Есенин С. А. - Зима Вот уж осень улетела И примчалася зима. Как на крыльях, прилетела Невидимо вдруг она. Вот морозы затрещали И сковали все пруды. И мальчишки закричали Ей “спасибо” за труды. Вот появилися узоры На стеклах дивной красоты. Все устремили свои взоры, Глядя на это. С высоты Снег падает, мелькает, вьется, Ложится белой пеленой. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает.

Слайд 44

Есенин С. А. - Сыплет черемуха снегом… Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, — Я одурманен весной. Радуют тайные вести, Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою. Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу.

Слайд 45

Есенин С. А. - Низкий дом с голубыми ставнями… Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда, — Слишком были такими недавними Отзвучавшие в сумрак года. До сегодня еще мне снится Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес. Восхищаться уж я не умею И пропасть не хотел бы в глуши, Но, наверно, навеки имею Нежность грустную русской души. Полюбил я седых журавлей С их курлыканьем в тощие дали, Потому что в просторах полей Они сытных хлебов не видали.

Слайд 47

Только видели березь да цветь , Да ракитник, кривой и безлистый, Да разбойные слышали свисты, От которых легко умереть. Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться, И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть. Потому так и днями недавними Уж не юные веют года… Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда.

Слайд 48

"Отговорила роща золотая..." Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник - Пройдет, зайдет и вновь покинет дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветром в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Слайд 49

Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь . В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком... Скажите так... что роща золотая Отговорила милым языком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы на тему "Сергей Есенин и Айседора Дункан"

В презентации помещен материал о непростых отношениях двух известных людей:  поэта Сергея Есенина и танцовщицы Айседоры Дункан....

Презентация "Сергей Есенин.Жизнь и творчество"

Эту презентацию можно использовать на уроке литературы при изучении жизни и творчества Сергея Есенина....

Литературно-музыкальная композиция "Знакомый ваш, Сергей Есенин"

Композиция апробирована в МОУ "СОШ ст. Курдюм". Создана для учащихся 11 класса и при их непосредственном участии. Цель: 1. Продемонстрировать богатство лирики поэта С.А. Есенина. 2. Воспитать у ребят ...

Урок в 11 кл. на тему: "Сергей Есенин - национальный поэт".

Урок в 11 кл. с использованием технологии критического мышления....

Литературная гостиная "Певец России - Сергей Есенин"

Есенин и Россия. Эти два понятия неразделимы. Есенинские строки о природе, о родных просторах пронизаны любовью к России...

Сочинение "Сергей Есенин – мой любимый поэт"

Конкурсное сочинение, посвященное юбилею С.А. Есенина "Сергей Есенин - мой любимый поэт"...

классный час "Сергею Есенину посвящается..."

Классный час в 9 классе посвящается великому поэту России Сергею Есенину. Это заключительное мероприятие после уроков, поездки в Константиново....