Рабочая программа "Родная (русская) литература" 5-9 класс
рабочая программа по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» предназначена для реализации в общеобразовательной школе. Ориентирована на учащихся 5-9 классов МБОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа № 3».
Предмет «Родная (русская) литература» относится к предметной области «Родной язык и родная литература». Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса родной литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом и ООП ООО МБОУ «КСОШ № 3». В то же время цели курса литературы в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в родном крае (в Сибири).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_rabochaya_programma_po_rodnoy_russkoy_literature.docx | 58.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Колыванская средняя общеобразовательная школа № 3
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол №_____ от «___» _________ 2019 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________________О.Е. Батлук «___»_____________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Родная (русская) литература»
Составители: Мельникова Ольга Владимировна, учитель высшей квалификационной категории;
Бондарюк Наталья Николаевна, учитель первой квалификационной категории;
Тимошенко Евгения Алексеевна, учитель первой квалификационной категории;
Год составления: 2019-2020 учебный год
Классы: _5-а, 5-б, 5-в_____________________________________________________________________________
Общее количество часов по плану: __173 ч. (5 класс – 34 ч., 6 класс – 34 ч., 7 класс – 35 ч., 8 класс – 36 ч., 9 класс – 34 ч.)________
Количество часов в неделю: 5 кл. - 1 ч., 6 кл. – 1 ч., 7 кл.- 1 ч., 8 кл.- 1 ч., 9 кл. – 1 ч.___________________
Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» для 5-9 классов составлена на основе ФГОС ООО, ООП ООО МБОУ «КСОШ № 3», Федерального перечня учебников, рекомендуемых Министерством просвещения Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, учебного плана МБОУ «КСОШ № 3», на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 31 января 2018 года № 2/18).
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» предназначена для реализации в общеобразовательной школе. Ориентирована на учащихся 5-9 классов МБОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа № 3».
Предмет «Родная (русская) литература» относится к предметной области «Родной язык и родная литература».
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса родной литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом и ООП ООО МБОУ «КСОШ № 3». В то же время цели курса литературы в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в родном крае (в Сибири).
В соответствии с этим в курсе родной (русской) литературы актуализируются следующие цели и задачи:
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Сроки реализации программы – 5 лет (2019-2024 г.г.)
- Общая характеристика учебного предмета «Родная (русская) литература»
Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования. М.: «Просвещение», 2011;
А также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы. М.: Просвещение , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/ и учебника для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.: Просвещение.
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
- Устное народное творчество.
- Древнерусская литература.
- Русская литература XVIII в.
- Русская литература XIX в.
- Русская литература XX в.
- Проведения сибирских авторов.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении родному русскому языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов. Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
- Место учебного предмета «Родная (русская) литература» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования предмет «Родная (русская) литература» изучается с 5 по 9 классы. Предмет «Родная (русская) литература» относится к учебной области «Родной язык и родная литература».
Занятия по предмету проводятся в форме уроков. Данная рабочая программа предусматривает следующее распределение часов:
5 класс: 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели)
6 класс: 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели)
7 класс: 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели)
8 класс: 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недель)
9 класс: 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели)
Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар. Виды и формы контроля:
- письменный ответ на вопрос;
- выразительное чтение (чтение наизусть);
- сочинение на литературоведческую тему;
- проект.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»
Требования к результатам освоения примерной программы основного общего образования по родной (русской) литературе
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечивать:
- воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
- осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родная (русская) литература» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
- Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:
- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.
- понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
- использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
- осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
- анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
- осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты освоения программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям русского языка.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3. Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.
6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах (ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.
11. Сформированность основ экологической культуры.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи и достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию;
- подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- определять идею текста;
- преобразовывать текст;
- оценивать содержание и форму текста.
3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные работы.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.
Коммуникативные УУД
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные и невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций); создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
При изучении литературы обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы.
В ходе изучения произведений родной литературы обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности.
В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.
Предметные результаты
Ученик научится:
1)взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;
4)проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;
6)осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
7) воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
8) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
Ученик получит возможность научиться:
1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
- Содержание тем учебного курса «Родная (русская) литература»
5 класс (34 ч)
Раздел 1. Введение ( 1ч.)
Родная литература как национально – культурная ценность народа. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Раздел 2. Устное народное творчество (4 ч.)
Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора.
Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. Сказки народов Сибири.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение. Стилизация в стиле русских народных, сибирских сказок.
Раздел 3. Древнерусская литература (1 ч.)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)
«Повесть временных лет» как литературный памятник. Выбор веры. Похвала учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Раздел 4. Литература XIX века (13 ч.)
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра.
Александр Петрович Сумароков Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).
«Ворона и Лиса», «Волки и Ягненок». Образный мир басен. Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Сказки, их фольклорная основа, собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Рифма, ритм, способы рифмовки.
Русская литературная сказка
Петр Павлович Ершов. Краткий рассказ о писателе. «Конек – Горбунок». Соединение сказочных и фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Михаил Юрьевич Лермонтов.
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Изобразительно-выразительные средства языка - метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь.
«Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов.
«Накануне светлого праздника». Композиция стихотворения. Особенности повествования. Пейзаж. Любовь и уважение поэта к простому рабочему человеку.
Иван Сергеевич Тургенев.
«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие.Загадка образа немого Герасима. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.
Афанасий Афанасьевич Фет.
Стихотворения в прозе «Воробей», «Два богача» — особенности жанра, философский смысл стихотворений.
Лев Николаевич Толстой.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Протест против национальной вражды.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (путешествие на Сахалин через Сибирь, проездом через Колывань).
Очерки «Из Сибири» Жанр путевого очерка. Сибирско-сахалинское путешествие как особое место в жизни и творчестве писателя, своеобразное жизненное испытание, ставшее рубежом в творческом развитии.
Экскурсия в колыванский краеведческий музей.
Русские поэты о Родине и родной природе
Ф. И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Раздел 5. Литература XX века (9 ч.)
Владимир Галактионович Короленко.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Сравнение как способ изображения героев.
Сергей Александрович Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Особенности поэтического языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Сказы. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант. Своеобразие языка, интонации сказа.
Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Нравственные проблемы в произведениях о природе.
Самуил Яковлевич Маршак. Сказки народные и литературные.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Виктор Петрович Астафьев.
«Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. «Белогрудка». Проблема жестокости и ответственности за свои поступки. Теория литературы. Автобиографичность литературных произведений (начальные представления).
Поэты о Великой Отечественной войне.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Юмор в произведениях (развитие понятия).
Раздел 6. Произведения сибирских авторов (6 ч.)
Юрий Михайлович Магалиф. Краткий рассказ о писателе.
Планета сказок писателя. Сказки Новосибирского писателя посвящены ценным человеческим качествам — доброте, отзывчивости, щедрости души.
Николай Александрович Александров. Краткий рассказ о писателе.
Библиотека «Мудрые дети». Рассказы, поднимающие проблемы нравственного выбора.
Владимир Викторович Шамов. Краткий рассказ о писателе.
«Новосибирские сказки». Знакомство с историей Новосибирска, некоторыми его замечательными жителями, городскими достопримечательностями через увлекательные сюжеты. Символический смысл образов и художественных деталей.
Примерные темы проектных и исследовательских работ
Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
Словарик пословиц о характере человека, его качествах, словарь одного слова; словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.
Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего края/России».
Понимаем ли мы язык Пушкина?
Подготовка сборника «бывальщин», альманаха рассказов, сборника стилизаций, разработка личной странички для школьного портала и др.
Исследования творчества сибирских авторов.
- Тематическое планирование предмета «Родная (русская) литература»
5 класс (34 ч.)
№ | Наименование разделов и тем | Примечание |
Раздел 1. Введение (1 ч.) | ||
Родная литература как национально-культурная ценность народа. | ||
Раздел 2. Устное народное творчество (4 ч.) | ||
Русские пословицы и поговорки | ||
Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Нравоучительный и философский характер русских народных сказок. | ||
Сказки народов Сибири. | ||
Сочинение собственной сказки в стиле русских народных сказок | ||
Раздел 3. Древнерусская литература (1 ч.) | ||
Из «Повести временных лет». Выбор веры. Похвала учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям | ||
Раздел 4. Литература XIX века (13 ч.) | ||
Русская басня. А.П. Сумароков «Ворона и Лиса», «Волк и Ягненок». Образный мир басен. | ||
Сказки А.С. Пушкина, их фольклорная основа. | ||
Поэтичность пушкинской сказки. Рифма, ритм, способы рифмовки. | ||
П.П. Ершов «Конек-горбунок». Картины народного быта, народный юмор. | ||
М.Ю. Лермонтов «Бородино». Изобразительно-выразительные средства языка. | ||
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». | ||
Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Композиция стихотворения. Особенности повествования. Пейзаж. Любовь и уважение поэта к простому рабочему человеку | ||
И.С. Тургенев «Муму». Загадка образа немого Герасима. | ||
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Два богача». Особенности жанра. Философский смысл стихотворений | ||
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды | ||
А.П. Чехов. Из Сибири. | ||
Экскурсия в Колыванский краеведческий музей. А.П. Чехов в Колывани. | ||
Русские поэты о родной природе. | ||
Раздел 5. Литература XX века (9 ч.) | ||
В.Г. Короленко «В дурном обществе». Сравнение как способ изображения героев. | ||
С.А. Есенин. Особенности поэтического языка. | ||
П.П. Бажов. Сказы. | ||
К.Г. Паустовский. Нравственные проблемы в произведениях о природе. | ||
Сказки народные и литературные. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» | ||
В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?» Смысл названия рассказа. | ||
В.П. Астафьев «Белогрудка». Проблема жестокости и ответственности за свои поступки. | ||
Поэты о Великой отечественной войне. | ||
Саша Черный. Юмор в произведениях. | ||
Раздел 6. Произведения сибирских авторов (6 ч.) | ||
Ю. Магалиф. Планета сказок. | ||
Н.А. Александров. Библиотека «Мудрые дети». | ||
Н.А. Александров. Библиотека «Мудрые дети». Встреча с писателем. | ||
В. Шамов «Новосибирские сказки». | ||
В. Шамов «Новосибирские сказки». | ||
Годовая контрольная работа. |
- Учебно-методическое и материально-технического обеспечение
- Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 31 января 2018 года № 2/18);
- Фразеологический словарь русских говоров Сибири / Под редакцией А.И. Фёдорова. Новосибирск, 1983;
- Словарь лексики и народных топонимов Новосибирска (авторы – И. Ливинская, А. Матвеев). Новосибирск, 2016;
- Словарь образных единиц сибирского говора. Авторы-составители - О.И. Блинова, М.А. Толстова, Е.А. Юрина Томск, 2014;
- Н.Т. Бухарева, А.И. Федоров «Словарь фразеологизмов и иных устойчивых сочетаний русских говоров Сибири», Новосибирск, 1972;
- «Полный словарь сибирского говора», Том I—IV. Томск, 1992—1995;
- Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. Я. Коровиной, В.П. Журавлева. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М. : Просвещение, 2016
- Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5—9 классы. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011
Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы
- Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
- Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
- Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm
- Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL: https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova
- Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
- Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
- Кругосвет — универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
- Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
- Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru
- Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
- Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL: https://studiorum-ruscorpora.ru
- Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html
- Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru
- Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru
- Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
- Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
- Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
- Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
- Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
- Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru
- Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
- Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
- Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru
- Словарь молодежного сленга. URL: http://teenslang.su
- Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL: http://doc-style.ru
- Стихия: классическая русская/ советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
- Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
- Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://etymolog.ruslang.ru
- Техническое обеспечение
- Компьютер учителя с выходом в Интернет, оборудованный колонками, для прослушивания аудиоматериалов.
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
- Принтер
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления иллюстраций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, русский, 6 класс
Рабочая программа по русскому языку, 6 класс...
Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...
рабочая программа РУССКИЙ 10 КЛАСС
Рабочая программа и ктп русский 10 класс...
рабочая программа русский 11 класс
рабочая программа , ктп русский 11 класс...
Рабочие программы "Русский родной язык" 5-9 класс и "Русский язык" 5-9 класс по УМК В.В.Бабайцевой
В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" и "Русский родной язык", содержание учебного предмета по классам, сетка часов и к...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП...