Рабочая программа "Родная (русская) литература" 5-9 класс
рабочая программа по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» предназначена для реализации в общеобразовательной школе. Ориентирована на учащихся 5-9 классов МБОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа № 3».

Предмет «Родная (русская) литература»  относится к предметной области «Родной язык и родная литература». Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса родной литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом и ООП ООО МБОУ «КСОШ № 3». В то же время цели курса литературы в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в родном крае (в Сибири).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_rabochaya_programma_po_rodnoy_russkoy_literature.docx58.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Колыванская средняя общеобразовательная школа № 3

ПРИНЯТО

решением методического объединения

учителей гуманитарного цикла

Протокол №_____        

от «___»  _________ 2019 г.                

                                                 СОГЛАСОВАНО

                              Заместитель директора по УВР                                        

                                  __________________О.Е. Батлук

                      «___»_____________2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «Родная (русская) литература»

Составители:  Мельникова Ольга Владимировна,  учитель высшей квалификационной категории;

                Бондарюк Наталья Николаевна, учитель первой квалификационной категории;

                Тимошенко Евгения Алексеевна, учитель первой квалификационной категории;

                

Год составления:  2019-2020 учебный год

Классы:  _5-а, 5-б, 5-в_____________________________________________________________________________

Общее количество часов по плану: __173 ч. (5 класс – 34 ч., 6 класс – 34 ч., 7 класс – 35 ч., 8 класс – 36 ч., 9 класс – 34 ч.)________

Количество часов в неделю:  5 кл. - 1 ч., 6 кл. – 1 ч., 7 кл.- 1 ч., 8 кл.- 1 ч., 9 кл. – 1 ч.___________________

Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» для 5-9 классов составлена на основе ФГОС ООО, ООП ООО МБОУ «КСОШ № 3», Федерального перечня учебников, рекомендуемых Министерством просвещения Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, учебного плана МБОУ «КСОШ № 3», на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,  протокол от 31 января 2018 года № 2/18).

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» предназначена для реализации в общеобразовательной школе. Ориентирована на учащихся 5-9 классов МБОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа № 3».

Предмет «Родная (русская) литература»  относится к предметной области «Родной язык и родная литература».

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса родной литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом и ООП ООО МБОУ «КСОШ № 3». В то же время цели курса литературы в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в родном крае (в Сибири).

В соответствии с этим в курсе родной (русской) литературы актуализируются следующие цели и задачи:

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.  

Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
  •  обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
  •  приобщение к литературному наследию своего народа;
  •  формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  •  формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Сроки реализации программы –  5 лет (2019-2024 г.г.)

  1. Общая характеристика учебного предмета «Родная (русская) литература»

Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №  185-ФЗ);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования. М.: «Просвещение», 2011;

А также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы. М.: Просвещение , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/ и учебника для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.: Просвещение.

ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.   Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.  Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.  

В программе представлены следующие разделы:

  • Устное народное творчество.
  • Древнерусская литература.
  • Русская литература XVIII в.
  • Русская литература XIX в.
  • Русская литература XX в.
  • Проведения сибирских авторов.

Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении родному русскому языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов. Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.  

  1. Место учебного предмета «Родная (русская) литература» в учебном плане

 В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования предмет «Родная (русская) литература» изучается с 5 по 9 классы. Предмет «Родная (русская) литература»  относится к учебной области «Родной язык и родная литература».

Занятия по предмету проводятся в форме уроков. Данная рабочая  программа предусматривает  следующее распределение  часов:

5 класс: 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели)

6 класс: 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели)

7 класс: 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели)

8 класс: 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недель)

9 класс: 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели)

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар.   Виды и формы контроля:  

  • письменный ответ на вопрос;
  • выразительное чтение (чтение наизусть);
  • сочинение на литературоведческую тему;
  • проект.  
  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»

Требования к результатам освоения примерной программы основного общего образования по родной (русской) литературе

Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечивать:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
  • осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Родная (русская) литература» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

  1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:
  • понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.
  • понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
  • определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
  • использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.

2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

  • осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
  • анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;
  • соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
  • стремление к речевому самосовершенствованию;
  • формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
  • осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные результаты освоения программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям русского языка.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3. Понимание  родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

            4.Осознание эстетической ценности  русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

             5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.

  6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

 8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах (ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.

11. Сформированность основ экологической культуры.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи и достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию;
  • подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • определять идею текста;
  • преобразовывать текст;
  • оценивать содержание и форму текста.

3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные работы.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника,  понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные и невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные  под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций); создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

При изучении литературы обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы.

В ходе изучения произведений  родной литературы обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности.

 В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.

Предметные результаты

Ученик научится:

1)взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;

4)проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;

6)осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

7) воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

8) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

Ученик получит возможность научиться:

1) систематизировать  научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

       3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

       4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

  1. Содержание тем учебного курса «Родная (русская) литература»

5 класс (34 ч)

Раздел 1. Введение ( 1ч.)

Родная литература как национально – культурная ценность народа. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Раздел 2. Устное народное творчество (4 ч.)

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора.

Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. Сказки народов Сибири.

 «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.  Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение. Стилизация в стиле русских народных, сибирских сказок.

Раздел 3. Древнерусская литература (1 ч.)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. Выбор веры. Похвала учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Раздел 4. Литература XIX века (13 ч.)

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра.

Александр Петрович Сумароков Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).  

«Ворона и Лиса», «Волки и Ягненок». Образный мир басен. Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Сказки, их фольклорная основа,  собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Рифма, ритм, способы рифмовки.

Русская литературная сказка

Петр Павлович Ершов. Краткий рассказ о писателе. «Конек – Горбунок». Соединение сказочных и фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

          Михаил Юрьевич Лермонтов.

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Изобразительно-выразительные средства языка - метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь.

 «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов.

«Накануне светлого праздника». Композиция стихотворения. Особенности повествования. Пейзаж. Любовь и уважение поэта к простому рабочему человеку.

Иван Сергеевич Тургенев.

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие.Загадка образа немого Герасима. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Афанасий Афанасьевич Фет.

Стихотворения в прозе  «Воробей», «Два богача» — особенности жанра, философский смысл стихотворений.

Лев Николаевич Толстой.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Протест против национальной вражды.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (путешествие на Сахалин через Сибирь, проездом через Колывань).

Очерки «Из Сибири» Жанр путевого очерка. Сибирско-сахалинское путешествие как особое место в жизни и творчестве писателя, своеобразное жизненное испытание, ставшее рубежом в творческом развитии.

Экскурсия в колыванский краеведческий музей.

Русские поэты о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин.  «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Раздел 5. Литература XX века (9 ч.)

Владимир Галактионович Короленко.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Сравнение как способ изображения героев.

Сергей Александрович Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Особенности поэтического языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Сказы. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант. Своеобразие языка, интонации сказа.

Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. 

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Нравственные проблемы в произведениях о природе.

Самуил Яковлевич Маршак. Сказки народные и литературные.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Виктор Петрович Астафьев.

«Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. «Белогрудка». Проблема жестокости и ответственности за свои поступки. Теория литературы. Автобиографичность литературных произведений (начальные представления).

Поэты о Великой Отечественной войне.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Юмор в произведениях (развитие понятия).

Раздел 6. Произведения сибирских авторов (6 ч.)

Юрий Михайлович Магалиф. Краткий рассказ о писателе.

Планета сказок писателя. Сказки Новосибирского писателя посвящены ценным человеческим качествам — доброте, отзывчивости, щедрости души.

Николай Александрович Александров. Краткий рассказ о писателе.

Библиотека «Мудрые дети». Рассказы, поднимающие проблемы нравственного выбора.

Владимир Викторович Шамов. Краткий рассказ о писателе.

«Новосибирские сказки». Знакомство  с историей Новосибирска, некоторыми его замечательными  жителями, городскими достопримечательностями через увлекательные сюжеты. Символический смысл  образов и художественных деталей.

Примерные темы проектных и исследовательских работ

Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.

Словарик пословиц о характере человека, его качествах, словарь одного слова; словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.

Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего края/России».

Понимаем ли мы язык Пушкина?

Подготовка сборника «бывальщин», альманаха рассказов, сборника стилизаций, разработка личной странички для школьного портала и др.

Исследования творчества сибирских авторов.

  1. Тематическое планирование предмета «Родная (русская) литература»

5 класс (34 ч.)

Наименование разделов и тем

Примечание

Раздел 1. Введение (1 ч.)

Родная литература как национально-культурная ценность народа.

Раздел 2. Устное народное творчество (4 ч.)

Русские пословицы и поговорки

Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Нравоучительный и философский характер русских народных сказок.

Сказки народов Сибири.

 Сочинение собственной сказки в стиле русских народных сказок

Раздел 3. Древнерусская литература (1 ч.)

Из «Повести временных лет». Выбор веры. Похвала учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям

        

Раздел 4. Литература XIX века (13 ч.)

Русская басня. А.П. Сумароков «Ворона и Лиса», «Волк и Ягненок». Образный мир басен.

Сказки А.С. Пушкина, их фольклорная основа.

Поэтичность пушкинской сказки. Рифма, ритм, способы рифмовки.

П.П. Ершов «Конек-горбунок». Картины народного быта, народный юмор.

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Изобразительно-выразительные средства языка.

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».

Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Композиция стихотворения. Особенности повествования. Пейзаж. Любовь и уважение поэта к простому рабочему человеку

И.С. Тургенев «Муму». Загадка образа немого Герасима.

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Два богача». Особенности жанра. Философский смысл стихотворений

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды

А.П. Чехов. Из Сибири.

Экскурсия в Колыванский краеведческий музей. А.П. Чехов в Колывани.

Русские поэты о родной природе.

Раздел 5. Литература XX века (9 ч.)

В.Г. Короленко «В дурном обществе». Сравнение как способ изображения героев.

С.А. Есенин. Особенности поэтического языка.

П.П. Бажов. Сказы.

К.Г. Паустовский. Нравственные проблемы в произведениях о природе.

Сказки народные и литературные. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?» Смысл названия рассказа.

В.П. Астафьев «Белогрудка». Проблема жестокости и ответственности за свои поступки.

Поэты о Великой отечественной войне.

Саша Черный. Юмор в произведениях.

Раздел 6. Произведения сибирских авторов (6 ч.)

Ю. Магалиф. Планета сказок.

Н.А. Александров. Библиотека «Мудрые дети».

Н.А. Александров. Библиотека «Мудрые дети». Встреча с писателем.

В. Шамов «Новосибирские сказки».

В. Шамов «Новосибирские сказки».

Годовая контрольная работа.

  1. Учебно-методическое и материально-технического обеспечение

  1. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,  протокол от 31 января 2018 года № 2/18);
  2. Фразеологический словарь русских говоров Сибири / Под редакцией А.И. Фёдорова. Новосибирск, 1983;
  3. Словарь лексики и народных топонимов Новосибирска (авторы – И. Ливинская, А. Матвеев). Новосибирск, 2016;
  4. Словарь образных единиц сибирского говора. Авторы-составители - О.И. Блинова, М.А. Толстова, Е.А. Юрина Томск, 2014;
  5. Н.Т. Бухарева, А.И. Федоров «Словарь фразеологизмов и иных устойчивых сочетаний русских говоров Сибири», Новосибирск, 1972;
  6. «Полный словарь сибирского говора», Том I—IV. Томск, 1992—1995;
  7. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. Я. Коровиной, В.П. Журавлева. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М. : Просвещение, 2016
  8. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5—9 классы. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011

   Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы

  1. Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny 
  2.  Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
  3.  Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm
  4.  Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL: https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova
  5. Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
  6. Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
  7. Кругосвет — универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
  8. Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
  9. Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru
  10. Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
  11. Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL: https://studiorum-ruscorpora.ru
  12. Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html
  13. Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru
  14. Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru
  15. Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
  16. Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
  17. Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
  18. Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
  19. Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
  20.  Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru
  21.  Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
  22. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
  23.  Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru
  24.  Словарь молодежного сленга. URL: http://teenslang.su
  25.  Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL: http://doc-style.ru
  26.  Стихия: классическая русская/ советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
  27.  Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
  28.  Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
  29.  Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://etymolog.ruslang.ru

  1. Техническое обеспечение
  • Компьютер учителя с выходом в Интернет,  оборудованный колонками, для прослушивания аудиоматериалов.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экран.
  • Принтер
  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления иллюстраций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, русский, 6 класс

Рабочая программа по русскому языку, 6 класс...

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа РУССКИЙ 10 КЛАСС

Рабочая программа и ктп русский 10 класс...

рабочая программа русский 11 класс

рабочая программа , ктп русский 11 класс...

Рабочие программы "Русский родной язык" 5-9 класс и "Русский язык" 5-9 класс по УМК В.В.Бабайцевой

В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" и "Русский родной язык", содержание учебного предмета по классам, сетка часов и к...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...

Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП

Родная литература (русская)  6 класс рабочая программа и КТП.  Родной язык (русский) 6 класс  рабочая программа и КТП...