конспект урока
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
Урок 22
Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Здравствуйте!
Есть ли связь между историей и литературой?
В каких произведениях авторы обращались к историческим событиям?
История и литература тесно связаны между собой. Сегодня на уроке мы выясним, какой исторический факт лёг в основу произведения «Тарас Бульба».
Посмотрите на слайд. Кто изображён на картине? Н.В. Гоголь.
Как будет звучать тема нашего урока?
Расположите слова в правильном порядке и назовите тему урока.
Запишите тему: Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Задачи урока:
1.Вспомнить биографию Н.В. Гоголя.
2.Выяснить, какое историческое событие лежит в основе повести.
3.Познакомиться с главными героями.
Что вы помните о биографии Н.В. Гоголя?
Предлагаю ученикам поработать на карточках (в паре или индивидуально)
Прочитайте статью в учебнике, впишите пропущенные слова.
Ученики могут работать в паре или индивидуально.
Затем каточки проверяем.
Ответы:
1.Великие Сорочинцы
2.Васильевка
3.Василий Афанасьевич
4.Нежинскую
5.Пушкиным, Жуковским
6.«Тарас Бульба»
7.«Мёртвые души»
8.Истощения сил
Произведения Николая Васильевича Гоголя не стареют, они остаются вне времени. В чем же загадка Гоголя? Может быть, в том, что он всю жизнь стремился к идеалу. К одному и тому же произведению Николай Васильевич возвращался по несколько раз. Так произошло и с повестью «Тарас Бульба». Первый вариант 1835 г. не устроил писателя, и он вновь возвращается к своим героям, и в 1842 г. выходит новая редакция произведения. Чем же так влекла Гоголя та смутная эпоха, которая изображена в повести?
Посмотрите видео с историческим комментарием и ответьте на вопросы:
1.Как называлось государство, которое было образовано в 1569 г.? Речь Посполитая
2.Какую веру проповедовали в новом государстве? Католицизм.
3.Когда была заключена Унию? В 1596 г.
4.Почему было много восстаний, которые возглавляли украинские казаки? На Украине отказывались принимать католическую веру. Украинцы были православные.
5.Как назывался центр Днепровского казачества? Запорожская Сечь
6.Как называют себя гоголевские казаки? Казаки называли себя «русскими»
Прежде, чем начнём читать текст, разберём слова, значение которых может быть вам не понятно.
Словарная работа:
Бурса – название духовного училища, духовной семинарии
Свитка – верхняя одежда с длинной полой.
Бейбас – балбес
Мазунчик – избалованный человек, маменькин сынок.
Семинарист – ученик семинарии
Слушаем фрагмент аудиокниги (5 минут)
Прочитайте первую главу до слов «И всего только одну неделю…» и ответьте на вопросы:
1.Кого встречал Тарас Бульба? Двух сыновей
2.Что удивляет Тараса в одежде своих сыновей? Длинные свитки
3.Почему отец с сыном подрались? Старшему сыну стало обидно, он не стерпел насмешек отца.
4.Куда собирается Тарас Бульба отвезти своих сыновей? На Запорожскую Сечь.
5.Каким предстаёт Тарас Бульба? Как можно охарактеризовать этого героя? Он решительный, жёсткий, сильный, прямолинейный.
6.Как Тарас Бульба воспитывает своих детей? Тарас воспитывает мужчин, будущих воинов, он не жалеет детей. Он глава семьи.
Прочитайте повесть до слов «Бедная старушка…» и ответьте на вопросы:
1.В чём упрекает Тарас Бульба свою жену? Тарас недоволен, что жена ему перечит. Она не хочет так быстро прощаться с детьми. Тарас очень жёстко разговаривает с ней, намекая, что это не её бабье дело, он сами разберётся. А она должна накрыть стол богатый. Вот её обязанность.
2.Как описывает Гоголь дом Бульбы? Как убранство характеризует хозяина? Дом Тараса – это его крепость, суровое жилище воина. На стенах висят сабли и нагайки, окна небольшие, широкая печь. Стол стоит «под образами», что указывает на то, что Тарас верующий. Всё убранство в духе того времени.
3.С кем должны были сражаться казаки? С иноверцами: турками, татарами и ляхами (поляками). Турки и татары верили в мусульманство, ляхи – в католичество. Это люди другой веры, значит, враги.
4.Что решил Тарас Бульба? Тарас решил отправить сыновей завтра же на Сечь.
5.Понимает ли Бульба, что на Сечи в бою они могут погибнуть? Да, он это понимает.
6.Почему же он так торопиться на Сечь сам и торопит детей своих? Тарас Бульба казак, его место в бою, он не хочет собирать урожай и пасти скот, он рождён для битвы. И сыновей воспитывал также, поэтому ему не терпится посмотреть на них в деле.
Чем привлекала Гоголя та эпоха? В те времена было много битв. Казаки сражались с татарами, турками, поляками. Отстаивали свою веру и погибали ради неё. Это были настоящие герои своего времени. Такие люди восхищали писателя. Их подвиги, сила веры, сила характера вдохновляли Гоголя, поэтому действие происходит в те времена.
Возвращаемся к задачам урока. Всё ли у нас получилось? Да.
Рефлексия.
1.Что нового вы узнали?
2.Кто из двух братьев вам нравится больше? Почему?
3.Какое задание показалось вам трудным?
Домашнее задание: прочитать 1 и 2 главы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....