Урок-размышление по рассказу Ю.Бондарева "Простите нас"
методическая разработка по литературе (8 класс)

Урок литературы накануне юбилея школы,дня учителя  посвящен тому,кто оставляет в душе каждого человека неизгладимый след, потому что  все мы родом из детства, из школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.prostite_nas.docx27.47 КБ
Office presentation icon svoya_igra_.ppt1.62 МБ

Предварительный просмотр:

 «Простите нас!»Урок-размышление по рассказу Ю.Бондарева

                                                     Учитель заслужил большего.чем о нем сказано и говорят.

                                                                                                                                                                         В.Распутин

1. Мотивация.

 Сегодняшний урок хочется начать с «Притчи о цветке» О.Безыменской и С.Лукьянова (под звуки классической музыки): «Расцвёл удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудесного творения. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил; «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь семени и напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной  силой тех, кто породил её».

       Я ознакомила вас только с частью притчи, к её концу вернёмся в завершение урока.

 2. Актуализация знаний.

Наш урок походит накануне юбилея школы,дня учителя и посвящен тому.кто оставляет в душе каждого человека неизгладимый след, потому что  все мы родом из детства, из школы.

(Видео родителей)

 Нашу жизнь без школы представить невозможно.Наверное, поэтому существует много произведений об учителе. Ему посвящены стихи и песни; о нём сняты кинофильмы –

3.       Обращение к тексту рассказа Бондарева.

Что представляет собой сюжет Рассказа?Вспомним его.

-Обратимся к ключевому эпизоду рассказа (встреча Павла Георгиевича Сафонова с учительницей математики Марией Петровной)Фрагмент кононовеллы

- А теперь я предлагаю вам поразмышлять над рассказом не совсем обычным способом, по технологии Р.Барта (французского литературоведа, рассматривавшего текст как ткань, состоящую из нитей). Мы возьмём для анализа одну фразу (текст телеграммы «Простите нас!») и разделим её на лексии.  Из этих лексий вычленим одну для заголовка, который будет содержать дополнительную информацию.

                                           1)  

                                            Простите                                   

                                       2)                3)

                                          Простите нас!

- Итак, в нашей фразе содержатся три лексии. Углубимся в них.

  Первая лексия «простите». Как вы понимаете слово «покаяние»?

-Какие однокоренные слова можно к нему подобрать? Каково их лексическое значение?

- Когда человек просит прощение? Что он при этом чувствует?

- Кто испытывает стыд, вину в рассказе?        Слайд         

- Вторая лексия «простите». Чтобы раскрыть смысл этой лексии, охарактеризуем предложение «Простите нас!» по наличию главных членов.

Какое это предложение? (Односоставное, определённо-личное с одним главным членом сказуемым, выраженным глаголом 2 лица. Легко восстанавливается подлежащее «вы»)

-Эта форма глагола может предполагать либо обращение к нескольким лицам, либо к одному лицу в уважительной форме. У кого просит прощение Павел Георгиевич?

Охарактеризуйте образ Марии Петровны. (Старенькая худенькая женщина с болезненно-бледным лицом, ставшая с годами ещё более тонкой и хрупкой. Одинокая, живёт только школой, учениками. Своей семьи, своих детей нет.Слайд

-Значит, какой предметный мир окружает её? (школа, ученики, родители, тетради, книги…)

-Мария Петровна живёт только работой, знает всё о своих выпускниках, следит за их успехами, интересуется их судьбой, покупает их книги, собирает об учениках вырезки из газет. Она гордится своими воспитанниками и ждёт их.                                                      

- Третья лексия – местоимение «нас». Кого имеет в виду Сафонов? (Прежде всего самого себя, ведущего конструктора крупного московского завода летательных аппаратов. Человека известного, добившегося высокого положения, славы, пожелавшего на какой-то миг вернуться в «непрожитый мир»).

-Из чего состоит его «непрожитый мир»? (Запись в тетрадях. Мир детства: степь, полынь, школа, первая любовь, закадычный друг…)

- Почему в родном городе Сафонов чувствует себя «обманутым, ограбленным»?

      ( Многие места в городе не узнаёт. Друг Витька больше здесь не проживает. Вера не вернулась с войны. Для всех он чужой.)

- Кого ещё имел в виду Павел Георгиевич?

    Витьку Снегирёва, закадычного друга, директора уральского завода.Мишу Шехтера, талантливого журналиста, объездившего всю страну.Сеньку Игнатцева, начальника главка.Гришу Самойлова, знаменитого артиста… Весь свой довоенный класс, озорной и способный.

-А кто не испытывает своей вины перед учительницей?

     Вера- первая трогательная любовь Сафонова, погибшая в годы Великой Отечественной войны.

     Коля Сибирцев – простой шахтёр, не обладавший в школе никакими особыми способностями. Не случайно Сафонов не может его припомнить. Он единственный из всего класса часто навещает Марию Петровну.

- Прав ли Павел Георгиевич, считавший Сибирцева посредственностью?У него одного оказался талант человечности.

- Какой знак завершает текст телеграммы? Что он выражает?Риторическое восклицание выражает эмоциональное состояние героя.

- Ещё раз попытаемся обобщённо осмыслить текст телеграммы «Простите нас!» Почему Сафонов вспомнил об учительнице в последний момент?

- Разве это риторическое восклицание обращено только к Марии Петровне?

 4.Обобщение.  

- К кому же обращён рассказ Ю.Бондарева?

-Какова основная мысль произведения?

- Какие проблемы поднимает автор рассказа?

-Помогло ли вам размышление над текстом рассказа вспомнить другие произведения с такими же животрепещущими проблемами?

5.Своя игра.Рождение ассоциаций.

 Л.Толстой «Детство». Николенька Иртеньев жалеет о  том, что незаслуженно обидел доброго Карла Ивановича, посвятившего себя воспитанию дворянских детей.

     А.Алексин «Безумная Евдокия». Родители Оли раскаиваются, что не понимали методов воспитания классного руководителя их талантливой, но эгоистичной дочери.

     Ч.Айтматов «Первый учитель». Первая женщина  Киргизии стыдится, что земляки чествуют её, а не первого  учителя, кто помог ей состояться в жизни.

В.Быков «Обелиск»Павел Миклашевич всю свою жизнь положил на то, чтобы имя его учителя вписали на обелиск. Он был обязан жизнью своему учителю и не забывал о подвиге, который Алесь Иванович совершил ценою своей жизни.

Литературная эрудиция.

Лидия Михайловна преподавала своему ученику не только уроки французского,но и уроки нравственности.человечности.

Харлампий Диогенович закалял души учеников тонким юмором.Так он готовил их к трудностям взрослой жизни.

Молодая учительская чета заслужила уважение детей и родителей за благородство и скромность,бескорыстие и порядочность.

Малограмотный комсомолец Дюйшен дважды возрождал свою ученицу к жизни.Два плода остались в итоге жизни учителя:тополя возле школы и первая женщина-академик Киргизии.

Кинохроника «Доживем до понедельника», «Большая перемена», «А если это любовь?»,  «Ключ без права передачи»

6.Чтение основной мысли «Притчи о цветке»

 «За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой, чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы…»

-Попытайтесь осмыслить рассказ Бондарева и притчу, установить между ними связь.

7. Творческая работа. Рефлексия 

- Какие мысли и чувства возникли у вас после анализа?

-Как  бы вы поступили в подобной ситуации?

(под звуки «Журавлиной песни» и кадра фильма «Доживем до понедельника»)

- Прошу вас заполнить бланки телеграмм, адресованных вашим учителям, кому хочется выразить слова благодарности или перед кем  хочется повиниться. (После составления  телеграмм ученики приклеивают бланки к плакату «Спасибо Вам!»)

Слайд школы. 

7. Заключительное слово учителя.

Пожалуйста, не растеряйте на своём жизненном пути добрые, чистые светлые чувства, порождённые родителями и учителями. Помните: нельзя забывать мать, Родину и учителей, как помнит о них В.Распутин, справедливо считающий: «Учитель заслужил большего, чем о нём сказано и говорят».

Чтение ст.»Не смейте забывать учителей»

Пусть эти слова будут напутствием на всю последующую жизнь. Пусть они тревожат ваши сердца, будят вашу совесть, взывают к памяти и благодарности.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина

Слайд 2

Рождение ассоциаций 200 400 600 800 Литературная эрудиция 200 400 600 800 Кинохроника 200 400 600 800

Слайд 3

Рождение ассоциаций / Вопрос за 200 Л.Толстой «Детство» Узнать ответ

Слайд 4

НИКОЛЕНЬКА ИРТЕНЬЕВ ЖАЛЕЕТ О ТОМ, ЧТО НЕЗАСЛУЖЕННО ОБИДЕЛ ДОБРОГО КАРЛА ИВАНОВИЧА, ПОСВЯТИВШЕГО СЕБЯ ВОСПИТАНИЮ ДВОРЯНСКИХ ДЕТЕЙ. Рождение ассоциаций / Вопрос за 200 Вернуться к выбору тем→

Слайд 5

Узнать ответ Рождение ассоциаций / Вопрос за 400 А.Алексин «Безумная Евдокия»

Слайд 6

Вернуться к выбору тем→ РОДИТЕЛИ ОЛИ РАСКАИВАЮТСЯ, ЧТО НЕ ПОНИМАЛИ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ИХ ТАЛАНТЛИВОЙ, НО ЭГОИСТИЧНОЙ ДОЧЕРИ. Рождение ассоциаций / Вопрос за 400

Слайд 7

Узнать ответ Рождение ассоциаций / Вопрос за 600 Ч.Айтматов «Первый учитель»

Слайд 8

Вернуться к выбору тем→ ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА КИРГИЗИИ СТЫДИТСЯ, ЧТО ЗЕМЛЯКИ ЧЕСТВУЮТ ЕЁ, А НЕ ПЕРВОГО УЧИТЕЛЯ, КТО ПОМОГ ЕЙ СОСТОЯТЬСЯ В ЖИЗНИ. Рождение ассоциаций / Вопрос за 600

Слайд 9

Узнать ответ Рождение ассоциаций / Вопрос за 800 В.Быков «Обелиск»

Слайд 10

Вернуться к выбору тем→ ПАВЕЛ МИКЛАШЕВИЧ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ ПОЛОЖИЛ НА ТО, ЧТОБЫ ИМЯ ЕГО УЧИТЕЛЯ ВПИСАЛИ НА ОБЕЛИСК. ОН БЫЛ ОБЯЗАН ЖИЗНЬЮ СВОЕМУ УЧИТЕЛЮ И НЕ ЗАБЫВАЛ О ПОДВИГЕ, КОТОРЫЙ АЛЕСЬ ИВАНОВИЧ СОВЕРШИЛ ЦЕНОЮ СВОЕЙ ЖИЗНИ. Рождение ассоциаций / Вопрос за 800

Слайд 11

Узнать ответ Литературная эрудиция / Вопрос за 200 Лидия Михайловна преподавала своему ученику не только уроки французского, но и уроки нравственности, человечности.

Слайд 12

Вернуться к выбору тем→ В. Распутин «Уроки французского» Литературная эрудиция / Вопрос за 200

Слайд 13

Узнать ответ Литературная эрудиция / Вопрос за 400 Харлампий Диогенович закалял души учеников тонким юмором. Так он готовил их к трудностям взрослой жизни.

Слайд 14

Вернуться к выбору тем→ Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» Литературная эрудиция / Вопрос за 400

Слайд 15

Узнать ответ Литературная эрудиция / Вопрос за 600 Малограмотный комсомолец Дюйшен дважды возрождал свою ученицу к жизни. Два плода остались в итоге жизни учителя: тополя возле школы и первая женщина-академик Киргизии.

Слайд 16

Вернуться к выбору тем→ Ч. Айтматов «Первый учитель» Литературная эрудиция / Вопрос за 600

Слайд 17

Узнать ответ Литературная эрудиция / Вопрос за 800 Молодая учительская чета заслужила уважение детей и родителей за благородство и скромность,бескорыстие и порядочность.

Слайд 18

Вернуться к выбору тем→ В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет» Литературная эрудиция / Вопрос за 800

Слайд 19

Узнать ответ Кинохроника / Вопрос за 200

Слайд 20

Вернуться к выбору тем→ «Доживем до понедельника» Кинохроника / Вопрос за 200

Слайд 21

Узнать ответ Кинохроника / Вопрос за 400

Слайд 22

Вернуться к выбору тем→ «Большая перемена» Кинохроника / Вопрос за 400

Слайд 23

Узнать ответ Кинохроника / Вопрос за 600

Слайд 24

Вернуться к выбору тем→ «А если это любовь?» Кинохроника / Вопрос за 600

Слайд 25

Узнать ответ Кинохроника / Вопрос за 800

Слайд 26

Вернуться к выбору тем→ «Ключ без права передачи» Кинохроника / Вопрос за 800


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление "Самая умная, сильная, лучшая.."по рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары"

Урок-размышление по рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары" предназначен для проведения в 10 классе. Основная цель урока -  воспитание грамотного, вдумчивого читателя, умеющего размышлять...

Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"

Конспект урока по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лощади"...

Урок-размышление "Преступление?" по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"

Урок построен на размышлениях школьников о поведении героев рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского". Он подводит учащихся к самостоятельным выводам, учит доброте и состраданию, умению быть стойким...

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8-9 классах «Виновные без вины» (урок-размышление по «Колымским рассказам» В. Шаламова).

Методический замысел урока и обоснование его темы:Занятие по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» проводится в форме «урока- размышления». Осуществляя целеполаг...

План-конспект урока на тему"...И мне пришлось хлебнуть горюшка..."(урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")

Материал урока вводит девятиклассников в атмосферу шолоховского мира, раскрывает основные проблемы рассказа, силу характера  Андрея Соколова, показывает горькую правду о войне....

Пути повышения исследовательских компетенций подростков на уроках внеклассного чтения. Урок-размышление по рассказу Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы…»

В статье рассмотрен опыт формирования исследовательских компетенций у подростков. Вниманию читателей предлагается методика заполнения Карты решения исследовательского задания (КРИЗ) на примере урока в...

Урок внеклассного чтения в 10 классе Доброта – спутник «разумных существ»? (урок - размышление по рассказу «Разумные существа» В. Дёгтева)

Предлагаем материал к уроку внеклассного  чтения в 10 классе в рамках подготовки к итоговому сочинению. Главная цель урока - на материале рассказа В. Дегтева «Разумные существа» ...