Юрий Яковлев "Багульник" 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Фидикова Светлана Васильевна

Конспект урока чтения для обучающихся 7 класса с интеллектуальными нарушениями (Вариант 1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yu.yakovlev_bagulnik.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Урок чтения

Класс  7

                           Тема Ю.Я.Яковлев «Багульник»

Задачи урока. Продолжить работу с текстом Ю.Я.Яковлева «Багульник»;

формировать умение рассуждать, выражать свое отношение к поступкам героя;

развивать навыки чтения (осознанность, выразительность, правильность);

коррекция зрительно-пространственного восприятия через работу с таблицей Шульте, мыслительных операций анализа и синтеза на основе зрительного и слухового восприятия;

воспитывать чувство любви к животным, неравнодушие  к чужой беде, побудить обучающихся встать на сторону добра и милосердия.

                                           ХОД  УРОКА

1.Орг. момент.

Сообщение темы урока

2.Коррекционно-развивающие упражнения.

(работа с таблицей Шульте)

3.Проверка домашнего задания.

-Что такое «багульник»?

3.1.Выразительное чтение 1 части рассказа (4 чел)

3.2.Фронтальный опрос. Игра «Верно-неверно» ( по методике Кушнир)

( у обучающихся листочки; если высказывание верное, ставят «+ «, если неверное – « - «

-Проверим, насколько вы были внимательны при чтении

1)Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть - другого слова тут не подберешь! (да)

2)Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. (да)

3)Женечкой за глаза звали Евгению Николаевну. (нет)

4)Однажды случилось невероятное: багульник зацвел  (да)

5)Женечка обратила внимание, что каждый раз, когда раздавался звонок с последнего урока, Коста нехотя вставал с места и  медленно выходил из класса. (нет)

6)Когда багульник зацвел, все забыли, что Коста молчальник. Подумали, что он волшебник. (да)

7)Коста держал трех собак. (нет)

3.3.Проверка (сверяют свои записи с записью на доске). Оценивание.

4.Работа по теме урока.

4.1.Работа по группам (по тексту)

1 группа

-Найти и зачитать эпизод, как звенит звонок с последнего урока,  куда девается заспанный равнодушный мальчик.

-какие глаголы встречаются, характеризующие поведения Косты?

2 группа

-Найти и зачитать эпизод, как принес в класс пучок тонких прутиков.

-Какие качества характера проявились у Косты? (упорный,  настойчивый)

3 группа.

-Что о нем говорили одноклассники?

(Инсценировка)  (ничего о нем не знали)

4.2.Работа по содержанию 2 части.

-А вот что нового  узнала Женечка о Косте, мы узнаем,  прочитав 2 главу.

4.3.Речевая разминка

Наш  Полкан  попал  в капкан

Наш  Полкан  попал  в капкан

Наш  Полкан  попал  в капкан

Наш  Полкан  попал  в капкан

И собака помнит, кто ее кормит.

Читают про себя

В полголоса

Громко, медленно

Громко, быстро

4.4.Стр.255 Читает учитель + обучающиеся

4.5.Беседа по содержанию

-Куда бежал Коста с последнего урока?

-А каковы хозяева? Почему они не гуляют со своими питомцами?

(есть ответственные, но не могут гулять – из-за болезни, а есть такие, кто бросил на произвол судьбы)

-Видели Косту в классе, после уроков. Что меняется в нем? Каков Коста в общении с четвероногими друзьями и их хозяевами?

(быстрый, подвижный, чуткий, добрый, способный пожертвовать успехами в учебе, выносливый)

-Какое качество проявляется у Косты в отношении к собакам и их хозяевам?

(милосердие)

-Обратимся к толковому словарю

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь и простить кого-нибудь из сострадания и человеколюбия.

-Давайте восстановим эпизоды встречи Косты с четвероногими друзьями.

1 группа

-Найти и зачитать первую встречу Косты с собакой.

2 группа

- Найти и зачитать вторую встречу Косты с собакой

3 группа

- Найти и зачитать  описание собаки и ее хозяина в третьей встрече.

-Сравните собак, к которым спешит Коста. Что о них можно сказать?

(собаки разных пород, но верят Косте, готовы к встрече с Костой)

-Скажите, как автор показывает нам характер Косты: через его слова, переживания или через его поступки? Как характеризуют Косту эти поступки?

Обобщение: добрые чувства к животным, возникшие в детстве, перерастут в добрые отношения к людям, - уверен писатель.

4.6.Давайте проследим, как меняется отношение учительницы и ребят к Косте по ходу рассказа. А для этого выполните задание.

Соотнесите слова и рисунки: (предлагаются рисунки и карточки-слова, соотнести их)

Молчальник

Волшебник

Загадочный

-В чем проявилось волшебство Косты? (забыли, что он молчальник, возникло любопытство)

-А загадочность?

5.Заключительная часть.

-С каким произведением продолжили знакомство? Кто автор?

Рассказ называется «Багульник». Почему?

Почему не назван по-другому, например, «Коста»?

(Косту можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, так же неожиданно раскрылся перед Женечкой Коста, его душевная красота)

-Подтвердите это словами из 2 части  рассказа.

6. Дом. задание.

Стр. 255-258 прочитать и пересказать о встречах Косты с собаками

Задания по группам (на карточках)

-На следующем уроке мы продолжим работу над рассказом и узнаем о дальнейших встречах Косты с четвероногими друзьями.

7.Рефлексия.

Главными героями рассказов Ю.Яковлева являются дети, и сам автор сказал об этом так: «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека»

-А какого завтрашнего человека вы видите в себе?

Для этого на листочках багульника, что лежат на ваших партах, напишите свое мнение и прикрепите к веточкам. Наш багульник зацвел.

Ребята, я желаю вам быть еще добрее, делать только хорошее людям, животным и природе. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Алгоритм написания сочинения - рассуждения по тексту Юрия Бондарева "Красавица" (ЕГЭ часть С 11 класс)

Данная работа представляет собой образец написания сочинения-рассужДения. КОНСТРУКЦИЯ, СОЗДАННАЯ В ПОМОЩЬ УЧЕНИКАМ, ПОМОЖЕТ  ПРАВИЛЬНО ФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ, СОЗДАВАТЬ СОБСТВЕННОЕ РАЗВЕРНУТОЕ ВЫ...

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-7 классов в рамках предметной недели «Человек и природа» по рассказам Юрия Казакова « На еловом ручье», «Тэдди», Арктур – гончий пес»

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-7 классов   по рассказам Юрия Казакова  «На еловом ручье», «Тэдди», Арктур – гончий пес» было проведено в рамках  предмет...

Разработка урока литературы в 11 классе по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» «Война глазами Юрия Керженцева».

Цели урока: познакомить учащихся с внутренним миром героев повести, оценить  её достоинства;совершенствовать умение анализировать художественный текст;способствовать воспитанию искренности во вза...

Урок литературы в 11 классе "Стихотворения Юрия Живаго..."

Урок по роману Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго"...

Урок литературы в 11 классе "Стихотворения Юрия Живаго..."

Урок по творчеству Б.Л. Пастернака.  Стихотворения Юрия Живаго.Значение поэтического цикла в общем контексте романа....

Колесо истории в 5 классе "Великий князь - Юрий (Георгий) Всеволодович - основатель Нижнего Новгорода"

Данная игра проводится между тремя командами школьников одного класса или между классами. Команды проводят жеребьёвку и делятся на "красных", "желтых" и "желёных". Предствители команд совершают заезды...