Аналитическое чтение стихотворений В. Т. Шаламова
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Миронова Елена Сергеевна

Анализ стихотворений В. Т. Шаламова "Камея", "Ледоход", "Не дождусь тепла-погоды", "Но разве мёртвым холодна постель?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»

План проведения учебного занятия

Дата проведения «05» апреля 2024 г.

ФИО преподавателя:

Миронова Елена Сергеевна

Группа:

4-229 гр

Специальность:

Графический дизайнер

Учебная дисциплина / ПМ, МДК:

ОДБ.02 Литература

Раздел, тема программы:

Раздел 2. Литература 20 века
Тема Литература 60-80-х гг. (обзор)

Номер занятия в соответствии с КТП:

№37

Тема занятия по КТП:

Творчество В.Т. Шаламова

Тип занятия:

Усвоение нового материала

Цель и задачи занятия

Цель занятия: обзорно познакомить с жизнью и творчеством В.Т. Шаламова; выявить особенности его стихов и прозы (автобиографический характер, достоверность, глубина поднимаемых проблем); развить представление о психологизме литературы.

Задачи:

Учебная: развивать навыки литературоведческого анализа, умение вести диалог;

Воспитательная: формировать гражданскую позицию;

Развивающая: развить умение аналитического чтения.

В ходе занятия формируются и развиваются элементы профессиональных и общих компетенций (в соответствии с рабочей программой дисциплины):

ОК 03. Применять в речевой практике представления о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции, об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественной литературе.

ОК06. Определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять их связь с современностью.

Средства обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, сборник рассказов и стихов В.Т. Шаламова, тексты стихотворений В.Т. Шаламова.

Основные:

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2015.

Дополнительные:

#1040;геносов В. В. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 11 класс. — М., 2014.

#1052;атериалы сайта

3. Валерий Есипов. "Развеять этот туман" (Поздняя проза В.Шаламова: мотивации и проблематика)//

Дидактические единицы:

Основные понятия: биография писателя, «лагерная» проза, рассказ, стихотворение.

Основные вопросы:

Биография В.Т. Шаламова;

особенности рассказов, сюжет, автобиографический характер, достоверность;

поэтические произведения, лейтмотив,

средства выразительности: фразеологизм, антитеза, аллитерация.

Формы и методы контроля:

Фронтальный контроль – устный опрос, выяснение готовности группы к изучению нового материала;

индивидуальный контроль – опрос конкретных студентов по теме занятия.

Структура занятия, последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам (в соответствии с типом занятия):

  1. Организационная часть (3 мин)
  2. Актуализация знаний (3 мин)
  3. Проверка внеаудиторной самостоятельной работы (5 мин)
  4. Изложение нового материала (12 мин)
  5. Изучение нового материала (15 мин)
  6. Рефлексия (4 мин)
  7. Подведение итогов (3 мин)

Ход занятия

Этап занятия

Время

Цель этапа

Методы обучения

Что делает преподаватель

Что делают студенты

Организационный

3 мин.

Получение мотивации на работу во время урока

Словесный метод

Приветствует студентов, проверяет по журналу явку

Приветствуют преподавателя, формулируют тему и цель урока

записывают ее в тетрадь, включаются в режим работы

Актуализация знаний

3 мин.

Актуализация опорных знаний, которые помогут в восприятии нового материала

Словесный метод: эвристическая беседа, дискуссия

Мотивирует на работу,

задает наводящие вопросы,
Предлагает вопросы к обсуждению

Отвечают на вопросы

Проверка внеаудиторной самостоятельной работы

5 мин.

Мотивация на изучение темы

Словесный метод: дискуссия

Слушает ответы студентов

Рассказывают подготовленный материал

Изложение нового материала

12 мин.

Указание новых понятий, подлежащих изучению

Словесный метод: объяснение, конспект

Иллюстративно-наглядный метод: презентация

Рассказывает новый материал, демонстрирует презентацию

Слушают преподавателя, ведут конспект

Изучение нового материала

15 мин.

Систематизация полученного нового материала

Словесный метод: чтение стихотворений

Наглядный метод: поиск ответов в тексте произведений

Поясняет материал, задаёт вопросы

Слушают стихи, читают фрагменты, анализируют произведения

Рефлексия

5 мин.

Закрепление полученных знаний

Словесный метод: объяснение

Задает вопросы, дает необходимые пояснения

Отвечают на вопросы, задают уточняющие вопросы

Подведение итогов

4 мин.

Оценка работы студентов на уроке

Словесный метод

Оценивает работу студентов на уроке

Участвуют в подведении итогов

Конспект урока на тему: «Творчество В.Т. Шаламова»

I. Вступительная часть

#1054;рганизационный момент

Приветствие обучающихся, фиксация присутствующих, настрой на работу.

Актуализация знаний учащихся (фронтальный опрос):

1. Преподаватель: Сегодня мы узнаем о жизненном пути Варлама Тихоновича Шаламова.

Узнаем о жизненных вехах, которые легли в основу творчества Шаламова.

Поговорим о «Колымских рассказах» и стихах Шаламова. Варлам Тихонович Шаламов почти 20 лет провел в советских лагерях, выжил, выстоял и нашел в себе силы написать об этом в произведениях "Колымские рассказы".

Проверка внеаудиторной самостоятельной работы

Преподаватель: С какими из «Колымских рассказах» вы успели познакомиться?

Как вы приняли эти рассказы?

Что удивило, поразило, возмутило?

Студенты: «Крест», «Сентенция». Поразили рассказы, ужас, боль, удручает.

Преподаватель: Но как и за что автор попал в лагеря? Чтобы понять прозу Шаламова, надо хорошо представлять себе исторические события тех лет. Чтобы понять его поэзию, нужно знать его биографию. Исходя из нашей с вами беседы, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия?

Студенты: биография, отражение её в стихах и прозе Шаламова, жизнь и творчество Шаламова.

В индивидуальном конспекте обучающиеся записывают тему занятия.

#1054;сновная часть

Изложение нового материала

Слайд 1.

Варлам Шаламов родился в Вологде 18 июня 1907 года. Старинный русский город, сохранивший национальные традиции в быту, языке, нравственной жизни, оставил заметный след в его судьбе. «Требования к личной жизни, к личному поведению были в Вологде выше, чем в любом другом русском городе», – не без основания утверждал писатель.

Слайд 2.

Отец его, Тихон Николаевич был потомственный соборный священник, дед, прадед и другие родственники служили в церквях Великого Устюга. Отец был заметной в городе фигурой, совмещал службу с активной общественной деятельностью. Почти 11 лет он служил в православной миссии на острове Кадьяк (Алеутская и Аляскинская епархия). Тихон владел четырьмя иностранными языками, был человеком европейски образованным, независимых взглядов, волевым, категоричным. От отца сын унаследовал твердость убеждений, бескомпромиссность там, где речь шла о чести, долге, достоинстве, хотя отношения их были непростыми. Мать Варлама Шаламова, Надежда Александровна (в девичестве Воробьёва), происходила из учительской семьи и окончила женскую гимназию и педагогические курсы, но, выйдя замуж, стала домохозяйкой. Своим пятерым детям они обеспечили отличное домашнее образование. Варлам был младшим из пяти выживших детей. Страстному любителю книг, Варламу ближе была мать. Занятая хозяйством, кухней, бесконечными заботами о многочисленной семье, она была наделена тонкой душой, любила поэзию.

Слайд 3.

Варлам направился в Москву. Пришлось работать на кожевенном заводе – зато была возможность ходить на вечера поэзии и посещать литературные кружки. Жизнь молодого автора разделилась на две части: стихи и действительность.

В 1926 г. Шаламов поступил в МГУ на факультет советского права. Митинги, демонстрации, философские и литературные диспуты, поэтические вечера, проба пера – так живет В. Шаламов до 19 февраля 1929 года. Это день его ареста. Он оказался в самом центре политической жизни и полемики. Студенты устраивали диспуты и обсуждали каждое решение правительства. Сотрудничал Шаламов и с группой ЛЕФ, писал для журнала «Новый ЛЕФ».

После смерти Ленина развернулась борьба за то, кто будет его преемником. Главой СССР стал Иосиф Сталин, но его политика устраивала не всех. Варлам Шаламов был среди тех, кто считал, что Сталин искажает ленинские идеи. Он участвовал в антисталинской демонстрации и распространял «Завещание Ленина». В этом письме к съезду РКП(б) Владимир Ленин называл Сталина слишком грубым для должности генсека. И предлагал своим товарищам назначить на эту должность кого-то более терпимого, лояльного, вежливого.

Именно за распространение этого письма Варлама Шаламова арестовали в 1929 г. Его осудили на три года исправительно-трудовых лагерей. Отбывал наказание Варлам Шаламов в Пермской области, в Вишерском лагере – писатель строил химический комбинат.

Слайд 4.

С 1929 г. работал в Вишерском лагере на строительстве химкомбината.

В 1931 г. освобождён, восстановлен в правах. В Москве работал в журналах «За ударничество», «За овладение техникой», «За промышленные кадры».

1936 г. — публикует первую новеллу «Три смерти доктора Аустино» в журнале «Октябрь» №1.

Слайд 5.

В1937 г. Шаламов снова арестован за контрреволюционную троцкистскую деятельность и осужден на 5 лет заключения в исправительно - трудовых лагерях с использованием на тяжелых работах.

Работал в золотодобывающих забоях прииска «Партизан»;

в геологоразведочной партии на прииске «Черная речка» - землекопом, кипятильщиком, помощником топографа.

Работал в угольных забоях лагерей «Кадыкчан» и «Аркагала».

Работах на штрафном прииске «Джелгала».

В 1943 г. арест по доносу солагерников «за антисоветские высказывания» - за похвалу И.А.Бунина. Осужден за антисоветскую агитацию на 10 лет лагерей.

Работаел в шахте на прииске «Спокойный».

В 1944 г. арест по доносу.

Работал с лесорубами в тайге на зоне «Ключ Алмазный». Совершил побег.

В наказание за побег вновь направлен на штрафной прииск «Джелгала».

В 1946 г. учился на фельдшера на курсах для заключённых.

Работал фельдшером хирургического отделения в больнице для заключенных;

в поселке лесорубов «Ключ Дусканья».

Писал стихи, вошедшие затем в цикл «Колымские тетради».

Слайд 6.

В1951 г. освобождён. Работал фельдшером в поселках Якутии.

1953 г. вернулся в Москву, встречается с семьей и с Б.Л. Пастернаком.

Работал на торфоразработках в Калининской обл.

В 1956 г. получает реабилитацию за отсутствием состава преступления.

Слайд 7.

Жил в Москве, стихи «Колымские тетради» и «Колымские рассказы».

1200 стихотворений, 150 рассказов

Сборники стихов: «Огниво», «Шелест листьев». «Дорога и судьба»,

Сборники рассказов «Левый берег», «Артист лопаты», «Воскрешение лиственницы», «Московские облака», «Точка кипения».

Повесть «Четвертая Вологда».

Изучение нового материала

Анализ стихотворений

Преподаватель: «Правда поэзии выше правды художественной прозы», - утверждал Шаламов.

Прочитаем стихотворение о любви в шестидесятиградусный мороз: «Камея».1952г. Стихотворение «Камея» – одна из визитных карточек Варлама Шаламова. Написанное еще на Севере, неподалёку от Оймякона, оно войдет в сборник «Огниво» (1956). Адресатом стихотворения была первая жена писателя Шаламова Галина Гудзь.

Цензурой было исключено второе четверостишие в «стране морозов», «редакторы-лесорубы» превращали произведения в «стихи-инвалиды». Это «не “пейзаж памяти” - написано “на пленэре” в шестидесятиградусный мороз».

Мотив особого жертвенного служения поэта.

Преподаватель: Найдите антитезы.

Студенты: Камея – каменотёс, мужское – женское, грубо-материальное – прекрасно-духовное, прочное – хрупкое, природное – человеческое, камень - облака.

Преподаватель: что является реминисценцией античности?

Студенты: Сюжет о Пигмалионе и Галатее;

создание мифического перстня.

Преподаватель: Какому литературному течению Серебряного века свойственна красота образов и мифологичность?

Студенты: Акмеизм.

Преподаватель: На какое литературное течение начала века указывает гиперболизм образа? Партийная кличка Шаламова – Гуливер.

Студенты: футуризм, Маяковский.

Чтение и обсуждение стихотворения «Ледоход». 1958.

Преподаватель: Слушаем романс в исполнении Е. Фраловой, следим по тексту.

С какой антитезы начинается стихотворение? Почему?

Студенты: не гусиным – лебединым, т.к. это царский подарок.

Преподаватель: подберите фразеологизмы к словам: лебединый, перо.

Студенты: лебединая песня, лебединая верность, что написано пером, не вырубить топором.

Преподаватель: найдите антитезы в этом стихотворении.

Студенты: Гусиный-лебединый, льдина-лебедь. повторение «ль».

Преподаватель: Какой звук повторяется? Зачем? Какой образ создан? Какое образное средство?

Студенты: Повторение «ль», для белизны, чистоты, холода; аллитерация.

Чтение и обсуждение стихотворения «Не дождусь тепла-погоды».

Преподаватель: Слушаем роман, следим по тексту.

Поясните фразеологизм «ждать у моря погоды».

Студенты: означает ждать, когда обстоятельства изменятся, не предпринимая никаких действий, когда человек не может ни на что повлиять. Или рассчитывать на удобный момент, не будучи уверенным в том, что этот момент наступит.

Преподаватель: вспомните претекст из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Придет ли час моей свободы?

Пора, пора! — взываю к ней;

Брожу над морем, жду погоды,

Маню ветрила кораблей.

«Я сунулся было в Москву, да узнав, что туда никого не пускают…»

Преподаватель: выявите основной лейтмотив.

Студенты: Лейтмотив несвободы, изгнания.

Преподаватель: Поясните метафору тепла.

Студенты: Мороз-печка, душевная теплота.

Преподаватель: О чём мечтает лирический герой?

Студенты: «…Слушать песни /И писать их мог»,

«Я б выдумывал без свечки/Теплые слова».

Преподаватель: В чём интертекстуальность?

Студенты: Мотив творчества, образ Мастера, миссия и судьба писателя;

«Мастер и Маргарита».

Чтение и обсуждение стихотворения «Но разве мертвым холодна…» 1882.

Преподаватель: это одно из последних стихотворений Шаламова. Какие вопросы и проблемы затронуты в нём?

Студенты: Риторические; вина, честь, судьба.

#1047;аключительный этап

Рефлексия

Преподаватель: Шаламов считал себя по преимуществу поэтом, а не прозаиком, но первые его стихи были опубликованы, когда автору было 50 лет.

Стихи его «живут в тени» прозы. Шаламов знаменит как оригинальный русский прозаик один из создателей литературы, «пережитой как документ». А между тем его перу принадлежат более 1200 стихотворных произведений

Шаламов считал: важно воскресить чувство, которое испытывал человек в нечеловеческих условиях. Он воскрешал это чувство, воскрешал убитых, замученных, умерших от голода и холода, изнеможения…

Размышляя о природе русской литературы, В. Шаламов писал: «У писателей учатся жить. Они показывают нам, что хорошо, что плохо, пугают нас, не дают нашей душе завязнуть в темных углах жизни».

Преподаватель: Подводя итоги урока, ответьте на вопрос: о чём заставляют задуматься стихи В.Т. Шаламова?

Студенты: любовь и творчество спасают человека в нечеловеческих условиях.

Подведение итогов.

Преподаватель благодарит студентов за активную работу на уроке, выставляет оценки.

Раздаточный материал.

Стихотворения В.Т. Шаламова

Камея

На склоне гор, на склоне лет

Я выбил в камне твой портрет.

Кирка и обух топора

Надежней хрупкого пера.

В страну морозов и мужчин

И преждевременных морщин

Я вызвал женские черты

Со всем отчаяньем тщеты.

Скалу с твоею головой

Я вправил в перстень снеговой,

И, чтоб не мучила тоска,

Я спрятал перстень в облака.

1952г.

Ледоход

Не гусиным – лебединым

Напишу письмо пером,

Пусть бежит к тебе по льдинам

В половодье напролом.

Напишу – и брошу в воду

Лебединое перо –

По ночному ледоходу

Засияет серебро.

И в такую холодину

Разобрать не сможешь ты,

Лебедь это или льдина

Приплывет из темноты.

Приплывет перо на скалы,

Ледяное как звезда,

Никогда ты не слыхала

Лебединой песни льда.

Никогда ты не слыхала

Лебединой песни льда,

В час, когда ночные скалы

Бьет весенняя вода.

1958 г.

* * *

Не дождусь тепла-погоды

В ледяном саду.

Прямо к Богу черным ходом

Вечером пойду

Попрошу у Бога места,

Теплый уголок,

Где бы мог я слушать песни

И писать их мог.

Я б тихонько сел у печки,

Шевелил дрова,

Я б выдумывал без свечки

Теплые слова.

Тают стены ледяные,

Тонет дом в слезах.

И горят твои ночные

Влажные глаза.

* * *

Но разве мертвым холодна

постель? И разве есть

у нас какая-то вина,

пятнающая честь?

Любой рассказ наш — сборник бед,

Оставленный в веках,

Как зыбкий слабый Чей-то след

В глухих песках.

Чтоб Чей-то опыт, Чей-то знак

в пути мерцал,

Мерцал в пути, как некий флаг

Средь мертвых скал…

1982 г.



Предварительный просмотр:

Стихотворения В.Т. Шаламова

Камея

На склоне гор, на склоне лет

Я выбил в камне твой портрет.

Кирка и обух топора

Надежней хрупкого пера.

В страну морозов и мужчин

И преждевременных морщин

Я вызвал женские черты

Со всем отчаяньем тщеты.

Скалу с твоею головой

Я вправил в перстень снеговой,

И, чтоб не мучила тоска,

Я спрятал перстень в облака.

1952

Ледоход

Не гусиным – лебединым

Напишу письмо пером,

Пусть бежит к тебе по льдинам

В половодье напролом.

Напишу – и брошу в воду

Лебединое перо –

По ночному ледоходу

Засияет серебро.

И в такую холодину

Разобрать не сможешь ты,

Лебедь это или льдина

Приплывет из темноты.

Приплывет перо на скалы,

Ледяное как звезда,

Никогда ты не слыхала

Лебединой песни льда.

Никогда ты не слыхала

Лебединой песни льда,

В час, когда ночные скалы

Бьет весенняя вода.

1958

* * *

Не дождусь тепла-погоды

В ледяном саду.

Прямо к Богу черным ходом

Вечером пойду

Попрошу у Бога места,

Теплый уголок,

Где бы мог я слушать песни

И писать их мог.

Я б тихонько сел у печки,

Шевелил дрова,

Я б выдумывал без свечки

Теплые слова.

Тают стены ледяные,

Тонет дом в слезах.

И горят твои ночные

Влажные глаза.

* * *

Но разве мертвым холодна

постель? И разве есть

у нас какая-то вина,

пятнающая честь?

Любой рассказ наш — сборник бед,

Оставленный в веках,

Как зыбкий слабый Чей-то след

В глухих песках.

Чтоб Чей-то опыт, Чей-то знак

в пути мерцал,

Мерцал в пути, как некий флаг

Средь мертвых скал…

1982

Галина Игнатьевна Гудзь

Ирина (Ираида) Павловна Сироти́нская

Письмо. Песни на стихи Варлама Шаламова

Елена Фролова

2003 русская авторская песня

* * *

Я живу не по средствам:

Трачу много души.

Все отцово наследство –

На карандаши,

На тетрадки, на споры,

На дорогу в века,

На высокие горы

И пустыни песка.

1969

Олений водопой

Мне не надо в этой ночи

Фонарей, поводырей,

Путь, который всех короче,

Я узнаю от зверей.

Пусть меня толкает в спину

Осторожный ветерок

И ведет через долину,

Через каменный порог.

Я пройду тайгой слепою,

Я такой пройду тропой,

Где олени к водопою

Собираются толпой.

Разбегаются олени,

Чтобы мог напиться я,

Опустившись на колени

Возле горного ручья.

Жадно пью живую воду,

Ту, что зубы леденя,

Все целебней год от году

Становилась для меня.

Пусть на той оленьей тропке

Откровеньем наших бед

Остается этот робкий,

Человечий легкий след.

1953


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой компетенции учащихся на уроках английского языка на основе аналитического чтения

Презентация содержит в себе цели и задачи моей темы самообразования. Текст на английском языке и упражнения к нему....

Урок чтения в 5 классе СКОУ VIII вида. Тема "Выразительное чтение стихотворения А.Прокофьева "Березка"

Урок создает условия для обучения  правильному, выразительному чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья;способствует развитию воображения, памяти, мышления; воспитывает   ...

статья «Развитие филологического мышления школьников через обучение аналитическому чтению художественных текстов английском языке в рамках элективного курса»

Как важно современному человеку уметь выражать свои мысли, читать вдумчиво, а если это ещё и на английском языке? Научите своих учеников думать и мир станет лучше! В этом Вам поможет элективный курс п...

Конспек урока по чтению (3 класс 8 вида) Тема: Работа над содержанием и чтением стихотворения Е. Серова «Ябеда»

Конспек урока по чтению (3 класс 8 вида) Тема: Работа над содержанием и чтением стихотворения Е. Серова «Ябеда»...

"Русь изначальная" в творчестве А.Блока (цикл стихотворений "На поле Куликовом"). Метод аналитического чтения

Данный урок предназначен для учащихся 9 класса основной школы. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные учебные возможности. Содержание учебного материала соответствует цели урока, требованиям учеб...

Аналитическое прочтение стихотворения А.А.Ахматовой "Творчество"

Мы рассмотрим «попытку» Анны Ахматовой описать сакральный, таинственный процесс вдохновения, обнаружим в нём различные фазы. Стихотворение «Творчество» – своего рода &laq...