Конспект урока
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Развитие речи.Книга в жизни человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi._kniga_v_zhizni_cheloveka.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1

Конспект урока
Развитие речи. Книга в жизни человека

Цели: познакомиться с историей создания книги; определить важную роль книги как источника знаний в жизни человека; совершить краткий обзор структуры учебника с введением новых понятий (форзац, титульный лист, переплет, ляссе, нахзац); сформировать у обучающихся интерес к книге и чтению.

Планируемые результаты:

  1. Познавательные: познакомиться с историей создания книги; ввести понятия «форзац», «нахзац», «титульный лист», «ляссе» при знакомстве со структурой учебника.
  2. Регулятивные: определить роль книги в духовной жизни человека; анализ цитат А.С. Пушкина и Д. Дидро о книгах и чтении.
  3. Личностные: вспомнить произведения, при прочтении которых у учащегося и автора возникал «доверительный разговор»
  4. Коммуникативные: провести совместный анализ статьи учебника «К читателю», уметь выразить свою точку зрения.

Ход урока:

  1. Орг.момент

На доске написано слово «буква» на разных языках мира

LETTER (англ), LETTERA (итал.), LETTRE (фран.), LITERA (лат.), БУКВА (русск.)

- Ребята, на доске написаны слова, перевод которых на русский язык обозначает слово «буква». Как вы думаете, с каким словом созвучны эти слова?

(Литература)

- Верно. Сегодня у вас самый первый урок литературы. Давайте познакомимся со значением этого слова, что же значит слово «литература»?

Litera – «буква» (лат.), литература – «написанное». Это совокупность художественных текстов.

Литература – вид искусства.

(Запись в тетради у учащихся: Литература – (litera – «буква») – с лат. «написанное».)

- Ребята, если мы под словом литература понимаем совокупность художественных текстов, то давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. В какое обличие заключены художественные тексты?

(Книга)

- Верно. Сегодня мы будем говорить о книге и о ее роли в духовной жизни человека. Казалось бы, что особенного в книге, мы так привыкли к книгам, для нас они стали чем-то привычным, обыденным. Сложно представить, что раньше много столетий назад, книга была сокровищем. Как вы думаете почему?

(Они были очень редкими, их было мало. Они были богато украшены драгоценными камнями и расшиты золотом. Кроме того, страницы были изготовлены из пергамента, который изготавливали вручную).

А сегодня в нашей жизни появились электронные книги, приложения для планшетов и смартфонов и, возможно, настанет время, когда бумажная книга будет музейным экспонатом, но назначение книги не меняется будь она в электронном виде или в бумажном. Но лично я люблю бумажную книгу с запахом страниц, с хрустом новой книги, когда в руках держишь, перелистываешь страницы, кладешь закладку… Они такие разные: гладкие, шершавые со своим запахом типографской краски. (Показываю примеры разных книг).

  1. Слово учителя. «Путешествие во времени»

- Ребята, прежде чем мы с вами определимся с ролью книги в жизни человека, давайте отправимся в путешествие во времени! Любите путешествовать? Тогда закрывайте глаза.

Мы с вами перенесемся в древний мир.

(Включаю презентацию)

Знаете ли вы, что первые библиотеки появились задолго до того, как появилось книгопечатанье? Как такое возможно, спросите вы?

Оказывается, люди всегда пытались записать что-то важное, чтобы в дальнейшем запись смогла пережить своего создателя.

ФАЙЛ 1: В Древнем Египте писцы рисовали символы на папирусе (растение), в Древней Греции на пергаменте (шкура животного особой выделки), а в Древнем Китае на глиняных табличках.

И пергамент, и папирус хранились в особых местах, как бы сейчас назвали – библиотеках.

ФАЙЛ 2: Самая древняя библиотека – Александрийская. В ней хранилось от 40 000 до 400 000 папирусов и пергаментов. Но она не сохранилась и была разрушена в 270 г до н.э. Сейчас на ее месте построена другая современная библиотека, которая привлекает туристов своей необычной формой, в форме диска.

Что вы еще знаете про Александрию? Какое чудо света находилось в Александрии? (кроме Колосс Родоский, Висячие сады Семирамиды, пирамиды Хеопса, пирамид Майя) Александрийский маяк.

ФАЙЛ 3: На Руси первая библиотека появилась при Ярославе Мудром в 1037 году. Она находилась в Софийском соборе в Киеве. Там хранились жития святых, и главная книга христианства - Евангелие. Здесь также хранились государственные документы и даже дорогие красивые книги, инкрустированные драгоценными камнями.

ФАЙЛ 4: А теперь отправимся в Древний Китай. Переворотом в истории книги можно считать величайшее событие – изобретение бумаги. И случилось это в Китае около 105 г. до н.э. в то время книги с бумажными страницами (да и пергаментными тоже) были очень дорогими, так как и бумага и выделка шкуры в пергамент производилось вручную. Да и книги писались вручную.

ФАЙЛ 5: До тех пор, пока не был создан в Европе печатный станок Иоанна Гуттенберга. В России же первым книгопечатником был… (Иван Федоров)

ФАЙЛ 6: Иван Федоров по приказу Ивана Грозного работал над своим книгопечатным станком, будучи работником Синодского печатного двора на Никольской. Кто-нибудь помнит, как называлась первая напечатанная Федоровым книга? («Апостолл» 1564 г.)

А кто знает принцип работы печатного станка Федорова? (Федоров вырезал деревянные буквы, добивался, чтоб строчки были ровными. Создал заготовки для орнамента заглавной буквы в новом абзаце, которая печаталась красной краской. Работал он в Синодальном печатном дворе на Никольской улице, недалеко от Кремля.)

ФАЙЛ 7: Со временем книгопечатание совершенствовалось и на сегодняшний день мы имеем современные типографии с современейшим оборудованием. Но значение книг не меняется с наступлением технического прогресса и века цифровых технологий. Появляются электронные книги, приложения на планшетах и смартфонах, аудиокниги… Но значение книги в духовной жизни человека остается прежним!!!

Как сказал французский мыслитель Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

Итак, мы с вами завершили наше маленькое путешествие во времени, вспомнили историю создания книги. И я предлагаю вам подумать минутки 2, какова же роль книги в жизни человека? Будь то книга в деревянном переплете и пергаментными страницами или же современная электронная книга.

  1. Формулировка целей

Роль книги в жизни человека:

  1. Источник информации, накопленный веками и тысячелетиями. Предки сохраняли знания для будущего поколения, то есть для нас с вами, передавали опыт. Из книг мы узнаем, как жили в древности, какие были нравы и традиции. А также из книг мы узнаем, каким предыдущие поколения видели будущее.
  2. Книги обогащают речь. Человек читающий узнает новые слова и начинает применять их в своей речи, отчего речь его становится красивее и богаче.
  3. Благодаря чтению книг человек становится грамотней. Читатель подсознательно запоминает правильное написание слов.
  4. Книга способна скрасить наш досуг и увлечь в необыкновенный мир приключений.
  5. Развивает воображение и фантазию.

Молодцы!

  1. Чтение вслух. Работа со статьей учебника «К читателям»

А теперь обратимся к статье учебника «К читателям». Внимательно прочитаем и определим, все ли функции книги мы назвали.

Чтение статьи. Работа со статьей по вопросам на стр.5

  1. «Экскурсия» по учебнику

А теперь мы с вами вместе совершим маленькую экскурсию по нашему учебнику, с которым мы будем вместе знакомиться с произведениями русских и зарубежных писателей, будем учиться анализу произведений.

- Итак, во-первых, наш учебник – это… что? (Книга)

Первое, на что мы обращаем внимание – это ОБЛОЖКА.

  1. ОБЛОЖКА – это оболочка из плотной бумаги или картона. На обложке размещается информация о названии книги и автор. Кто авторы нашего учебника?

Кроме обложки существуют еще и книги с СУПЕР-ОБЛОЖКОЙ. Для чего она нужна? (Чтоб сохранить книгу)

Второе, на что мы обращаем внимание – это ПЕРЕПЛЕТ.

  1. ПЕРЕПЛЕТ – это «корешок», который соединяет книжный блок с обложкой.

Далее мы открываем книгу и видим ФОРЗАЦ.

  1. ФОРЗАЦ – соединяет основную часть книги с обложкой.

А если мы перевернем всю книгу, то попадем на НАХЗАЦ

  1. НАХЗАЦ – это то же самое, что форзац, только сзади книги

Затем мы листаем книгу и попадаем на ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

  1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ – это начальный лист книги. На нем обычно содержится развернутая информация: автор, название, издательство, год издания.

Далее мы попадаем в часть книги, зазываемой КНИЖНЫМ БЛОКОМ

  1. КНИЖНЫЙ БЛОК – это все страницы книги, скрепленные между собой. Как будто много маленьких тоненьких тетрадочек сшиты между собой.
  2. ЛЯССЕ – ленточка-закладка, прикрепленная к «корешку».

Давайте полистаем учебник и посмотрим содержание, с какими писателями будем знакомиться в 5 классе, какие писатели вам уже знакомы?!

  1. Подведение итогов

Итак, ребята, мы с вами совершили путешествие, провели маленькую экскурсию… Давайте вспомним, какова же роль книги в жизни человека.

Что же нового вы узнали из истории создания книги?

  1. Домашнее задание

Стр. 3-5 читать, Стр.6 вопрос №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...