Конспект урока
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Развитие речи.Книга в жизни человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi._kniga_v_zhizni_cheloveka.docx | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1
Конспект урока
Развитие речи. Книга в жизни человека
Цели: познакомиться с историей создания книги; определить важную роль книги как источника знаний в жизни человека; совершить краткий обзор структуры учебника с введением новых понятий (форзац, титульный лист, переплет, ляссе, нахзац); сформировать у обучающихся интерес к книге и чтению.
Планируемые результаты:
- Познавательные: познакомиться с историей создания книги; ввести понятия «форзац», «нахзац», «титульный лист», «ляссе» при знакомстве со структурой учебника.
- Регулятивные: определить роль книги в духовной жизни человека; анализ цитат А.С. Пушкина и Д. Дидро о книгах и чтении.
- Личностные: вспомнить произведения, при прочтении которых у учащегося и автора возникал «доверительный разговор»
- Коммуникативные: провести совместный анализ статьи учебника «К читателю», уметь выразить свою точку зрения.
Ход урока:
- Орг.момент
На доске написано слово «буква» на разных языках мира
LETTER (англ), LETTERA (итал.), LETTRE (фран.), LITERA (лат.), БУКВА (русск.)
- Ребята, на доске написаны слова, перевод которых на русский язык обозначает слово «буква». Как вы думаете, с каким словом созвучны эти слова?
(Литература)
- Верно. Сегодня у вас самый первый урок литературы. Давайте познакомимся со значением этого слова, что же значит слово «литература»?
Litera – «буква» (лат.), литература – «написанное». Это совокупность художественных текстов.
Литература – вид искусства.
(Запись в тетради у учащихся: Литература – (litera – «буква») – с лат. «написанное».)
- Ребята, если мы под словом литература понимаем совокупность художественных текстов, то давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. В какое обличие заключены художественные тексты?
(Книга)
- Верно. Сегодня мы будем говорить о книге и о ее роли в духовной жизни человека. Казалось бы, что особенного в книге, мы так привыкли к книгам, для нас они стали чем-то привычным, обыденным. Сложно представить, что раньше много столетий назад, книга была сокровищем. Как вы думаете почему?
(Они были очень редкими, их было мало. Они были богато украшены драгоценными камнями и расшиты золотом. Кроме того, страницы были изготовлены из пергамента, который изготавливали вручную).
А сегодня в нашей жизни появились электронные книги, приложения для планшетов и смартфонов и, возможно, настанет время, когда бумажная книга будет музейным экспонатом, но назначение книги не меняется будь она в электронном виде или в бумажном. Но лично я люблю бумажную книгу с запахом страниц, с хрустом новой книги, когда в руках держишь, перелистываешь страницы, кладешь закладку… Они такие разные: гладкие, шершавые со своим запахом типографской краски. (Показываю примеры разных книг).
- Слово учителя. «Путешествие во времени»
- Ребята, прежде чем мы с вами определимся с ролью книги в жизни человека, давайте отправимся в путешествие во времени! Любите путешествовать? Тогда закрывайте глаза.
Мы с вами перенесемся в древний мир.
(Включаю презентацию)
Знаете ли вы, что первые библиотеки появились задолго до того, как появилось книгопечатанье? Как такое возможно, спросите вы?
Оказывается, люди всегда пытались записать что-то важное, чтобы в дальнейшем запись смогла пережить своего создателя.
ФАЙЛ 1: В Древнем Египте писцы рисовали символы на папирусе (растение), в Древней Греции на пергаменте (шкура животного особой выделки), а в Древнем Китае на глиняных табличках.
И пергамент, и папирус хранились в особых местах, как бы сейчас назвали – библиотеках.
ФАЙЛ 2: Самая древняя библиотека – Александрийская. В ней хранилось от 40 000 до 400 000 папирусов и пергаментов. Но она не сохранилась и была разрушена в 270 г до н.э. Сейчас на ее месте построена другая современная библиотека, которая привлекает туристов своей необычной формой, в форме диска.
Что вы еще знаете про Александрию? Какое чудо света находилось в Александрии? (кроме Колосс Родоский, Висячие сады Семирамиды, пирамиды Хеопса, пирамид Майя) Александрийский маяк.
ФАЙЛ 3: На Руси первая библиотека появилась при Ярославе Мудром в 1037 году. Она находилась в Софийском соборе в Киеве. Там хранились жития святых, и главная книга христианства - Евангелие. Здесь также хранились государственные документы и даже дорогие красивые книги, инкрустированные драгоценными камнями.
ФАЙЛ 4: А теперь отправимся в Древний Китай. Переворотом в истории книги можно считать величайшее событие – изобретение бумаги. И случилось это в Китае около 105 г. до н.э. в то время книги с бумажными страницами (да и пергаментными тоже) были очень дорогими, так как и бумага и выделка шкуры в пергамент производилось вручную. Да и книги писались вручную.
ФАЙЛ 5: До тех пор, пока не был создан в Европе печатный станок Иоанна Гуттенберга. В России же первым книгопечатником был… (Иван Федоров)
ФАЙЛ 6: Иван Федоров по приказу Ивана Грозного работал над своим книгопечатным станком, будучи работником Синодского печатного двора на Никольской. Кто-нибудь помнит, как называлась первая напечатанная Федоровым книга? («Апостолл» 1564 г.)
А кто знает принцип работы печатного станка Федорова? (Федоров вырезал деревянные буквы, добивался, чтоб строчки были ровными. Создал заготовки для орнамента заглавной буквы в новом абзаце, которая печаталась красной краской. Работал он в Синодальном печатном дворе на Никольской улице, недалеко от Кремля.)
ФАЙЛ 7: Со временем книгопечатание совершенствовалось и на сегодняшний день мы имеем современные типографии с современейшим оборудованием. Но значение книг не меняется с наступлением технического прогресса и века цифровых технологий. Появляются электронные книги, приложения на планшетах и смартфонах, аудиокниги… Но значение книги в духовной жизни человека остается прежним!!!
Как сказал французский мыслитель Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Итак, мы с вами завершили наше маленькое путешествие во времени, вспомнили историю создания книги. И я предлагаю вам подумать минутки 2, какова же роль книги в жизни человека? Будь то книга в деревянном переплете и пергаментными страницами или же современная электронная книга.
- Формулировка целей
Роль книги в жизни человека:
- Источник информации, накопленный веками и тысячелетиями. Предки сохраняли знания для будущего поколения, то есть для нас с вами, передавали опыт. Из книг мы узнаем, как жили в древности, какие были нравы и традиции. А также из книг мы узнаем, каким предыдущие поколения видели будущее.
- Книги обогащают речь. Человек читающий узнает новые слова и начинает применять их в своей речи, отчего речь его становится красивее и богаче.
- Благодаря чтению книг человек становится грамотней. Читатель подсознательно запоминает правильное написание слов.
- Книга способна скрасить наш досуг и увлечь в необыкновенный мир приключений.
- Развивает воображение и фантазию.
Молодцы!
- Чтение вслух. Работа со статьей учебника «К читателям»
А теперь обратимся к статье учебника «К читателям». Внимательно прочитаем и определим, все ли функции книги мы назвали.
Чтение статьи. Работа со статьей по вопросам на стр.5
- «Экскурсия» по учебнику
А теперь мы с вами вместе совершим маленькую экскурсию по нашему учебнику, с которым мы будем вместе знакомиться с произведениями русских и зарубежных писателей, будем учиться анализу произведений.
- Итак, во-первых, наш учебник – это… что? (Книга)
Первое, на что мы обращаем внимание – это ОБЛОЖКА.
- ОБЛОЖКА – это оболочка из плотной бумаги или картона. На обложке размещается информация о названии книги и автор. Кто авторы нашего учебника?
Кроме обложки существуют еще и книги с СУПЕР-ОБЛОЖКОЙ. Для чего она нужна? (Чтоб сохранить книгу)
Второе, на что мы обращаем внимание – это ПЕРЕПЛЕТ.
- ПЕРЕПЛЕТ – это «корешок», который соединяет книжный блок с обложкой.
Далее мы открываем книгу и видим ФОРЗАЦ.
- ФОРЗАЦ – соединяет основную часть книги с обложкой.
А если мы перевернем всю книгу, то попадем на НАХЗАЦ
- НАХЗАЦ – это то же самое, что форзац, только сзади книги
Затем мы листаем книгу и попадаем на ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
- ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ – это начальный лист книги. На нем обычно содержится развернутая информация: автор, название, издательство, год издания.
Далее мы попадаем в часть книги, зазываемой КНИЖНЫМ БЛОКОМ
- КНИЖНЫЙ БЛОК – это все страницы книги, скрепленные между собой. Как будто много маленьких тоненьких тетрадочек сшиты между собой.
- ЛЯССЕ – ленточка-закладка, прикрепленная к «корешку».
Давайте полистаем учебник и посмотрим содержание, с какими писателями будем знакомиться в 5 классе, какие писатели вам уже знакомы?!
- Подведение итогов
Итак, ребята, мы с вами совершили путешествие, провели маленькую экскурсию… Давайте вспомним, какова же роль книги в жизни человека.
Что же нового вы узнали из истории создания книги?
- Домашнее задание
Стр. 3-5 читать, Стр.6 вопрос №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....