А. И. Куприн «Чудесный доктор»
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет | Литература | ||
Класс | 6 | ||
Тема урока | А. И. Куприн «Чудесный доктор» | ||
Тип урока | Комбинированный урок | ||
Цель урока | 1) образовательные: ‒ расширение лексикона учащихся; - закрепить у учащихся представление о «святочном рассказе» ‒ совершенствование навыков анализа литературного произведения; ‒ формирование нормы правильной литературной речи; 2) развивающие:
3) воспитательные: ‒ воспитание ответственного отношения к учению; ‒ формирование навыков самоконтроля; ‒ формирование интереса к предмету, ‒ создание положительной культурно-речевой среды, атмосферы комфортного доверительного общения; ‒ воспитание интереса и уважения к родному языку, литературе; ‒ формирование взаимодействия учащихся в групповой работе на основе уважения друг к другу. - воспитание нравственных качеств учащихся. | ||
Основные термины и понятия | святочный рассказ, прототип, заглавный образ, сострадание | ||
Образовательные ресурсы | Учебник Литература. 6 класс. Чертов В.Ф., Трубина Л.А. Часть 2 Презентация PowerPoint | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные результаты
| Личностные результаты Формирование:
| Метапредметные результаты
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Предметные результаты | Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа) | Основные виды деятельности учителя. Методы и приёмы обучения | ФОУД | Виды деятельности учащихся | Формируемые УУД | ||
Этап 1. Организация урока. Мотивация к учебной деятельности - 3 мин. | |||||||
| Презентация PowerPoint. | Вступительное слово учителя
Здравствуйте, ребята. Какой чудесный сегодня день! А что еще может быть чудесным? Так какое же значение у этого слова? Молодцы. А что такое «чудо»? случались ли с вами чудеса? Конечно, вы догадались, к чему эта беседа. Сегодня мы поговорим о рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор». | Ф | Ученики приветствуют учителя, включаются в работу на уроке, отвечают на вопросы учителя. |
| ||
Этап 2. Актуализация ранее полученных знаний. Проверка дз. 5 мин | |||||||
| Презентация PowerPoint. Текст произведения | Беседа. (на слайде портрет Куприна, членов его семьи, места, связанных с писателем) Но для начала вспомним, что же мы знаем об Александре Ивановиче? Мы назовем самые главные факты из его биографии по цепочке. Я начинаю… Давайте вспомним, о каком литературном жанре мы узнали? Давайте попробуем вспомнить его особенности. Молодцы. Теперь мы можем поближе познакомиться с «Чудесным доктором». | Ф | Отвечают на вопросы учителя. |
| ||
Этап 3. Получение новых знаний– 28 мин. | |||||||
понимание авторской позиции и формирование собственного отношения к произведению;
| Презентация PowerPoint. Текст произведения | Беседа. Итак, дома вы читали рассказ. Какое впечатление об этом произведении у вас сложилось после прочтения? Понравился ли вам сам доктор? Чем? Рассказ поистине волшебный. Давайте попробуем доказать, что он является образцом «святочного рассказа». Какую роль играет в рассказе описание места встречи Мерцалова с чудесным доктором в общественном саду, куда герой попал «как бы внезапно для себя»? Проверка индивидуального задания На прошлом уроке мы говорили, что у этого героя есть реальный прототип. О нем подготовил сообщение…. Слушаем внимательно. Похожи ли реальный Н.И.Пирогов и герой рассказа Куприна? Чем? Какие черты характера мы можем отметить у заглавного героя? (на слайде портрет Пирогова) Работа с книгой. Приведите примеры из текста. Работа с иллюстративным материалом. Посмотрите на иллюстрации на слайде. Какой из докторов по вашему мнению больше похож на нашего доктора? Работа с книгой. Отлично. Ребята, а какой эпизод рассказа вы бы назвали кульминационным? Почему? Давайте прочитаем его еще раз. Так какие же черты личности доктора проявились в этом эпизоде? А почему доктор не назвал своей фамилии Мерцаловым? (на слайде иллюстрация эпизода) Постановка проблемного вопроса. Давайте теперь вспомним финал рассказа. Согласны ли вы со словами одного из персонажа о докторе: «великое, мощное, святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»? | Ф И | Отвечают на вопросы учителя, внимательно слушают сообщение одноклассника, сопоставляют героя рассказа и его прототип, доказывают свои ответы на вопросы цитатами из рассказа, выразительно читают кульминационный эпизод, отвечают на проблемный вопрос, дают развернутый ответ. |
| ||
Этап 4. Обобщающий этап. Рефлексия. – 3 мин. | |||||||
Презентация PowerPoint. | Слово учителя А наш урок, на котором сегодня побывал доктор, подходит к концу. Давайте подберем к каждой букве черту характера нашего героя. (Буквы написаны на слайде) Д О К Т О Р Как вы легко справились с задачей! Значит у нас получилось поближе познакомиться с героем? Я думаю вы без труда справитесь и с заданием, которое я дам вам на дом. | Ф И | Ученики проводят саморефлексию, отвечают на вопросы, |
(Р);
| |||
Этап 5. Задание на дом – 2 мин. | |||||||
Презентация PowerPoint. | Стр 98, задание 7 Вспомните все, о чем мы говорили на последних двух уроках и у вас все получится. Спасибо за урок. | Ф | Записывают домашнее задание. При необходимости задают вопросы. | − умение слушать и воспринимать полученную информацию (Р). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу А.И Куприна "Чудесный доктор"
Презентация содержит понятие "рождественский рассказ", словарные статьи, виды заданий и ответы на них, схемы, выводы, домашнее задание....
Урок-презентация по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"
предлагается два урока в 6 классе по данному рассказу...
"... главное - не падайте никогда духом" (урок по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор")
Тема урока:«… главное – не падайте никогда духом» (урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»).Цели урока:образовательная– познакомиться с жанром святочного рассказа, проследить его основные...
Урок литературы "По рецепту профессора Пирогова (рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор")
Заключительный урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор». Цели урока:- развивать навыки анализа художественного произведения; - закрепить понят...
Урок внеклассного чтения по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"
Тема: Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор».Цели: 1. Помочь учащимся понять содержание рассказа, повествующего об эпохе прошлого века, разобраться в описанных в нём событиях, судьбах и поступках герое...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...