Басня
проект по литературе (5 класс)

Басня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basnya_proekt.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Название работы: «Басни во все времена» Руководитель проекта: Серова Виктория Дмитриевна, учитель русского языка и литературы Участник проекта: Стецюк Татьяна – ученица 5 «В» класса

Слайд 2

Актуальность: Как говорил Николай Васильевич Гоголь: «Басня – книга мудрости самого народа». Что же такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальной школе. Знакомится и тут же забывает. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение. Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!? А что такое басня, откуда она пришла, кто писал басни и пишут ли их сейчас? Я решила в этом разобраться.

Слайд 3

Цель проекта: узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней, используя различные информационные источники. Задачи: 1.Выяснить, что такое басня. 2.Провести опрос среди детей и взрослых с целью выяснить, как популярен жанр басня и каких известных баснописцев они знают. 3.Обобщить материал по теме исследования и построить ленту времени «Басни во все времена». Гипотеза: предположим, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена. Объект исследования: басня в литературе. Предмет исследования : развитие басенного жанра в литературе. Методы исследования: 1.Изучение специальной литературы. 2.Опрос и анализ. 3.Обобщение и систематизация материала по данной теме. Предполагаемый продукт проекта: плакат для уроков литературы «Басни во все времена».

Слайд 4

Проведение исследования. Вряд ли существует хотя бы один человек, который ни разу в своей жизни не читал басни. Что же такое басня? Для начала мы решили выяснить определение этого слова. Для этого мы воспользовались «Толковым словарём русского языка» С.И. Ожегова: Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. Вымысел, выдумка. В басне всегда есть вывод – мораль, который даётся чаще всего в конце, реже – в начале. Цель басни – показать человеческие пороки, недостатки и их высмеивание. Главными героями басен являются животные, растения или даже предметы. Чтобы выяснить, как популярен жанр басня, каких известных баснописцев знают, я провела опрос среди учеников своего класса.. Вопросы: 1. Любите ли вы читать басни? Да-18 Нет-10 2. Каких баснописцев Вы знаете? Крылов-28 Эзоп-9 Лафонтен-1 3. Какие басни Вы знаете? «Мартышка и очки»-19 «Свинья под дубом»-15 «Ворона и лисица»-11 4. Как вы думаете, пишут ли басни современные писатели? Да-11 Нет-17

Слайд 5

А самые популярные басни, как среди детей, так и среди взрослых – это басни Ивана Андреевича Крылова: «Квартет», «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и моська», «Стрекоза Муравей» и «Мартышка и очки». Отвечая на последний вопрос, большинство опрашиваемых считают, что современные писатели басни пишут. Но есть и те, которые сомневаются. Результаты опроса помогли нам убедиться, что тема исследования актуальна: басни любят и помнят, но знают про них очень мало.

Слайд 6

Первым баснописцем был житель Древней Греции (VI век до нашей эры) - Эзоп . Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Самые известные басни Эзопа - «Черепаха и Заяц», «Волк в овечьей шкуре». Басни Эзопа были переведены на многие языки мира. Как я выяснила, у библиотекаря, это одна из самых читаемых книг среди младших школьников. Басни Эзопа для детей хороши тем, что они совсем небольшого размера, читаются быстро, поэтому и воспринимаются лучше. Жан де Лафонтен - тоже знаменитый, но только французский баснописец XVII века. Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. В своих ранних произведениях Лафонтен следовал сюжетам Эзопа, действительно пересказывая в стихах нравоучительные басни греческого автора.

Слайд 7

Отрывок из басни Эзопа «Ворон и Лисица » Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: "Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать". Отрывок из басни Жан Де Лафонтен «Обезьяна и Кот» Обезьяна Бертран и кот Ратон Жили на постое у общего хозяина. Для пройдох это было теплое местечко: Никого они не боялись. Стоило найти им хороший кусок - И уже ни крошки не доставалось третьему. Бертран не упускал ничего, Да и Ратон предпочитал мышам головку сыра. И вот однажды глядят плуты и видят: Жарятся на огне каштаны.

Слайд 8

Иван Иванович Дмитриев – русский писатель, современник А.С. Пушкина, И.А. Крылова. Басни И. Дмитриева имели большой успех у читателей. Его называли “русским Лафонтеном”. Александр Ефимович Измайлов – был современником И.А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца. Басни А.Е. Измайлова любил А. С. Пушкин, некоторые его басни читал наизусть. Иван Иванович Хемницер – русский баснописец. Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. И.И. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их. Свои басни сочинял в стихотворной форме.

Слайд 9

Отрывок из басни А.Е.Измайлова «Кукушка» "Послушайте меня -- я не совру", Кукушка говорила птицамъ -- Чижамъ , щеглятамъ и синицамъ : "Была я далеко, въ большомъ , густомъ бору; Тамъ слышала, чего доселѣ не слыхала, Какъ соловей поётъ . Ужь не по нашему! Я хорошо пѣвала , Да всё не то! Такъ сердце и замрётъ Отъ радости, когда во весь онъ голосъ свистнетъ , А тамъ защолкаетъ , иль тихо пуститъ трель: Забудешься совсѣмъ и голова повиснетъ . Ну что противъ него свирѣль ? Дивилась право я, дивилась... Однако же не потаю: По-соловьиному и я пѣть научилась. Для васъ , извольте, пропою Точнёхонько какъ онъ -- хотите?"

Слайд 10

Иван Андреевич Крылов был разностронне одарённым человеком: драматургом, издателем, музыкантом (прекрасно играл на скрипке), художником. Начинал своё творчество Иван Андреевич также с перевода басен Эзопа и Лафонтена. Популярность Крылова-баснописца росла необычайно быстро.Вслед за первой книгой через два года вышла вторая, а потом третья и четвертая книги басен. Всего при жизни баснописца вышло девять книг, заключавших 196 басен. о

Слайд 11

Отрывок из басни И.А. Крылова «Свинья под дубом» Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала. "Ведь это дереву вредит, - Ей с Дубу Ворон говорит, - Коль корни обнажишь, оно засохнуть может". "Пусть сохнет, - говорит Свинья, - Ничуть меня то не тревожит, В нем проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею; Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

Слайд 12

А вот самым известным баснописцем в XX веке стал Сергей Владимирович Михалков. Наибольшую известность С.В.Михалкову принесли его произведения для детей («Дядя Степа», «А что у Вас?» и др.), но в советское время огромной популярностью пользовалось его басенное творчество. Сергей Михалков - автор свыше 200 басен. В числе первых напечатанных басен были «Слон-живописец», «Две подруги».

Слайд 13

Владимир Шебзухов - современный поэт-баснописец, член Московской городской организации Союза писателей России, музыкант, композитор. Владимир Иванович Холменко – известный петербургский литератор, один из самых ярких современных российских авторов, пишущих в жанре басни, основоположник такой его разновидности, как басни-миниатюры, автор книг «Античные басни-миниатюры», «От Эзопа до наших дней» и других.

Слайд 14

Отрывок из басни В. Шебзухова «Лисица и Лев» Лиса попалась в когти льва. Плутовка вмиг нашла слова Высокомерно заявить, Что ей в лесу — в почёте быть, Зверей, мол, в страхе всех держать… И, как вдруг льву, о том не знать?! Ведь, кто задумает обидеть, Возмездия не избежать! Аж волосы на гриве встали: «Таких болтушек мы видали. У врушек — плюнь в глаза — роса! Хитришь всё, старая лиса!»

Слайд 15

Заключение. В ходе нашего исследования с помощью информационных источников мы выяснили, что такое басня, её особенности в литературном жанре, самых известных баснописцев во все времена. Басня с древнейших времен получила широкую известность и накопила богатейшие традиции в литературе разных народов. В основу становления мировой басенной культуры легли басни Эзопа, которые разбрелись по всему свету. Они явились тем богатым источником, из которого черпали мотивы и сюжеты многие последующие баснописцы: Жан де Лафонтен, И.И. Хемницер , И.А. Крылов, С.В. Михалков, В. Шебзухов и многие другие.

Слайд 16

Список литературы. 1 Басни для детей. И. А. Крылов/ сост. В. П. Аникина. – М.: АСТ, 2014. 2. Михалков С. В. Детям: стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы. – М.: Детская литература, 1981. 3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1999. 4. Русская басня. Н. Степанова. – М.: Художественная литература, 1966. 5. Я познаю мир. Литература. Чудакова Н. В. – М: АСТ, 1997.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».

Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».Цели: познакомить с биографией И. Крылова,...

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».

-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...

Знакомство с жанром басни. Мораль в басне. И.А.Крылов «Ворона и лисица»

Урок литературного чтения для учащихся 3 класса, обучающихся по системе Л.В.Занкова. Урок может использовать учитель, работающий и по другим системам обучения....

Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова

Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова.  6 класс. На уроке ученики получают дополнительные сведения об авторе и о басне как эпическом жанре литературы, закрепляют ...

И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом» (по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва)

В баснях Крылова слились речь поэтическая и разговорная. По форме басни близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вмест...

Презентация по литературе. Особенности жанра басни .Басни И.А.Крылова.

Данная презентация подготовлена для урока литературы по теме "Басни И.А.Крылова". Цели данной презентации: учить сопоставлять разные тексты, самостоятельно делать выводы, находить общее и различное в ...

Мои басни (Внеклассная работа по литературе). Басня "Мартышка на диете".

Внеклассная работа по литературе. Басня "Мартышка на диете"....