Материалы выступления "мысль семейная" в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Читательская конференция "Он победил и время, и пространство", посвященная 225-летию А.С. Пушкина
опыты и эксперименты по литературе (8 класс)
Основу жизни человека составляет счастливый семейный быт. Семья – это школа любви, школа жизненного опыта, школа духовного возрастания. Путь в семью – это путь к людям. Отсутствие душевной близости делает семью формальной. В ней живут люди родные только по крови, а потому можно предположить, что такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни.
С ранних лет отданный на руки гувернеров, лишенный родительского внимания и ласки, будущий поэт А.С. Пушкин мог совершенно нравственно погибнуть, если б рядом не оказались носители «разумного, доброго, вечного»: бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, няня Арина Родионовна, крепостной дядька Никита Козлов. В их лице нашел Пушкин материнскую ласку и любовь. Глубоко преданная своей семье, Мария Алексеевна в детстве фактически заменила Александру мать. От родной матери мальчик получал лишь наказания: била по щекам, раздражалась при виде его, как и отец, для которого дети были «помехой». Наверное, поэтому более всего ценил Пушкин в своей жене душу. А ведь перед женитьбой он писал: «…Я женюсь без упоения, без ребяческого очарования…Горести не удивят меня…Всякая радость будет мне неожиданностью». В этих словах и страх, и готовность встретить семейный быт, похожий на родительский. В недолгой семейной жизни поэта мы наблюдаем одну из главных сфер самореализации Александра Сергеевича. В его произведениях – вечный поиск «мысли семейной». Вот Владимир Дубровский читает переписку матери с отцом и узнает о тесных семейных узах, что связывали его родителей, и «погружается душою в мир семейственного счастия». В повести «Метель» - страстное желание через препоны соединить любящие сердца в семью, выстрадавшую свое счастье. Писатель проводит своих героев через страдания, горечь разлук к истинному семейному быту. Тем прочнее союз сердец.
В повести «Капитанская дочка» семейные записки даны от лица Петра Гринева, увидевшего в «дурочке» (как отзывался о Маше Мироновой Швабрин) прекрасную чистую душу. Огромная ответственность за человека, с которым связываешь свою судьбу, готовность отдать жизнь за него, щемящий страх потерять счастье – эти проблемы в «Капитанской дочке» стали неотделимы от авторского понимания хрупкости семейного быта. Они близки и нам, живущим в 21 веке. Что изменилось? Практически ничего. Взгляд на семью стабилен. Другое дело, что поступки людей соответствуют характеру наклонностей. Стремление к выгодным бракам не исключение. Но, уверена, повесть «Капитанская дочка» останется настольной книгой тех, для кого любовь – светлое, бескорыстное чувство, основанное на уважении, взаимопонимании, преданности и готовности жертвовать всем, в том числе и жизнью, ради любимого человека. А все эти качества являются стержнем крепкой семьи.
Вашему вниманию представлю фрагмент урока литературы в 8 классе по повести «Капитанская дочка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gbou_sosh_26._petlina_v.a.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мысль семейная» в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Петлина Вера Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрани
Основу жизни человека составляет счастливый семейный быт. Семья – это школа любви, школа жизненного опыта, школа духовного возрастания. Путь в семью – это путь к людям. Отсутствие душевной близости делает семью формальной. В ней живут люди родные только по крови, а потому можно предположить, что такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни.
С ранних лет отданный на руки гувернеров, лишенный родительского внимания и ласки, будущий поэт А.С. Пушкин мог совершенно нравственно погибнуть, если б рядом не оказались носители «разумного, доброго, вечного»: бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, няня Арина Родионовна, крепостной дядька Никита Козлов. В их лице нашел Пушкин материнскую ласку и любовь. Глубоко преданная своей семье, Мария Алексеевна в детстве фактически заменила Александру мать. От родной матери мальчик получал лишь наказания: била по щекам, раздражалась при виде его, как и отец, для которого дети были «помехой». Наверное, поэтому более всего ценил Пушкин в своей жене душу. А ведь перед женитьбой он писал: «…Я женюсь без упоения, без ребяческого очарования…Горести не удивят меня…Всякая радость будет мне неожиданностью». В этих словах и страх, и готовность встретить семейный быт, похожий на родительский. В недолгой семейной жизни поэта мы наблюдаем одну из главных сфер самореализации Александра Сергеевича. В его произведениях – вечный поиск «мысли семейной». Вот Владимир Дубровский читает переписку матери с отцом и узнает о тесных семейных узах, что связывали его родителей, и «погружается душою в мир семейственного счастия». В повести «Метель» - страстное желание через препоны соединить любящие сердца в семью, выстрадавшую свое счастье. Писатель проводит своих героев через страдания, горечь разлук к истинному семейному быту. Тем прочнее союз сердец.
В повести «Капитанская дочка» семейные записки даны от лица Петра Гринева, увидевшего в «дурочке» (как отзывался о Маше Мироновой Швабрин) прекрасную чистую душу. Огромная ответственность за человека, с которым связываешь свою судьбу, готовность отдать жизнь за него, щемящий страх потерять счастье – эти проблемы в «Капитанской дочке» стали неотделимы от авторского понимания хрупкости семейного быта. Они близки и нам, живущим в 21 веке. Что изменилось? Практически ничего. Взгляд на семью стабилен. Другое дело, что поступки людей соответствуют характеру наклонностей. Стремление к выгодным бракам не исключение. Но, уверена, повесть «Капитанская дочка» останется настольной книгой тех, для кого любовь – светлое, бескорыстное чувство, основанное на уважении, взаимопонимании, преданности и готовности жертвовать всем, в том числе и жизнью, ради любимого человека. А все эти качества являются стержнем крепкой семьи.
Вашему вниманию представлю фрагмент урока литературы в 8 классе по повести «Капитанская дочка».
Воспитывающая цель: привлечение внимания учащихся к проблемам нравственности в семейном воспитании; развитие желания строить свои отношения с родителями на адаптивной основе; воспитание уважительного отношения к опыту семейной жизни.
Мотивационным началом урока является слово учителя:
− И снова мы в плену у «Капитанской дочки» А.С. Пушкина. Вновь мы обращаемся к миру чувств и переживаний героев. Иногда нам не понятны их действия, порой поступки вызывают недоумение, но всегда они трогают наши сердца, заставляют задуматься о своей жизни, об ответственности перед другими, более пристально всмотреться в себя. Раскрыть смысл названия пушкинского шедевра, понять, почему Маша Миронова является нравственным идеалом автора, как раскрывается «мысль семейная» в повести – задачи урока.
III. Лексико-семантическая зарядка:, эпиграф, честь, долг, жанр, идеал, семья, нравственность, повесть, роман, портрет (внутренний), притча, принципы, мемуары, ономастика, хроника.
− Как соотносится эпиграф к уроку с темой?
Выступления учащихся (исследования по определению жанра)
− Позднейшие исследователи (например, Лотман) склонны считать, что это лирическая повесть с яркой и сильной исторической основой.
- Какие аргументы можно привести в подтверждение? Вспомните, что характерно для лирического произведения?
− Итак, мы вправе называть «Капитанскую дочку» и романом, и повестью.
- Как вам удалось детализировать этот жанр: роман – исторический, социальный, семейная хроника, мемуары?
Исследования учащихся. Выступления
– Все убедительно! Какой вывод можно сделать? (Это роман социально-исторический в форме «семейственных записок», мемуаров).
- Тема воспитания в произведении А.С.Пушкина проходит в единстве с темой крестьянского восстания, с идеей воинской присяги, верности долгу перед отечеством и семьей, то есть проблема нравственного выбора является главной в «Капитанской дочке». А что такое нравственность?
Работа с текстом направлена на поиски ответов на вопросы:
− Что руководило поступками Гринева во всех этих испытаниях? − Какие уроки он получил от отца? Кластер «Семья» дает возможность учителю увидеть степень понимания учащимися брачного союза.
- Когда мы произносим слово «семья», какие ассоциации возникают и какие проблемы связаны с этим термином? Я имею в виду гражданское понимание.
Защита проекта «Дом – малая Церковь» станет связующим звеном эпох – формирование, перемены и стабильность понятий «любовь», «семья».
- Определите роль семьи в формирование личности Петра Гринёва.
- Есть ли недостатки в воспитании героя?
- Кто больше готов к семейной жизни: Петруша или ваш современник?
- Почему недоросли раньше не терялись в жизни? Почему так часты разводы в наши дни? (Руководствовались в поступках кодексом чести и долга, то есть нравственными принципами).
Самостоятельная работа – это контроль знаний обучающихся кодекса нравственности.
- Ф.М. Достоевский сказал: «Хорошее, светлое, нравственно чистое вынесла героиня Пушкина из семьи служивого». Что именно?
- Назовите черты характера Маши Мироновой, запишите в тетрадь.
Рефлексия даст возможность учителю построить перспективу на планирование дальнейшей работы по формированию нравственных начал для создания в будущем семьи.
- Почему для Пушкина Маша Миронова – идеал нравственности?
Инсценирование эпизода встречи Маши с Екатериной II
- Какую роль выполняет эта сцена?
- В чем смысл названия романа? Творческая работа выявит и творческий потенциал каждого обучающегося, и глубину осознания важности данной проблемы.
- Создана новая семья Гриневых (Петра Андреевича и Марии Ивановны). Что стало определяющим в этой семье?
- Что изменилось в современной семье? (Обсуждение вопроса).
Работа в парах – уточнит современный взгляд на предназначение мужчин и женщин в семье, выявит идеал.
Заполнить таблицу: «Свойства образцовых женщин и образцовых мужчин».
Домашнее задание (по выбору учащихся)
- Написать сочинение «Моя семья».
- Приемы авторской характеристики в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
- Определите роль сна Петруши Гринева в повествовании.
Выводы. Каждый из представленных этапов урока дополняет и углубляет мысль А.С. Пушкина о том, что основой семьи являются следующие нравственные качества: благородная и великодушная любовь, уважение супругов друг к другу, терпение в трудностях. Брак имеет место только там, где есть готовность к подвигу самоотверженной любви. Первой высокой обязанностью супругов должно быть самоотречение, самоограничение во имя любви друг к другу. Шагнув через века, писатель-классик ответил на главный вопрос, интересующий читателя: какую роль в формировании личности играет семья? И ответ прост и понятен восьмиклассникам: семья развивает нравственные чувства, достойные уважения (долг перед людьми, Отечеством, перед друзьями, родителями, доброта, благородство, умение сопереживать), обогащает внутренний мир (готовит к социуму). Здесь идет процесс самореализации. В семье формируется талант любить жизнь и людей. Пушкин предупреждает юных читателей от ошибок семейного воспитания: недостаточные знания жизни и людей. Современные семьи, на мой взгляд, учли нравственные уроки любимых героев писателя. Произведения Александра Сергеевича – это вечно живое и мудрое слово, обращенное к читателям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мероприятие посвященное 215- летию А.С. Пушкина.
Мероприятие для учащихся 5-9 кл....
Материалы к выставке, посвященной 220-летию А.С.Пушкина
материалы к выставке...
Сценарий литературного вечера посвященного 200-летию А.С. Пушкина
Сценарий литературного вечера посвященного 200-летию А.С. Пушкина...
Сценарий к литературной викторине для 6-7 классов «…Он победил и время, и пространство» (по творчеству А.С. Пушкина)
Мероприятие будет полезно в качестве завершающего урока по изучению творчества Пушкина...
Викторина, посвященная 220-летию А. С. Пушкина «Путешествие в Лукоморье»
Викторина, посвященная 220-летию А. С. Пушкина «Путешествие в Лукоморье»...
«Он победил и время, и пространство»
Значение личности и творчества Пушкина для всей русской культуры в целом и для каждого из нас в отдельности кратко, но емко выразил литературный критик Аполлон Григорьев в 1859 году на страницах журна...