Типы ошибок-презентация
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Петрова Валентина Евгеньевна

Презентация -Типы ошибок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_oshibok.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТИПЫ ОШИБОК

Слайд 2

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ В ряде случаев повтор слов закономерен и является фактом языка ( «варить варенье», «яснее ясного» ). Следует различать неоправданное и оправданное повторение. Нередко тавтология не вредит тексту, являясь риторическим приемом ( «Миру – мир!» ), помогает формированию образа, содействует точной передаче мысли, усилению смысла (« Любовь, любить велящая любимым, / Меня к нему так властно привлекла…» – «Божественная комедия» Данте в переводе М. Лозинского). В качестве речевой ошибки следует отмечать лишь те неоправданные повторения, которые можно отнести к грубым изъянам речи («случился случай», «открыть открытие»). Приведём фрагменты работ экзаменуемых, содержащие фактические, логические, речевые ошибки. История Ларры , «сына орла» из рассказа А.П. Чехова, заставляет задуматься о человеке, оторванном от общества. Допущена фактическая ошибка: неправильно указан автор произведения (надо: М. Горький).

Слайд 3

2. На протяжении всей жизни доктор Беликов старался разными способами отгородить себя от внешнего мира. Даже любовь к Котику не вывела его из этого состояния. Допущена фактическая ошибка: экзаменуемый не различает рассказы А.П. Чехова «Человек в футляре» и « Ионыч », объединяя в одном образе характеристики, относящиеся к Старцеву («доктор», любит Котика) и Беликову («старался разными способами отгородить себя от внешнего мира»). 3. Стихотворение А.С. Пушкина «Желание» относится к жанру элегии. Элегия – один из основных жанров классицизма в литературе. Она представляет собою размышление о вечных темах, окрашенное светлой грустью. Допущена фактическая ошибка: экзаменуемый неверно причисляет элегию к основным жанрам классицизма (правильно: романтизма). Повтор слова «жанр» в данном случае является обоснованным.

Слайд 4

5 . Данный эпизод из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывает такие черты характера Петра Гринёва, как строгость, решительность, непоколебимость: «Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение». Он настоящий хозяин дома, глава семьи, чьё слово имеет большое значение. Но у такого волевого человека была маленькая слабость – Придворный календарь: «Эта книга имела всегда сильное на него влияние», чтение её «производило в нём удивительное волнение». Допущена фактическая ошибка: автор ответа ошибочно называет Гринёва-старшего Петром (правильно: Андрей Петрович), хотя описывает именно его характер. 6. Раскольников – гордый человек. Ему присуще чувство собственного превосходства. Он от чистого сердца помог в трудную минуту семье Мармеладова. Допущена логическая ошибка: последнее предложение по смыслу противопоставлено предыдущему, однако экзаменуемый не выявил эту связь и не вербализовал её в своём высказывании.

Слайд 5

7. Отношение лирической героини стихотворения М.И. Цветаевой к возлюбленному сложно и противоречиво, их любовь очень далека от «книжного» идеала. Но героиня испытывает весьма смешанные чувства. Вначале она заявляет: «Мне нравится, что вы больны не мной», а в конце добавляет маленькое словечко «увы», которое доказывает, что она сожалеет о негармоничности их отношений. Допущена логическая ошибка: экзаменуемый начинает второе предложение с союза «но», противопоставляя его предыдущему, в то время как эти предложения содержательно дополняют друг друга 8. Раскольников – бедный студент, сводит концы с концами. Допущена речевая ошибка: искажено устойчивое выражение, в нём пропущено необходимое первое слово («с трудом сводит концы с концами / едва сводит концы с концами»). 9. Сначала Онегин восхищался местной природой, однако картины сельской жизни вскоре надоели ему. Представьте себе скучающего молодого человека, которого достало всё на свете. Он ничего уже не ждёт от судьбы. Таким был Евгений Онегин. Допущена речевая ошибка: экзаменуемый неуместно использовал стилистически сниженное слово «достало».

Слайд 6

10. Если поднапрячься и вспомнить, кто из героев русской классики, как и Беликов, ведёт «футлярный» образ жизни, возникает образ Акакия Акакиевича из произведения Гоголя «Шинель». Допущена речевая ошибка: в начале предложения экзаменуемый употребил слово «поднапрячься», имеющее сниженную стилистическую окраску. 11. Возможность почувствовать себя свободным, ощутить радость жизни – всё это возможно на Родине, которую автор называет в стихотворении Русью. Допущена речевая ошибка: употребление в предложении однокоренных слов «возможность» и «возможно» является примером тавтологии.

Слайд 7

12. Большинство элегий не продолжительны. Невелико по объёму и стихотворение Александра Пушкина «Желание». При этом оно очень ёмко по мысли и изящно по форме. Допущена речевая ошибка: «не продолжительны» (об элегиях) – пример неточного словоупотребления; в данном случае уместнее было бы сказать «невелики по объёму», поскольку речь идёт не о протяжённости во времени, а об объёме текста. 13. Внешний облик Беликова раскрывает его сущность: «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле… и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник». Видно, что этот человек стремится окружить себя оболочкой, избежать окружающего мира. Допущена речевая ошибка: оборот «избежать окружающего мира» не соответствует требованиям лексической сочетаемости.

Слайд 8

https://vk.com/wall-207836045_525


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный кроссворд по теме: "Типы соцветий".

Интерактивный кроссворд содержит вопросы по 8 наиболее распространённым типам соцветий. Возможно использование как на уроке, так и при проведении внеклассного мероприятия по предмету....

Контрольная работа по биологии в 7 классе "Типы червей"

Эта работа поможет провести текущий контроль знаний...

Главные типы почв России

Презентация  к  уроку  географии  в 8  классе (2-ой  урок  темы)  показывает  главные  типы  почв  России, особенности  их  строен...

Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски

Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...

«Средства пожаротушения и правила пользования ими. Огнетушители. Их типы и особенности.»

Средства пожаротушения и правила пользования ими.Огнетушители. Их типы и особенности.Урок ОБЖ в 5, 8 классах.Цели урока: рассказать учащимся о средствах пожаротушения, привить элементарные навыки борь...

Методическая разработка урока "Функционально-смысловые типы речи. Соединение в тексте различных типов речи"

Урок  предназначен для  студентов  СПО 2 курса, обучающихся  профессии "Повар,кондитер" .  ...