Рабочая программа элективного курса "Читательская грамотность" (5 класс)
рабочая программа по литературе (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для 5 класса составлена с учетом требований обновленных ФГОС к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_chitatelskaya_gramotnost.docx | 34.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Барлукская средняя общеобразовательная школа с. Барлук
«Согласовано» МО учителей гуманитарного цикла _______________/Шашлова С. И../ от «____»____________2023 | Утверждаю: Директор МКОУ Барлукской СОШ _________________/Чурин В. А./ от «____»__________________2023 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Читательская грамотность»
(наименование элективного курса или внеурочной деятельности, или кружка)
______5 А _______
(класс)
Количество часов в неделю: __0,5 _
Количество часов в год: __17__
Составила: учитель русского языка и литературы
Шашлова С.И.
Барлук - 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для 5 класса составлена с учетом требований обновленных ФГОС к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Именно чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности, является инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения.
От умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим компетенциям и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать повышению этого интереса, формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы:
- формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;
- формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;
- формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи:
- развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
- вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
- развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
- освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
- учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации.
Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др., поэтому программа элективного курса реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, игра, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.
Режим занятий – программа рассчитана на 17 часов в течение одного полугодия (1 час в неделю). Возможный вариант – 34 часа в год (1 час в неделю). Время проведения занятия – 40 мин.
Результативность освоения программы
Задания, предлагаемые для выполнения в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти).
Планируемые мероприятия:
- Тематический конкурс чтецов «Мне о России надо говорить…»
- Квест-игра «По страницам любимых произведений».
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
учащиеся научатся
-осознанно читать тексты, выбирая методы чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения личного словарного запаса;
-использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют
-элементарными навыками работы с книгой;
-умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
- навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:
-определять главную тему, общую цель или назначение текста;
-предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
-находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
-выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Работая с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
-понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
-выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
-объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
-интерпретировать содержание:
- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
- прогнозировать содержание текста;
- находить скрытую информацию в тексте;
- использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:
-составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
-делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
-приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
-преобразовывать текст, используя новые формы представления информации (кластеры, таблицы, рисунки и т.п.).
При работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
-связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
-оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
-использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
-оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиеся получат возможность
-использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
-обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
Календарно-тематическое планирование
Литература
- Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. 5-9 кл. Учебно- методическое пособие/ сост. С. В. Трухина, Г.Н. Масич.- Красноярск, 2021. 325 с.
- Открытый банк заданий для оценки читательской грамотности. 5-9 кл. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективный курс 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс...
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...
Рабочая программа элективного курса - 10 класс
Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...
рабочая программа элективного курса 5 класс
рабочая программа элективного курса по математике для 5 класса...
рабочая программа элективного курса 7 класс
рабочая программа элективного курса для 7 класса...