Рабочая программа элективного курса "Читательская грамотность" (5 класс)
рабочая программа по литературе (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для 5 класса составлена с учетом требований обновленных ФГОС к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Барлукская средняя общеобразовательная школа с. Барлук
«Согласовано» МО учителей гуманитарного цикла _______________/Шашлова С. И../ от «____»____________2023 | Утверждаю: Директор МКОУ Барлукской СОШ _________________/Чурин В. А./ от «____»__________________2023 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Читательская грамотность»
(наименование элективного курса или внеурочной деятельности, или кружка)
______5 А _______
(класс)
Количество часов в неделю: __0,5 _
Количество часов в год: __17__
Составила: учитель русского языка и литературы
Шашлова С.И.
Барлук - 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для 5 класса составлена с учетом требований обновленных ФГОС к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Именно чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности, является инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения.
От умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим компетенциям и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать повышению этого интереса, формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы:
- формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;
- формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;
- формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи:
- развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
- вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
- развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
- освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
- учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации.
Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др., поэтому программа элективного курса реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, игра, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.
Режим занятий – программа рассчитана на 17 часов в течение одного полугодия (1 час в неделю). Возможный вариант – 34 часа в год (1 час в неделю). Время проведения занятия – 40 мин.
Результативность освоения программы
Задания, предлагаемые для выполнения в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти).
Планируемые мероприятия:
- Тематический конкурс чтецов «Мне о России надо говорить…»
- Квест-игра «По страницам любимых произведений».
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
учащиеся научатся
-осознанно читать тексты, выбирая методы чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения личного словарного запаса;
-использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют
-элементарными навыками работы с книгой;
-умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
- навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:
-определять главную тему, общую цель или назначение текста;
-предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
-находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
-выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Работая с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
-понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
-выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
-объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
-интерпретировать содержание:
- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
- прогнозировать содержание текста;
- находить скрытую информацию в тексте;
- использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:
-составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
-делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
-приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
-преобразовывать текст, используя новые формы представления информации (кластеры, таблицы, рисунки и т.п.).
При работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
-связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
-оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
-использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
-оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиеся получат возможность
-использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
-обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
Календарно-тематическое планирование
Литература
- Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. 5-9 кл. Учебно- методическое пособие/ сост. С. В. Трухина, Г.Н. Масич.- Красноярск, 2021. 325 с.
- Открытый банк заданий для оценки читательской грамотности. 5-9 кл. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективный курс 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/26/picture-437359-1401111216.jpg)
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/28/picture-556877-1419756300.jpg)
Рабочая программа элективного курса - 10 класс
Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/24/picture-642981-1456332338.jpg)
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/13/picture-622745-1428927726.jpg)
рабочая программа элективного курса 5 класс
рабочая программа элективного курса по математике для 5 класса...