Открытый урок "Две стороны личности" (по рассказу Л.Н.Толстого "После бала")
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Буралов Борис Васильевич

Открытый урок литературы по технологии РКМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bbv_moy_urok.docx62.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературе

Тема: «Две стороны личности: доброе и злое»

Эпиграф: «В человеке всё должно быть прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

А.П.Чехов

Ход урока:

  1. Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок – заключительный, по рассказу Льва Николаевича Толстого «После бала». Прочитайте, пожалуйста, эпиграф - слова А.П.Чехова и скажите, о чем мы с вами будем говорить и размышлять на этом уроке? (о красоте человека, о внутреннем и внешнем; каким должен быть человек).

-Да, вы правы. Человек должен быть красив не только внешне, но, главное, внутренне, чтобы мысли и душа были красивы. К концу урока мы попытаемся прийти к этому выводу. Тема нашего разговора звучит так: «Две стороны личности: доброе и злое».

-Ребята, у вас на столах лежит картина венгерского художника Тивадари Чонтвари «Старый рыбак».

-Рассмотрите внимательно картину. Опишите, пожалуйста, главного героя. Кто он? (старый рыбак, человек с искривленным лицом, изможденный жизнью и тяжелым трудом. Штормовой ветер треплет его седые волосы и старую поношенную одежду. На рыбаке черная блузка, серый берет и плащ. Он опирается на свой посох и смотрит прямо на нас, на зрителя. У него лицо с грубой кожей, оно покрыто частой сетью морщин. На заднем плане художник расположил морскую бухту. Волны разбиваются о берег).

-А теперь поднесите зеркало на середину портрета рыбака, чтобы зеркало отражало правую сторону, и посмотрите. Что вы видите? (степенного благообразного старика, убелённого сединами, на фоне морской глади.)

-Теперь переверните зеркало. Что вы видите теперь? (мы видим мужчину в остроконечной шляпе с раскосыми глазами и бушующие волны позади него. Многие исследоаватели видят в нем дьявола или сатану).

- Так что хотел сказать нам Чонтвари? (что в каждом человеке есть светлая и темная половины, божеское и сатанинское, добро и зло).

- Можем ли мы сопоставить рассказ Толстого «После бала» и картину Чонтвари? Как они связаны? Кого из героев рассказа напоминает старый рыбак? (полковника и рассказчика). Только ли полковника? Ведь художник говорит, что в каждом человеке, и в тебе и во мне, есть доброе и злое начало. Мы с вами пристально всмотримся в 2х главных героев. И выясним, какое начало преобладает в каждом из них.

-Из каких частей состоит рассказ? Какую из них вы считаете главной? (после бала)

-А зачем писателю понадобилась первая часть? (противопоставить 1 и 2 части)
- Как называется такой прием? (Антитеза – противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала после бала).

- Сейчас поработаем в 3 группах. РАЗДАТЬ А4 с фишбоуном.

Работа с текстом. Групповая работа. Время – 5 минут.

1 гр. – составить фишбоун, записать слова, характеризующие самого рассказчика – Ивана Васильевича - на балу и после бала. Поэтому распределитесь на подгруппы внутри: кто-то работает с эпизодом НА БАЛУ, кто-то ПОСЛЕ БАЛА.

2 гр. – составить фишбоун, выписать из текста ключевые слова, характеризующие полковника на балу и после бала. Так же распределитесь между собой.

3 гр.- Заполнить сравнительную таблицу, выписать детали, звуки, цвета, характеризующие психологическое состояние Ивана Васильевича.

АНАЛИЗ: ОБРАЗ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА

-Итак, время вышло. Мы видим происходящее глазами рассказчика Ивана Васильевича, поэтому начнем с 1 группы.

-Давайте послушаем 1 группу. Какие слова вы выписали на фишбоун?

- Кто главный герой произведения?

- Как Иван Васильевич чувствует себя на балу?(Ему там все очень нравится, он буквально ослеплен его великолепием и красотой).

-Какие чувства испытывает рассказчик на балу? Прочитайте этот отрывок. (Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же её, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на неё улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство).

-Чем объяснить, что герой рассказа воспринимает все окружающее с “восторженным умилением”? (он влюблен, он очарован праздничной атмосферой бала, близостью любимой девушки)

Запись на ФИШБОУН: (Он счастлив, влюблен, добр, восторженно-нежен, даже к отцу Вареньки).

Учитель: Да, рассказчик влюблён, очарован атмосферой праздника. Герой рядом со своей любимой Варенькой; всё наполнено ощущением счастья, молодости, красоты.

-а ПОСЛЕ БАЛА? Какие чувства испытывает Иван Васильевич при виде страшного зрелища? (ужас, тошнота, тоску, стыд, брезгливое отвращение, разочарование, боль, безысходность).

Зачитайте отрывок. (А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища.)

-Как вы считаете, какая половинка преобладает у рассказчика – добрая или злая? Запишите вывод на фишбоун.

Прикрепите свой ФИШБОУН на доску.

ОБРАЗ ПОЛКОВНИКА.

-Давайте рассмотрим, каким рассказчик увидел полковника на балу и после бала:

2 гр. – составить фишбоун, выписать из текста ключевые слова.

-Расскажите, какие ключевые слова вы нашли при сравнении образа полковника на балу и после бала. (выходят 2 к доске, показывают фишбоун)

-Опишите внешний облик полковника. Каким видит рассказчик? очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо очень румяное, с белыми усами, белыми бакенбардами, ласковая радостная улыбка, блестящие глаза и губы. Сложён он был прекрасно, с широкой грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Высокая, статная, несколько грузная фигура»).

-Как он обращается с дочерью во время танца? (Постоянно улыбается, мило обращается с дочерью, ловко танцует, бойко топает в мазурке)

-Он красивый человек внешне?(да)

- После бала внешне полковник изменился? (нет, с румяным лицом, статной фигурой). А можем мы назвать красивым внутренне человеком? Как вы думаете, ЧТО свидетельствует о внутренней красоте человека? (поступки и черты характера)

-Какие черты характера проявились в поведении полковника после бала? (Грозный, злобный, гневный, ЖЕСТОКИЙ, БЕЗЖАЛОСТНЫЙ, самоуверенный.)

– Что он несет беглому солдату? Какие чувства испытывает солдат? (боль, муку, страдание) Записывайте эти слова в фишбоун. Найдите и прочитайте отрывок о солдате (оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, спина его – что-то пёстрое, мокрое… Сморщенное от страдания лицо. Идет, дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу… толкали…).

-Как вы думаете, какая сторона у полковника преобладает - темная или светлая, добрая или злая? Запишите вывод на фишбоун.

Прикрепите свой ФИШБОУН на доску. К Вы

3 гр.- заполнить сравнительную таблицу, выписать детали, звуки, цвета,

характеризующие психологическое состояние Ивана Васильевича.

На балу

Линии сравнения

После бала

танец, вальс, мазурка, полька, кадриль.

Веселая музыка

Звуки

удары палки, стоны, крики, всхлипывания.

Звуки трубы, свист флейты и барабанная дробь, неприятная визгливая мелодия

-в радужных красках,

-сверкающий,

-блестящий,

-белый

розовый, атласный, серебряный, румяный

Цвет

-что-то большое, черное,

-что-то страшное,

- что-то пестрое, мокрое,

-красное, неестественное

-белый оскал зубов

замшевая

перчатка

Детали

Этой замшевой перчаткой и ударил по лицу солдата

– Какую цветовую гамму использует Толстой для изображения бала? Какой цвет доминирует? Почему?

-Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать? (Добро, свет, чистота, мечта, идеал).

– А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во 2м эпизоде. Найдите и прочитайте.

– Черные люди – что это за люди? Почему выбрана такая форма не «люди в черном», а черные люди? Что они несут солдату? (черная сила, темная, страшная сила, несущая страдание.

– Какие еще цвета присутствуют в эпизоде?
– Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскал белых зубов). Что спрятано за этими словами?

Учитель: На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным – боль, муку, страдание.

-Толстой использует здесь прием зеркального отражения: полковник отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка. Он, оказывается, носил маску доброго человека, а на самом деле оказался злодеем.

-Посмотрите еще раз на картину Чонтвари и соотнесите ее с рассказом Толстого. Мы пришли к выводу, что у полковника преобладает темная, сатанинская, злая половина. Не зря Толстой говорит, «рассказчик видит что-то черное, страшное». А у рассказчика Ивана Васильевича преобладает добрая сторона.

-Ребята, почему герой передумал стать военным? (Иначе он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, не мог нести людям боль и страдание, испытывал тошноту и стыд).

Учитель:

– В какой день разворачиваются все события? (Прощеное воскресенье - Чистый понедельник).
– Что за праздник Прощеное воскресенье? (Надо всех простить, надо покаяться. Отмечается православными христианами за 7 недель до Пасхи).

_______________________________________________________________________

Просить прощение перед началом Великого поста одна из самых древних традиций. В Египте или Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню. Там они проводили 40 дней практически без пищи и воды. Монахи понимали, что они могут умереть, поэтому за день до расставания они примирялись друг с другом: просили прощения за все. Отсюда и пошло название Прощеное воскресение.


– Почему понедельник называют Чистым? (Человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние).

– Какая фраза звучит в памяти рассказчика на протяжении всего Чистого понедельника? («Братцы, помилосердуйте»).

– А братцы милосердовали? (нет). И только два человека услышали эти мольбы. Кто они?

(рассказчик и тот слабосильный солдат, которого ударил полковник)

РЕФЛЕКСИЯ.

– Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор?(ответы детей)

-Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день?(не мог нести людям страдание).

-Как надо учиться жить? (ответы детей)

ВЫВОД:

Каждый человек не может и не должен быть равнодушен к жизни другого человека, больше того, он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в мире. Нужно стараться, чтобы наша светлая добрая половина всегда преобладала в нас. Ибо «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

В заключение хочу рассказать вам индейскую притчу:

Старый индеец учит своего внука:

- В каждом из нас идет борьба - сказал он мальчику. - Это ужасный бой между двумя волками. Один – черный – олицетворяет гнев, зависть, печаль, сожаление, жадность, высокомерие, жалость к себе, чувство вины, негодование, неполноценность, ложь, гордыню, превосходство и эго.

Другой – белый – несет радость, мир, любовь, надежду, спокойствие, смирение, доброту, доброжелательность, сопереживание, щедрость, истину, сострадание и веру.

Оба волка постоянно борются внутри каждого из нас.

- Какой же волк победит? – спросил внук

- Тот, которого ты кормишь! – ответил старый индеец.

Желаю вам, чтобы ваш белый волк всегда был сыт и накормлен.

Д/З: Сочинение-размышление «Что стало смыслом жизни главного героя?»

Оценку поставлю после проверки фишбоуна по группам.

Спасибо за урок!

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Так технология развития критического мышления помогла мне не только разнообразить урок, но и стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью различных приемов, а также способствовала развитию личных достижений учащихся через творческую активность, так как равнодушных и бездеятельных учащихся на уроке не было.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к рассказу Л.Толстого "После бала"

Презентация  к рассказу Л.Н.Толстого "После бала"...

Методическая разработка урока литературы в 8 классе на тему "Роль композиции в понимании идейного содержания рассказа Л.Толстого "После бала""

Данный материал представляет собой разработку урока ,который сопровождается презентацией , комментирующей основные этапы работы и содержащий иллюстрации к произведению.В качестве домашнего задания обу...

Интеллект-карта к рассказу Л.Толстого "После бала"

Интеллект-карта к рассказу Л.Толстого "После бала" к теме "Контраст как ведущий приём в рассказе Л.Толстого". Составляется учениками совместно с учителем в ходе урока....

Презентация к уроку литературы в 8 классе по рассказу Л. Толстого "После бала"

Презентация помогает проанализировать идею рассказа Толстого "После бала", понять, как соотносится содержание рассказа с убеждениями автора....

Урок-презентация - Раскрытие характеров героев рассказа Л. Толстого "После бала"

раскрытие характеров героев рассказа Л. Толстого "После бала"...

Открытый урок по рассказу Л.Толстого После бала

ТЕМА:   Тема сопротивления личности социальным условиям жизни в                  рассказе Л.Н.Толстого &ldquo...