7 класс урок литературы
методическая разработка по литературе (7 класс)
рассмотреть образы Данко, Ларры, старухи Изергиль в произведении;
- проанализировать легенды о Ларре, Данко с точки зрения их идейного содержания;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shablon_tk.docx | 37.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Класс | 7 |
Учебник | Т.Ф.Курдюмова, «Литература.7 класс, в 2 частях» |
Тема урока | «Служа другим, расточаю себя». Подвиг во имя людей по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль» |
Содержание темы | М.Горький «Старуха Изергиль» |
Цель урока | Проанализировать «Легенду о Данко» с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия. |
Задачи урока | Образовательные: - рассмотреть образы Данко, Ларры, старухи Изергиль в произведении; - проанализировать легенды о Ларре, Данко с точки зрения их идейного содержания; Развивающие: - развивать аналитическое мышление; - развивать коммуникативные навыки и способности через участие в групповой и коллективной формах работы на уроке; - обеспечить достижение указанной цели урока. Воспитывающие: - через анализ легенд воспитать у учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям. |
Тип урока | Урок закрепления материала и выработки практических умений и навыков(урок-беседа). |
Формы организации учебной деятельности | Индивидуальная, групповая. |
Учебная и дополнительная литература | Учебник. |
Оборудование | Текст произведения М.Горького «Старуха Изергиль»,раздаточный материал для рефлексии, презентация
|
Методы и приёмы работы | словесный |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Мотивация к учебной деятельности (2 минуты) (Образовательная задача этапа урока: подготовка к восприятию литературного произведения: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); определить содержательные рамки урока («могу»). | ||
- Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас на уроке литературы. Сегодня мы прикоснёмся к красоте…. красоте ранних романтических рассказов М.Горького, а именно к рассказу “Старуха Изергиль”. Наше занятие хочу начать с эпиграфа (слайд 2) Если я гореть не буду, Если ты гореть не будешь, Если мы гореть не будем, Кто тогда рассеет мрак? - Что значит гореть ? - Верно! | Подготовиться к уроку. Обучающиеся : Смотрят на экран, слушают и анализируют цитату - Давать свет, пламя. Быть охваченным сильным чувством, со страстью отдаваться чему-либо. | Из Федеральной рабочей программы П: выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования. Л: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками |
(Образовательная задача этапа урока: актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания: повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»; зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний). | ||
- Вашим заданием было прочитать произведение, что это за произведение? - Сегодня мы поговорим о легенде, в которой главный герой жертвует собой. Что это за легенда? - Совершенно верно. -Тема нашего урока: «Служа другим, расточаю себя». Как вы считаете, о чем мы будем говорить? - Молодцы! Спасибо за ваши правильные ответы. - Кто из героев рассказа стоит перед выбором жизненного пути, ищет смысл жизни? | - Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль». - Легенда о Данко! - О самопожертвовании Данко ради других. - О человеке и его отношении к жизни, бескорыстной помощи. - Главный герой делает выбор, помочь людям. Данко, который в качестве смысла жизни выбрал служение людям. | Л: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. Актуализация мыслительных операции, необходимых для решения задач урока. П: выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Р: уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; устанавливать целевые приоритеты. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с одноклассниками. |
(Образовательная задача этапа урока: зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности - постановка проблемы, выявление темы и целеполагание урока по схеме «вспомнить – узнать – научиться». Проблемная ситуация, поиск решения проблемы, новых знаний в паре, группе, знаково изобразить схематически в эталоне. Работа с текстом). | ||
- Давайте вспомним, что такое «легенда»? Можете воспользоваться учебником или выдвинуть гипотезу. На доску учитель крепит кусочек сердца с надписью «Легенда» - А кто такой человек-легенда? Предлагаю вам составить синквейн.(На слайде правила составления синквейна) Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна. 2 строка – два прилагательных, 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Составлять cинквейн очень просто и интересно. - А история подвига смелого Данко является воплощением образа героического человека? Данко можно назвать героем? Учитель крепит второй кусочек сердца с надписью «Данко» - Давайте выразительно прочитаем фрагмент произведения и проанализируем его. -Чем Данко отличается от других людей?
- Вы правы. | Ищут в учебнике определение. - В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные. Обучающиеся смотрят и анализируют правила составления синквейна. Слушают объяснение. Приступают к выполнению задания. - Да, так как он не побоялся пожертвовать своей жизнью ради спасения других людей. Герой живет не ради себя, а ради окружающих. Чтение стр.86-87 - Данко отличается от всех людей, которые были с ним рядом тем, что он не думал о собственной выгоде, он думал о том, как спасти людей, вывести их из тьмы. Он способен пожертвовать собой ради других, это дано не каждому. | Л: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. Актуализация мыслительных операции, необходимых для решения задач урока. П: выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с одноклассниками. Р: уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; устанавливать целевые приоритеты. |
(Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание, анализ художественного произведения) | ||
- Какой момент следует считать кульминационным? - Предполагали ли вы, что все может так закончиться? - Как вы оцениваете поступок главного героя? -Какова же тема легенды? -Какова основная мысль легенды? -Чем отличается Данко от окружающих его людей? - Найдите и зачитайте стройки, доказывающие это. - Действия Данко можно назвать героическими. Почему? - Верно! Максим Горький создал образ героя, отдающего жизнь ради своего народа. Из за любви к людям Данко и совершил два героических поступка: сначала он решился вывести людей из непроходимых лесов, а затем вырвал из своей груди сердце и осветил путь людям, поплатившись за это собственной жизнью. | - Когда Данко вырвал из груди свое сердце и осветил им путь людям. - Да, предполагал, но надеялся, что люди окажутся добрее. - Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них сделал Данко. - Тема - подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей. - В жизни всегда есть место подвигу. Легенда – гимн смелым и бесстрашным людям - Он пожертвовал собой ради других людей, которые упрекали его, за то что он не сможет вывести их из леса. Работают с текстом, находят и читают :" – Что я сделаю ради людей?! – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё свое сердце и восоко поднял его над головой " - Этот поступок можно смело назвать подвигом, ведь самопожертвование ради других и есть настоящий подвиг.
| Л: проявлять коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной учебно-исследовательской, творческой деятельности; формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; проявлять готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание. П: организовать поисковое чтение и показать умение структурировать текст; проводить наблюдение под руководством учителя; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. К: формировать компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; |
(Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить умение применять новое учебное содержание в базовых условиях на основе сопоставления своего решения с образцом. Типовые задания). | ||
-Теперь вам необходимо выполнить следующее задание (по вариантам). Ваша задача – ответить на вопросы, которые вы видите на доске (слайд 3) 1 Вариант : 1. Кто является автором легенды о Данко: а) Гоголь б) Горький + в) Лермонтов 2. Как называется произведение, в котором описана легенда о Данко: а) «Макар Чудра» б) «Челкаш» в) «Старуха Изергиль» + 3. Определите главную тему произведения «Легенда о Данко»: а) путешествия Данко б) рабская психология народа в) благородство людей-гуманистов + 2 вариант : 1. Какая проблема представлена в произведении: а) человек и общество + б) отцы и дети в) дружба 2. Что окружало племя сильных и смелых людей с трех сторон: а) степь б) море в) лес + 10. По какой причине люди были вынуждены укрыться в лесу: а) изменение погоды б) нападение вражеского племени + в) сильный голод - Теперь вам необходимо поменяться тетрадями и осуществить взаимопроверку. Правильные ответы вы можете посмотреть на доске ( Слайд 4 ) | Выполняют задание. Взаимопроверка. Отвечают, что ответы совпали. |
Л: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. П: организовать поисковое чтение и показать умение структурировать текст; проводить наблюдение под руководством учителя; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. К: формировать компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия. Р: уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи; владеть приемами взаимооценки. Уметь выполнять задание в соответствии с поставленной задачей |
(Образовательная задача этапа урока: определить границы применимости нового знания; тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом. Проблемные и творческие задания) | ||
- А Данко был ли счастлив перед смертью? Подтвердите свою мысль словами из текста. -С кем сравнивает автор людей? Найдите подтверждение своему ответу в тексте. - Как вы думаете, каким должен быть человек? | -Конечно. Горький пишет: «кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся». Он любил людей и ничего не ждал за свою любовь взамен. Данко счастлив, потому что он помог людям. - Автор сравнивает людей со зверями, с волками, и повадки у них звериные: « и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко» - Человек должен быть смелым, решительным, готовым пожертвовать всем ради близких. Не ждать благодарности взамен, а искренне делать добрые дела, решать, порой и непростые, вопросы и принимать, порой нелёгкие, решения. Таким является герой легенды, таким должен быть каждый человек. | Л: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, формировать уважение к личности, доброжелательное отношения к окружающим способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы; П: владение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста)
|
(Образовательная задача этапа урока: обсудить и записать домашнее задание) | ||
-Вашим домашним заданием будет письменно ответить на вопрос: Можно ли Данко назвать героем и почему? (используйте эпитеты). Если у вас есть какие-то вопросы по домашнему заданию, вы можете их задать. | Задают вопросы, если они есть. Записывают домашнее задание. | ПР: Л: П: К: Р: |
(Осознание обучающимися и воспроизведение в речи того, что нового они узнали и чему научились на уроке Образовательная задача этапа урока: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей; зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направление будущей учебной деятельности.) | ||
Учитель раздает бумажные сердца. - Напишите на сердцах, которые вы получили как нужно жить, чтобы тебя запомнили. Под музыку учитель читает стихотворение А ты, входя в дома любые, В квартиры, светом залитые, Прислушиваясь к звону клавиш И на вопрос даря ответ, Скажи, какой ты след оставишь: След, чтобы вытерли паркет И посмотрели хмуро вслед, Или незримый, прочный след В душе людей на много лет. - Пусть этот вопрос всегда будет мерилом ваших деяний. А теперь я попрошу вас разместить на доске ваши работы. - Благодарю вас за урок! | Рассматривают выданный материал. Пишут. Подходят и вешают сердца. | ПР: Л: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. П: К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с одноклассниками. Р: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной задачей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К Паустовского "Тёплый хлеб" поможет учащимся понять нравственные проблемы скаки, усвоить золотое правило этики:" Поступ...
5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб" поможет учащимся понять нравственные проблемы сказки, усвоить главное правило этики: "Поступай с...
Тест по роману А.С. Пушкина. "Дубровский" 6 класс. Урок литературы.
Презентация-тест по роману А.С. Пушкина "Дубровский" для учащихся 6 класса....
ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ",презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: Поэты пушкинской поры"
Конспект урока по литературе в 9 классе....
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
5 класс. Урок литературы "Там чудеса, там леший бродит..."
Урок обучения внимательного, вдумчивого чтения. Каждое слово - тайна, которую надо разгадать.Урок с элементами формирования читательской грамотности, появляется возможость глубокого погружения в текст...