Ж.-Б. Мольер – представитель французского классицизма XVII в.
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Конспект урока литературы в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zh-b_moler_predstavitel_frantsuzskogo_kl.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Ж.-Б. МОЛЬЕР – ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ФРАНЦУЗСКОГО
КЛАССИЦИЗМА XVII в.
Цели: рассмотреть признаки классицизма в драме; познакомить с биографией и творчеством Мольера.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Обучение конспектированию лекции учителя.
Рассказ учителя о французском классицизме.
Расцвет классицизма связан с периодом утверждения абсолютной монархии во Франции. К середине XVII в. королевская власть стала исторически прогрессивной силой, противостоящей своеволию крупных феодалов и способствующей развитию экономической, социальной и духовной жизни страны. Под покровительством короля богатела французская буржуазия. Именно король сумел смягчить ожесточенную религиозную вражду внутри страны. Личность короля воспринималась как воплощение разумной воли и пользовалась непререкаемым авторитетом. Эта эпоха получила название просвещенного абсолютизма.
Исторически необходимые мероприятия королевской власти не предусматривали, однако, заботу о благе широких народных масс.
Людовик XIV, или, как его называли, «король-солнце», с небывалой роскошью содержал свой двор. Ко двору были призваны лучшие художники, писатели, музыканты и артисты. Король построил себе недалеко от Парижа новую резиденцию – Версаль. Его архитекторы создали стиль, по строгой безыскусности и величественности напоминавший античные сооружения. В основу стиля был положен принцип тяготения к центру, символизировавшему центральную власть. Принцип строгой регламентации, который насаждался при королевском дворе, распространялся и на культуру эпохи. Так возникло искусство классицизма, в русле которого были созданы великие произведения архитектуры, скульптуры и литературы, прежде всего драматургии.
Классицизм во Франции выдвинул великих писателей – мастеров трагедийного жанра Корнеля и Расина, баснописца Лафонтена, комедиографа Мольера.
Метод изображения человека у драматургов французского классицизма существенно отличается от того, каким позднее стали пользоваться реалисты XIX в. В отличие от реализма XIX в., в произведениях которого характеры связаны с обстоятельствами и чаще всего определяются этими обстоятельствами, классицистическая трагедия выдвигает характер сам по себе, обстоятельства здесь играют подчиненную роль.
Классицизм старался подчеркнуть общечеловеческий смысл изображаемых конфликтов. На сцене французского трагического театра XVII в. герои выступают как участники острейших конфликтов, сюжет строится на столкновении противоборствующих чувств – долга и страсти.
Сосредоточенность трагического поэта на изображении человеческого характера, моральных принципов, которым следует герой, во многом определяет и структуру трагедии, расстановку в ней действующих лиц.
Здесь получает объяснение и традиционный для драматургии классицизма принцип «трех единств»: места, времени, действия.
Искусство Мольера – драматурга и актера – выросло в художественной атмосфере зрелого классицизма. К этому времени Корнель уже закончил свою деятельность, современником Мольера был Расин.
С классицизмом Мольера связывает углубленная разработка характеров, интерес к человеческой личности в ее сложных отношениях с другими людьми.
2. Запись основных положений по теме «Французский классицизм»:
1) Строгая иерархия жанров.
2) Комедия в системе жанров:
а) изображение повседневной жизни, людских пороков;
б) условный сюжет, комедийная схема;
в) задача – «смешить и смехом пользовать» (то есть лечить);
г) установка на разговорный язык;
д) счастливый конец;
е) 5 действий.
3) Правило трех единств:
а) единство места;
б) единство действия;
в) единство времени.
4) Герои классицизма:
а) «неизменность» героя (отсутствие внутреннего развития);
б) герой – воплощение одной черты (говорящие фамилии);
в) деление героев на строго положительных и строго отрицательных;
г) герой-резонёр (высказывающий нравоучительные суждения с авторских позиций).
3. Рассказ учителя.
В художественной биографии Мольера, написанной М. Булгаковым, есть глава «Бру-га-га», посвященная первому представлению мольеровского театра при дворе. Это произошло в одном из залов Лувра 24 октября 1658 года. Вечер открылся трагедией Корнеля «Никомед». В зале – король, придворные, актеры Бургундского отеля, признанные мастера трагического жанра. По ходу спектакля скучнеет зал, сжался в своем кресле брат короля юный Филипп Орлеанский – это он добился для провинциальной труппы права играть в Лувре. И что же – провал? Он кажется уже свершившимся, когда после «Никомеда» на сцене появляется Мольер и предлагает разыграть перед зрителями комедию собственного сочинения «Влюбленный доктор» – дескать, провинция на ней смеялась. Король снисходительно кивает.
В главной роли, как и в только что провалившемся «Никомеде», выступил сам директор театра – Мольер. Он выбежал на сцену – в зале заулыбались. После первой реплики стали хохотать. А через несколько минут хохот превратился в грохот. И видно было, как надменный человек (король) отвалился на спинку кресла и стал, всхлипывая, вытирать слезы. Вдруг, неожиданно для себя, рядом визгливо захохотал Филипп. Лицо Мольера вдруг посветлело. Он понял, что слышит «…знаменитый, непередаваемый, говорящий о полном успехе комедии обвал в зале, который в труппе Мольера называли «бру-га-га»…».
Так столица узнала о новой труппе и ее руководителе, неважном исполнителе трагических ролей, но зато великолепном фарсере и авторе комедий. Король узаконил существование нового театра, отведя ему зал Пти-Бурбон. По неофициальному титулу брата короля театр назвали труппой Месье.
4. Сообщение учащегося о Ж.-Б. Мольере.
Жан Батист Поклен, вошедший в литературу под именем Мольера, родился в 1622 г. в семье обойщика мебели, который со временем купил патент «личного обойщика короля». Будущий писатель получил образование в одном из привилегированных учебных заведений – Клермонском колледже (ныне лицей Людвига Великого). Как это было тогда принято, он в совершенстве овладел латынью (ученики даже на переменах обязаны были говорить только на латыни), хорошо знал античных классиков. Биографы утверждают, что круг его знаний был шире, чем это было предусмотрено программой. По окончании колледжа Жан Батист получает диплом юриста; спустя 2 года, в 1643 г., он отказывается от права на звание «личного обойщика короля», которое он мог наследовать от отца, и становится актером. При содействии нескольких друзей он открывает в Париже так называемый Блистательный театр, где впервые принимает сценическое имя Мольер. Однако это предприятие терпит неудачу, и разорившаяся труппа начинает странствовать по городам и богатым поместьям Франции. Именно в этот период, продолжавшийся целых 13 лет, Мольер приобретает жизненный и сценический опыт и сам начинает писать пьесы.
Труппа Мольера выступала, конечно, не только перед провинциальными вельможами, но и перед простолюдинами. Знакомство с людьми из народа во время многолетних скитаний по стране способствовало, в частности, созданию образов энергичных, ловких и умных слуг и служанок в его комедиях.
Много значило для Мольера знакомство с народным фарсом – эксцентричной комедией на бытовые темы, распространенной во французском ярмарочном театре. Многие приемы фарса Мольер использовал при создании своих произведений. От эпохи Возрождения у Мольера – его жизнерадостность, вера в человека, изображение борьбы с косными силами, препятствующими герою в достижении счастья.
Внезапная смерть драматурга в 1673 г. наступила, можно сказать, на сцене. Исполняя главную роль в своей последней комедии «Мнимый больной», Мольер почувствовал себя по-настоящему больным и вскоре после представления скончался. Парижский архиепископ, принадлежавший к стану врагов великого комедиографа, запретил похороны на городском кладбище под предлогом, что «комедиант» умер без покаяния. Эта абсурдная ситуация, когда родные не знали, что делать с телом скончавшегося Мольера, подробно воспроизведена в биографической повести М. Булгакова «Жизнь господина де Мольера».
5. Чтение учителем гл. 33 романа М. Булгакова «Жизнь господина де Мольера» (сцена смерти Мольера и история его захоронения).
II. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
1) знать содержание комедии «Мещанин во дворянстве»;
2) индивидуальное задание: подготовить сообщение «Из истории создания комедии "Мещанин во дворянстве"».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР И ЕГО КОМЕДИЯ-БАЛЕТ «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ». ПРИРОДА КОМИЧЕСКОГО У МОЛЬЕРА
Урок для 9 класса по литературе. Познакомить еще с одной пьесой эпохи классицизма; попытаться распознать природу комического у Мольера; продолжать работу по развитию творческого воображения учащихся....
Консультация для родителей (законных представителей) «Основные направления в воспитании детей родителями (законными представителями)»
Консультация для родителей (законных представителей) Тема: «Основные направления в воспитании детей родителями (законными представителями»...
Памятка для родителей (законных представителей) «Права и обязанности родителей (законных представителей)»
Памятка для родителей (законных представителей) «Права и обязанности родителей (законных представителей)»...
Консультация для родителей (законных представителей) Тема: «Практические рекомендации родителям (законным представителям) гиперактивного ребенка»
Консультация для родителей (законных представителей) Тема: «Практические рекомендации родителям (законным представителям) гиперактивного ребенка»...
Памятка для родителей (законных представителей) «Права и обязанности родителей (законных представителей)»
Памятка для родителей (законных представителей) «Права и обязанности родителей (законных представителей)»...
Анкета для родителей (законных представителей) "Уровень удовлетворенности работой образовательного учреждения участников образовательного процесса родителей (законных представителей)"
Анкета для родителей (законных представителей)"Уровень удовлетворенности работой образовательного учрежденияучастников образовательного процесса родителей (законных представителей)"...
«Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.»
Тема урока: «Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.»Цель урока: изучить развитие культуры народов России в указанный пе...