А.П.Чехов " Хамелеон" 7 класс
план-конспект урока по литературе

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.p._chehov_7_klass.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 17. А.П.Чехов «Хамелеон», «Злоумышленник», «Рамазня»
1. Основные вехи биографии А.П. Чехова
2. Рассказ «Хамелеон»
3. Рассказ «Злоумышленник»
4. Рассказ «Размазня»
На этом уроке обучающиеся вспоминают факты из биографии писателя. Знакомятся с художественным приемом «говорящие фамилии», учатся анализировать героев, опираясь на речевую характеристику. Развивают представления о сатире и юморе.
Основное содержание урока
«В рассказах Чехова нет ничего такого, чего не было бы в действительности. Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя, не изображает того, «чего нет на свете…» М. Горький.
Антон Павлович Чехов – известный во всем мире писатель и драматург, им было создано более трехсот различных произведений, которые были переведены более чем на 100 языков.
Родился Антон Павлович в г. Таганрог, в семье владельца бакалейной лавки Павла Егоровича Чехова.
Как признавался сам писатель: «В детстве у меня не было детства», так как ему очень много приходилось помогать отцу в лавке.
1868 году Антон Павлович стал посещать греческую школу, именно здесь он получит свой первый псевдоним «Чехонте?», которым его наградит учитель Закона Божьего Фёдор Платонович Покровский.
В дальнейшем у Чехова будет множество псевдонимов
А. Достойнов-Благороднов,
Дон Антонио Чехонте,
Некто
Брат моего брата
Врач без пациентов
Шиллер Шекспирович Гёте
Человек без селезёнки
Прозаический поэт
Вспыльчивый человек
Цынцыннатус
Шампанский
В гимназии Чехов издавал юмористические журналы, писал рассказы и сценки.
В театр юный писатель попал в 13 лет и влюбился в него навсегда.
1876 году отец Чехова разорился, семья переехала в Москву, а Антон Павлович остался доучиваться в гимназии.
В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге, переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Н. В. Склифосовского, Г. А. Захарьина.
Он проработал несколько лет уездным врачом в Чикинской «больнице и даже заведовал больницей в Звенигороде.
Параллельно с этим Чехов активно печатался. В 1879 году Чехов дебютировал в печати, он поместил в журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.».
Чехов сотрудничал со многими юмористическими журналами того времени, писал много, но, по его словам, «мелочишку». Попытался он написать роман, но из этой затеи ничего не вышло.
1890 году А.П. Чехов неожиданно для всех отправляется на Сахалин, где он много общается с людьми, даже политическими заключенными и делает много заметок и записей, которые в дальнейшем будет активно использовать в своем творчестве.
По возвращении на большую землю писатель проживет 5 лет в Москве, потом переедет в подмосковное Мелихово, а потом и вовсе отстроит имение в Ялте и большую часть времени будет проводить там из-за обострившегося туберкулеза.
В 1900 году Чехов был избран в число почётных академиков по разряду изящной словесности Академии наук. Однако в 1902 году он откажется от этого звания, после распоряжения императора Николая II аннулировать избрание Максима Горького в почётные академики.
А.П. Чехов умрет летом 1904 года на курорте в Германии от туберкулеза. Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с могилой своего отца.
Существует более 100 экранизаций его произведений, 12 музеев, посвященных ему, 9 театров носят имя А.П. Чехова и даже кратер на Меркурии.
А.П. Чехов по праву считается мастером юмористического рассказа. Очень многие его рассказы затрагивают социально-значимые темы.
Рассмотрим некоторые из них
Первый рассказ «Хамелеон», напечатанный в 1884 году. У слова хамелеон 2 значения, прямое и переносное.
Хамелеон –это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, а также беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”.
Сюжет рассказа прост. Золотых дел мастера Хрюкина укусила собака, и он требует, чтобы полицейский надзиратель Очумелов и городовой Елдырин наказали её хозяина. Начинается выяснение, кому принадлежит собака, и решение Очумелова будет меняться в течение рассказа несколько раз, а зависеть оно будет от того, принадлежит щенок генералу Жигалову или нет.
Так как рассказ – то малый прозаический жанр, каждое слово в нем значимо и должно быть проанализировано. Начнем с фамилий главных героев.
Очумелов. Фамилия произошла от глагола очуметь « Потерять соображение, одуреть.»
Хрюкин- хрюкать значит издавать отрывистые звуки, так говорят о свинье.
Чехов неслучайно дает золотых дел мастеру фамилию Хрюкин, потому что тот в действительности ведет себя как свинья.
То есть напишись, Хрюкин издевается над собакой, та его кусает, а он после этого причитает: «Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...»
Очумелов действительно выглядит как человек, потерявший разум, ведь его реплики противоречат одна другой. Сначала он грозит:
«Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!»
А уже через минуту, узнав, что собака может принадлежать генералу говорит: «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал... И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака — нежная тварь...»
Таким образом, мы с вами видим, что Антон Павлович Чехов здесь с успехом использовал распространенный литературный прием говорящих фамилий. Который появился еще в 17 веке и был очень любим классицистами.
Далее стоит обратить внимание на речь Очумелова. Она наполнена вопросительными и восклицательными предложениями.
В его речи присутствуют ругательства: болван, кузькина мать.
А фразы: «что значит собака и прочий бродячий скот» говорит об очень низком интеллектуальном уровне.
То есть перед нами грубый, необразованный человек, который привык командовать. И в этом и состоит весь ужас ситуации, тот самый знаменитый «смех сквозь слезы» Чехова.
Обратите внимание на то, как меняется способ обращения к пострадавшему, пока Очумелов не знает, чья эта собака золотых дел мастера он именует Хрюкиным, собаку считает бешеной, как только появляется подозрение, что собака генерала или брата генерала, Хрюкин превращается в свинью и болвана. А про собаку говорится, что «Собака — нежная тварь...», Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец!»
И уже то, что щенок кого-то покусал вызывает лишь улыбку.
Очумелов 6 раз меняет свое решение
Таким образом мы видим, что Хамелеон в этом рассказе –Очумелов, но не только он.
Хамелеоном является и толпа, которая вначале сочувствует мастеровому, а в конце рассказа злорадствует, хамелеоном является и сам Хрюкин, который заискивает перед городовым, но обижает щенка и уже не требует никаких компенсаций, когда узнает, что собака принадлежит брату генерала.
В данном произведении автор выступает против типичного социального явления того времени- отсутствия чувства собственного достоинства.
А название «Хамелеон» приобретает символический смысл.
Перейдем к следующему рассказу А.П. Чехова
Главный герой рассказа Денис Григорьев, он откручивает гайки с железнодорожного полотна и делает из них грузила. Его действия могут привести к тому, что поезд сойдет с рельс, погибнут люди. Следователь отправляет Дениса в тюрьму, но тот так своей провинности и не осознает.
Начнем разбор произведения с анализ внешнего вида главного героя: «…мужичонка впестрядиной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видны из-за густых, нависших бровей…На голове целая шапка давно нечесаных, путаных волос…Он бос».
Внешний вид героя свидетельствует не только и не столько о бедности, сколько о неопрятности героя.
О герое больше всего скажет его речевая характеристика.
Чехов активно использует в речи персонажа просторечные слова, Денис постоянно переспрашивает или задает вопросы, он так или иначе в речи обращается к религии, при этом вся его речь вертится лишь вокруг рыбалки.
Судя по речи героя, мы можем сделать вывод, что это очень недалекий человек. Его трагедия заключается том, что он искренне не понимает, в чем его вина, ведь он никого не убивал.
Стоит также обратить внимание на черты раболепия у Дениса это и прибавление частицы –с на конце слова, и постоянные упоминания о том, что «вы и образованные», «вы лучше знаете».
Оба персонажа говорят на русском языке, но не понимают друг друга и не слышат.
-А ты не мог не знать, к чему ведет это отвинчивание... он приговаривается к ссылке в каторжные работы.
— Конечно, вы лучше знаете... Мы люди темные... нешто мы понимаем?
— Всё ты понимаешь! Это ты врешь, прикидываешься!
— Зачем врать? Спросите на деревне, коли не верите... Без грузила только уклейку ловят, а на что хуже пескаря, да и тот не пойдет тебе без грузила.
— Ты еще про шилишпера расскажи! — улыбается следователь.
— Шилишпер у нас не водится... Пущаем леску без грузила поверх воды на бабочку, идет голавль, да и то редко.
— Ну, молчи...
Сам Чехов говорил, что он на месте следователя отпустил бы Григорьева, потому что наказание без осознания, за что оно получено, не имеет смысла.
Рассказ называется «Злоумышленник», в этом слове два корня зло и мыслить, но Денис не хотел дурного, причиной его поступка является его необразованность. Он не способен мыслить.
Название здесь носит иронический характер.
Следующий рассказ, о котором мы поговорим это рассказ «Размазня» 1888
В данном рассказе название отражает черты характера главной героини. Рассказчик, у которого Юлия Васильевна работает гувернанткой, решил преподать ей урок. Перед нами разворачивается диалог, в котором несчастную гувернантку нещадно обкрадывают, 80 рублей жалованья превращаются сначала в 60 рублей, затем в 41, а потом и вовсе в 11. Однако героиня никак не отстаивает свои права.
Обратим внимание на глаголы, которые использует Чехов, описывая действия гувернантки.
Она постоянно шепчет и дрожит, несмотря на то, что она права, она должна отстаивать свою честь, но она этого не делает.
Отношение автора к героине проявляется в тексте несколько раз. С одной стороны, жалость, а с другой- злость. Автор злится на гувернантку, потому что она не имеет сил, чтобы отстоять свою честь и правоту. Именно из-за таких людей на свете легко быть сильным. Чужая слабость точно провоцирует наглецов.
Здесь, как и в предыдущих двух рассказах Чехов осуждает раболепие и слабохарактерность.
Итак, во всех трех рассказах чехов выступает как обличитель общественных пороков. Для этого он использует сатиру – как в рассказе «Хамелеон», иронию в «Злоумышленнике».
Чехов не дает прямых характеристик героям, он раскрывает персонажей через их речь, поведение.
Чехов пытается донести до читателя мысль о том, что чувство собственного достоинства есть неотъемлемая часть личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе «И о луне можно написать хорошо, а уж на что тема истрепанная». (А.П.Чехов)

Урок русского языка «И о луне можно написать хорошо, а уж на что тема истрепанная». (А.П.Чехов)    проведен для учащихся 11 класса в системе уроков изучения и обобщения мате...

Тест по литературе 6 класс А.П.Чехов

Тест о жизни А.П.Чехова  представлен в виде презентации...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

Викторина к презентации "А.П. Чехов." 5 класс

Викторина к презентации "А.П. Чехов." 5 класс...

Технологическая карта урока литературы на тему "Хамелеон" А.П. Чехов 7 класс

Урок литературы в 7 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий. На уроке использовано фонозапись текста рассказа Антона Павловича Чехова "Хамелеон"...

«ПУСТЬ НА СЦЕНЕ ВСЕ БУДЕТ... КАК В ЖИЗНИ» (А. П. ЧЕХОВ) (ЧЕХОВ – ДРАМАТУРГ)

Цели: рассказать о Чехове-драматурге, дать представление о некоторых особенностях чеховской драматургии; выявить первоначальное впечатление о пьесе «Вишневый сад».Ход урокаI. Вступительное...