Программа по развитию речи "Учимся правильно читать"
рабочая программа по литературе (5 класс)

Программа «Учимся правильно читать» разработана с целью обучения правильному чтению, желанию  читать и знакомиться с миром литературы.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен,

разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир литературы. Но чтобы понять это, необходимо правильно читать. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».

(В.А. Сухомлинский)

Чтение – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без

увлеченности. Недостаточно было бы лишь научить школьника какому-

то количеству слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии внимательности, желании и умении правильно читать.

Чтение – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения чтением в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой

деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной

речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

Занятия по чтению занимают важное место в решении практических задач,

которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно читать, обогатив

речь учащихся, обеспечить разностороннее развитие школьников. Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст, в том числе и  школьный период.

Опыт работы в коррекционной школе показал, что процесс чтения у детей с ограниченными возможностями интеллекта чаще всего сводится к чтению изученных букв, сочетания слов и предложений. Очень редко за словами текста наши ребята слышат определённый смысл, мысли автора. Происходит это потому, что у детей с ОВИ очень слабо развито образное мышление. Им подчас очень трудно представить какие-то образы, тем более оценить поступки героев, сравнить их поведение, уловить главную мысль прочитанного. Причиной этому помимо психофизических особенностей наших детей  является плохая техника чтения.  Более 50% наших ребят владеют слоговым чтением или чтением слог+слово, что, конечно же, затрудняет понимание прочитанного. Или же чтение носит монотонный характер, без экспрессивной окраски, что также отрицательно сказывается на понимании текста.

Именно поэтому  программа «Учимся правильно читать» разработана с целью обучения правильному чтению, желанию  читать и знакомиться с миром литературы.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен,

разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир литературы. Но чтобы понять это, необходимо правильно читать. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

Данная программа является шагом к реализации коммуникативного подхода к обучению родному языку  школьников.

Исходя из этого, в программе  особое место отводится упражнениям по исправлению дефектов речи, развитию устной монологической речи, работе со словом.

Для успешного проведения занятий по данной программе используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный

материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, чистоговорки, скороговорки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие

воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность, открывают для

детей прекрасный мир слова, учат любить и чувствовать родной язык.

Содержание и методы обучения программы «Учимся правильно читать» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках чтения, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Задачи программы:

Обучающие:

· приобретение знаний, умений, навыков правильного чтения;

· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельному чтению;

· совершенствование общего языкового развития учащихся;

· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;

· обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;

· учить пользоваться разнообразными видами литературы;

Развивающие:

· развитие интереса к чтению как к учебному предмету;

· развитие чувства слова и сообразительности;

· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

· развитие мотивации к изучению чтения;

Воспитательные:

· воспитание культуры обращения с книгой;

· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов,

культуры чтения, мышления;

· воспитание толерантности;

· воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Основные методы и технологии

· информационно-коммуникативные;

· инновационные технологии;

· технология обучения в сотрудничестве;

Организация деятельности  школьников на занятиях основывается на

следующих принципах:

· субъектно-деятельностный подход;

· научность, доступность;

· сознательность и активность;

· наглядность;

· занимательность;

· связь теории с практикой.

Основные принципы:

• принцип взаимодействия (ученик - учитель, ученик-ученик);

• принцип личностно-ориентированного подхода;

• принцип позитивного восприятия образовательной среды;

• коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи,

которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;

• этико – эстетический (осознание детьми изобразительных средств языка,

культуры речевого поведения);

• концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи

при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более

интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых

способностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

· обучать составлению плана и последовательности действий решения

учебной проблемы совместно с учителем;

· учить работать с планом, сверяя свои действия с целью, корректировать

свою работу, вносить необходимые дополнения в работу;

· формировать умение объективно оценивать свою работу в диалоге с

учителем и одноклассниками;

· формирование волевой саморегуляции как способности к преодолению

препятствий.

Познавательные УУД:

· осуществлять анализ и синтез;

· устанавливать причинно-следственные связи;

· строить рассуждения;

· составление целого текста из его частей, самостоятельное достраивание

текста и предложений недостающими компонентами;

· поиск и выделение необходимой информации;

· структурирование знаний;

· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и

письменной форме;

· пользоваться словарями, справочниками.

Коммуникативные УУД:

· адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

· высказывать и обосновывать свою точку зрения;

· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку зрения;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

· задавать вопросы,

· создавать атмосферу эмоционально-позитивного отношения к процессу

сотрудничества;

· слушать собеседника, ориентироваться на его позицию, отличную от

собственной, уважать иную точку зрения, уметь обосновывать собственную;

· договариваться, находить общее решение;

· уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения;

· развивать и воспитывать правильное речевое поведение.

Личностные УУД (регулятивный компонент):

•формировать способность адекватно судить о причинах успеха или неуспеха своей

работы, связывая это с усилиями, трудолюбием и стараниями;

· формировать познавательный мотив - интерес к новому;

· формировать чувство прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с

отечественной художественнойкультуры.

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 10 минут в течение урока (68 занятий, по 2 занятия в неделю).

Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 6-9-х классов.

Ожидаемые результаты

а) конкретные ожидаемые результаты:

· повышение уровня техники чтения, развития устной и письменной речи учащихся, основных ее параметров;

· психологическое благополучие и здоровьесбережение детей в учебной деятельности;

· получение более глубоких знаний по чтению;

б) результаты детской продуктивной деятельности:

· словотворчество учащихся;

· участие в конкурсах различных уровней.

Дальнейшее развитие программы

В дальнейшем идеи программы будут реализовываться и развиваться с учётом наработанного опыта и индивидуальных способностей обучающихся.

Тематическое планирование для 6-го класса

Тема занятия

Цель

Дидактический материал

1

Проверка техники чтения с занесением результатов в дневник чтения.

2

Занятие по «чистоговорению»

Исправление дефектов речи, подбор индивидуальных чистоговорок

Чистоговорки на различные согласные

3

Занятие по «чистоговорению»

4

Занятие по «чистоговорению»

5

Занятие по «чистоговорению»

6

Занятие по «чистоговорению»

7

Обучение правильному дыханию, дыхательной гимнастике

Организация правильного дыхания при чтении

8

Обучение правильному дыханию, дыхательной гимнастике

9

Обучение правильному дыханию, дыхательной гимнастике

10

Обучение правильному дыханию, дыхательной гимнастике

11

Чтение текста с различным темпоритмом

Научиться читать текст в максимальном темпоритме

Детские небольшие рассказы

12

Чтение текста с различным темпоритмом

13

Чтение текста с различным темпоритмом

14

Чтение текста с различным темпоритмом

15

Чтение текста с различным темпоритмом

16

Контроль техники чтения

17

Чтение текстов различной экспрессивной окраски (грусть, радость, размышление и др.)

Научиться чувствовать настроение текста, уметь передавать это настроение голосом

Детские стихотворения

Д.Хармса, А.Барто, С.Михалкова

18

Чтение текстов различной экспрессивной окраски (грусть, радость, размышление и др.)

19

Чтение текстов различной экспрессивной окраски (грусть, радость, размышление и др.)

20

Чтение текстов различной экспрессивной окраски (грусть, радость, размышление и др.)

21

Чтение текстов различной экспрессивной окраски (грусть, радость, размышление и др.)

22

Чтение текстов различной экспрессивной окраски (грусть, радость, размышление и др.)

23

Чтение газеты, интонация, пауза

Учиться правильному чтению публицистической статьи

Газеты, журналы

24

Чтение газеты, интонация, пауза

25

Чтение газеты, интонация, пауза

26

Чтение газеты, интонация, пауза

27

Чтение стихотворений о природе. Приём паузы.

Учиться читать, используя паузы в чтении

28

Чтение стихотворений о природе. Приём паузы.

29

Чтение стихотворений о природе. Приём паузы.

3031

Чтение стихотворений о природе. Приём паузы.

32

Чтение текстов с вопросительными и восклицательными предложениями.

Обучению чтению с интонацией вопроса и восклицания.

33

Чтение текстов с вопросительными и восклицательными предложениями.

34

Чтение текстов с вопросительными и восклицательными предложениями.

35

Чтение текстов с вопросительными и восклицательными предложениями.

36

Чтение текстов с вопросительными и восклицательными предложениями.

37

Чтение текстов с прямой речью, диалогом. Работа в паре.

Обучение чтению диалогов, интонация паузы

38

Чтение текстов с прямой речью, диалогом. Работа в паре.

39

Чтение текстов с прямой речью, диалогом. Работа в паре.

40

Чтение текстов с прямой речью, диалогом. Работа в паре.

41

Чтение текстов с прямой речью, диалогом. Работа в паре.

42

Проверка техники чтения

43

Составление текстов различной экспрессивной окраски

Обучение составлению и чтению текстов различной экспрессивной окраски

44

Составление текстов различной экспрессивной окраски

45

Составление текстов различной экспрессивной окраски

46

Составление текстов различной экспрессивной окраски

47

Составление текстов различной экспрессивной окраски

48

Работа с таблицами Шульте.

Выработка внимательности, беглости взгляда

Таблицы Шульте

49

Работа с таблицами Шульте.

50

Работа с таблицами Шульте.

51

Работа с таблицами Шульте.

52

Работа с таблицами Шульте.

53

Чтение «по диагонали». Техника беглого чтения.

Обучение технике беглого (поверхностного) чтения.

Отрывки из текстов.

54

Чтение «по диагонали». Техника беглого чтения.

55

Чтение «по диагонали». Техника беглого чтения.

56

Чтение «по диагонали». Техника беглого чтения.

57

Чтение «по диагонали». Техника беглого чтения.

58

Знаки препинания в тексте и как их «читать».

Обучение правильному чтению предложений с различными знаками препинания.

Отрывки из текстов.

59

Знаки препинания в тексте и как их «читать».

60

Знаки препинания в тексте и как их «читать».

61

Знаки препинания в тексте и как их «читать».

62

Знаки препинания в тексте и как их «читать».

63

Самоподготовка.

64

Самоподготовка.

65

Самоподготовка.

66

Контрольная проверка техники чтения.

67

Контрольная проверка техники чтения.

68

Анализ работы за год, рекомендации на лето.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Обучающиеся в рамках реализации программы «Учимся правильно читать» приобретут необходимые знания, умения и навыки правильного чтения. У них появится интерес к самостоятельному чтению, совершенствованию своей техники чтения.

Обучающиеся получат навыки правильной  организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. А также научатся коллективному обсуждению прочитанного, умению высказывать свою точку зрения.

Литература.

1. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь . М.,2000.

2. Шукейло В.А. Чтение в начальных классах. Сочетание традиционных и

нетрадиционных форм обучения. — СПб: 1998.

3. Львов М.Р. Методика развития речи  школьников. М., Просвещение.

1985.

4. Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе .

— СПб: 1996.

5. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. - М.

Просвещение.,1999.

6. « Учимся думать о себе и о других» Санкт – Петербург, «Специальная

литература», 1997.

7. Шанский Н.М. В мире слов . М., 1990.

8. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М., 1990.

9. Н.Г.Волохова Вместе круглый год М., Центр «Педагогический поиск», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно читать?

Главной задачей при обучении чтению является выработка у детей таких навыков как: правильность, выразительность, беглость и сознательность чтения....

Как правильно читать книги на английском языке.

Чтение - один из наиболее интересных и эффективных способов расширения словарного запаса. Чтение очень важно. За счет чтения можно не только узнать много нового, но также значительно повысить общий ур...

Как нужно правильно читать книги на английском языке

Чтение - один из наиболее интересных и эффективных способов расширения словарного запаса. Чтение очень важно. За счет чтения можно не только узнать много нового, но также значительно повысить общий ур...

Как правильно читать книги на английском языке

Развитие профессиональной компетентности как фактор повышения качества образования...

"Как правильно читать книгу"

рекомендации для учащихся "Как правильно читать книгу"...

Как правильно читать ребенку сказку? Советы родителям.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным....

Как правильно читать детям сказки.

    Консультация для родителей. Рекомендации по чтению сказок для детей любого возраста. Основные моменты на которые необходимо родителям обратить внимание....