Презентация к уроку литературы в 11 классе "Мастер и Маргарита" М. Булгаков
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Старченко Наталья Дмитриевна

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Мастер и Маргарита" М. Булгаков

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мастер и Маргарита» Подготовил учитель Русского языка и литературы Старченко Наталья Дмитриевна

Слайд 2

«Мастер и Маргарита» - итоговое и самое значительное произведение писателя М.Булгакова .

Слайд 3

Долгая работа над романом (8 редакций) с зимы 1928/29 года до самой смерти писателя в 1940 году.

Слайд 4

На одной из рукописей он сделал пометку: «Не умереть, пока не закончу».

Слайд 5

«Мастер и Маргарита» - это плод отчаяния и выход из отчаяния сильного человека. Это философский итог жизни, и это духовное возмездие бюрократии, навеки заспиртованной в свете вечности. Как в поэме великого итальянца, здесь каждый навеки пригвожден к своему месту. Поражает благородная завышенность требований к художнику, то есть к самому себе» Фазиль Искандер

Слайд 6

Название романа Существовали варианты названия романа такие, как: «Черный маг» «Сатана» «Черный богослов» «Князь тьмы» «Копыто инженера»

Слайд 7

Роман не был опубликован при жизни писателя. Впервые напечатан в журнале «Москва» в 1967 году (№№ 1-2). Роман вызвал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. Он удивляет своей неисчерпаемостью. Не укладывается в традиционные, привычные схемы.

Слайд 8

Перекличка с «Фаустом» Гете пронизывает все действие романа М.А.Булгакова ;

Слайд 9

Из «Драматических сочинений» С.Ермолинского «Слушали его с изумлением. Еще бы! Неожиданность каждой новой главы ослепляла…Но потом некоторые говорили мне шепотком: «Конечно, это необыкновенно талантливо. И, видимо, колоссальный труд. Но посудите сами, зачем он это пишет? На что рассчитывает? И ведь это же может…навлечь! Как бы поосторожнее ему сказать, чтобы он понял. Не тратил силы и времени так расточительно и заведомо зря…»

Слайд 10

Роман Булгакова посвящен вечным проблемам, существующим в настоящем так же, как и много веков назад: Истина и справедливость как высшие общечеловеческие ценности Человек и власть Внутренняя свобода и несвобода человека Добро и зло, вечное их противостояние и борьба Верность и предательство Пагубная страсть людей к наживе Милосердие и всепрощение

Слайд 11

Проблема веры как величайшей нравственной ценности Различные «лики» веры: Вера в мнимые ценности – Босой Страх потери веры – Мастер Всесильность веры в любовь и добро – Маргарита, Иешуа

Слайд 12

Жанр романа Роман можно назвать и бытовым , и фантастическим , и философским , и автобиографическим , и любовно-лирическим , и сатирически м . Он многожанров и многопланов. Все тесно переплетено, как в жизни. Жанр романа можно определить как роман-миф (по мнению М.Элиаде , миф представляет такую художественную структуру, которая воплощает всё, систематически повторяющееся в жизни человечества)

Слайд 13

Своеобразие композиции романа

Слайд 14

Роман включает в себя два повествовательных плана. Их сочетание позволяет создать полотно, отличающееся эпическим размахом и философской глубиной. Каждому плану соответствует своя временная система Сатирический (бытовой) план: Москва 20-30гг. настоящее Действие продолжается четыре дня и время течет в традиционных рамках. Символический (библейский или мифологический) план: древний Ершалаим прошлое Действие продолжается в течение одного дня (бесконечная полночь или вечный день) и наступает «вечный покой» Воспоминания о прошлом и предсказание будущего

Слайд 15

Композиционный принцип «роман в романе» Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа . Связующая роль Мастера, написавшего роман об Иешуа Ряд отражений создает впечатление перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность.

Слайд 16

С точки зрения композиции необычно и то, что герой, Мастер, появляется лишь в 13 главе («Явление героя») Сознательно, порой демонстративно подчеркивая автобиографичность образа Мастера, автор говорит о том, что судьба Мастера-Булгакова закономерна: в стране «победившего социализма» нет места свободе творчества, есть лишь запланированный «социальный заказ». Мастеру нет места в этом мире – ни как писателю, ни как мыслителю, ни как человеку. Этим Булгаков ставит диагноз обществу.

Слайд 17

Наличие в романе различных пространственных и временных уровней, смешение прошлого и настоящего, реального и потустороннего: Три пласта: настоящее , прошлое и вневременное измерения Взаимосвязь трех пластов повествования через решение общих философских, нравственных и социальных проблем

Слайд 18

Общий принцип построения романа – многоплановость , переплетение разнообразных начал: трагического (гибель Иешуа ) комического (сцена в театре «Варьете») реального фантастического сатирического лирического

Слайд 19

Принцип «зеркальности» событий Наличие для каждого события пласта «двойника» в другом: беседа о вере Понтия Пилата и Иешуа – беседа о вере Воланда и Берлиоза две «версии» смерти Мастера и Маргариты

Слайд 20

Принцип «сквозных» персонажей Присутствие отдельных персонажей в разных планах повествования: Воланд на своем балу, на балконе Понтия Пилата, в театре «Варьете»

Слайд 21

Взаимопроецирование образов романа Существование триад персонажей: Понтий Пилат – Воланд – профессор Стравинский Пес Пилата – кот Бегемот –милицейская собака Тузбубен Азазелло – Кот – Фагот Афраний – Крысобой – Банга Гелла – Наташа - Низа

Слайд 22

Персонажи–«двойники»: Иешуа – Мастер (нравственный или творческий подвиг, учение Иешуа и роман Мастера) Левий Матвей и Иван Бездомный (продолжатели дела своих учителей) Иуда и Алоизий Могарыч (предательство ради выгоды)

Слайд 23

Принцип объединяющих образов-символов и образов-лейтмотивов: Изнуряющая жара на Патриарших прудах (солнце «разбито на куски») и в Ершалаиме (солнце «лопнуло» в момент казни) Очистительная гроза , обрушившаяся на Москву и Иудею Вечные символы – солнце , луна , туча , молния – силы природы Хронологические совпадения состояния природы – утреннее солнце, послеобеденные тучи, вечерняя гроза

Слайд 25

Наличие «скреп» «Скрепы» - повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую – подчеркивают объективность происходящего

Слайд 26

Цветовые переклички Тревожно-желтые цветы в руках Маргариты Плащ Понтия Пилата с кровавым подбоем Невысыхающая черно-красная лужа у ног Понтия Пилата

Слайд 27

Стилистические совпадения Сходство отдельных деталей, ритма фраз в описании Ершалаима и Москвы

Слайд 28

Сложная трехмирная структура романа с разветвленной системой действующих лиц позволила автору максимально замаскировать сатирический пафос произведения. Переключив внимание читателя на хитросплетения поступков героев и их сложные взаимоотношения, Булгаков дает яркую картину московского быта конца 1920-х годов, решенную как гротеск, переходящий в фантасмагорию .

Слайд 29

Основным средством создания гротеска становится художественная деталь : бытовая портретная символическая Детали придают необходимую автору достоверность происходящего и локализуют повествование в пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам литературы по изучению романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация содержит иллюстративный материал к урокам по изучению романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"....

Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...

Презентация к уроку по роману "Мастер и Маргарита"

История создания романа, основные проблемы....

Проблема финала романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" - презентация к уроку литературы в 11 классе

Проблема финала романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" - презентация к уроку литературы в 11 классе...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....