В. А. Жуковский. Баллада «Светлана»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Технологическая карта урока литературы в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_a_zhukovskiy_ballada_svetlana.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     В. А. ЖУКОВСКИЙ. БАЛЛАДА «СВЕТЛАНА»

Педагогические задачи: углубить представления обучающихся о романтизме; способствовать постижению своеобразия художественного мира В. А. Жуковского: тончайший психологизм, «мелодия чувств», неудовлетворенность действительностью, элегическая грусть, мечтательность, постижение «невыразимого», устремленность к идеальному, таинственному, созданному воображением поэта, утверждение ценности человеческой жизни; развивать умение обучающихся проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета

Образовательные ресурсы: программа русского романтизма

Планируемые результаты

Предметные: понимание ключевых проблем изученного произведения литературы XIX века; связи литературного произведения с эпохой его написания

Метапредметные: 

•• познавательные – овладение умениями создавать обобщения, делать выводы;

•• регулятивные – осуществлять контроль деятельности; овладение умением оценивать деятельность;

•• коммуникативные – овладение умениями организовывать учебное сотрудничество; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Личностные: проявление эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера; российской гражданской идентичности; овладение коммуникативной компетентностью

Организационная структура уроков

Этап уроков

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Экспресс-опрос

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

 А. С. Пушкин

Записывают в тетрадях программу русского романтизма .

                     Программа русского романтизма

1. Внимание авторов к «внутренней, задушевной жизни человека… таинственной почве души и сердца» (В. Г. Белинский).

2. Присутствие субъективной авторской оценки, выражающей в большинстве случаев настроения людей, родственных ему своим мировоззрением.

3. Романтический герой – яркая, исключительная личность. Он страдает от несоответствия окружающего мира и идеального представления о нем, но желает жить в этом мире и быть понятым им. Однако будничная повседневность не влечет писателей-романтиков, поэтому действие часто переносится в прошлое или в некие экзотические страны.

4. Интерес к фольклору и национальной истории.

5. Романтический герой идеален: он красив физически и духовно, способен на самопожертвование во благо других.

6. Представление необычных характеров в исключительных обстоятельствах, где проявляются страсти, неукротимая мощь и свобода героя. Интерес к человеческой индивидуальности, бессознательному, интуитивному.

Владеют навыками конспектирования

II. Краткие био-
графические сведения о поэте (сообщения обучающихся).

Работа со статьей учебника

(с. 113–122)

Предлагает послушать сообщения обучающихся
о В. А. Жуковском, выполнить работу с учебной
статьей

Внимательно слушают.

Работают с учебной статьей

Владеют навыками работы с учебной статьей.

Владеют способами конструктивного взаимодействия

III. Чтение и коллективный анализ элегии «Море»

Вопросы:

1. Выделите основные поэтические образы. Проследите за развитием лирического сюжета.

2. Какие состояния человеческого духа передает образ моря?

3. Почему невозможно кажущееся согласие между морем и небом?

Отвечают на вопросы

Владеют способами конструктивного взаимодействия

IV. Чтение-пересказ баллады «Светлана»

Беседа по вопросам:

1. Как менялось ваше настроение во время чтения баллады?

2. Что составляет ее сюжет?

3. Как в балладе отразился интерес Жуковского к обычаям русского народа, его фольклору?

4. Какую роль в балладе играет пейзаж?

5. Какие характерные признаки романтического миро-
ощущения нашли свое отражение в «Светлане» Жуковского?

6. Особенность переводов В. А. Жуковского («У меня почти все или чужое или по поводу чужого – и все, однако, мое».)

Читают текст, отвечают на вопросы

Владеют навыками осознанного чтения.

Владеют способами конструктивного взаимодействия

V. Выразительное чтение обучающимися стихотворений Жуковского («Невыразимое», «Эолова арфа», «Ночной смотр», «Лесной царь», «Перчатка»)

Предлагает выразительно прочитать стихотворения В. А. Жуковского

Читают стихотворения

Владеют навыками выразительного чтения

VI. Итог уроков.

Рефлексия учебной деятель-
ности

Выразительное чтение стихотворения
А. С. Пушкина «К портрету Жуковского».

– Над какой темой работали? Что нового узнали? Что было интересным на уроке?

– Какие задания выполняли? В чем испытывали затруднения? Почему?

– Оцените свою работу на уроке.

Выразительно читают стихотворение.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Владеют навыками выразительного чтения.

Владеют навыками систематизации и обобщения, самооценки.

Домашнее задание: написать сочинение-отзыв
на тему «“Светлана” В. А. Жуковского – баллада
о русской старине» по схеме:

I. Тезис (основная мысль, которую необходимо доказать в работе).

II. Доказательства:

1. Аргументы:

а) …; б) …; в) …

2. …

3. …

III. Вывод

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Принимают и сохраняют учебную задачу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Раз в крещенский вечерок" В. А. Жуковский баллада "Светлана"

Данная презентация может быть использована на уроках литературы по программе Кутузова при изучении темы "Литературная баллада. Баллады В. А. Жуковского"...

В.А. Жуковский. Баллада "Светлана"

Цель урока- познакомить учащихся с творчеством Жуковского, рассмотреть народность и поэтичность баллады «Светлана», способствовать постижению своеобразия художественного мира Жуковского: тончайший пси...

Урок по литературе "В. А. Жуковский. Баллада "Светлана"

Урок по литературе в 6 классе на тему: "В.А.Жуковский. Баллада "Светлана"...