II. Объяснение нового материала – Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством А.С. Пушкина, а точнее поговорим о теме поэта и поэзии в его лирике. Откройте ваши тетради, запишите число и тему урока «Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина». Эта тема традиционна для русской поэзии. В разное время к ней обращались такие поэты, как М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, А. А. Ахматова и многие другие. А. С. Пушкин не был исключением: в его творчестве тема поэта и поэзии занимает центральное положение. Поэт по-своему осмысляет ее, дает оценку поэтическому творчеству, роли поэзии в жизни поэта, в жизни общества. Творчество А. С. Пушкина условно разделяется на этапы. Если обратится к самому раннему его творчеству, лицейского периода, то можно увидеть, что еще юного поэта уже начинает волновать тема поэта и поэзии. Самое первое опубликованное стихотворение А. С. Пушкина «К другу стихотворцу» (1814), посвящено этой теме. В стихотворении молодой поэт задумывается о жизни поэта, его труде и приходит к выводу, что труд поэта значим не менее, чем труд другого человека. Следующий этап творчества А. С. Пушкина – Петербургский. Основная тема этого периода творчества поэта – тема свободы, о которой подробно мы поговорим на следующем уроке. Этап творчества, сменяющий Петербургский, чаще всего именуют Южной ссылкой. Как мы выяснили на прошлом уроке, в этот период творчество А. С. Пушкина развивается под воздействием литературного направления «романтизм», поэт обращается к истории, философской лирике, к темам дружбе и любви. После Южной ссылки, как вы помните с первого урока, посвященного биографии А. С. Пушкина, следует Михайловская ссылка. «Разговор книгопродавца с поэтом» Уже в ее начале, в 1824 году поэт обращается к теме поэта и поэзии и пишет стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Стихотворение было напечатано как предисловие к «Евгению Онегину». В «Разговоре книгопродавца с поэтом» проявился кризис пушкинского романтизма. Недаром А. С. Пушкин издал его как своеобразное введение, настрой на реалистический роман в стихах. Это стихотворение – прощание с романтизмом и начало реалистического периода в творчестве поэта. Давайте прочитаем его.
Анализ стихотворения – Какова особенность формы данного стихотворения? – Стихотворение написано в форме диалога. – Как вы думаете, чем объясняется выбор этой формы? –Диалогическая форма стихотворения передает конфликтность точек зрения Книгопродавца и Поэта на вопросы искусства. – Какова точка зрения Книгопродавца на поэзию? – Книгопродавец, человек рациональный, оценивает поэзию как продукт, за который в зависимости от его качества можно выручить больше или меньше денег. – Хорошо. А каков взгляд Поэта на поэзию? – Поэт считает, что способность писать – это нечто интимное и сокровенное, что принадлежит только ему, что делиться вдохновеньем нельзя. – Как в репликах Поэта отразилась эстетика романтизма? Найдите строки, в которых отражен основной романтический конфликт. – Блажен, кто про себя таил Души высокие созданья И от людей, как от могил, Не ждал за чувство воздаянья! Блажен, кто молча был поэт И, терном славы не увитый, Презренной чернию забытый, Без имени покинул свет! – Ответ ученика: В этих строках прослеживается явный протест, четкое противопоставление себя, как творца, «презренному» обществу. – Правильно. Однако за юношеской романтической спесью уже просматриваются черты Пушкина-реалиста, автор как бы выступает судьей в споре Книгопродавца и Поэта, и, кажется, что А. С. Пушкин пытается дать определение поэзии прежде всего для себя самого. Теперь давайте обратимся к последним репликам Книгопродавца и Поэта. Какой ответ является содержательной кульминацией стихотворения? – Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать. – Что означают эти строки? – Автор стихотворения осознает, что продажа рукописи не означает продажу собственного таланта, собственного призвания. – Хорошо. И в финале стихотворения мы видим, что Поэт соглашается продать свою рукопись: «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся». «Разговор книгопродавца с поэтом» показывает, что в сознании Пушкина происходит некий слом в понимании роли поэта. Если лирический герой пусть, может быть, внутренне и не соглашается с тем, что поэзия должна быть доступна для народа, то, по крайне мере, не выражает ярого протеста против такого рационального понимания роли поэта.
«Пророк» Более зрелым стихотворением, в котором раскрывается тема поэта и поэзии, является стихотворение «Пророк», написанное уже в конце Михайловской ссылки, летом 1826 года. В нем А.С. Пушкин уже всерьез размышляет над ролью поэта и над тем, кто такой поэт вообще. В «Пророке» много церковнославянизмов и архаизмов, поэтому прежде, чем вы услышите текст, познакомимся со смыслом слов, вышедших из употребления. «Пророк» – в религиозно-мистическом представлении – провозвестник, истолкователь воли бога. Пушкин частично использует «Откровения» библейского пророка Исайи. Носитель правды, справедливости. «Серафим» – в переводе «огненный», «сжигающий»; это название одного из высших ангельских чинов; серафимы изображались шестикрылыми. «Ангел» – по учению христианской религии – доброе сверхъестественное существо (в отличие от демона – злого духа), действующего по воле бога. «Зеницы» – глаза. «Персты» – пальцы. «Десница» – правая рука. «Виждь» – смотри. «Внемли» – слушай, вникай. «Глаголом» – словом.
Анализ стихотворения – Каким изображен лирический герой в начале стихотворения? – В начале стихотворения мы видим человека с высокими запросами, томимого духовной жаждой, т.е. стремящегося к творческой деятельности. Но он стоит на «перепутье» – не знает, чем и как утолить «духовную жажду», а поэтому не живет, а «влачится», прозябает. – С кем сравнивается поэт? – С пророком. И поэт, и пророк одинаково важны для человечества, и Бог призывает их к служению для блага людей. – Какой путь проходит поэт, прежде чем стать пророком? – Проходит путь от грешника, который «влачился» без цели в «пустыне мрачной», до возродившегося, очистившегося, проникшего в тайны бытия пророка. – Что делает посланник Бога Серафим для того, чтобы грешника превратить в поэта? – Серафим преобразует всю природу человека: у грешника открылись глаза, он получил чуткий слух, вместо «празднословного» и «лукавого» языка – «жало мудрыя змеи», вместо «сердца трепетного» – «угль пылающий огнем». – Пророк стал видеть и слышать то, что не могут видеть и слышать обычные люди, но не только это позволило измениться: «как труп в пустыне я лежал». Чего еще не хватало для того, чтобы стать настоящим поэтом? – Необходима также высокая цель, идея, благодаря которой поэт творит и которая придает смысл тому, что он делает. И Бог вкладывает в пророка свою божественную волю: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей – Зачем лирического героя лишают трепетного, колеблющегося, взволнованного, наполненного надеждами и страхом сердца? – Лирического героя лишают трепетного сердца, чтобы он твердо мог говорить правду, без колебаний. – Правильно. Пророческий дар требует твердости и безжалостности. Как композиционно можно разделит это стихотворение? На сколько частей? – Стихотворение можно разделить на 3 части. 1. Встреча с Серафимом, 2. Превращение в пророка, 3. «Бога глас ко мне воззвал». – Как Пушкин определил задачи поэта, назначение поэзии? – Особая миссия поэта в обществе, сходная с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину, «глаголом жечь сердца людей», т.е. словом зарождать мысли, сомнения, вызывать чувства в сердцах людей. – Как вы думаете, для чего нужны Пушкину в стихотворении библейские образы и использование высокой книжной лексики? – Для характеристики высокого назначения поэта и поэзии. – Давайте запишем вывод по этому стихотворению в тетрадь: «Пророк» – поэтическая декларация Пушкина, определяющая принципиальное для него положение об особой миссии поэта в обществе, сходной с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину, «глаголом жечь сердца людей».
Итог – Сегодня на уроке мы познакомились со взглядами А. С. Пушкина на задачи поэта и поэзии. В течение жизни менялось мировоззрение поэта, в соответствии с этим претерпевала эволюцию и тема поэта и поэзии, всегда оставаясь верной идеалам свободы, высокой гражданственности и патриотизма. |