Урок-конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Лучшее исполнение обрядовых песен среди уч-ся 5-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-konkurs_na_luchshee_ispolnenie.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК-КОНКУРС НА ЛУЧШЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ
ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН
Задачи деятельности учителя: создать условия для организации и проведения конкурса исполнителей обрядовых песен; способствовать формированию представления об исполнительском мастерстве; развивать интерес к русскому фольклору.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
∙ ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к произведениям устного народного творчества; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; владеть навыками устного рецензирования выразительного чтения (или исполнения) обрядовых песен, исполнения актеров;
∙ коммуникативная сфера: владеть навыками исполнительского мастерства обрядовых песен, выразительного чтения.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к самовыражению.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
∙ познавательные: отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, ресурсах Интернета и других источниках;
∙ регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке;
∙ коммуникативные: проявлять готовность участвовать в коллективном выступлении.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (выразительное чтение, письменный ответ на проблемный вопрос).
Интернет-ресурсы:
1. Литература. 6 кл. : Методические советы. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/metod/poluhina/2.htm
2. Обряды. Обычаи. Праздники. – Режим доступа : http://www.ocnt.isu.ru/sborniki/sb2000/obryad.htm
Оборудование: книжная выставка «Обрядовые песни русского народа»; эпиграф урока – плакат «Я не распространяюсь о важности народной песни. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа» (Н. В. Гоголь); иллюстрации картин художников: Е. Биткин «Хоровод», Б. Кустодиев «Масленица», «Жатва», «Сенокос», К. Маковский «Святочные гадания».
Сценарий урока
Я не распространяюсь о важности
народной песни. Это народная история,
живая, яркая, исполненная красок, истины,
обнажающая всю жизнь народа.
Н. В. Гоголь
I. Организация начала урока. Постановка целей и задач урока.
Звучит фонограмма. Исполняются масленичные песни.
– Сегодня на уроке, который проводится в форме конкурса на лучшее выразительное чтение (исполнение) обрядовых песен, у каждого из вас есть выбор: либо быть индивидуальным исполнителем, либо – членом небольшого творческого коллектива, состоящего из трех человек.
Договоримся о порядке проведения конкурса. Перед выступлением вы объявляете название песни. Исполняете выбранную вами песню. Далее отвечаете на вопросы учителя и одноклассников.
После выступления всех участников будут подведены итоги урока-конкурса членами жюри.
II. Выборы членов жюри конкурса. Ознакомление с картой оценивания обрядовых песен.
– Предлагаю выбрать состав жюри в количестве трех человек.
Учащиеся называют фамилии одноклассников, которых они хотели бы видеть в составе жюри.
– Уважаемые члены жюри, займите свои места. Решите, кто из вас возьмет на себя роль председателя жюри. Изучите карту оценивания исполнения обрядовых песен, расскажите о критериях оценки.
КАРТА ОЦЕНИВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН
УЧАЩИМИСЯ __ КЛАССА
№ п/п | Фамилия, имя | Название песни | Общее впечатление | Мастерство исполнения | Наличие костюма, элементов костюма | Итоговое количество баллов |
Члены жюри: _________________________________
Учащиеся называют фамилию, имя председателя жюри. Объявляют критерии оценки: общее впечатление, мастерство исполнения, наличие костюма или элементов костюма. Максимальное количество баллов по каждому критерию – 5.
– Дорогие ребята, исполнители обрядовых песен! В качестве пожелания я приведу слова Николая Васильевича Гоголя (они являются эпиграфом нашего урока-конкурса), который был прекрасным знатоком фольклора: «Я не распространяюсь о важности народной песни. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа». Удачных вам выступлений!
III. Исполнение обрядовых песен учащимися.
Учащиеся исполняют обрядовую песню (по выбору), отвечают на вопросы учителя и учащихся.
– Почему вы выбрали именно эту песню, чем она интересна для вас?
– Что вы знаете о том, когда и где исполнялись такие песни?
– Какую манеру исполнения, на ваш взгляд, предполагает выбранная вами песня?
– Как вы считаете, удалось ли вам справиться с исполнением этой обрядовой песни, насколько удалось?
– Прокомментируйте выбор костюма или элементов вашего костюма.
IV. Подведение итогов конкурса. Вручение призов победителям конкурса. Вручение благодарностей «За активное участие в подготовке и проведении урока-конкурса» всем учащимся класса. Рефлексия деятельности.
– Для подведения итогов конкурса слово предоставляется председателю жюри.
Председатель жюри объявляет итоги конкурса исполнителей обрядовых песен.
– Уважаемые члены жюри, выскажите ваши предложения о составе победителей конкурса.
Члены жюри предлагают имена победителей конкурса, обосновывают свое предложение. Председатель жюри вручает победителям конкурса памятные призы: сувениры, книги, наборы открыток и др.
Учитель подводит итоги урока-конкурса и вручает на память об интересном уроке благодарности каждому ученику класса: «За активное участие в подготовке и проведении урока-конкурса исполнителей обрядовых песен».
– Какое выступление, по-вашему, было самым ярким и близким народу, почему? (Высказывания учащихся.)
– Какую оценку составу жюри вы хотели бы дать, какие пожелания высказать? (Высказывания учащихся.)
– Появилось ли у вас желание подготовить концертную программу и рассказать об обрядовых песнях со школьной сцены? (Высказывания учащихся.)
Домашнее задание.
Написать письменный ответ на проблемный вопрос: «В чем красота и мудрость русских обрядов?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урок-конкурс "Лучшее время в году"
Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО, изучающих иностранный язык в цикле ОГСЭ...
внеклассное мероприятие по английскому языку.Конкурс на лучшее исполнение песен о мотивам мультфильмов Уолта Диснея
конкурс на лучшее исполнение песен по мотивам мультфильмов Уолта Диснея предполагает участие учеников 5- 9 классов. Учащиеся знакомяться с творчеством великого мультипликатора и исполняют его сам...
Сценарий школьного конкурса юных чтецов на лучшее исполнение произведений С.А. Есенина «Как прекрасна, Земля, И на ней человек...»
Школьный Конкурс юных чтецов на лучшее исполнение произведений С.А. Есенина «Как прекрасна, Земля, И на ней человек...» является этапом районного конкурса юных чтецов, по...
Внеклассное мероприятие по иностранному языку, посвященное Дню Святого Валентина «Конкурс на лучшее исполнение иностранной песни или стихотворения о любви».
Данное внеклассное мероприятие направлено на приобщение студентов к традициям мировой культуры, ознакомлением с обычаями, легендами празднования этого популярного среди молодежи праздника. Оно проводи...
Положение дистанционного конкурса на лучшее исполнение упражнений Ш. Ганона
Положение дистанционного конкурса на лучшее исполнение упражнений Ш. Ганона...
Концерт-конкурс на лучшее исполнение Этюда
Цель данного мероприятия: повысить технический уровень учащихся, закрепление ранее приобретённых навыкоа для моторики пальцев....