Конспект урока литературы по теме «Чичиков- герой или антигерой? Делец или деловой человек?
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Работа по 9 главе поэмы "Мертвые души" Н. В. Гоголя. Образ Чичикова. Его загадка. Ответы на вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_po_teme_chichikov-_geroy_ili_antigeroy.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы по теме «Чичиков- герой или антигерой? Делец или деловой человек?
Тихоненко Марина Владимировна
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ лицей №533
Красногвардейского района, г. Санкт-Петербурга
Цель урока: обобщить и систематизировать материалы по образу Чичикова, раскрыть истинную сущность героя.
Задачи: развивать умение выделять главное, формировать коммуникативные умения в процессе работы в группе, воспитывать интерес к литературе как виду искусства и учебному предмету, воспитывать внимательное отношение к слову.
Технологии: ИКТ-технологии (презентация по теме), технология практического мышления (умение сопоставлять, сравнивать, задавать проблемные вопросы и отвечать на поставленные), технология саморазвития (умение находить нужный материал), метапредметные связи (история- литература), умение работать в парах и группах.
В тетрадь записываем тему урока. Цель нашего урока отражена в теме. Прочтите определения «герой» и «антигерой» (д\з). Запишите в тетради, какими качествами должен обладать положительный и отрицательный герой.
Думаю, вы согласитесь, что Павел Иванович Чичиков - герой произведения: с ним связаны все остальные персонажи (помещики, Петрушка, Селифан, чиновники, крестьяне, умершие души).
Чичиков-герой неодназначный. Посмотрим высказывания о нем.
1. П. Вайль и А. Генис: «Чичиков — это заурядный серый господин средней руки. «Маленький человек» с маленькими страстями, который слишком мелок для России.»
2. В. Кожинов называет героя «по-настоящему сильной личностью».
3. В. Набоков назвал Чичикова» колоссальным шарообразным пошляком» и считал, «дурак в нем виден потому, что он с самого начала совершает промах за промахом».
4. Исследователь И. Золотусский называет Чичикова «подлецом, но подлецом странным»
5. Н. Чернышевский: «У Гоголя это характер самый трудный».
Попробуем разобраться в этом герое. Для этого обратимся к 9 главе поэмы «Мертвые души». Работа в группах.
Первая: Детство, учеба в городском училище.
Вопросы:
1. Есть ли упоминание о матери?
2. Какие черты характера должны сформироваться у ребенка, у которого было такое детство?
3. Какое наставление дал отец сыну?
4. Чему он учит сына?
5. Какое значение имеет атмосфера, в которой воспитывался Павлуша Чичиков?
6. Какие качества личности были сформированы у Чичикова в детстве и юности?
Вторая: Государственная служба.
1. Каково отношение к службе в казенной палате?
2. Как герой добывает себе место?
3. Как вел себя Чичиков в строительной компании?
4. Зачем поступил на таможню?
5. Каковы пути к повышению?
Третья: Взаимоотношение с чиновниками и помещиками.
1. Присмотритесь к Чичикову, когда он один.
2. Чем хитроумный путешественник похож на тех, с кем он обделывает дела?
3. Какие качества личности помогают Чичикову найти общий язык с помещиками?
4. Что отличает его от «небокоптителей»? Какие качества личности помогают герою войти в доверие к чиновникам?
Запишите в тетради самые яркие качества личности Чичиков, которые помогли ему стать таким, каков он есть. Какие выводы вы сделали? Слушаем
Выступления и делаем выводы, записываем в тетрадь. Сравним
Почему Гоголь закончил 1 том поэмы биографией Чичикова?
а) интрига
б) Чичиков-самый «мертвый» в галерее «мертвых душ»
в) биография героя помогает понять причину появления «мертвых душ»
Можно ли утверждать, что человека формирует среда?
Положительные задатки Чичикова приобрели подлую направленность.
Н. Гоголь прямо называет героя: подлец-хозяин- приобретатель.
Чичикова можно назвать «рыцарем копейки», так как ведущим становится мотив денег. Писатель прозорливо увидел, что во времена николаевской самодержавной крепостнической России, неудержимо сворачивающей на путь капиталистического развития, яростно лезет герой-подлец, хозяин, приобретатель. Чичикова, в отличие от Молчалина, не интересуют чины, «приобретение-вина всему». А приобретение идет нечестно, аморально, лишь бы достичь положения, выбиться в люди. Поэтому такие персоны не гнушаются делать деньги из воздуха.
Что важнее, на ваш взгляд, материальное или духовное? Зачем человеку живая душа? К чему приводит отсутствие моральных принципов и ориентиров?
Следовательно, Чичиков – это герой своего времени. Он делец или деловой человек? Чичиков -делец, антигерой. Он сознательно безнравственен. У него нет живых человеческих чувств, нравственных идеалов и ориентиров, совести, нравственных исканий, метаний, сомнений, любви.
Какую задачу ставил перед собой писатель? Миссия Гоголя- улучшить человека и жизнь в России. Писатель понимает, что будущее за Чичиковыми, а не за «старосветскими помещиками», поэтому Чичиков должен измениться, осознать неправедность своего пути (все аферы заканчивались крахом, имя Павел, как у апостола). Создавая образ Чичикова, автор надеялся на умного читателя, который бы понимал, что это борьба за живую душу. Именно духовность спасет человека, а следовательно, и Россию.
Напишите выводы по уроку.
Д\З. Написать размышление по теме «Чичиков – беда или надежда России?»
Список литературы:
1. Гус М. "Души мертвые и живые" [Книга]. - Москва : "Советский писатель", 1981.
2. Н.В. Беляева, О.А. Еремина Уроки литературы в 9 классе [Книга]. - Москва : "Просвещение", 2009.
3. П. Вайль, А. Генис Родная речь [Книга]. - Москва : Издательство "Независимая газета", 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы по теме "Фаталист" - философское зерно романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Урок по повести "Фаталист" являееся заключительным в изучении романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Разобраться в сложных философских вопросах, а также повторить материал по предыдущим урокам...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Конспект урока литературы по теме «Роман «Герой нашего времени» как социально – психологический роман. Особенности жанра и композиции»,
Данный конспект предназначен для проведения урока литературы в 10 классе. Для него разработана презентация....
План-конспект урока ИЗО по теме: «Четвероногий герой - Кошка» Направление: изобразительное искусство
Конспект занятия по ИЗО на тему: «Четвероногий герой - Кошка» 2-й классВид занятия: занятие-практикум.Цели занятия: познакомить учащихся с нетрадиционной техникой рисования “Сухая кисть”, р...
конспект урока литературы по теме: "И.С.Тургенев. Литературные портреты главных герое рассказа "Бежин луг" 6 класс
К конспекту урока прилагается рабочий лист с таблицей для работы с текстом....
Конспект урока литературы "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"«Княжна Мери». Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? Печорин и водяное общество. Картины природы» (урок 1).
В данной разработке представлен анализ повести "Княжна Мери" (первый урок) с применением проблемной технологии....
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....