О. Генри. рассказ «дары волхвов»
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
О. ГЕНРИ. РАССКАЗ «ДАРЫ ВОЛХВОВ»
Цели: познакомить с биографией писателя; отметить гуманизм в рассказах писателя, легкий юмор; совершенствовать навыки аналитической работы с текстом.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомятся с биографией писателя, его произведениями, художественными особенностями.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
∙ познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
∙ регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;
∙ коммуникативные: владеть умениями работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом.
Методические приемы: устный рассказ, выразительное чтение по ролям, аналитическая беседа.
Сценарий урока
I. Сообщение темы и целей урока.
II. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
– Некоторые американские писатели уступают требованиям издательств, журналов, которые настаивали на непременно счастливых концах и описаниях радужных картин американской жизни. Один из таких писателей – О. Генри (псевдоним Вильяма Сиднея Портера). (Запись на доске.)
– Почти все его рассказы оканчиваются счастливо, а героев очень часто ждут нечаянные удачи. Развязки его произведений настолько неожиданны, что, как ни старается читатель предугадать конец и поступки героев, он всегда попадает впросак: автор поистине неистощим в своей изобретательности.
Помните веселый фильм «Вождь краснокожих»? Два жулика похитили 10-летнего сынишку у богатого гражданина, надеясь получить богатый выкуп. Мальчишка же ничуть не обеспокоен этим происшествием и с большим увлечением играет в индейцев; пещера, где его спрятали, очень подходит для игры. Своими выдумками и проделками озорной «вождь краснокожих» настолько замучил похитителей, что они в конце концов согласились сами заплатить большие деньги его отцу, чтобы как-нибудь избавиться от мучителя.
В рассказе «Родственные души» грабитель забирается в квартиру богача. Оба героя – и грабитель, и его жертва – страдают ревматизмом. Рассказ оканчивается самым неожиданным образом: забыв обо всем, вор затевает с богачом длинный дружеский разговор о том, как лучше избавиться от проклятой болезни, и тянет свою «жертву» в кабачок, чтобы угостить его за свой счет, потому что «только спиртное и может помочь».
Однако в произведениях О. Генри нельзя не заметить большой любви автора к простым людям Америки – фермерам, ковбоям, клеркам, продавцам, к тем, кого называют «маленькими людьми» в мире, где правит «большой бизнес». Именно в этой любви – источник теплого, мягкого юмора писателя.
Кто же он такой, Вильям Сидней Портер?
2. Работа по учебнику.
Чтение статьи Ф. Золотаревской (с. 255), составление плана и последующий пересказ.
ПЛАН (примерный)
1) Детские годы писателя.
2) Девять лет учебы и страсть к чтению.
3) Ранняя трудовая деятельность.
4) Тяга к иностранным языкам.
5) Творчество писателя – источник добра и человечности.
Аналитическая беседа по рассказу «Дары волхвов».
– С кем мы знакомимся в этом рассказе?
– Каковы условия их жизни? Доходы? Как понимаете: «Красноречиво молчащая бедность»? (Бедность не говорит, не заявляет, молчит, но стоит посмотреть вокруг, и она (бедность) сама заявит о себе.)
– Какой вопрос мучил женщину? (Вопрос о достойном подарке Джиму – мужу, который отличался скромностью и достоинством.)
Инсценированное чтение (I вариант).
– Зачитайте диалог Деллы с мадам (со слов «Не купите ли мои волосы...») в поисках подарка для Джима.
– Почему именно платиновая цепочка была куплена? (Как ни великолепны были его часы, а смотрел он на них часто украдкой, потому что они висели «на дрянном кожаном ремешке».)
– Что беспокоило Деллу? («Господи, сделай так, чтобы я ему не разонравилась!»)
Инсценированное чтение (II вариант).
– Зачитайте со слов «Его глаза остановились на Делле... странного выражения».
– Как бы вы объяснили этот взгляд? О чем он говорил? («Джим вышел из оцепенения».)
– Почему он оцепенел? («...На столе лежали гребни... Они стоили дорого».)
– Почему рассказ называется «Дары волхвов» (мудрецов, кудесников)? (Волхвы, потому что подарили самое нужное, лишившись самого дорого, что у них было.)
Задание.
– Прочитайте последний абзац. В рассказе автор использует юмор. Где? («Они были мудры... правом обмена в случае непригодности».)
Словарная работа.
Юмор – смех веселый и доброжелательный (с. 312).
Вывод. Авторское повествование легкое, не лишенное интереса и легкого юмора; но автор смеется не над героями, а над сложившейся ситуацией; героями он восхищается и нас заставляет полюбить их: они легко расстаются с тем, что им дорого, они пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами.
Пересказ от лица одного из героев.
III. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Понравился ли рассказ? Ждали ли вы такой развязки?
Домашнее задание: прочитать рассказ Рэя Брэдбери «Каникулы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе по теме "О.Генри "Дары волхвов".
Урок литературы в 7 классе с презентацией....
урок по рассказу О.Генри "Дары волхвов"
Урок по произведению "Дары волхвов" представляет собой беседу-диалог по тексту на уровне учитель-ученик для выявления в конечном итоге проблемы поставленной автором....
Тест по произведению О.Генри «Дары волхвов».
Тест открытый с ответами...
Урок литературы по рассказу "Дары волхвов"
Урок литературы по рассказу "Дары волхвов" (7 класс)...
Истинные и ложные ценности в рассказе "Дары волхвов"
Урок по рассказу О Генри "Дары волхвов"...
Урок мудрости по рассказу О. Генри «Дары волхвов» (7 класс).
Урок мудрости по рассказу О. Генри «Дары волхвов» (7 класс)....