Ф. А. АБРАМОВ «О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ»
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
Ф. А. АБРАМОВ «О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ»
Цели: подчеркнуть любовь Абрамова к деревне, ее жителям, где зарождались и складывались национальная культура, нравственность, любовь ко всему живому; привлечь к обсуждению авторского призыва к гуманному отношению к тому, что нас окружает.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомятся с произведением Ф. А. Абрамова, художественными особенностями.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
∙ познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
∙ регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
∙ коммуникативные: владеть умением работать индивидуально.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Методические приемы: работа с учебником, аналитическая беседа.
Сценарий урока
I. Сообщение темы и целей урока.
II. Изучение нового материала.
1. Слово учителя о Ф. Абрамове.
– В своем интервью в день 60-летия Абрамов говорил: «Я повторяю, мне выпало действительно счастье остаться в живых...». Уйдя с третьего курса Ленинградского университета на фронт, он получил тяжелое ранение в ноги. Женщина-доктор, которая его оперировала, спасла ему их. Он счастлив, но он не забыл тех студентов, талантливых, одаренных, которые полегли на поле боя.
Вторым счастьем он считает то, что родился в деревне. И в своих романах, повестях, рассказах он писал о деревне, о человеке-труженике, проявляя к нему уважение.
Абрамов любил все живое, особенно любил лошадей, потому что в тяжелые годы, в тяжелые времена они были опорой всей крестьянской жизни.
2. Чтение и анализ произведения.
Чтение учителем рассказа.
Беседа по вопросам.
– Куда уносили автора воспоминания детства, когда с бугра он спускался на луг? (В мир пахучих трав, стрекоз, бабочек, в мир лошадей: кол вбит в землю, лошадь привязана к нему.)
– Какое чувство испытывал автор, когда останавливался возле них? (Они радовали его крестьянское сердце. Он прислушивался к их похрустыванию травой, к недовольному пофыркиванию, если вдруг попадалась несъедобная трава или пыльная. Лошадь – животное чистое.)
– Какая картина вызвала у автора чувство жалости? Зачитайте.
– Что бы вы сказали конюху Николке? (Что же ты издеваешься над животными? Неужели ты не видишь, что земля вокруг кола изгрызена и выбита дочерна? Лошади голодные, мучаются от жажды, им негде спастись от комаров и мошкары. Видно, в тебе души нет! Даже женщины и старушки, проходя мимо, кормят их.)
– Почему Рыжуха, обычно радовавшаяся приходу автора, теперь смотрела на него безучастно, даже хлеб из его рук не брала?
– Для чего автор вводит в рассказ сказочные элементы? (Никто о себе, о своих думах и печалях лучше не расскажет, чем он сам. Вот лошадь и спросила, были ли другие времена для лошадей.)
– Зачитайте строчки (выборочно) о том, как кормили лошадей, лелеяли, скребли, чистили.
– «В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег?» Как объяснить? (Автору, вернувшемуся в деревню в 1947 году, захотелось увидеть Карька (Карий), который спасал многодетную, рано осиротевшую их семью от голода. Услышал в ответ: «На лесном фронте (на заготовке леса) Богу душу отдал. Ты думаешь, только люди в эту войну воевали?». Три года назад автор в Россохах, где когда-то была лесозаготовка, искал останки коня, но не нашел.)
– Как чувствовал себя автор после встречи с лошадьми? (Тоскливо, что же случилось с людьми? Куда же делась та забота, которой они окружали животных? Как очерствели их души!)
Вывод. Автора беспокоит обнищание человеческой души, бывшей когда-то щедрой и широкой, делившейся со слабым последним куском хлеба.
III. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Какова главная тема произведений Абрамова?
– Какие раздумья вызвал у вас рассказ?
– В какой мере он обращен ко всем нам?
Домашнее задание: прочитать вступительную статью «Из автобиографии», с. 174–176, рассказы Е. Носова «Кукла», с. 176–181, «Живое пламя», с. 182–185; и ответить на вопрос: Что питает «писательское вдохновение» и что является неизменной темой писателя Е. И. Носова?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ф. Абрамов "О чём плачут лошади" Презентация в уроку литературы в 8 классе по учебнику Коровиной В. Я.
Презентация по рассказу Ф. Абрамова "О чём плачут лошади" 8 класс Учебник В. Я. Коровиной. Рисунки сжаты...
Ф. Абрамов "№О чём плачут лошади" Урок в 7 классе по литературе. Приложение - презентация
Урок по литературе в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я. с презентацией "О чём плачут лошади"...
Абрамов "О чем плачут лошади?"
Конспект урока по Абрамову и тест по этому же произведению...
Ф. Абрамов. " О чем плачут лошади?"
презентация к уроку литературы в 7 классе...
Урок литературы в 7 классе.Ф.Абрамов "О чем плачут лошади"
Урок состоит из конспекта урока и технологической карты с дидактическим материалом. Карта поможет обучающимся при подготовке к уроку при опережающем обучении. Она способствует хорошему усвоению матери...
Тема: “Ф.Абрамов. “О чем плачут лошади”
Тема: “Ф.Абрамов. “О чем плачут лошади” Цели урока: • познакомить с биографическими данными Ф.Абрамова; про...
Ф.А.Абрамов "О чем плачут лошади"
Самостоятельная работа по тексту....